Напоминание

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Валеева Данелия Айратовна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 374.31

Валеева Д.А., студент

Трофимова Е.В.., доктор пед.наук, проф.

РФ, г.Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО

ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Свободное время относится к центральным ценностям человека,

поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При

этом

сегодня

необходимо

учитывать

прогрессирующую

динамику

производства,

экологическую

опасность

существования

и

жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее

количество возможностей организации свободного времени.

Свободное время и форма его проведения существенно влияет на все

жизненные сферы личности. Свободное время школьников младшего

возраста играет важную роль в развитии их познавательной активности.

Именно это время часто посвящается чтению книг, просмотру фильмов,

телепрограмм, спектаклей. В процессе свободного время провождения дети

узнают новое, относящееся к самым различным сферам познания: они

постигают техническое творчество, расширяют свой кругозор, в том числе и

художественный, ознакомиться со спортом его историей и т.д. В конце

концов, младшие школьники обучаются полноценной организация своего

свободного времени, осваивают разнообразные формы проведения досуга.

Видами организации досуговой деятельности младших школьников,

как в семье, так и в образовательной организации являются активный и

пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а

также самообразование ребенка, которое происходит под руководством

взрослых.

Любой

работник

имеет

спектр

собственных

функциональных

обязанностей, нацеленных на решение конкретных задач, которые решаются

определенными целями и методами работы. Социальный педагог не является

исключением: его работа, так же, как и у других педагогов, обладает

собственной

спецификой

и

нацелена

прежде

всего

на

организацию

свободного времени детей младшего школьного возраста. Школьный

социальный педагог представляет собой педагога-организатора, который

занимается

организацией

и

координацией

досуговой

деятельности

обучающихся, способствующей их воспитанию в свободное время.

С целью выявления особенностей проведения свободного времени

младшими школьниками нами было проведено анкетирование, в котором

приняли участие 20 обучающихся 2-3 классов. Анкетирование показало, что

большинство младших школьников предпочитают проводить свое свободное

время за играми на компьютере или телефоне, в прогулках во дворе со

своими друзьями, а также за просмотром развлекательных программ. При

этом большая их часть хотела бы проводить свое свободное время по-

другому. В качестве наиболее предпочтительных мероприятий с друзьями,

одноклассниками, большинство младших школьников выделило простые

прогулки и игры, спортивные мероприятия, совместное посещение какого-

либо кружка или секции. Относительно проблемных факторов, создающих

помехи для того, чтобы младшие школьники проводили свое свободное

время так, как они хотят, дети отметили отсутствие мероприятий, секций и

кружков, куда бы они пожелали ходить, а также тот факт, что им просто не с

кем ходить.

Кроме того, нами был также проведен мини-опрос родителей на тему

свободного времени их детей. Всего было опрошено 20 родителей. По

результатам опроса родителей было выявлено, что большинство родителей

считают, что их ребенок неэффективно проводит свое свободное время.

Больше половины опрошенных родителей считают, что свободное время

ребенка

необходимо

тщательно

и

целенаправленно

планировать

и

организовывать. По поводу мнения родителей, считают ли они, что уделяют

достаточно внимания организации свободного времени своего ребенка

поступили такие ответы, что родители не знают, куда лучше отдать или

отправить ребенка, не имеют на организацию его свободного времени

достаточно времени или финансов.

Таким образом, опросы, проведенные среди младших школьников, и их

родителей показали, что организация свободного времени осуществляется на

недостаточном уровне как в школе, так и в семье. Зачастую и дети, и

родители не знают, как школьникам лучше и эффективнее проводить

свободное время, не занимаются этим целенаправленно, не понимают

важности его рациональной организации, а также важности педагогической

поддержки в этом плане.

На основании сделанных выводов нами была разработана программа

по помощи младшим школьникам и их родителям в организации свободного

времени детей. После окончания работы мы вновь провели анкетирование

младших школьников и их родителей, по результатам, которого выявили, что

дети стали более осознанно относиться к своему свободному времени. Они

стали меньше времени тратить на компьютерные игры, просмотр телевизора

и прослушивание музыки. Многие дети записались на кружки и секции,

заинтересовались возможностью посещения музеев, театров, выставок и т.п.

Что касается родителей, то они также более осознанно стали подходить к

свободному времени своих детей, в том числе и в рамках семейного досуга.

Рассмотрев

особенности

деятельности

социального

педагога

по

организации свободного времени младших школьников, мы можем сделать

ряд выводов.

1. Любой работник имеет спектр собственных функциональных

обязанностей, нацеленных на решение конкретных задач, которые решаются

определенными целями и методами работы. Социальный педагог не является

исключением: его работа, так же, как и у других педагогов, обладает

собственной

спецификой

и

нацелена

прежде

всего

на

организацию

свободного времени детей младшего школьного возраста. Школьный

социальный педагог представляет собой педагога-организатора, который

занимается

организацией

и

координацией

досуговой

деятельности

обучающихся, способствующей их воспитанию в свободное время.

2. С целью выявления особенностей проведения свободного времени

младшими школьниками нами было проведено анкетирование, в котором

приняли участие 20 обучающихся 2-3 классов. Анкетирование показало, что

большинство младших школьников предпочитают проводить свое свободное

время за играми на компьютере или телефоне, в прогулках во дворе со

своими друзьями, а также за просмотром развлекательных программ. При

этом большая их часть хотела бы проводить свое свободное время по-

другому. В качестве наиболее предпочтительных мероприятий с друзьями,

одноклассниками, большинство младших школьников выделило простые

прогулки и игры, спортивные мероприятия, совместное посещение какого-

либо кружка или секции. Относительно проблемных факторов, создающих

помехи для того, чтобы младшие школьники проводили свое свободное

время так, как они хотят, дети отметили отсутствие мероприятий, секций и

кружков, куда бы они пожелали ходить, а также тот факт, что им просто не с

кем ходить.

3. Кроме того, нами был также проведен мини-опрос родителей на тему

свободного времени их детей. Всего было опрошено 20 родителей. По

результатам опроса родителей было выявлено, что большинство родителей

считают, что их ребенок неэффективно проводит свое свободное время.

Больше половины опрошенных родителей считают, что свободное время

ребенка

необходимо

тщательно

и

целенаправленно

планировать

и

организовывать. По поводу мнения родителей, считают ли они, что уделяют

достаточно внимания организации свободного времени своего ребенка

поступили такие ответы, что родители не знают, куда лучше отдать или

отправить ребенка, не имеют на организацию его свободного времени

достаточно времени или финансов.

4. Таким образом, опросы, проведенные среди младших школьников, и

их родителей показали, что организация свободного времени осуществляется

на недостаточном уровне как в школе, так и в семье. Зачастую и дети, и

родители не знают, как школьникам лучше и эффективнее проводить

свободное время, не занимаются этим целенаправленно, не понимают

важности его рациональной организации, а также важности педагогической

поддержки в этом плане.

5. На основании сделанных выводов нами была разработана программа

по помощи младшим школьникам и их родителям в организации свободного

времени детей. После окончания работы мы вновь провели анкетирование

младших школьников и их родителей, по результатам, которого выявили, что

дети стали более осознанно относиться к своему свободному времени. Они

стали меньше времени тратить на компьютерные игры, просмотр телевизора

и прослушивание музыки. Многие дети записались на кружки и секции,

заинтересовались возможностью посещения музеев, театров, выставок и т.п.

Что касается родителей, то они также более осознанно стали подходить к

свободному времени своих детей, в том числе и в рамках семейного досуга.

Список литературы

1.Абрамов, С.И. Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании /

С.И. Абрамов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия

4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 1 (32). – С. 33-44.

2.Абульханова-Славская, К.А. Общие подходы к изучению личности / К.А. Абульханова-Славская,

А.Н. Славская, Е.А. Леванова, Т.В. Пушкарева // Педагогика и психология образования. – 2018. –

№4. – С. 178-190.

3.Андриянова, И.А. Использование свободного времени монгольскими студентами: дис. ... канд.

социолог. наук: 22.00.04 / И.А. Андриянова. – Улан-Удэ, 2007. – 147 с.

©Валеева Д.А. Трофимова Е.В., 2022