Автор: Казакбаева Марина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УДК 374.31
Казакбаева М.А., студент
Трофимова Е.В.., доктор пед.наук, проф.
РФ, г.Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»
РАБОТА
СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
ПО
КОРРЕКЦИИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка,
когда большие изменения происходят в познавательной сфере. Память
приобретает ярко выраженный произвольный характер, идет интенсивное
формирование приемов запоминания.
В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок
должен овладеть системой научных понятий – основой наук. От ребенка
требуется
развитие
мыслительных
операций.
В
процессе
школьного
обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и
их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Потому данный период развития ребенка требует особого внимания со
стороны родителей, учителей и общества, в целом. Задача окружающих не
только развить в ребенке его потенциал, но и предостеречь от влияния
негативных факторов.
Трудные дети – это те дети, поведение которых отличается от
общепринятых норм. Педагоги к этой категории относят детей разных групп.
Это и одаренные дети, и дети, имеющие различного рода трудности.
Существуют различные определения понятия отклоняющегося от
нормы
(девиантного)
поведения.
В
педагогической
литературе
под
девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном
обществе,
социальной
среде6,
ближайшем
окружении,
коллективе
социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и
воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также
саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек
принадлежит.
Тема девиантного поведения детей младшего школьного возраста
является на сегодня одной из самых актуальных. Численность детей,
характеризующихся девиантным поведением, растет.
Огромная занятость родителей в последствии ведет к отсутствию
должного контроля обучения и поведения детей. Все это подрывает
уверенность
ребенка
в
себе
и
его
способность
к
саморегуляции,
самоутверждению в жизненно важных ситуациях. В итоге формируется
чувство незащищенности и одиночества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня
девиантное
поведение
несовершеннолетних
рассматривается
как
свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-
экономической
ситуации
в
стране,
а
совокупность
фактов
антиобщественного
поведения
и
правонарушений
подростков
на
определенной
территории
—
как
серьезный
показатель
недостатков
проводимой профилактической и воспитательной работы.
Девиантное поведение (лат. deviation — отклонение) — устойчивое
поведение
личности,
отклоняющееся
от
общепринятых,
наиболее
распространённых и устоявшихся общественных норм.
Коррекция – это комплекс педагогических и медицинских мер,
ставящих задачи устранения недостатков развития и поведения личности.
Коррекционная
работа
ставит
целью
изучение
характеристик
развивающейся личности с аномалиями в интеллектуальной, соматической,
психической,
речевой,
сенсорной
и
поведенческой
сферах,
которые
затрудняют социализацию. Знание основных принципов коррекционной
работы позволяет изучать причины отклонений детей младшего школьного
возраста, установить педагогические методы коррекции, формирования
личности ребенка и верно организовать учебный процесс для трудных детей
младшего школьного возраста.
Любая коррекционная работа должна иметь определенные рамки
деятельности и характеризоваться следующими признаками:
1.
В рамках концепции коррекционно-развивающего образования и
воспитания
детей
младшего
школьного
возраста
коррекционно-
педагогическая деятельность занимает центральное положение в едином
педагогическом процессе.
2.
Коррекционная
деятельность
имеет
свое
определенное
направление при реализации учебно-воспитательного процесса.
3.
В процессе воспитания, обучения и развития коррекционно-
педагогическая работа занимает очень важное место.
Коррекция как независимая единица образовательного процесса имеет
независимый выход, взаимодействовать с социальной средой, так как для
коррекционного процесса это не компонент, а окружающее.
Основная задача коррекционно-педагогической работы состоит в
помощи
ребенку
адаптироваться
в
окружающем
мире
и
стать
его
полноправным членом.
Основные линии коррекционной работы:
корректирующее влияние средой;
специальная организация процесса обучения;
целенаправленная подборка культурно-массовых мероприятий;
психогигиена общения и семейного воспитания.
Основными
направлениями
коррекционной
работы
социального
педагога с трудными детьми младшего школьного возраста являются:
нормализация и обогащение взаимоотношений личности ребенка
с окружением, в частности с педагогами и коллективом;
восстановление деформированных у личности положительных
качеств;
регулярное поощрение позитивных качеств;
овладение
и
накопление
жизненного
опыта,
обогащение
практического опыта деятельности в разных сферах жизнедеятельности;
усвоение навыков морального поведения;
устранение отрицательных качеств.
Основные
методы
коррекционной
работы:
принуждение,
переубеждение,
«реконструкция»
характера,
приучение,
переключение,
«взрыв», поощрения и наказания.
Одним из главных направлений в работе социального педагога
является определение увлечений и потребностей, проблем и трудностей,
отклонений в поведении учащихся, конфликтных ситуаций, а также
своевременная помощь. Им строится целый комплекс мероприятий по
развитию, обучению, социальной поддержке ребенка, как в школе, так и в
рамках семьи.
Социально-педагогическая
профилактика
–
это
система
мер
социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной
ситуации развития детей и способствующих проявлению различных видов
его активности.
В
структуре
социальной-педагогической
профилактики
правонарушений выделяют следующие основные задачи:
выявление детей с отклоняющимся поведением;
изучение возрастных и психологических особенностей данной
личности;
разработка
программы
индивидуального
воспитательно-
профилактического воздействия с учетом имеющихся форм и методов,
результативности их применения;
организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-
профилактической
работе
всех
субъектов
социально-педагогической
деятельности, повседневного и непрерывного контроля над образом жизни
подростков
с
девиантным
поведением,
реагирование
на
«срывы»
и
поощрение позитивных сдвигов.
В коррекционно-педагогической работе с трудными детьми важно
обратить внимание на верное строение процесса начального обучения.
Проблема таких детей не в усвоении чтения, письма или счета. Их проблема
заключается в ином. Трудным детям крайне сложно вовлекаться в
деятельность, концентрировать внимание, доводить дело до завершения,
выполнять задания аккуратно.
Коррекционная работа включает в себя ряд аспектов, каждый из
которых важен и неотделим от общей системы коррекционной работы.
1.
Увеличение роли родителей в коррекции поведения. Данный аспект
предполагает:
изучение будущими родителями важнейших аспектов семейной
жизни, семейного воспитания;
создание благоприятной эмоциональной, нравственно-волевых
качеств;
предупреждение воздействия на ребенка таких негативных
факторов как насилие, вредные привычки.
2.
Увеличение роли образовательных учреждений в коррекционной
работе с трудными детьми предполагается:
подготовка педагогов к работе с детьми разных способностей,
стремление преподавательского состава к самосовершенствованию;
создание
наиболее
благоприятной
обстановки
в
условиях
образовательного учреждения для педагогической деятельности;
создание при образовательных учреждениях социальной службы,
способствующей индивидуализации работы с детьми девиантного поведения,
оказывающими помощь учителю и родителям в работе с ними;
3.
Увеличение взаимодействия семьи и школы в предупреждении и
преодолении девиантного поведения детей.
проведение
семинаров,
классных
часов,
мероприятий
для
родителей;
повышение роли родительских комитетов в жизни школы;
посещение учителями на дому, а также помощь в воспитательной
деятельности родителей.
4.
Приобщение детей к участию в позитивных общественных центрах,
организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных).
При работе с трудными детьми младшего школьного возраста
применимы различные методы работы.
Основными видами работы являются:
индивидуальное консультирование;
включение ребенка в тренинговые группы с целью коррекции
негативных эмоционально значимых ситуаций;
индивидуальная работа с системой ценностей ребенка;
обучение социальным навыкам, способам эффективного общения,
конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Для
снятия
напряжения,
расслабления
детей
применяются
релаксационные игры. Важно использовать новые методики. К примеру,
современная арт-терапия.
Основным в коррекционной работе с трудными детьми младшего
школьного возраста должно стать желание помочь детям преодолеть эффект
«застревания» на своих трудностях. Коррекционная работа всегда должна
строиться с учетом положительных качеств ребенка и интеллекта.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно
соблюдать единство требований в работе и общении с детьми, как в школе,
так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.