Автор: Татьяна Геннадьевна Голышева
Должность: мбоу сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: урок литературного чтения
Тема: "Знакомство с буквой М"
Урок литературного чтения
Тема: "Знакомство с буквой М, м"
Цель:
познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой
М.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся со звуками [м] и [м?], буквами М,
м, показать способ чтения прямого слога, учить читать слова и предложения
с изученными буквами.
развивающая: развивать личность ребенка, творческие способности, интерес
к учению, логическое мышление, память, речь.
воспитывающая: воспитывать
чувство
коллективизма,
товарищество,
любовь к животным, этическое отношение к ближнему, умение сотрудничать
в паре.
ХОД УРОКА
1.Организационный
момент.
Актуализация
знаний.
Постановка
проблемной ситуации.
- У меня в руках книга В. Берестова «Читалочка». Как вы думаете, для кого и
о чем может быть эта книга? (Ответы детей). Давайте проверим наши
предположения.
Учитель раскрывает книгу и начинает читать стихотворение И.
Берестова. Ребята договаривают нужные слова.
Ель, топор, лопата, руки
В каждом слове слышим... (звуки).
Звуки эти разные - ... (гласные, согласные).
- Мы с вами уже выучили все гласные звуки. Сколько их? (6). А сколько
букв, обозначающих гласные звуки? (10). Кто из нас сможет найти в кассе
букв и показать эти буквы?
Один ученик работает с кассой букв. Одновременно учитель проводит
игру «Угадай-ка» (отгадывание гласных по артикуляции).
- Я буду называть звуки очень тихо, почти без голоса, и вы по движению губ
попробуйте отгадать и произнести эти звуки вслух. (А. О, У. Э, Ы, И).
- Почему вы считаете, что это гласные звуки? (Гласные звуки мы
произносим голосом, не встречаем преграды во рту)
- Давайте проверим, как вы знаете буквы, обозначающие гласные звуки
(проверка выполнения задания: буквы, обозначающие гласные звуки). (Слайд
2).
-Итак, мы с вами знаем все 6 гласных звуков и 10 букв) которыми они
обозначаются на письме. Попробуем прочитать слово, которое здесь
написано? (Слайд 3).
_-а - а
Учитель: Почему вы не можете прочитать, ведь буквы, обозначающие
гласные звуки, здесь указаны? (Недостает букв, обозначающих согласные
звуки).
Учитель: Вы правы. Хочу только уточнить: не хватает одной и той же
буквы. А какой? Может, стихотворение В. Берестова нам поможет? Давайте
почитаем дальше:
Дружат гласная с согласной.
Образуя вместе... (слог).
Ма и ша, а вместе ... (Маша)
К нам явились на урок.
Учитель: Откройте «Букварь» на с. 62. С какой буквой мы познакомимся
сегодня на уроке?
2. Звуко - буквенный анализ слов Маша, Миши
Учащиеся работают в тетради, двое учеников у доски составляют
схемы слов Маша и Миша.
Взаимопроверка тетрадей учащихся. Проверка выполнения задания
учащимися у доски.
(Слайд 4).
- Чем слова Маша и Миша похожи и чем отличаются друг от друга? (И в
том, и другом слове первая буква М, третий и четвертый звуки в этих словах
одинаковые, то и другое слово имена людей: отличаются эти слова одной
буквой (и-a), но двумя звуками ([м] - [мь]. [а]
[и])
Учитель: Назовите другие слова со звуками [м] и [мь].
3.Знакомство с буквой М
- Назовем еще раз первые звуки в этих словах.
-Знаете ли вы, как на письме обозначаются звуки [м] и [мь]?
Учитель знакомит ребят с буквой М (м). Ребята находят ее в кассе букв
и слогов.
Учитель приглашает к доске двух ребят и предлагает им взяться за
руки. Стоя рядом, они изобразили букву М.
- На что еще похожа буква М? (Ответы детей и работа со слайдами 5-6):
Ребята рассматривают разное начертание буквы М.
Вот качели - буква М\
Здесь качаться можно всем!
(Е. Тарлапан)
Учитель показывает на доске, как пишется печатная буква М (м).
Несколько учеников пишут ее на доске.
Физминутка
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре - Мышки дернули за гири.
Тут раздался страшный гром.
Побежали мышки вон.
Чтение слогов в презентации. (Слайды 7 – 15)
4.Работа с учебником. (“Букварь”с. 62)
Чтение слогов.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’]
интонационно.
5. Чтение слов на доске.
- Прочитайте слова в 1, 2 и 3 столбиках.
- Какое родное слова вы прочитали? (Мама)
- Что такое ум? (Это способность человека, мыслить, основа сознательной и
разумной жизни: “Считать в уме”, “Взяться за ум” - становиться умнее)
- А мимо? (Минуя что-нибудь, например: “Пройти мимо магазина”)
-Что общего у всех этих слов? (В них есть буква “м”)
- Прочитайте слова, в которых 1 слог?
- Как вы их узнали? (Сколько гласных – столько и слогов)
- А теперь прочитайте слова, в которых 2 слога?
- Найдите слово, в котором звуков больше? (яма - 3 буквы, 4 звука,)
-Назовите эту букву, которая в начале слова дает 2 звука? (я)
6. Составление словосочетаний. Работа в паре.
Соотнесение слов и
картинок (Работа с учебником “Букварь” стр.63)
- Найдите картинки, а под ними слова в рамочке.
- Прочитайте слова и назовите предметы, которые подходят к словам по
смыслу.
- Назовите словосочетания.
Проверка (Слайд 16)
Физминутка для глаз
7. Чтение слов, предложений. (Букварь с.62-63)
- Ребята на доске я записала только 3 столбика, 4-й столбик я не записала.
- Найдите его в учебнике на странице 63 внизу под картинками.
- Прочитайте самостоятельно.
- Что вы прочитали, слова или что-то другое? (Мы прочитали предложения.)
- Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов,
выражающих законченную мысль.)
- Как вы догадались? (Предложение пишется с заглавной буквы.)
- Что надо сделать в них? (Закончить по смыслу.)
- Какие предложения у вас получились?
- Сколько слов в этом предложении? (Дети считают.)
8. Самостоятельная работа
Запишите в тетрадь схемы предложений, которые у вас получились.
Моё имя … .
Имя мамы … .
Один ученик выполняет задание за доской. Учащиеся проверяют, ставят +
у себя в тетради, если задание выполнено правильно.
- Найдите слова в которых звуков больше, чем букв? (моё)
9. Печатаем букву “М”
- А теперь давайте научимся печатать букву “М”.
- Рассмотрите буквы в учебнике, какие они? (Печатные)
- Слева какая буква? (Заглавная)
- А справа? (Строчная)
- Они похожи? (Да)
- Из скольких элементов состоит печатная буква?
- Для чего нужны заглавные буквы?
Показ учителем:
Напечатайте слова: УМ, МАМА, ИМЯ.
10. Дифференцированная работа по учебнику
З а д а н и е
д л я
н е ч и т а ю щ и х
у ч а щ и х с я
(под
руководством
учителя):
- Прочитайте записанные на доске слоги.
З а д а н и е д л я ч и т а ю щ и х у ч а щ и х с я (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
П р о в е р к а выполнения заданий.
- Вернемся к слайду 3. Давайте прочитаем слово, которое здесь
зашифровано.
- мама.
11. Рефлексия
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква м?
- А теперь приготовьте фишки, оцените свою работу на уроке. Поднимите ту
фишку, которая соответствует следующим утверждениям:
красная фишка – я доволен своей работой на уроке, мне было интересно, всё
понял по теме урока;
зелёная фишка – я доволен своей работой на уроке, мне было интересно, но у
меня есть вопросы по теме урока;
синяя фишка – я удовлетворён своей работой, но мне было неинтересно.