Автор: Потапова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И. Кузнецова
Населённый пункт: Дмитров, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дмитровская средняя общеобразовательная школа № 1 им. В.И. Кузнецова
Методическая разработка на тему:
Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе.
Учитель начальных классов
Потапова Ирина Вячеславовна
Дмитров
2023 год
Игра является одной из самых древних и наиболее целесообразных
технологий обучения. Игровые технологии указывают положительное
влияние на формирование духовного мира школьников, формирование их
читательского опыта, развитие коммуникативной компетенции, способности
к самостоятельному литературному творчеству.
Под игровыми технологиями принято рассматривать достаточно
обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме
разнообразных педагогических игр. Отличительной особенностью
педагогической игры является четко обозначенная цель обучения и
запланированный в соответствии с ней педагогический результат.
Применение игровых технологий предупреждает утомление. Они
позволяют заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести
знания в более легкой форме. Игра наряду с трудом и ученьем - один из
основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего
существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить
удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру
личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений,
усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности,
а не только от результата (процедурное удовольствие);
ворческий, в значительной мере импровизационный, очень активный
характер этой деятельности («поле творчества»);
В структуру игры как процесса входят:
а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей
игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно
воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно -
рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в
терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в
народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию
учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной
технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы
Приемы .
Приём «Толстый и тонкий вопрос» используется для организации
взаимоопроса.
Позволяет формировать умение формулировать вопросы; соотносить
понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос
предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три
«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
Приём «Хорошо-плохо» направлен на активизацию мыслительной
деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о том,
как устроено противоречие.
Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в
любом объекте, ситуации; разрешать противоречия (убирать «минусы»,
сохраняя «плюсы»); оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая
разные роли.
Вариант 1: Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по
очереди называют что «хорошо», а что «плохо».
Вариант 2: Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию,
для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя
ситуация и т. д.
Пример1. Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в
предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по
очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т.
д.
Приём «Я беру тебя с собой» направлен на актуализацию знаний
учащихся, способствующий накоплению информации о признаках
объектов.
Формирует умение объединять объекты по общему значению признака;
определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; составлять
целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и
называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по
очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением
признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра
продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому
признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки
на уроках. Пример:
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты,
которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты.
Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду
говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у
вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру медузу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой мокрицу.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой
вопрос все они отвечают одинаково?
Д: Он начинается с буквы «М»? У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на
него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего
наш предмет.
Игра «Нарисуй карту».
Учит понимать мысль автора произведения, запоминать детали сюжета.
Учитель читает художественное произведение, после чего дети делятся на
группы и получают задание – нарисовать карту-схему событий. Выиграет
группа, которая лучше всего составит карту произведения.
Прием «Виртуальное путешествие»
Учитель предлагает отправиться в виртуальное путешествие в загадочную
страну, например, имя которой Фольклор, или в Страну сказок и т.д. и дать
названия рекам, горам, морям, используя особенности жанра.
Игра «Мудрецы» проводится с целью привлечь учащихся к
объяснению новой темы.
Несколько человек (чаще 3-4) самостоятельно изучают материал, планируют
свой ответ и готовятся рассказать тему одноклассникам, каждый по своему
разделу или части темы. При подготовке ученики могут использовать
учебники, дополнительную справочную литературу, ресурсы сети Интернет
и даже подготовить задания или вопросы по теме. Обязательно проводится
«репетиция» – учитель выслушивает «мудрецов», помогает им разобраться в
теме и отвечает на их вопросы. На самом же уроке «мудрецы» сменяя друг
друга, раскрывают одноклассникам содержание темы урока. Учителю
остается обобщить сказанное «мудрецами».
Игра «Фотограф»
Учитель показывает детям полоску со знаками, словами, фамилиями,
названиями произведений и т.д., а ученики должны их запомнить за 5 секунд
и «сфотографировать» в тетрадь.
Сочинение загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, сказок.
Игра «Детектив».
Один из игроков назначается свидетелем: он отвечает на вопросы. Остальные
игроки – детективы. Они задают вопросы свидетелю. Каждый детектив
должен делать заметки и заглядывать в свой листок. На вопросы детективов
свидетель может отвечать «ДА» и «НЕТ».
Приём «Словечко наоборот»
Это задание начинается с известной игры «Наоборот».
Тебе скажу я: "Далеко!", А ты ответишь: "Близко!",
Тебе скажу я: "Высоко!", А ты ответишь: "Низко!",
А потом учитель предлагает свои слова.
Тебе скажу я: "Потолок ", А ты ответишь:...
Тебе скажу я: "Босиком ", А ты ответишь:...
Кроссворды, ребусы - отгадывание и самостоятельное составление.
Викторины по литературным произведениям - отгадывание и
самостоятельное составление.
Сказочные объявления, письма и телеграммы - отгадывание и
самостоятельное составление.
Какое объявление может дед Мазай? Дениска и его мама? А кто дает данную
телеграмму? «Спасите, нас хочет съесть Серый Волк!»
«Общее» стихотворение
Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу
учителя передает ее соседу слева. И так до тех пор, пока листок с
законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует
стихотворение и зачитывает его.
«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)
Ученики должны самостоятельно закончить произнесенное или написанное
стихотворение за определенное время, развернув дальнейший сюжет
начатого.
«Небылица за 10 минут»
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок,
чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь ученик пишет
свою фразу. Тоже загибает лист и отдает его другому. Писать разрешается
все, что угодно, но все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие
вопросы: Кто это был (была)? Как выглядел (-а)? Куда пошел (шла)? Кого
встретил (-а)? Что ему (ей) сказал? Что он (она) ответил (-а)? Что ему (ей)
сделали? Какова была его (ее) реакция? Чем вся история закончилась? Вывод
или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок весь разворачивается и
читается получившаяся небылица.
Игра на уроках чтения.
На уроках чтения использую такие игровые задания: «Узнай предмет и назови
произведение», «Подбери к стихам рисунки», «Собери пословицы» и т.д.
Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего,
это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы
было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала
все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который
съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если
стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в
ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст,
мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать
слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с
различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к
художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала
отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают
развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные
логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают
речь ребенка интонационно богатой и выразительной.
Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова
и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах —
зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака —
макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в
случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило
воображение слушателей.
Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают,
подбирая рифму: удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу
король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже
творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение,
и чувство слова, и чувство ритма.