Напоминание

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи во 2 класс. Тема: "Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов"

Автор: Корнилова Александра Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБОУ СКОШИ 5 вида
Населённый пункт: город Улан-Удэ
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи во 2 класс. Тема: "Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи во 2 класс.

Тема: «Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с

использованием опорных слов»

Цель: научиться составлять рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных

слов.

Коррекционно-образовательные:

формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное

высказывание по опорным словам, используя разнообразные языковые средства;

расширять словарный запас существительных и глаголов по теме «Птицы»;

развивать фонематические представления;

совершенствовать грамматический строй и умение составлять предложения;

Коррекционно-развивающие:

развивать мыслительные процессы: сравнения (на примере сравнивания зимующие

и перелётные

птицы),

анализа

и

синтеза

(на

примере

работы

с заданием на

определение нужного звука в слове)

развивать зрительное внимание и восприятие, речевой

слух и

фонематическое

восприятие, память, координацию речи с движением;

развивать способности к самооценке и самоанализу.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с изображением птиц. Сюжетные картинки для составления

рассказа. Сигнальные карточки с изображением птиц для проведения рефлексии,

мультимедийная презентация.

Ход занятия

1 . Организационный момент

Сядет тот, кто подберет слово, которое обозначает птицу и имеет звук [Л] в середине

слова. (Соловей, перепелка, голубь, галка, глухарь и др.)

Он соловей – они соловьи, много кого? соловьёв

2. Расширение активного и пассивного словаря

— Отгадайте загадки.

Дети отгадывают, логопед выставляет предметную картинку-отгадку.

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет?

(Сорока.)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!»

(Воробей.)

Мы в скворечнике живем,

Песни звонкие поем.

(Скворцы.)

С жёлтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?

(Синица)

Как можно назвать все предметы на картинках? (Птицы.)

Посмотрите на картинки, назовите «лишнюю». (Скворцы.)

— Объясните, почему эта картинка «лишняя». (Скворец — перелетная птица, а

сорока, воробей и синица — зимующие птицы.)

- 1 2 3 4 5 Воробей, синица, сорока, скворец.

— Какая птица как голос подает? Закончите предложения:

Утки – крякают

Скворец – свистит

Воробьи – чирикают

Голуби – воркуют

Кукушка – кукует

Журавль – курлычет

Ласточка – щебечет

Соловьи – поют

Совы – ухают

Тетерев – токтует

3. Сообщение темы занятия

— Послушайте стихотворение.

Письма.

На снегу, как на страничке,

Пишут голуби, синички,

Пишет стая снегирей,

Пишет старый воробей

Письма Пете и Андрюшке,

Чтобы сделали кормушки.

(А.Тараскин)

О каких «письмах» птиц говорится в тексте? (О следах)

Если следы оставила, сова то следы чьи? (Совиные)

Если следы оставил воробей, то следы чьи? (Воробьиные)

Если следы оставила синица, то следы чьи? (Синичьи)

Если следы оставила сорока, то следы чьи? (Сорочьи)

Логопед

выставляет

сюжетную

картинку

«Друзья

птиц»,

предлагает

учащимся

рассмотреть ее.

— Как вы думаете, о чем мы будем составлять рассказ?

4. Работа над структурой рассказа

На доске записаны опорные слова:

I. Холодная, вьюги, метели, трудно, к жилью

II. Сделали, насыпали, прикрепили

III. Ветка покачнулась, синички, воробьи, снегири, клевали, щебетали, спасибо

Чтение опорных слов сначала учителем-логопедом, затем слова читают вслух 1—2

ученика.

Что главное в рассказе?

Предложите название рассказа. (Друзья птиц.)

Составим по опорным словам предложения, у нас получится рассказ.

Прочитайте опорные слова первой части рассказа. Составьте с этими словами

предложения.

Какое время года наступило?

Что происходит в лесу?

Что испытывают птицы зимой?

Куда перебираются птицы?

Пришла холодная зима. Закружились вьюги и метели. В эту зимнюю пору птицам

особенно трудно. Вот и летят они к жилью человека.

— Прочитайте опорные слова второй части рассказа. Составьте с этими словами

предложения.

—Кто пришли на помощь птицам?

—Что сделали ребята?

Мальчики сделали кормушки, насыпали туда семян, сухих ягод. Девочки прикрепили

к веткам березы кусочки сала.

— Прочитайте опорные слова третьей части рассказа. Составьте с этими словами

предложения.

—Что произошло потом?

—Как птицы отблагодарили ребят?

Вот ветка покачнулась. Это подлетели синички, воробьи, снегири. Птицы клевали

корм. Потом они долго сидели на ветках и что-то щебетали. Наверное, они говорили

ребятам спасибо.

5. Физкультминутка

Грач качался в гамаке (Наклоны в стороны)

Гуси — в волнах на реке. (Наклоны вперед—назад)

Мимо голуби летели (Покачивания руками)

И на веточку присели. (Приседание.)

Веточка качается (Покачивания руками)

Неплохо получается.

6.

Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке, опорным словам.

Обращать внимание на смысловую связь между предложениями.

Самостоятельное устное сочинение. Рассказывают 2—3 ученика. Логопед указывает на

последовательность

опорных

слов,

сюжетную

картинку;

редактирует

высказывания

учащихся.

Примерный текст рассказа:

ДРУЗЬЯ ПТИЦ.

Пришла холодная зима. Закружили вьюги и метели. В эту зимнюю пору птицам

особенно трудно. Вот и летят они к жилью человека.

Мальчики сделали кормушки, насыпали туда семян, сухих ягод. Девочки прикрепили

к веткам березы кусочки сала.

Вот ветка покачнулась. Это подлетели синички, воробьи, сне-гири. Птицы клевали

корм. Потом они долго сидели на ветках и что-то щебетали. Наверное, они говорили

ребятам спасибо.

7.

Итог занятия

Чему учились на занятии?

Если занятие было полезным и вам все понятно –посадите птицу в кормушку с весёлым

смайликом

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – то выберите кормушку с

задумчивым смайликом.

Теперь нам пора прощаться.

Расскажите, как вы помогали птицам.

Выучите наизусть стихотворение.

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К нам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну

Самоанализ логопедического занятия по развитию речи во 2 классе.

Тема: «Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с

использованием опорных слов»

Занятие подготовила и провела учитель-логопед Корнилова А.С.

Тип занятия: групповое.

Занятие было рассчитано на учащихся 2 класса, имеющих общее недоразвитие речи 2-3

уровня речевого развития.

В ходе планирования занятия по развитию речи определялась цель:

Научиться составлять рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. Так

же, были мною поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное

высказывание по опорным словам, используя разнообразные языковые средства;

расширять словарный запас существительных и глаголов по теме «Птицы»;

развивать фонематические представления;

совершенствовать грамматический строй и умение составлять предложения;

Коррекционно-развивающие:

развивать мыслительные процессы: сравнения (на примере сравнивания зимующие

и

перелётные

птицы), анализа

и

синтеза

(на

примере

работы

с заданием

на

определение нужного звука в слове)

развивать зрительное внимание и восприятие, речевого слуха и фонематического

восприятия, памяти, координации речи с движением;

развивать способности к самооценке и самоанализу.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать

навыки

сотрудничества,

взаимопонимания,

доброжелательности,

самостоятельности, инициативности, ответственности;

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: карточки с изображением птиц. Сюжетные картинки для составления

рассказа.

Сигнальные

карточки

с

изображением

птиц

для

проведения

рефлексии,

мультимедийная презентация.

Цели и задачи занятия сформулированы в соответствии с особенностями учебного

материала и индивидуальными способностями учеников.

Перед проведением деятельности я продумала содержание и структуру занятия.

Выбранная структура занятия позволяла комплексно решать поставленные задачи,

при их постановке преследовала единство коррекционно – развивающих, обучающих и

воспитательных задач.

Коррекционные задачи ставила конкретно и ориентировала их на активизацию тех

психических функций, которые будут максимально задействованы в ходе данного занятия.

Выбор методов, приемов и средств обучения осуществлялся исходя из возрастных и

индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучающихся.

На данном занятии я использовала как традиционные методы работы:

Наглядные, формирующие, навык детей давать сравнительную характеристику,

например зимующие и перелётные птицы;

методы активизации

и

обогащения

словаря.

Практические, которые приводят в систему полученные знания путем установления

связей между отдельными предметами и явлениями.

Словесные и письменные, используемые для расширения знаний, систематизации,

обобщения, словообразования.

Педагогические технологии:

Личностно – ориентированная модель взаимодействия.

Деятельностный

подход,

который

предусматривает

самоопределение

темы,

постановку учебной задачи, работу с самопроверкой, закрепление пройденного

материала.

Наглядное моделирование речевой деятельности: использование схем, таблиц.

Методы, используемые

на данном занятии,

выполняют

не только

учебную,

но и

развивающую

функцию.

Поэтому,

использовались

задания

с

опорой

на

несколько

анализаторов, чтобы обучающийся не просто слушал, читал, но и делал это с включением

в активную работу психологических функций. Таким образом, используемые методы и

приёмы работали на решение главной цели занятия и поставленных к ней задач.

Осознавая, что грамотное планирование педагогической деятельности способствует

выбору

оптимальных

средств

в

учебно

коррекционной

работе,

особенно

серьёзно

подошла к этому вопросу. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и

коррекции.

Выдерживая

логическую

последовательность

и

взаимосвязь

этапов

занятия,

стремилась к целесообразному распределению времени между ними, обращала внимание

на целенаправленность каждого этапа и его подчинённость общей дидактической цели.

Продуманная структура занятия была направлена на реализацию принципа динамичности

восприятия (задания давались по нарастающей трудности, присутствовала смена видов

деятельности).

Определяя содержание занятия, подбирала лексический, грамматический материал,

игры и упражнения для развития познавательных, психических процессов, двигательных

навыков с учётом индивидуальных и речевых, моторных возможностей учеников.

Стремилась к тому, чтобы сделать занятие не только интересным, но максимально

продуктивным, с высокой речевой активностью детей.

Использовался принцип продуктивной обработки информации:

1. Самостоятельная обработка (при возможности);

2. С помощью учителя – логопеда;

3. С использованием наглядного материала.

Коррекционно

образовательные

задачи

были

нацелены

на

формирование,

формировние

умения

определять

и

раскрывать

тему

текста,

составлять

связное

высказывание

по

опорным

словам,

используя

разнообразные

языковые

средства;

расширение словарного запаса существительных и глаголов по теме «Птицы»; развитие

фонематического представления; совершенствование грамматического строя и умение

составлять предложения.

Коррекционно – развивающая направленность занятия присутствовала в заданиях на

развитие

связной речи,

логического

мышления,

концентрации памяти и внимания, в

использовании загадок и вопросов.

Каждый этап плавно перетекал один из другого, был взаимосвязан с последующим.

Время, отведенное на каждый этап, распределено рационально.

Организационный этап – подобрать слово - название птицы, где есть звук Л дал

положительный

эмоциональный

настрой

и

был

направлен

на

введение

в

тему,

способствовало быстрому вхождению учеников в работу. На начальном этапе занятия

стремилась вызвать интерес к поставленной цели. Подвести учеников к самостоятельному

определению темы занятия. Дети сами сформулировали тему и попытались определить

задачи занятия.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной

форме.

На

каждый

момент

занятия

были

продуманы

наглядные

пособия,

которые

стимулировали и активизировали детей к речевой и мыслительной деятельности. Пособия

достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было

рациональным, продуманным в пространстве.

Для

вызова

интереса

и

активизации

познавательной

деятельности

детей

на

протяжении всего занятия, использовала загадки.

Решению задач по образовательной области речевое развитие способствовали такие

приёмы как: вопросы к детям, работа над ответами детей полными предложениями. В

ходе занятия так же применялись здоровьесберегающие технологи: физкультминутка,

чтобы

помочь

детям

избавиться

от

мышечного напряжения,

которое

накопилось

в

процессе занятия.

Было

использовано

всё

образовательное

пространство

и

продуман

наглядный

материал. В ходе занятия поддерживалась положительная психологическая атмосфера,

поскольку в общении с детьми я, как педагог, использовала демократичный стиль общения,

а

так

же

в

ходе

занятия

использовала

поощрения

и

похвалы

в

адрес

детей,

что

дополнительно стимулировало их к работе.

Итог занятия был организован в виде вопросов и ответов. Дети очень неуверенно

отвечали чувствовалась какая-то растерянность ребят.

Чтобы проверить эмоциональный отклик детей необходимо было выбрать Если занятие

было полезным и вам все понятно –посадите птицу в кормушку с весёлым смайликом.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – то выберите кормушку с

задумчивым смайликом.

Интенсивность урока соответствовала возможностям детей.

Таким

образом, чёткая постановка целей занятия, определение его структуры и

преемственность этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение

их рациональной комбинации (последовательности) – это те условия, которые помогали

мне провести качественное, познавательное, обучающее, интересное занятие.

Я считаю, что поставленная цель и задачи, были выполнены. Длительность занятия

составила 40 минут, что соответствует требованиям СанПин.