Автор: Некипелова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Первомайская средняя школа"
Населённый пункт: с. Кичменгский Городок, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментальная оценка организации развития творческих способностей на внеурочных занятиях по изодеятельности в начальной школе.
Экспериментальная оценка организации развития творческих
способностей на внеурочных занятиях по изодеятельности в начальной
школе
Для оценки результатов с учащимися по выявлению у них уровня
креативного мышления необходимо проведение нескольких этапов, таких
как
констатирующий
эксперимент,
формирующий
эксперимент
и
контрольный эксперимент.
Цель: исследование развития творческих способностей младших
школьников на внеурочных занятиях занятиях по изодеятельности с
помощью нетрадиционных техник рисования и декоративно-прикладного
творчества.
Задачи:
- обобщить опыт по развитию творческих способностей детей
младшего
школьного
возраста
в
практической
деятельности
с
использованием нетрадиционных техник рисования;
-
создать
оптимальные
условия
для
развития
творческих
способностей
младших
школьников
на
внеклассных
занятиях
по
изодеятельности;
- провести исследование по развитию творческих способностей
младших школьников с помощью анкетирования и тестирования по
методике Паля Торренса.
Объект исследования – обучающиеся 2 класса
База исследования – МАОУ «Первомайская средняя школа»
Для организации более эффективной работы по развитию творческих
способностей учащихся младшего школьного возраста и доказательства
необходимости работы в этом направлении необходимо определить уровень
сформированности творческих способностей в экспериментальной группе.
Для определения уровня развития творческих способностей на
начальном этапе учащимся экспериментальной группы были предложены
вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании
с методом интервью.
Анкета:
1. Любите ли вы рисовать?
2. Нравится ли вам, как вы рисуете?
3. Хотели бы вы научиться рисовать лучше?
4. Нравятся ли вам внеурочные занятия по изодеятельности?
Констатирующий эксперимент
Было проведено тестирование учащихся экспериментальной группы
по определению уровня развития творческих способностей на основе
диагностики
креативности.
Для
определения
уровня
творческих
способностей был взят только фактор беглости ответов двух тестов Паля
Торренса: «Завершение фигуры» и «Повторяющиеся линии», потому что
данный фактор характеризует творческие способности человека.
Диагностика креативности по П. Торренсу
Креативность
-
это
значит
копать
глубже,
смотреть
лучше,
исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить
сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать
будущее.
Паль Торренс
Диагностика креативности по П. Торренсу
Тест 1. «Завершите фигуры»
Задание: дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так
же придумать название к каждому рисунку.
Тест 2. «Повторяющиеся линии» Стимульным материалом является
30 пар вертикальных параллельных линий.
Задание: создайте на основе каждой пары линий какой-либо (не
повторяющийся) рисунок.
Результаты диагностики креативности на начало эксперимента
Максимальное количество баллов по двум тестам – 70.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы
каждого участника эксперимента.
Уровни креативности по П. Торренсу:
- 30 – плохо;
- 30-34 – ниже нормы;
- 35-39 – несколько ниже нормы;
- 40-60 – норма;
- 61-65 – несколько выше нормы;
- 66-70 – выше нормы;
- 70 – отлично.
Вывод по констатирующему эксперименту:
По
данным,
полученным
в
результате
констатирующего
эксперимента, можно сделать вывод, что большинство (10 человек) 50%
имеют уровень креативности «норма», 2 человек 12,5% – несколько выше
нормы, 5 человек 25% – несколько ниже нормы, и у 2 учащихся 12,5%
уровень креативности ниже нормы.
Экспериментальная группа набрала 351 балл из 560 возможных.
Средний процент – 55,5 %.
Для удобства сравнения результатов проведенной методике была
составлена диаграмма.
Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости
целенаправленного
педагогического
влияния
на
процесс
развития
творческих способностей младших школьников и повышения интереса
учащихся к рисованию.
Формирующий эксперимент
Цель: развитие интереса и творческих способностей детей на
внеклассных занятиях по изодеятельности.
Чтобы достичь цели детям была разработана система внеклассных
мероприятий по изодеятельности.
Описание формирующего эксперимента:
25 февраля. «Осенний лес». Техникапечатание листьями.
Одной из интересных и необычных техник рисования для младших
школьников является «печатание листьями». Дети любят гулять по
осеннему парку и собирать красивые разноцветные листья деревьев,
кустарников, растений, с помощью которых потом можно рисовать
удивительные
картины
природы
различных
времен
года.
Эту
нетрадиционную технику рисования можно отнести к технике штамповки,
но она требует от детей большей аккуратности и координации движений.
Эта очень необычная техника рисования обязательно заинтересует
детей младшего школьного возраста. К тому же эта деятельность развивает
мелкую моторику, фантазию и мышление детей. Дети достаточно хорошо
владеют этим методом, даже те, кто плохо рисует красками. На сухой лист
наносят одну или несколько красок (лучше гуашь), прижимают лист к
бумаге рисунка и получается отпечаток, но предварительно нужно
обязательно продумать композицию своего рисунка. Недостающие детали
дорисовываются кистью или фломастерами.
3 марта. «Цветочное панно». Метод тычка (пуантилизм)
Другой интересный вариант нетрадиционного рисования, который
мы использовали на своих внеклассных занятиях по изодеятельности –
«метод тычка» (пуантилизм). Для этого метода достаточно взять ватную
палочку или жёсткую кисть. Опускаем в краску или гуашь и точными
движениями делаем тычки на альбомном листе, просто заполняя части
рисунка точками нужного цвета. Палочки или кисть будут оставлять
чёткий, яркий отпечаток.
Рисовать в этой технике не обязательно именно ватной палочкой и
гуашью. Можно рисовать и фломастерами, и ручками, и цветными
маркерами. Как показала практика, детям нравится так рисовать, младшие
школьники достаточно хорошо владеют данным способом. С помощью
этой техники можно рисовать пушистых животных, густой лес, нарядные
цветы, украшать предметы одежды. Такие работы детей всегда радуют
учащихся и родителей, потому что выполненные в этой технике работы
получаются выразительными и красочными.
10 марта. «Снегирь на ветке». Пластилинография
Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая
выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по
объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
«Пластилин» - это материал, при помощи которого осуществляется
исполнение замысла, а «графия» обозначает создание, изображение.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид
нетрадиционной изобразительной деятельности. Он позволяет ребенку
освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более
выразительной и живой. Регулярная работа с пластилином позволяет
младшим школьникам создавать более сложные композиции с помощью
разнообразных и комплексных приёмов. На внеклассных занятиях по
изодеятельности мы использовали
разные виды пластилинографии:
прямая, витражная, контурная и модульная пластилинографии.
17 марта. «Весна пришла». Бумагопластика
Бумагопластика — это изготовление объемных предметов из бумаги.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание,
квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды
бумагопластики широко используются на внеклассных занятиях по
изодеятельности. При работе с бумагой у детей развивает глазомер,
совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимания,
развиваются творческие способности. На своих занятиях мы чаще
использовали такие виды бумагопластики, как объемная аппликация,
торцевание, айрисфолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж.
Контрольный эксперимент
Цель: выявить динамику творческого развития у детей
после
проведения
системы
разработанных
внеклассных
занятий;
уточнить
результаты.
Задачи:
1) повторно провести анкетирование;
2) проанализировать результаты;
3)
сопоставить
результаты
анкетирования
констатирующего
и
контрольного эксперимента;
4) сделать выводы.
После формирующего эксперимента нами было проведено повторное
анкетирование и тестирование учащихся. Детям были снова предложены
вопросы анкеты, и была проведена повторная диагностика уровня
креативности по методике П. Торренса.
Было проведено и повторное тестирование, с целью проследить
динамику
развития
творческих
способностей
учащихся
на
основе
диагностики уровня креативности по П. Торренсу.
Вывод по контрольному эксперименту:
По данным, полученным в результате работы с экспериментальной
группой, можно сделать вывод, что произошли значительные перемены в
развитии
группы.
Большинство
(6
человек)
75%
имеют
уровень
креативности «норма», 1 человек 12,5% – несколько выше нормы, 1
человек 12,5% - выше нормы. По количеству баллов группа набрала 419
баллов из 560 возможных. Средний процент –72,6%.
Для удобства сравнения результатов проведенной методики была
составленасравнительная диаграмма результатов диагностики учащихся по
констатирующему и контрольному эксперименту
Целенаправленная и системная работа по развитию творческих
способностей
младших
школьников
на
внеклассных
занятиях
по
изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования и
разнообразных видов декоративно-прикладного творчества обеспечивает
положительные результаты.
Вывод по экспериментальной работе
Данные внеклассные занятия по изодеятельности повышают интерес
младших школьников к художественной деятельности, развивают мелкую
моторику, усидчивость, творческое воображение и фантазию у детей,
способствуют развитию индивидуальных способностей детей.
Поставленные нами задачи в процессе исследовательской работы
были реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
(утвержден
приказом
минобрнаукироссии от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26
ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
2.. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей
группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2010. –
С.197.
3.. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психологический очерк / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1993. — С. 93
4.. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство
для педагогов и родителей / М. Гариен: [пер. с англ.]. – М.: АСТ, 2011 г.
5.. Григорьев,
Д. В., Степанов, П. В. Социальное творчество
(социально-преобразующая
добровольческая
деятельность)
//
Методический конструктор: пособие для учителя. (Стандарты второго
поколения). Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение,
2011 г.
5.. Интерактивные методы обучения: Учитель – 2014 г.- №5
6. Козловский, О.В. Открой в себе гения. - Донецк, 2015 г. – С. 211.
7. Кривобок, Е.В., Саранюк, О.Ю. Исследовательская деятельность
младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. Волгоград,
2011 г.
8.
Кудрявцев,
В.Т.
Диагностика
творческого
потенциала
и
интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению
/ В.Т. Кудрявцев. М.: РИНО, 2012 г.
9. Мукина, А.Н. Возможности развития творческого мышления
младших школьников во внеклассной работе /
Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.-
№ 31 / том 10 / 2011 г.
10
Резапкина,
Т.
В.
Творческое
мышление
в
условиях
образовательного процесса / Т. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010
г. – № 4.
11.
Степанов,
Е.Н.
Воспитательный
процесс:
изучение
эффективности. - М.: Просвещение, 2011 г. – С. 281
12
Туник,
Е.Е.
Психодиагностика
творческого
мышления.
Креативные тесты. СПб., 2012 г.
13. Харламов, И.Ф. Педагогика: краткий курс: учебное пособие / И.Ф.
Харламов. - 3-е изд. - Мн.: Высш. шк., 2010 г. – С. 211.
14. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитиеодаренных детей / Н.Б.
Шумакова. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 334 с.