Напоминание

Способы повышения мотивации на уроках хакасского языка

Автор: Жанна Владимировна Асочакова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: филиал МБОУ "Бондаревская СОШ "Маткечинская НОШ"
Населённый пункт: аал Маткечик
Наименование материала: статья
Тема: Способы повышения мотивации на уроках хакасского языка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Филиал МБОУ «Бондаревская СОШ» Маткечинская НОШ»

Статья: «Способы повышения мотивации на

уроках хакасского языка»

Подготовила: учитель начальных классов

Асочакова Ж. В..

Способы повышения мотивации на уроках хакасского языка

Главной целью обучения языкам в школе является развитие

коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и

способной к участию в межкультурном общении и в дальнейшем способной

к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде

всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно

мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор

средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники

приступают к занятиям, ни один учитель не может пожаловаться на

отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно

ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в

следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-

либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения

является главной на всех этапах обучения языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении,

установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что

деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной

культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению

деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у

учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую

силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой

целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной

деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные

мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание

условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению,

осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития

мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов

является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами

деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -

общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-

профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать

ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда

интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через

несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура",

начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм

общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает

восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить.

Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес

ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он

еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки

учащихся.

В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать

с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы

игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же

самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м

классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не

проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают"

выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать

такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится

учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к

себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что

многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают

о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не

смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не

понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут

ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить

наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо

установить доверительные отношения. Формализм губит общение.

Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами

всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и

дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности.

Данный принцип заключается не в том, чтобы в

начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок:

мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие -

это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме.

Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что

учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению языками дидактические игры

используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в языковую

атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка",

поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического

коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Оркечек

собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После

изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка

решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на хакасском языке.- Конкурс на самого

вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню

Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что

лишнее он взял?

-"Снежный ком".

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и

т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для

этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к

традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос

лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности

учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные

эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры,

считалки, которые сопровождаются движениями.

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является

погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им

возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи

данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов

интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю

нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации,

уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих

видов уроков своя доминирующая мотивация.

Приёмы работы

Урок хакасского языка может начаться традиционно с фонетической зарядки

или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки

детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для

учащихся?

Игра "Угадай-ка". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет

в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если

угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не

заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение

изученных лексических единиц.

Игра "Большой и маленький". Класс делится на две команды: крестики и

нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели

учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у

доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик

в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :;

назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в

предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность

повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке..

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место

у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но

это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём

драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно,

но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно

реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным

гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя

и продемонстрировать свои знания хакасского языка младшим классом

звучит заманчиво.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о

чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает

хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке

ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и

механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет

способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию

коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как

их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение

языка должно быть удовольствием

Работая учителем хакасского языка много лет, можно сделать вывод, что для

более эффективной реализации целей обучения иностранному языку

необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды

внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает

широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы.

Внеклассная работа помогает учащимся не только увидеть истинные

возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный

эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и

укрепления положительной мотивации к изучению хакасского языка.

Мотивационная сфера – ядро личности.

Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка

положительной мотивации к учебной деятельности.

Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя

понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели: нельзя,

следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Технология развития мотивации учения на уроках хакасского языка и

литературы включает:

1.

Использование кроссвордов, иллюстраций различных занимательных заданий,

тестов, рисунков.

2.

Внедрение новых информационных технологий позволяет реализовать идеи

развивающего обучения, повысить темп урока, повысить объем самостоятельной

работы учащихся.

3.

Игровая учебная деятельность. (чистоговорки, скороговорки, считалки,

национальные игры хакасов)

Методы мотивации:

- Эмоциональные: учебно- познавательная игра, создание ситуации успеха,

свободный выбор задания, стимулирующее оценивание;

- Познавательные: проблемная ситуация, выполнение творческих заданий,

деятельностный подход, мультимедийные презентации;

- Волевые: познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция,

прогнозирование будущей деятельности, предъявление учебных требований,

формирование ответственного отношения к учёбе, рефлексия поведения,

информирование об обязательных результатах обучения.

- Социальные: побуждение подражать сильной личности, поиск сотрудничества,

рецензирование ответов, заинтересованность коллективной работой, развитие

желания быть полезным обществу, сопереживание.

В образовательном стандарте начального общего образования по хакасскому

языку указано о том, что изучение хакасского языка направлено, в том числе, на

воспитание уважительного отношения и интереса к материнскому языку,

чувства сопричастности к сохранению его уникальности; стремления

совершенствовать свою речь, понимать родной язык как транслятора

культурного наследия народа. Одним из требований к уровню подготовки

выпускника при формировании культуроведческой компетенции является

развитие исследовательских способностей, привития устойчивого интереса к

научному способу постижения мира, использования языка для самореализации,

самовыражения и самоактуализации в социуме и активном участии в различных

сферах жизни. В учебниках по хакасскому языку приведены примеры проектов

создания первой книжки- «Моя родословная», «Как встретить гостей»,

«Традиции моего народа» и другие. Младшие школьники самостоятельно

или совместно со сверстниками или со взрослыми собирают необходимую

информацию, планируют варианты решения учебной проблемы, делают выводы,

анализируют и представляют его результаты. Так Чебодаева Альбина

исследовательскую работу начала с целью сопоставить лексическое значение

слов в русском, английском и хакасском языках В сборнике «Сопоставительная

фонетика хакасского и русского языков» профессора В. Г. Карпова пишется о

том, что владение не только родным, но и языками других народов становится

практической необходимостью..Язык любого народа представляет собой

сложную систему, построенную мудрейшим образом. Изучение неродного языка

требует определённых усилий, когда нужно запоминать слова, грамматические

формы, строить предложения, соблюдать мелодику речи. Русский и хакасский

языки свои системы письма строят на базе славяно- кирилловского алфавита. В

хакасском алфавите всего 39 букв, из них 6 знаков /о, у, I,г,н,ч/ обозначают

специфически хакасские звуки, отсутствующие в русском языке. В английском

алфавите 26 букв. Произношение хакасских гласных О, У не составит труда для

тех, кто говорит на немецком, английском или французском языках, так как во

всех этих языках имеются эти звуки. First- первый, girl- девочка; кокло- кукла,

сос- слово. С целью укрепления имиджа хакасского языка идёт активное

использование творческого потенциала учащихся в продвижении хакасского

языка как источника духовного обогащения. Таким образом нужно

способствовать мотивировать обучающихся к умению излагать мысли в

песенной форме.Олег Валерьевич Чебодаев, заведующий музыкальной частью

Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» считает, что тахпах

есть часть человеческого мировоззрения и является одним из жемчужин

музыкальной культуры и частью образовательной системы. Исполнение тахпаха

предполагает образное мышление и философский склад ума исполнителя.

Тахпах - это яркий образный музыкальный пример традиционного

мировосприятия , сама хакасская ментальность, музыкальная структура. М.

Баинов – яркий самобытный поэт. По его словам тахпах – это корень народного

фольклора, который втягивает воду из- под земли и впитывает. Без него наш

язык иссохнет.

***Алтын айахтыг азынны

Салгылдырбин даа алгайзын,

Чазыхтыг чирге тус парзан,

Чайаанын полза, сыххайзын.

Кумус айахтыг азынны

Колбеннетпин дее iскейзiн,

Корiнмес чирге тус парзан,

Худайын полза, сыххайзын.

Язык любого народа - самое высшее проявление культуры. Это он создаёт

духовную культуру народа: эпос, тахпахи, обряды, этику, этикет народа.

Социализация одарённого школьника в настоящее время приобретает особую

актуальность, что обусловлено, с одной стороны, высокой потребностью

общества в одарённых личностях как основного потенциала его развития, а с

другой, проблемами социального становления , присущими этой категории

школьников.

В результате обучения учащиеся используют приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни. Хорошая семья- это та семья,

где помнят прошлое, чтят оставленное предками. Хакасские семьи славились

гостеприимством и добродушием. Каждый ребёнок с первых дней жизни

проходит свою первую, а поэтому самую главную школу- школу семьи.

Родители- первые, самые важные и судьбоносные учителя. Помните: кто слеп

дома, тот и за его стенами ничего не увидит. Уважаемые педагоги, вместе с

семьёй помогите детям постичь смысл жизни… Хакасоведение способно

оживить и оздоровить духовную жизнь края, заложит хорошую основу для роста

гуманитарных кадров. Каждая из школьных дисциплин может быть поставлена

на национальную почву. Привлечение подобного хакасского материала обогатит

представления и учеников, и самих педагогов о каждом школьном предмете.

Сегодня интеллигенция Хакасии это не её малочисленные учёные, писатели ,

артисты, художники. Это её многочисленные учителя. А завтра Хакасии – это

дети, с которыми учителя работают и будут работать в любых бытовых

условиях.

Литература:

1.МО и науки РХ «Стандарты и программы». Хакасское книжное

издательство. Абакан.2010г.

2. И. Л. Кызласов «Хакасоведение в школе» Москва-Абакан. 2002г

3. Министерство образования РХ «Методические рекомендации» Абакан.

2012г

4. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004