Напоминание

"Использование документально - методического комплекса по истории в организации самостоятельной работы студентов"

Автор: Булавина Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Использование документально - методического комплекса по истории в организации самостоятельной работы студентов"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ
Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА:
Использование документально - методического комплекса по истории в

организации самостоятельной работы студентов
. Автор: преподаватель ГБПОУ МАДК им. А.А. Николаева Булавина Татьяна Анатольевна

Актуальность.
В современных условиях модернизации образования основной акцент делается на развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления студентов при использовании на уроках исторических источников. В соответствии с требованиями ФГОС по истории «ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем». Таким образом, исторический первоисточник должен играть главную роль источника информации на уроках истории. Современный урок истории просто невозможно представить без использования документальных источников. Работа с историческим первоисточником - важнейшее средство формирования исторического сознания и мышления студентов. Аналитическая работа с документальным материалом формирует интерес к историческому прошлому, формирует у студентов навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Анализ документальных источников позволяет студентам не просто понять само историческое событие или явление, но и сформировать самостоятельные независимые выводы. Таким образом, использование документально-методического материала по истории, последовательная конкретизация применения его на практике с помощью использования механизмов работы с историческими источниками позволяют успешно развивать познавательную самостоятельность студентов.
Предмет исследования
: использование документально-методического комплекса по истории в процессе самостоятельной исследовательской деятельности студентов,
на примере изучения темы «Великие реформы 60-70гг.

XIX в.».

Проблема:
организация процесса работы с документальным материалом по истории в ходе выполнения самостоятельных исследовательских работ студентов. В ходе работы над проектом студенты должны самостоятельно исследовать широкий круг вопросов, научиться самостоятельно добывать информацию из различных исторических источников. Студенты в ходе работы над проектом выступают в роли эксперта, в своей работе используют исследовательский метод, то есть самостоятельно находят источники и анализируют их. 2

Гипотеза:
формирование самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения и анализа исторических документов значительно повысит эффективность обучения при следующих условиях:  педагогически целесообразного отбора исторических источников, отражающих основные факты и события отечественной и всеобщей истории, связанных с программным материалом, обладающих достаточной информативностью для развития самостоятельности и заинтересованности студентов, доступных по содержанию, объему и соответствующие целям и задачам обучения.  разработки и использования в учебном процессе комплекса познавательных, творческих задач для работы с историческими источниками.  формирования умений самостоятельной работы с историческими источниками: анализ документов, извлечение информации, оценка исторической значимости документа.
Методы исследования:
 изучение и обобщение педагогического опыта;  анализ методических пособий и литературы,  анализ результатов самостоятельных исследовательских работ студентов.
Результаты исследования.
Исследование показало, что использование документально-методического комплекса по истории позволяет:  успешно развивать познавательную самостоятельность студентов.  повысить результативность обучения, развивать логическое мышление студентов.  повысить у студентов интерес и желание работать над решением поставленных задач; выработать умения творчески анализировать и оценивать исторические события и явления.  развивать у студентов более глубокий подход к обучению, формировать более глубокое понимание учебного материала.  овладевать умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.  глубже реализовать воспитательный потенциал истории.  оптимизировать деятельность преподавателя с помощью использования механизмов работы с историческими источниками.
Этапы реализации проекта:
3
ЭТАПЫ ПРОЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ I этап. Организационный Постановка цели и задач СРС с ДМК Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы Уяснение цели и задач самостоятельной работы. Составление плана работы II этап. Актуализация знаний Наблюдение Консультация Применение полученных знаний по истории. Выстраивание основы своей работы. III этап. Основной – работа с историческим документальным материалом и дополнительной литературой Консультация. Контроль за ходом выполнения работы Использование приемов поиска информации. Усвоение, переработка знаний. Самоорганизация процесса работы. Оформление результатов работы IV этап. Заключительный – обсуждение и защита выполненной работы. Подведение итогов и оценка выполнения работы студентов. Оценка и анализ полученных результатов.
Цели проекта:
4

Образовательная
: в овлечение каждого студента в активный познавательный процесс; выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме, обогащение интеллектуальных способностей студентов.
Развивающая:
развитие интереса к предмету, творческих способностей, формирование навыков исследовательской деятельности будущего специалиста, умений самостоятельной работы с историческими источниками; развитие познавательной самостоятельности студентов путем проблемного подхода; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная:
воспитание таких личных качеств как самостоятельность, трудолюбие, организованность, необходимых для становления будущих специалистов, а также личной ответственности за выполнение своей работы. Для достижения поставленных целей в работе решались
задачи
следующего характера:  сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить их  обеспечить доказательность теоретических положений и идей  развить мышление учащихся  научить самостоятельно делать правильные выводы и обобщения  формировать оценочную деятельность студентов
Характеристика методического обеспечения:
документально-методический комплекс по теме: «Великие реформы 60-70гг. XIX в.», дополнительная литература, видеоматериалы, таблицы.
Техническое обеспечение:
презентация к уроку
,
информационные ресурсы, интернет – ресурсы.
Цель:
через анализ исторических источников подвести студентов к пониманию того, почему оказались нереализованными те перспективы, которые открывали перед страной «Великие реформы».
Постановка проблемы:
Реформы Александра II названные современниками «великими», породили глубочайший социально-экономический кризис в деревне, не были последовательными и завершенными, а экономическая жизнь в 1860— 1870-е гг. характеризовалась промышленным спадом.
Работа с документальным материалом.

Крестьянская реформа 1861 г.
5

I.

Используя документальный источник № 1, ответьте на вопросы:
1. Назовите главные цели реформы. 2. Определите правовое положение крестьянства после отмены крепостного права. 3. На каких условиях происходило наделение крестьян землей?
Документальный источник № 1
. Отрывок из
«Манифеста от 19

февраля 1861 года О всемилостивейшем даровании крепостным

людям прав состояния свободных сельских обывателей».
«…..В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными…. Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:
1
. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.
2
. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды.
3
. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.
4
. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.
5
. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста.
6
. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. 6

7.
Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов………. Полный текст документального источника на интернет - ресурсе: Дополнительная литература по теме


Комментарий к вопросу «о размерах крестьянского надела»:
В соответствии с документами об отмене крепостного права Россия условно была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная, степная, в каждой из которых устанавливался минимальный и максимальный размер крестьянского надела. Минимальный размер надела - это тот, меньше которого помещик не мог предлагать крестьянину. Максимальный размер надела – это тот, больше которого крестьянин не имел права требовать у помещика. В каждом конкретном случае размер надела определялся соглашением помещика и крестьянина, оформленным в виде «Уставной грамоты».
II. Используя документальный источник № 2, ответьте на вопросы:
1. На каких условиях крестьянин выкупал землю? 2. Почему выкупная сумма в несколько раз превышала стоимость земли? 3. Определите роль крестьянской общины после 1861 г.


Документальный источник № 2. Из «Положения о выкупе

крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их

усадебной оседлости».

2.
Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.
3.
Приобретение в собственность крестьянами вместе с усадебною оседлостью полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускается не иначе, как с согласия помещика.
4.
При приобретении крестьянами в собственность вместе с усадебною оседлостью полевого надела оказывается, в определенных в сем Положении случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок и само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. 7
Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала........
Раздел II. О СОДЕЙСТВИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К ПРИОБРЕТЕНИЮ

КРЕСТЬЯНАМИ В СОБСТВЕННОСТЬ ПОЛЕВЫХ УГОДИЙ ВМЕСТЕ С

УСАДЕБНОЮ ОСЕДЛОСТЬЮ

65.
В основание для определения размера выкупной ссуды принимается денежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамоте (на основании Местных положений о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях), за предоставенный крестьянам в постоянное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых Местных положениях для исчисления денежных оброков.
66.
Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из 6%, т.е. помножается на 16 2/3. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику на основании ст. 4 сего Положения определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьянами полного по уставной грамоте надела – 4/5 (т.е. 80 к. на рубль); 2) при приобретении надела, уменьшенного на основании ст. 56 – 59 – 3/4 (т.е. 75 к. на рубль).....
113.
Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно, взамен следовавшего помещику за сию землю оброка, по 6 к. на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды, впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными.
114.
Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолжение 49 лет со дня выдачи ссуды..... Полный текст документального источника на интернет - ресурсе: Дополнительная литература по теме
III
.
Работа с видеоматериалом.


Документальный фильм. «Российская империя. Александр II, часть 1. Отмена крепостного права». Ссылка на интернет - ресурс:
Вопросы к видео - источнику:

1.
Почему крестьяне крайне отрицательно относились к Манифесту об отмене крепостного права? 8

2.
Почему реформа породила социально-экономический кризис в деревне?
IV. Работа с художественным источником.
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Чтение Манифеста». Ссылка на интернет - ресурс:
Краткая справка
: Картина написана в 1907. Это одна из немногих картин Кустодиева Б. М. на политическую тему. На картине художника мы видим чиновника в мундире и широком плаще, зачитывающего манифест на крыльце богатого дома с колоннами. Деревья покрыты инеем, все подернуто морозной дымкой, а крестьяне стоят без шапок, покорно и растерянно слушают речь.
Вопросы к источнику:
1. Как восприняли крестьяне Манифест об отмене крепостного права? 2. Почему на картине мы не видим ликования крестьян?
V. Сравнительный анализ. Отмена рабства в США. Отмена крепостного

права в России».
1. Используя документальный источник № 3 и 4, сравните условия освобождения рабов в США и крестьян в России. Документальный источник № 3. Прокламация об освобождении негров. Документальный источник № 4. Гомстед Акт. Акт, обеспечивающий земельными участками тех лиц, которые действительно селятся на государственных землях и обрабатывают их. Ссылка на интернет-ресурс: 2. Заполните таблицу. Проведите сравнительный анализ реформ
.

Аграрный вопрос в США, Пруссии, России. Сравнительная таблица.

Критерии сравнения

США

Пруссия

Россия

Пути решения

аграрного вопроса
Революционный, путем буржуазно- демократической революции Реформа сверху 9

Решение вопроса о

земле
Уничтожение помещичьего землевладения Сохранения помещичьего землевладения
Условия освобождения

крестьян
Раздача земли большими участками за символическую плату Получение крестьянами маленького надела за выкуп
Личная свобода

крестьян
Полная личная свобода Ограничения личных прав
Политические

преобразования
Установление республики Сохранение монархии
Характер развития

капитализма
Быстрое развитие капитализма Фермерский путь в с/х Медленное развитие капитализма
Общая оценка
Прогрессивный, демократический путь Регрессивный, антидемократи ческий
3. Сравните, что общего и в чем различие реформ в США и России.

Общее

Различия
Отмена рабства в США Отмена крепостного права в России
VI. Определите положительные и отрицательные черты реформы.
10
Дополнительная литература
VII. Судебная реформа 1864 г.

Используя документальный источник №5,

ответьте на вопросы:
1. Что изменилось в судебной системе? Какие виды судов были созданы? Какова их роль в развитии гражданского общества? 2. Можно ли назвать судебную реформу либеральной? 3.Способствовала ли судебная реформа ускорению модернизации страны?
Документальный источник № 5. «Высочайше утвержденный

устав гражданского судопроизводства.»

Общие положения.
1. Всякий спор о праве гражданском подлежит разрешению судебных установлений. Примечание. Такие требования административных мест и лиц, коим закон присвоил свойство бесспорных, не допускающих возражений в состязательном порядке, подлежат ведению правительственных, а не судебных установлений. 2. Частные лица или общества, права коих, на законе основанные, будут нарушены распоряжением правительственных мест или лиц, могут предъявить суду иск о восстановлении нарушенных прав; но такой иск не останавливает распоряжения правительственного места или лица, доколе не преследует о том решения суда. 3. Правительственные места или лица не в праве разрешать спорных обстоятельств, возникших при рассмотрении ими какого-либо дела и подлежащих судебному рассмотрению, ни передавать это дело в судебное установление, а только объявляют просителю, что он может обратиться с иском, по установленному порядку, в подлежащий суд.
2. «Высочайше утвержденное учреждение судебных установлений
.
20 ноября

1864».
1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, 11 Положительные черты Отрицательные черты
судебным палатам и правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда. 2. Судебная власть означенных в прошедшей 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные. 5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же Сенат в качестве верховного кассационного суда. не решая дел по существу в общем порядке судопроизводства, наблюдает за охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением всеми судебными установлениями империи. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи. 7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели.... 10. Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются правительством. Присяжные заседатели назначаются особым установленным для сего порядком. Все прочие должностные лица судебного ведомства определяются правительством. ... 12. Мировые судьи состоят по уездам и по городам. Уезд с находящимися в нем городами составляют мировой округ. ... 14. Мировой округ разделяется на мировые участки... 15. В каждом мировом участке находится участковый мировой судья. 16. В мировом округе кроме участковых состоят также почетные мировые судьи. Полный текст документального источника на интернет - ресурсе:
VIII. Земская реформа 1864 г.

Используя документальный источник № 6,

ответьте на вопросы:
1. Для чего, с какой целью был принят закон о земствах? 2. Какими основными вопросами занимались земства? 3. Способствовала ли земская реформа ускорению модернизации страны?
Документальный источник № 6. Высочайшее утвержденное

положение о губернских и уездных земских учреждениях

1 января 1864 г.
1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждаго уезда, образуются губернския и уездныя земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением. 12
2. Дела, подлежащия ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть: I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства. II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства. III. Меры обеспечения народного продовольствия. IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочия меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей. V. Управление делами взаимнаго земскаго страхования имуществ. VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности. VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах. VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными. IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинскаго и гражданскаго управлений и участие в делах о почтовой повинности. 7. Земския учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постановленное, признается недействительным. 9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. Полный текст документального источника на интернет - ресурсе: 4. Изучите таблицу «
Полномочия земских учреждений»
и ответьте на вопрос: Можно ли назвать земскую реформу либеральной?
полномочия, входящие в

компетенцию земств

полномочия, не входящие в

компетенцию земств
1. Строительство, обустройство и содержание школ, больниц 2. Строительство дорог 3. Заведование земскими благотворительными заведениями 4. Право приглашать на работу врачей, учителей, агрономов и других специалистов 1. Изменения порядка избрания членов губернских гласных 2. Введения волостного земства 3. Направление царю предложения об изменение структуры органов государственной власти 4. Обращение к другим земствам 13
5. Выделение средств малоимущим создать общеземскую организацию
IX. Военная реформа 1862-1874 гг.

Используя документальный источник № 7, ответьте на вопросы:
1. Назовите причины военной реформы в России 1862-1874 гг.? 2. Можно ли назвать военную реформу либеральной?
Документальный источник №7. Устав о воинской повинности.
1. Защита прeстола и отечества есть священная обязанность каждаго русскаго подданаго. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. 5. Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. 10. Поступление на службу по призывам решается жеребьем, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутаго ими жеребья, не подлежащия поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение. 11. К жеребью призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду. 12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жеребья, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего устава. 17. Общий срок службы в сухопутных войсках, для поступающих по жеребью, определяется в пятнадцать лет , из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе. 18. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. 20. Указанные в предшедших 17 и 18-й статьях сроки службы установляются собственно для мирнаго времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность. Дополнительная литература по теме:
X. Форма контроля СРС.
14
По результатам проведенного исследования студенты должны подготовить творческий отчет, сформулировав основные выводы по каждому пункту и всей работе в целом. Отчет о проделанной самостоятельной работе должен быть представлен в форме реферата или доклада по итогам самостоятельного исследования по теме, который может быть сопровожден слайдами компьютерной презентации, выполненной средствами программы Power Point.
Список использованных источников и литературы:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Владос, 2003. 2. А.Г. Важенин Конспекты уроков для учителя истории. История России XIX век. М: Владос-Пресс, 2003. 3. Горностаева З.Я «Проблема самостоятельной познавательной деятельности» // Открыт. школа. – 1998, №2 4. Килпатрик В.Х. Метод проектного обучения. Применение целевой установки в процессе изучения истории.- М.:Academia, 2004. 5. Лисова К. И. Использование документов на уроках истории и народоведения/ К. Лисова// Народное образование. – 2001, №5. 6. Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации.- М.: Современное историческое образование, 2000. 7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии в работе источниками на уроках истории. - М.: Педагогический поиск, 1998. 15
8. Фрей К. Проектный метод в работе с источниками: возможности и ограничения. М.: Бельц, 2001. 9. Харламова Е. В. Работы с источниками на уроках истории/ Е. В. Харламова, Т.И. Ильина // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003, №1 10. Эпштейн М. Метод проектов в школе двадцатого века. // Педагогический альманах, – 2002, № 11. 16