"Формирование у дошкольников познавательной активности через экспериментирование"

Автор: Родина Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №24 "Родничок"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у дошкольников познавательной активности через экспериментирование"
Дата публикации: 13.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование

у

дошкольников

познавательной

активности

через

экспериментирование

.
Познавательное развитие ребёнка в раннем возрасте неразрывно связано с предметной деятельностью. Именно в ней развиваются любознательность ребёнка и его познавательная активность, которая становится мотивационной основой познания
.


Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых(в пределах возможности ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности –
детское экспериментирование
. Данный тип мышления ребёнка направлен на получение неожиданных эффектов и выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Все, что окружает ребенка – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое
-
вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность ребенка, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта. Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок приобретает возможность вызывать или прекращать какое - либо явление, изменять его в том или ином направлении; получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность. Роль взрослого в этом процессе заключается не в том, чтобы показать правильный способ действия или руководить действиями ребёнка, а в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность и познавательную активность. Это предполагает предъявление ребёнку специальных «интригующих», загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Это могут быть:  коробочки с секретом;
 детские музыкальные центры;  механические игрушки;  клавишные игрушки;  игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;  материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр. Широкие возможности для экспериментирования открывают действия с песком, водой, красками, бумагой, магнитами, природным материалом и многое другое. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж.Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент: - физический: учится управлять своим телом и отдельными органами; - природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире; - социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом; - познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции; - лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами. - личностный: узнает свои личные возможности; - волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей; - поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.