Автор: Матюшко Евгения Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН, посёлок ОБРАЗЦОВЫЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дидактический материал по математике в начальной школе"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ А.А.КАЕВИЧА ПОС. ОБРАЗЦОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Дидактический
материал
по математике
в начальной школе
Подготовила
Матюшко Евгения Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
пос. Образцового
Ленинградского района
Краснодарского края
1
Содержание стр
Тема «Числа от 11 до 20».
Раздел 1. Дополнительный материал для организации работы по теме
Тема 1. «Сложение и вычитание в пределах 20» ………………….. 5
Тема 2. «Задачи на разностное сравнение»…………………………. 6
Тема 3. «Переместительное свойство сложения» ………………….. 6 - 7
Раздел 2. «Текущие самостоятельные работы»……………………..
Работа 1. «Сложение и вычитание в пределах 20» …………………. ... 7
Работа 2. «Задачи на разностное сравнение» ………………………….. 8
Работа 3. «Переместительное свойство сложения» …………………… 9
Раздел 3. Контрольные работы.
Тема 1…………………………………………………………………….. 10
Тема «Числа от 1 до 100»
Раздел 1 Дополнительный материал для организации работы по теме
Тема 1. «Нумерация чисел от 21 до 100» ……………………………… 11
Тема 2. «Сложение и вычитание в пределах 100» ………………….... 13
Тема 3. «Разнообразные случаи сложения и вычитания в пределах 100»…20
Тема 4. «Числовые выражения» ………………………………………. . 21
Тема 5. «Действия умножения и деления» …………………………… 22
Раздел 2. «Текущие самостоятельные работы» …………………... 23
Работа 1. «Нумерация чисел от 21 до 100» …………………………... 23
Работа 2. «Сложение и вычитание в пределах 100» ………………… 24
Работа 3. «Числовые выражения» ……………………………………. 24
Работа 4. «Действия умножения и деления» ………………………… 25
Раздел 3. Контрольные работы. ……………………………………. 25
Приложение…………………………………………………………… 26
2
Пояснительная записка
В федеральном компоненте государственного образовательного
стандарта начального общего образования отмечено, что приоритетом
начальной школы является формирование общеучебных умений и навыков,
уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность
всего последующего обучения.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и
осознанное овладение учащимися системой математических знаний и
умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности
каждого члена современного общества, достаточных для изучения смежных
дисциплин и продолжения обучения.
Предлагаемое пособие предназначено для самостоятельной и
коллективной работы учащихся 2-3 классов. Включает дополнительный
материал для организации работы по важным темам, многоуровневые
самостоятельные и контрольные работы, заготовки карточек для
индивидуальной работы. Пособие может оказать практическую помощь как
учителям – в организации работы на уроке, так и родителям –
индивидуальной работе с детьми дома.
Сборник содержит следующие разделы:
1. Дополнительный материал для организации работы по теме.
В нем собраны разнообразные упражнения, которые можно в зависимости от
уровня подготовки детей, использовать в дополнение к материалу учебника.
2. Текущие самостоятельные работы.
Этот раздел содержит самостоятельные работы по каждой подтеме
программы. Целью этих работ является проверка степени усвоения наиболее
важных знаний, умений и навыков. В работах предусмотрены два уровня:
первые два варианта равноценны и менее сложные, чем третий вариант.
3. Контрольные работы по темам.
Каждая контрольная работа состоит из обязательной и дополнительной
частей.
Обязательная часть содержит только те задания, которые являются основой
для дальнейшего обучения. Если ребёнок не справился с данной частью
работы, это указывает на то, что он не усвоил изученную тему.
3
Дополнительная часть работы позволит выявить глубину усвоения данного
раздела программы.
Контрольные работы представлены в двух равнозначных вариантах.
Данное пособие может быть использовано в качестве дидактического
материала практически на каждом уроке математики.
4. Приложение.
Наибольшую трудность у детей вызывает решение арифметических задач. В
формировании умения решать задачи следует идти от простого к сложному.
Разумнее всего в этом случае использовать дидактический материал (в виде
карточек), в котором все задачи располагаются по степени возрастания
трудностей.
Такого рода материал удобно предлагать детям в виде карточек разного цвета
(синие, зелёные, жёлтые, красные). Сначала ребёнку даётся карточка синего
цвета. Правильное выполнение заданий в синей карточке позволяет ему
переступить на следующую ступеньку трудности (зелёную карточку) и т.д.
Так продолжается до тех пор, пока ребёнок не выполнит все задания
карточки данного цвета безошибочно, и тогда может переходить на
следующую ступеньку. Образцы карточек с заданиями по степени
возрастания их трудности, которые могут быть использованы в
индивидуальной работе с детьми, как в классе, так и дома.
4
1. Сложение и вычитание в пределах 20
1. Работа с палочками.
К 1 десятку прибавьте 6 единиц. Какое вы получили число? Из 16 вычтите 6
единиц. Какое вы получили число? Из 16 вычтите 1 десяток. Какое число
останется?
2. Прочитайте примеры, решите их, объясните решение:
10 + 8 13 – 10
18 – 8 13 – 3
18 – 10 10 + 3
Сравните примеры каждого столбика и объясните, как они связаны.
3. Какое получим число, если 10 увеличим на 1? Уменьшим на 1?
4. Назовите среди чисел 10; 3; 7 такое число, которое является разностью
двух других; суммой двух других.
5. К сумме чисел 5 и 3 прибавить 10. Число 16 уменьшить на сумму чисел 2 и
4. Разность 10 и 2 увеличить на10.
6. В 1 бригаде - 12 тракторов, а во 2 бригаде на 2 трактора больше, чем в 1.
Сколько тракторов во 2 бригаде?
7. Числа 4; 8; 3; 1 увеличьте на 10. Числа 12; 15; 17; 19; 20 уменьшите на 10.
8. Какое число больше 16 на 3? Найдите разность чисел 15 и 3. Из какого
числа надо вычесть 5, чтобы получить 10? Чему равна сумма чисел 8 и 10?
9. Какое число надо прибавить к 10, чтобы получить 19? Разность чисел 10 и
1 уменьшить на 3. Первое слагаемое 10, второе – 4. Найти сумму. Из числа
17 вычесть сумму чисел 6 и 4.
10. Серёжа пошёл в лес за грибами и пригласил с собой пятерых друзей.
Сколько ребят пошли за грибами?
11. Бабушка принесла пряники. 3 пряника она дала внуку, а внучке – на 2
пряника больше. Сколько пряников она дала внучке?
12. Выполните вычисления:
12 – 10 10 + 6 9 + 7 10 – 3 + 4
12 – 2 16 – 6 17 – 7 15 – 5 + 2
10 + 2 16 – 10 20 – 7 12 – 2 + 3
13. Решите задачу:
Было – 11 булочек.
Съели – 3 булочки. Осталось - ?
5
2. Задачи на разностное сравнение
1. Папа купил 6 банок голубой краски и 2 банки белой. На сколько больше
купили голубой краски, чем белой?
2. На сколько 12 больше 9? На сколько 9 меньше 12?
3. Нарисуйте 14 кругов, а ниже – на 7 меньше квадратов. На сколько кругов
больше, чем квадратов?
4. 9 + 5 = 14
Сравните сумму и первое слагаемое. Что больше? На сколько больше? На
сколько больше сумма, чем второе слагаемое?
5. 1) В киоск привезли 8 ящиков яблок и 9 ящиков груш. На сколько меньше
привезли ящиков с яблоками, чем с грушами?
2) В киоск привезли 8 ящиков яблок и 9 ящиков груш. Сколько ящиков с
фруктами привезли в киоск?
Сравните задачи и их решения.
6. Какое число на 2 больше 10? Какое число на 4 меньше 16?
7. На полке стояло 11 книг. Мама поставила туда ещё 2 книги. На сколько
книг стало больше на полке? Что интересного вы заметили в этой задаче?
8. Увеличьте 8 на 5. Уменьшите 8 на 5. На сколько8 больше, чем 5?
9. Сравните числа 18 и 8. Какое число больше и на сколько? Запишите, как
вы это узнали.
10. Тане осталось полить 5 грядок, а папе – 3. Кому осталось полить больше
грядок и на сколько?
11. Найдите разность чисел 17 и 15. На сколько одно число больше другого?
12. Нарисуйте 9 красных квадратов, а ниже – 7 синих. Чего нарисовано
больше? На сколько? Чего нарисовано меньше? На сколько?
13. Число 15 меньше неизвестного числа на 5. Чему равно неизвестное
число?
3. Переместительное свойство сложения.
1. Решите, используя ответы первого столбика:
18 + 2 = 20 2 + 18 = ….
6
17 + 1 = 18 1 + 17 = …
14 + 4 = 18 4 + 14 = …
10 + 6 = 16 6 + 10 = …
Какое свойство вы использовали?
2. Сравните, поставьте знак >, < или = :
14 + 3 и 3 + 14; 10 – 3 и 9 -3;
15 + 2 и 15 – 2; 7 + 3 и 3 + 7.
3. Вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий:
9 + 4 = 4 + … 6 + … = … + 6
7 … 2 = 2 … 7 11 + … = 7 + …
4. Решите задачу двумя способами:
В букете 12 белых астр и 6 – фиолетовых. Сколько всего цветков в букете?
5. На киносеансе в первом ряду осталось 8 свободных мест, а во втором – 7.
Сколько свободных мест было в двух рядах?
Лена решила задачу так: 8 + 7 = …
А Саша решил так: 7 + 8 = …
Решите задачу сами. Кто из детей выбрал правильный ход решения и
почему?
Самостоятельные работы
Работа 1. Сложение и вычитание в пределах 20.
Вариант 1
Вычислите: 18 – 8 = ….. 10 + 6 =….
18 – 10 = … 3 + 7 = …
18 – 1 = … 20 – 1 = …
18 + 1 = … 13 + 2 = …
А) Запишите примеры, в ответе которых получилось круглое число.
Б) Запишите примеры, в ответе которых не хватает единицы до круглого
числа.
В) Запишите пример, в ответе которого 1дес. и 5 ед.
7
Г) Увеличьте 15 на 1 и запишите пример с таким ответом.
Д) Уменьшите 19 на 2 и запишите пример с таким ответом.
Е) Запишите пример, у которого в ответе однозначное число.
Вариант 2.
Вычислите: 16 – 6 = … 10 + 9 = …
16 – 10 = … 9 + 1 = …
16 – 3 = … 20 – 2 = …
16 + 3 = … 12 + 3 = …
А) Запишите примеры, в ответе которых получилось круглое число.
Б) Запишите примеры, в ответе которых не хватает единицы до круглого
числа.
В) Запишите пример, в ответе которого 1дес. и 8 ед.
Г) Увеличьте 12 на 1 и запишите пример с таким ответом.
Д) Уменьшите 17 на 2 и запишите пример с таким ответом.
Е) Запишите пример, у которого в ответе однозначное число.
Вариант 3.
1. Выполните вычисления:
18 – 10 – 3 = … 8 + 2 + 4 = …
19 – 11 – 10 = … 5 + 1 + 9 = …
2.Вычислите устно и запишите только ответ:
- К сумме чисел 6 и 4 прибавить 4.
- К разности чисел 15 и 5 прибавить 4.
- Из числа 19 вычесть сумму чисел 7 и 3.
Работа 2. Задачи на разностное сравнение
Вариант1
1.Нарисуйте 7 красных квадратов, а ниже – 10 синих.
- Каких квадратов больше?
8
- Каких меньше?
- На сколько?
2. На сколько 15 больше 8?
На сколько 7 меньше 12?
Выполните вычисления.
Вариант 2
1. Нарисуйте 11 синих кругов, а ниже – 5 красных.
- Каких кругов больше?
- Каких меньше?
- На сколько?
2. На сколько 17 больше 3?
На сколько 4 меньше 11?
Выполните вычисления.
3. В вазе лежало 13 абрикосов и 6 слив. На сколько абрикосов больше, чес
слив?
Вариант 3.
1. Нарисуйте 9 квадратов, а ниже на 2 круга больше, чем квадратов.
На сколько квадратов меньше, чем кругов?
2. Найдите сумму чисел 8 и 7.
Какое слагаемое больше и на сколько?
3. На столе стояло несколько тарелок. После того, как бабушка поставила
ещё 3 тарелки, их стало 11. На сколько больше стало тарелок на столе?
Работа 3. Переместительное свойство сложения.
Вариант 1.
1. Решите второй пример, используя решение первого.
7 + 12 = … 11 + 6 = …. 5 + 13 = …
12 – 7 = … 6 + 11 = … 13 + 5 = …
9
2. Сравните, поставьте знак > , < или =
8 + 11 и 11 + 8
17 + 3 и 17 – 3
3. Решите задачу двумя способами:
В коробке 9 ложек и 7 вилок. Сколько предметов в коробке?
Вариант 2.
1. Решите второй пример, используя решение первого:
13 + 7 =… 12 + 3 = … 17 + 2 = …
7 + 13 3 + 12 = … 2 + 17 = …
2. Сравните, поставьте знак > , < или =
6 + 13 и 13 + 6
11 + 5 и 11 – 5
3. Решите задачу двумя способами:
В шкафу стояло 12 блюдец и 6 чашек. Сколько предметов стояло в шкафу?
Вариант 3.
1. Решите второй пример, используя решение первого:
12 + 4 =… 11 + 7 = …
4 + 12 – 7 = … 7 + 11 + 2 = …
2. Вставьте пропущенные числа:
5 + 12 = 12 + … 4 + … = …+ 4 6 + … = 9 + …
3.
В фотокружке 6 девочек и 12 мальчиков. Сколько детей занимаются
фотографией?
В хоре 12 мальчиков и 6 девочек. Сколько детей занимаются в хоре?
Ответьте на вопрос, не выполняя вычислений.
Раздел 3. Контрольные работы по теме
Вариант 1
1. Вычислите: 5 + 4 10 + 7 20 – 3
10
8 + 5 19 – 6 11 + 8
2. Числа 3; 6; 8; 0 увеличить на 11. Числа 19; 16; 14; 20 уменьшить на 10.
3. У Маши 11 цветных карандашей, а простых – 9. На сколько цветных
карандашей больше, чем простых? Сколько всего карандашей у Миши?
Дополнительные задания
1. Даны числа: 5; 12; 7. Запишите число, которое является:
- суммой двух других;
- разностью двух других.
2. Вставьте пропущенные знаки:
6 + 7 … 7 + 6 3 …14 = 14 …3 2 + 17 – 1 … 17 + 2 + 1
Вариант 2
1. Вычислите: 20 – 7 8 + 10 18 – 5
7 + 6 7 + 7 14 – 6
2. Числа 18; 17; 15; 20 уменьшить на 10. Числа 5; 7; 9; 0 увеличить на 11.
3. У Светы 8 наклеек и 12 открыток. На сколько наклеек меньше, чем
открыток? Сколько всего наклеек и открыток у Светы?
Дополнительные задания.
1. Даны числа 7; 13; 6. Запишите число, которое является:
- разностью двух других;
- суммой двух других.
2. Вставьте пропущенные знаки:
5 + 8 …8 +5 12…4 = 4 …12 13 + 2 – 4… 2 + 13 + 4
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100
Дополнительный материал для организации работы по теме.
1. Нумерация чисел от 21 до 100
1. Сосчитайте, сколько кругов нарисовано? Какое число следует за числом 8?
Предшествует 8?
11
2. Сколько пар кругов? Сосчитайте, сколько всего кругов.
Сколько троек треугольников? Сколько всего треугольников?
3. Запишите числа, в которых: 2 дес.4 ед; 5 дес.7ед; 6дес.6ед; 8дес.0ед.
4. Сколько десятков и единиц в следующих числах: 28; 31; 50; 77; 46?
5. Заполните пропуски по образцу:
23 – это 2 дес.3 ед.
81 – это …дес. ….ед.
57 – это …дес….ед.
6. Закончите запись:
4 дес.=….ед. 10 дес.=…ед. 70 ед.=…дес.
6 дес.= …ед. 10 дес.= …сот. 90 ед. = ….дес.
7. Прочитайте числа: 17; 71; 36; 40; 42; 83; 99; 100; 74; 47.
8. Запишите следующие числа:
Тринадцать, тридцать один, двадцать семь, семьдесят два, тридцать пять,
пятьдесят пять, шестьдесят четыре, семьдесят девять, девяносто.
9. Посчитайте от 12 до 24; от51 до 43; от 81 до 100.
10. Назовите «соседей» числа: 28; 37; 50.
11. Назовите число, которое на 1 больше 59; 38; 99.
12. Какое число состоит из 7 дес. и 2 ед.; из 9 дес. и 9 ед.?
13. Девочка открыла книгу на 39-ой странице. Назовите предыдущую и
последующую страницы.
14. К какому числу надо прибавить 1, чтобы получить 30? 80?
12
15. Какие числа использовались для записи чисел: 36; 33; 66; 63?
16. Чем интересны числа 32 и 23? Сравните их.
17. Увеличьте 29 на 1; 38 на 1.
18. Уменьшите 60 на 1; 81 на 1.
19. Дополните до ближайших круглых десятков числа: 17; 19; 38; 49; 67.
20. Какое число при счёте предшествует числу 90? 100? 68?
21. Какое число при счёте следует за числом 49? 37? 80?
22. Запишите число, состоящее из: 1 дес.7 ед; 2 дес.; 5 дес. 1 ед.
23. Продолжите ряд чисел: 2; 5; 8; 11; ……..; 32.
24. Решите задачу: Мама просила Петю купить 2 десятка яиц. Петя принёс
домой 20 штук яиц. Правильно ли Петя выполнил просьбу мамы?
25. Решите задачу: Продали 100 белых пуговиц и 7 десятков чёрных. Каких
пуговиц продали больше: белых или чёрных?
26. Сравните числа: 36 и 30; 80 и 20; 4 и 40.
2. Сложение и вычитание в пределах 100.
А) Случаи вида: 30 + 20; 60 – 20; 80 + 20; 100 – 30.
1. 80 уменьшить на 60. Как вы считали?
2. На сколько 10 меньше, чем 50? Почему надо выполнять действие
вычитания?
3. Запишите три круглых числа. Уменьшите каждое из них на 10 и запишите
результат под круглыми числами.
4. На сколько 3 десятка меньше 5 десятков? На сколько 4 десятка больше 2
десятков?
5. Выполните действия:
100 – 30 (30 + 10) + 40 10 + 10 + 10 + 10
20 + 70 (20 + 60) – 30 20 + 20 + 20 + 20
80 – 50 (50 – 30) + 50 30 – 10 - 10 – 10
6. Прочитайте неравенство: 40 < 50.
13
Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Как уравнять левую и правую части неравенства?
7. По примеру на сложение составьте два примера на вычитание.
70 + 30 = 100 30 + 40 = 20 + 10 = 80 + 20 =
100 – 30 = 70 ……….. …………. …………
100 – 70 = 30 ……….. …………. …………
На основании каких знаний вы выполнили это задание?
8. По краткой записи составьте и решите задачу:
Было – 20 м и 60 м.
Израсходовали – 30 м.
Осталось - ?
9.Составьте задачу по краткой записи и решите её:
I - 60 кг
II - ? на 40 кг меньше, чем
Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Решите задачу.
10. Сравните числа и запишите, на сколько одно число больше другого:
60 и 90; 70 и 50; 10 и 80.
11. На машине было 30 ящиков. Когда погрузили ещё несколько ящиков, их
стало 70. Сколько ящиков погрузили на машину?
12. В одной машине 100 мешков картофеля, а в другой – на 30 мешков
меньше. Сколько мешков картофеля во второй машине?
Б) Случаи вида: 25 + 3; 50 + 23.
13. Найдите сумму чисел 25 + 1.
Найдите сумму чисел 36 и 4. Как вы рассуждали при сложении?
Увеличьте 83 на 4. Какое вы выполнили действие и почему?
Найдите сумму чисел 28 и 2; 80 и 5; 54 и 3.
Увеличьте 32 на 40. Как вы считали?
Запишите сумму чисел 36 и 3. Вычислите значение суммы. Как вы считали?
67 увеличьте на 20.
14
Увеличьте 40 на 7.
Найдите сумму чисел 16 и 4.
30 меньше неизвестного числа на 5. Найдите неизвестное число.
Из какого числа надо вычесть 3, чтобы получить 7?
14. Прочитайте примеры. Укажите самый удобный способ решения.
Выполните вычисления.
(30 + 5) + 3 (40 + 4) + 20 (9 + 7) + 3
(40 + 4) + 2 (40 + 8) + 20 (20 + 6) + 3
15. Прочитайте и решите разными способами:
(3 + 2) + 2 (6 + 30) + 2 (20 + 10) + 30
16. Почитайте примеры и объясните приёмы вычислений:
17 + 3 22 + 5 56 + 40
95 + 5 51 + 8 56 + 4
17. Дополните до ближайших круглых десятков числа:
17 + … 19 + … 37 + … 49 + … 67 + … 55 + …
18. Найдите сумму наименьшего двузначного числа и наибольшего
однозначного.
19. Верно ли поставлен знак?
8 + 7 < 7 + 8 47 – 7 > 23 + 3 34 + 3 < 87
20. Запишите выражения и найдите их значения:
Увеличьте 59 на 10;
Сумму чисел 70 и 8 увеличьте на 2;
К сумме чисел 20 и 7 прибавьте 3;
К сумме чисел 30 и 40 прибавьте 8.
21. Заполните пропуски по образцу: 36 = 30 + 6.
42 = … + … 55 = … + … 81 = … + …
22. Составьте задачу по краткому условию и решите её.
Было – 20 шт.
?
15
Пришили 5 шт. и 3 шт.
23. В одной корзине 10 кг груш, а в другой – 7 кг. Сколько килограммов груш
в двух корзинах?
В первой корзине 10 кг груш, это на 7 кг меньше, чем во второй. Сколько
килограммов груш во второй корзине?
В одной корзине 10 кг груш, а в другой – на 7 кг больше. Сколько
килограммов груш во второй корзине?
Чем похожи все три задачи? В чём их различие? Выполните решение,
запишите ответ.
24. В автобусе ехали несколько человек. Когда на остановке вышли 7, то в
автобусе остались 23 человека. Сколько человек ехали в автобусе?
25. Составьте задачу по краткой записи и решите её:
Было - 12 детей.
Пришли – 3 девочки, 5 мальчиков.
Сколько - ?
26. С участка собрали 14 кг огурцов, а помидоров – 6 кг. Поставьте вопрос к
задаче и решите её.
27. Длина одной полоски 6 см. Она на 4 см короче, чем другая. Чему равна
длина второй полоски? Измените вопрос так, чтобы задача решалась в два
действия.
В) Случаи вида: 36 – 20; 36 – 2; 26 + 4; 30 – 4.
28. Найдите разность чисел 17 и 7.
Какое число надо увеличить на 1, чтобы получить 27?
На сколько 90 больше, чем 70? На сколько 10 меньше, чем 50? Почему здесь
надо выполнять действие вычитания?
Уменьшите 84 на 1. Какое получилось число?
30 меньше неизвестного числа на 6. Чему равно неизвестное число?
Найдите разность чисел 10 и 6.
Найдите сумму чисел 23 и 7.
Найдите разность чисел 68 и 4. Как вы считали?
Уменьшите 27 на 20. Как вы считали?
На сколько 8 меньше 39? Как вы считали?
Какое число больше 53 на 7?
Какое число меньше 65 на 5?
16
Уменьшаемое – 70, вычитаемое -3. Чему равна разность?
29. Прочитайте примеры, вычислите удобным способом:
(60 + 10) – 5 (30 + 10) – 4
(70 + 10) – 8 (10 + 20) – 2
Чем похожи все примеры? Чем похожи приёмы вычитания?
30. Прочитайте примеры, в которых к сумме надо прибавить число. Назовите
разные способы прибавления числа к сумме. Назовите самый удобный
способ.
(20 + 10) – 6 (30 + 5) + 20
(80 + 10) – 7 (30 + 8) + 2
Прочитайте примеры, в которых из суммы надо вычесть число. Вычислите
самым удобным способом.
31. Мама купила 6 столовых ложек, а чайных – на 6 больше. Сколько всего
ложек купила мама?
32. Примените правило вычитания числа из суммы для решения следующих
примеров:
(20 + 6) – 4 (70 + 8) – 30 (30 + 7) – 20 (80 + 5) – 3
33. Прочитайте примеры и объясните приёмы вычисления:
70 – 1 – 9; 86 – 1 – 80; 80 – 70 + 8.
34. На полке стояло несколько книг; когда туда положили ещё 8 книг, их
стало 18. Сколько книг было на полке?
На полке стояло несколько книг; когда оттуда взяли 8 книг, там осталось 10
книг. Сколько книг было на полке?
Чем похожи эти две задачи? В чём их различие? Запишите решения задач.
35. Среди чисел назовите такое число, которое равно сумме двух других;
разности двух других чисел:
35; 10; 15; 5; 30; 25.
36. В саду 38 яблонь. Из них 6 яблонь молодых, а остальные – старые.
Сколько в саду старых яблонь?
37. Что больше:
Сумма 26 и 10 или разность 40 и 4;
Разность 30 и 5 или сумма 20 и 6?
38. В одном конверте 12 марок, в другом – 8 марок, а в третьем – на 4 марки
меньше, чем в первом и втором вместе. Сколько марок в третьем конверте?
Заполните пропуски в краткой записи задачи, опираясь на вопросы:
17
- сколько марок в первом конверте?
- сколько марок во втором конверте?
- что сказано про марки, которые лежат в третьем конверте? Что это значит?
I - ….. марок.
III – на …. марки больше - ?
II - … марок.
- Что в задаче не известно?
- Какие данные нужны для ответа на вопрос?
- Что вы узнали, когда выполнили сложение?
- Что вы узнали, когда выполнили вычитание?
39. Решите самым лёгким способом:
26 + (3 + 4) 68 + (2 + 5)
27 – (2 + 7) 34 – (4 + 5)
40. Закончите запись:
(30 + 5) – 20 = (30 – 20) ….
85 – (50 + 3) = (85 – 50) …
60 – (20 + 3) = (60 – 20) …
35 + (10 + 4) = (35 + 10) …
41. В одной книге 38 страниц. Это на 8 страниц больше, чем в другой.
Сколько страниц в другой книге?
42. В куске было 27 м материи. Одному покупателю продали 2 м, а другому –
8 м. Сколько метров материи осталось в куске?
43. Сравните числа. Вычислите, на сколько единиц одно число больше или
меньше другого:
70 и 9; 44 и 4; 20 и 30; 9 и 10.
44. Дети посадили около школы 22 берёзы и 8 дубков. 2 дерева не принялись.
Сколько деревьев растёт около школы?
45. В вазе было 10 яблок. Когда положили ещё несколько, их стало 22.
Сколько яблок положили в вазу?
46. Сегодня утром с грядки собрали 10 стаканов клубники, а вечером – на 4
стакана меньше. Сколько стаканов клубники собрали сегодня с грядки?
Г) Случаи вида: 26 + 7; 35 – 7
18
47. В куске было 23 м ткани. Отрезали на платье 4 м. На сколько больше
метров ткани осталось, чем отрезали?
48. Мальчик поймал 5 карасей, окуней – на 6 больше, чем карасей, а щук – на
3 меньше, чем окуней. Сколько щук поймал мальчик?
49. Из 35 надо вычесть 6, а вычли 5. Сколько осталось вычесть?
50. Вычислите удобным способом:
2 + (38 + 7) 9 + (5 + 31) (6 + 30) + 4
51. Мальчику 12 лет. Сколько лет тому назад ему было 8 лет?
52. Я задумал число, прибавил к нему 8, и получилось 42. Какое число я
задумал?
53. В баке находилось 26 л керосина. Когда израсходовали несколько литров,
в баке осталось 9 л. Сколько литров керосина израсходовали?
54. Найдите сумму чисел 8 и 17.
Найдите разность чисел 42 и 8.
Неизвестное число больше, чем 45, на 7. Чему равно неизвестное число?
Какое число надо прибавить к 9, чтобы получить 28?
55. Сравните приёмы вычисления в примерах:
35 – 3 35 – 8
В чем сходство? В чём их различие?
56. Решите примеры:
18 + 7 56 + 5 91 – 1 32 – 7
49 + 4 38 + 9 52 – 6 21 – 5
19 + 5 69 + 7 26 – 8 33 – 6
57 + 7 28 + 6 46 – 9 25 – 7
Д) Случаи вида: 50 + 23; 60 – 24
57. 30 увеличьте на 17. Какое действие вы выполнили? Почему?
На сколько 20 больше 17?
58. К какому числу надо прибавить 18, чтобы получить 40?
Из какого числа надо вычесть 27, чтобы получить 30?
Найти сумму чисел 40 и 51.
Найти разность чисел 70 и 38.
19
90 уменьшить на 45.
59. Решите примеры:
70 – 16 40 + 16 60 + 17
30 – 14 40 – 27 90 – 35
60 + 27 50 – 34 100 – 48
60. Составьте задачу по краткой записи и решите её:
Было – 50 кг
Израсходовали – 23 кг и 9 кг
Осталось - ?
Что вы узнали, когда выполнили в ходе решения сложение?
Что вы узнали, когда выполнили в ходе решения вычитание?
61. На школьном участке работали 30 мальчиков и 10 девочек. После обеда
ушли 25 человек. Сколько человек осталось работать на участке?
62. Посадили 17 деревьев, потом ещё несколько. Всего было посажено 50
деревьев. Сколько деревьев посадили во второй раз?
Е) Случаи типа:45 + 23; 57 – 26.
63. Сравните числа и запишите, на сколько одно число больше другого:
63 и 12; 96 и 27; 30 и 16.
64. У дежурного 23 простых карандаша и 12 цветных. Поставьте вопрос к
задаче и решите её.
65. На дереве сидело несколько воробьёв. Их количество менялось:
прилетели 15 воробьёв, а улетели 11. Увеличилось или уменьшилось
первоначальное число воробьёв? На сколько увеличилось?
66. Найдите сумму и разность чисел:
21 + 14 58 – 16
22 + 14 57 – 16
23 + 14 56 – 16
Как изменяются ответы в каждом столбике? Почему?
67. В вазе лежало 39 пирожков. С мясом было 12 пирожков, с капустой – 15,
а остальные – с рисом. Сколько пирожков было с рисом?
3. Разнообразные случаи сложения и вычитания в пределах 100.
68. 80 уменьшите на 1.
39 увеличьте на 1.
Найдите сумму чисел 80 и 7.
20
Найдите разность чисел 48 и 8.
На сколько 89 больше 80?
Какое число надо увеличить на 10, чтобы получить 30?
Найдите сумму чисел 27 и 3.
Чему равна разность чисел 57 и 30?
Увеличьте 40 на 30.
Уменьшите 70 на 2.
На сколько 35 больше 20?
69. Составьте и решите задачу по краткой записи:
Было – 16 и 24
Взяли - ?
Осталось – 22
70. Выполните вычисления столбиком:
23 + 18 37 – 19 46 + 25
47 + 47 84- 65 32 – 15
71. Решите задачу двумя способами:
В мешке было 50 кг картофеля. В первую неделю израсходовали 16 кг
картофеля, а во вторую – 14 кг. Сколько килограммов картофеля осталось в
мешке?
72. Вычислите:
А) из какого числа надо вычесть 7, чтобы получить 27?
Б) какое число надо прибавить к 43, чтобы получить 52;
В) какое число надо вычесть из 40, чтобы получить 13.
73. Решите задачу: В двух классах 80 учеников. В одном из них 42 ученика.
Сколько учеников в другом классе?
74. а) найдите сумму чисел 38 и 27.
б) сумму чисел 13 и 31 уменьшите на 8.
в) из суммы чисел 42 и 9 вычтите 15.
г) из числа 47 вычтите сумму чисел 6 и 8.
75. Составьте с числами 80; 24 и 56 четыре примера и решите их.
4. Числовые выражения.
76. Прочтите следующие выражения, используя математические термины.
50 + 23 80 + 8 30 – 5 9 + 7
50 – 23 80 – 8 30 – 15 16 – 7
21
Запишите выражения в тетрадь, вычислите их значения и объясните приёмы
вычисления.
77. Запишите выражения и вычислите их значения:
А) 27 увеличьте на 17.
Б) Сумму чисел 16 и 8 увеличьте на 60.
В) Разность чисел 45 и 9 уменьшите на 6.
Г) На сколько 86 больше 9?
Д) Неизвестное число больше 24 на 16. Чему равно неизвестное число?
78. Представьте каждое из чисел: 16; 18; 13 – в виде суммы однозначных
слагаемых.
79. Выпишите только те выражения, значение которых равно 14:
34 – 20 42 – 36 90 – 76
6 + 8 86 – 72 9 + 5
80. Составьте возможные суммы, используя данные числа:
17; 28; 15; 18; 16; 9; 27; 8; 19; 26.
Значение каждого составленного выражения должно быть равно 35.
81. Задача: Папе 38 лет, а мама на 4 года моложе. Бабушка старше мамы на
29 лет. Сколько лет бабушке? Решите задачу, составив математическое
выражение.
5. Действия умножения и деления.
82. Замените сложение умножением. Вычислите значение:
5 + 5 + 5 + 5 + 5 32 + 32 + 32
3 + 3 + 3 + 3 8 + 8 + 8 + 8
6 + 6 + 6 15 + 15 + 15 + 15 + 15
83. Замените сумму умножением, где это возможно.
7 + 7 + 7 + 7 8 + 3 + 5 + 5
13 + 13 + 13 +13 + 13 32 + 32 + 31
84. Сосчитайте пуговицы на пальто. Известно, что они пришиты двумя
одинаковыми рядами и в каждом ряду по 6 пуговиц.
85. Сравните выражения:
6 х 3 и 6 + 3;
8 х 3 и 8 + 3.
86. Запишите в виде суммы и выполните действие:
А) 3 взять 4 раза;
Б) 20 взять 2 раза;
22
В) 11 взять 3 раза;
Г) 4 взять 4 раза.
87. Запишите произведение в виде суммы и выполните сложение:
6 х 3 12 х 5 8 х 4 20 х 3
88. Решите задачи:
1) На каждой странице альбома наклеено по 4 картинки. Сколько
картинок на 6 страницах?
2) На первой странице альбома 4 картинки, а на второй – 6. Сколько всего
картинок?
Сравните условия задач. Чем они похожи?
Сравните вопросы задач. В чем их различие?
Почему первая задача решается умножением, а вторая – сложением?
89. а) Найдите сумму 5 слагаемых, если каждое равно 4.
б) Слагаемое равно 12. Чему равна сумма трёх таких слагаемых?
90. Начертите в тетради отрезок длиной 15 см. Разделите его на части, по 5
см в каждой. Сколько получилось частей?
91. Пользуясь предметами, выполните деление:
12 : 6; 14 : 7; 8 : 4.
Рассуждайте вслух.
92. Задача: В первый день школьники собрали для библиотеки 20 книг и
столько же – во второй день.
Решите задачу двумя способами.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Работа 1. Нумерация чисел от 21 до 100.
Вариант 1.
1.Запишите числа:
Тридцать - …, пятьдесят шесть - …, сорок четыре - …, сто - …
2. Увеличьте 99 на 1.
3. Уменьшаемое 30, вычитаемое 1. Найдите разность.
4. Запишите число, которое следует за числом 89.
5. Запишите число, которое предшествует числу 40.
6. Запишите число, в котором 3 дес. и 6 ед.
Вариант 2.
1. Запишите числа:
Пятьдесят - …, сорок пять - …, тридцать три - …, девяносто - ….
2. Уменьшите 100 на 1.
23
3. Уменьшаемое 60, вычитаемое 1. Найдите разность.
4. Запишите число, которое предшествует числу 20.
5. Запишите число, которое следует за числом 79.
6. Запишите число, в котором 7 дес. и 3 ед.
Работа 2. Сложение и вычитание в пределах 100.
Вариант 1.
1. Выполните действия устно, а в тетради запишите только ответы:
60 + 37 57 + 6 13 – 8 31 + 18 44 + 56
6 + 9 75 + 15 30 – 5 89 – 48 44 – 19
2. Выполните вычисления столбиком:
72 – 46 57 – 23 38 + 24
90 – 25 66 – 38 81 – 24
3. Решите задачу:
На овощной базе работали 18 мужчин и 7 женщин, после обеда ушли 6
человек. Сколько человек остались работать на базе?
Вариант 2.
1. Выполните действия устно, а в тетради запишите только ответы:
50 + 24 7 + 9 33 + 37 12 – 7 49 + 16
40 – 26 78 – 40 42 + 17 35 + 19 23 – 23
2. Выполните вычисления столбиком:
64 – 47 100 – 16 28 + 36
46 – 38 77 – 35 52 – 18
3. Решите задачу:
На овощной базе работали 25 мужчин и 10 женщин. После обеда пришли ещё
18 человек. Сколько человек работали на базе после обеда?
Работа 3. Числовые выражения.
Вариант 1.
1. Вычислите разности:
17 – 9 36 – 18 56 – 27 62 – 37
Проверьте, выполнив сложение.
2. Запишите выражения и вычислите их значения:
А) На сколько 40 больше, чем 7?
Б) Неизвестное число больше, чем 40, на 7. Найдите неизвестное число.
3. Не вычисляя, сравните выражения (поставьте знак >, < или = )
16 + 16 и 16 + 20; 24 + 67 и 67 + 24
Проверьте вычислением.
4. Обозначьте порядок действий в выражении:
( 27 + 11) – ( 64 – 53)
Вариант 2.
1. Вычислите суммы:
17 + 9 36 + 18 56 + 27 62 + 37
Проверьте, выполнив вычитание.
24
2. Запишите числовые выражения и вычислите их значения:
А) На сколько 9 меньше, чем 45?
Б) 18 меньше неизвестного числа на 6. Найдите неизвестное число.
3. Не вычисляя, сравните выражения (поставьте знак >, < или = )
28 + 28 и 28 + 30; 18 + 25 и 25 + 18
Проверьте вычислением.
4. Обозначьте порядок действий в выражении:
(32 – 17) + (54 – 13)
Работа 4. Действия умножения и деления.
Вариант 1.
1. Замените сложение умножением:
2 + 2 + 2 + 2 + 2 4 + 4 + 4 + 4 5 + 5 + 5
11 + 11 + 11 + 11 12 + 12 7 + 7 + 7 + 7 + 7
2. Замените умножение сложением и вычислите результат:
9 х 3 3 х 4 4 х 5 8 х 2 6 х 7 1 х 9
3. Решите задачу:
С грядки собрали 3 корзины капусты, в каждой корзине по 8 кг. Сколько
всего килограммов капусты собрали?
Вариант 2.
1. Замените сложение умножением:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 1 + 1 + 1 + 1 6 + 6 + 6
12 + 12 + 12 + 12 13 + 13 8 + 8 + 8 + 8 + 8
2. Замените умножение сложением и вычислите результат:
9 х 4 4 х 4 4 х 6 8 х 3 6 х 8 1 х 7
3. Решите задачу:
С грядки собрали 4 корзины капусты, в каждой корзине по 7 кг. Сколько
всего килограммов капусты собрали?
Контрольная работа по теме.
Вариант 1.
1. Вычислите устно, запишите только ответы:
57 – 6 8 + 9 43 + 30 15 – 8 80 + 18 70 – 6
2. Выполните действия в столбик, рядом сделайте проверку:
54 + 27 36 – 12 78 + 19 81 – 46
3. Запишите числовые выражения и вычислите их значения:
А) найдите сумму чисел 34 и 8;
Б) найдите разность чисел 61 и 6;
В) увеличьте 28 на 16;
Г) уменьшите 75 на 23.
Вариант 2.
1. Замените сложение умножением:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 10 + 10 + 10 + 10 7 + 7 + 7
9 + 9 + 9 + 9 5 + 5 + 5 + 5 + 5 13 + 13
25
2. Замените умножение сложением и вычислите результат:
8 х 4 2 х 6 7 х 3 4 х 5 9 х 2 1х 3
3. Решите задачу:
Посадили 3 ряда кустов, по 4 куста в каждом ряду. Сколько всего кустов
посадили?
Дополнительные задания
1. Закончите запись: 30 + 22 < 30 + …
2. Вставьте подходящие числа: … - (… + …) = 23
3. К обеду порезали 8 кусков белого хлеба и 5 кусков черного. За обедом
съели несколько кусков хлеба, после чего осталось 10 кусков. Сколько
кусков хлеба съели за обедом?
4. В бидоне и в ведре вместе столько же литров краски, сколько и в бочке. В
бидоне 10 л, а в бочке 30 л краски. Сколько литров краски в ведре?
Приложение
Образцы карточек с заданиями по степени возрастания их трудности
Карточка 1 (синяя)
1. У Лены 5 тетрадей в линейку и 2 тетради в клетку. Сколько всего тетрадей
у Лены?
2. У мальчика было 10 марок. Он подарил 3 марки своему товарищу. Сколько
марок у него осталось?
3. Две наседки вывели цыплят: одна – 13 штук, а другая – на 3 меньше.
Сколько цыплят вывела вторая наседка?
Карточка 2 (синяя)
1. В одном куске 5 м материи, а в другом – 4 м. Сколько метров материи в
двух кусках?
2. На тарелке лежало 7 яблок. 2 яблока съел мальчик. Сколько яблок
осталось?
3. Коля решил 5 примеров, а Лена – на 2 примера больше. Сколько примеров
решила Лена?
Карточка 3 (синяя)
1. Зина принесла 2 листа синей бумаги и 6 листов красной. Сколько листов
бумаги принесла Зина?
2. На площадке играли дети. 3 человека ушли домой, осталось 6 человек.
Сколько детей было на площадке сначала?
3. Саша прочитал на 3 страницы больше, чем Миша. Миша прочитал 4
страницы. Сколько страниц прочитал Саша?
Карточка 1 (жёлтая)
1. Столяр должен был починить 4 стула, а починил на 2 стула больше.
Сколько всего стульев починил столяр?
2. Столяр в первый день починил 4 стула, а во второй день – на 2 стула
больше, чем в первый. Сколько всего стульев починил столяр?
26
Карточка 2 (жёлтая)
1. Сосновое бревно имеет длину 12 м, а еловое – на 2 м короче. Какова длина
елового бревна?
2. В саду плодоносят 15 яблонь, груш – на 6 меньше, чем яблонь. Сколько
всего деревьев плодоносят?
Карточка 3 (жёлтая)
1. Девочке надо было вырезать 8 звёздочек, а она вырезала на 3 звёздочки
больше. Сколько всего звёздочек вырезала девочка?
2. Девочка вырезала 8 красных звёздочек, а синих – на 3 звёздочки больше.
Сколько всего звёздочек вырезала девочка?
Карточка 1 (зелёная)
1. Витя поймал 10 окуней, это на 4 окуня меньше, чем поймал Коля. Сколько
окуней поймал Коля? Сколько всего окуней поймали мальчики?
2. В автобусе ехали 30 человек. На остановке вышли 10 человек, а вошли 6.
Сколько человек стало в автобусе?
3. У Саши 15 марок. Когда папа подарил ему ещё несколько, то у него стало
20 марок. Сколько марок подарил папа?
Карточка 2 (зеленая)
1. В одном ящике 8 кг яблок, что на 3 кг меньше, чем в другом. Сколько
килограммов яблок в другом ящике? Сколько килограммов яблок в двух
ящиках?
2. У Тамары 10 тетрадей. Она исписала 5 тетрадей и потом купила ещё 3
тетради. Сколько тетрадей у неё осталось?
3. В автобусе ехали 20 человек. Когда на остановке несколько человек
вышли, то в нем осталось 15 человек. Сколько человек вышли на остановке?
Карточка 3 (зелёная)
1. В классе 15 человек, что на 2 больше, чем мальчиков. Сколько в классе
мальчиков? Сколько всего человек в классе?
2. В гараже стояли 15 машин, потом приехали ещё 5 машин и уехали 3
машины. Сколько машин осталось в гараже?
Карточка 1 (красная)
1. Мальчику надо прочесть 16 страниц. Он прочёл утром 7 страниц, вечером
– 5. Сколько страниц осталось ему прочитать?
2. Когда от куска материи отрезали 4 м и ещё 2 м, то в куске осталось 7 м.
Сколько метров материи было в куске?
3. До дачи нужно ехать 30 минут на электричке, 20 минут на автобусе и 5
минут идти пешком. Сколько времени занимает дорога до дачи?
27
Карточка 2 (красная)
1. От верёвки длиной 18 м отрезан один кусок в 7 м, а другой – в 5 м. Какой
длины оставшийся кусок верёвки?
2. Дети рассыпали «мозаику». Оля нашла 35 деталей, Катя – 15. Выяснилось,
что 10 деталей не хватает. Сколько деталей в «мозаике»?
3. В мастерской было два куска материи: во втором куске было 10 м, что на 6
м меньше, чем в первом куске. Сколько метров материи в двух кусках?
Карточка 3 (красная)
1. У хозяйки было 15 кг овощей. Она засолила 6 кг огурцов и 5 кг помидоров.
Сколько килограммов овощей у неё осталось?
2. С яблони и груши вместе собрали столько же килограммов плодов,
сколько и со сливы. С яблони собрали 15 кг яблок, а со сливы – 25 кг слив.
Сколько килограммов плодов собрали с груши?
28