Автор: Кушнирчук Светлана Равильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8 имени Бусыгина М. И."
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Развиваем мозг ребенка. Нейрогимнастика"
Развиваем мозг ребенка. Нейрогимнастика.
Кушнирчук Светлана Равильевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М. И.»
Цель мастер-класса:
представление преподавательского опыта, по использованию нейрогимнастики для
психического, физического и эмоционального развития детей.
Задачи:
обосновать
значение
нейрогимнастики
для
психического,
физического и эмоционального развития детей.
раскрыть содержание приема, его возможности, показать, что с
помощью упражнений можно воспитывать настойчивость, терпение, способность к
саморегуляции своих действий и самоконтроля.
продемонстрировать набор нейрогимнастических упражнений для
применения на уроках и переменах.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области
физического воспитания, практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов,
предлагаемых педагогом на мастер-классе, рост мотивации участников мастер-класса к
формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Структура мастер-класса:
1.
Теоретическая часть
Вступительное слово по теме «Развиваем мозг ребенка. Нейрогимнастика».
Особенности нейрогимнастики для детей. Как работает наш мозг.
2.
Практическая часть
Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов.
3.
Рефлексия
Сценарий мастер-класса
1.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада представить вашему вниманию мастер-
класс: Развиваем мозг ребенка. Нейрогимнастика.
Головной
мозг
–
самый
загадочный
человеческий
орган.
Несмотря
на
многочисленные исследования в области изучения головного мозга, данный орган по-
прежнему остается загадкой для науки.
Ни
для
кого
не
секрет,
что
человек
использует
лишь
малый
процент
потенциальных способностей этого удивительного органа. Именно с этой целью
проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный
на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять
физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Актуальность. До 10-летнего возраста работа мозга ребёнка поглощает огромное
количество
энергии
–
гораздо
больше
того,
что
требуется
мозгу
взрослого
человека. Учитывая такую активность, детям требуется как можно чаще устраивать
гимнастику для мозга. Лучше всего для этого подходят обычные жизненные ситуации.
Введение в игры обучающих моментов тем важнее, поскольку известно, что донесённую
обычным образом информацию ребёнок никогда не воспримет настолько же глубоко, как
ту, что пришла к нему в контексте переживаемых эмоций.
Особенности нейрогимнастики для детей.
Само понятие «нейрогимнастика» было предложено американским психологом,
доктором наук в образовании Полом Деннисоном. Именно он стал основоположником
Образовательной Кинезиологии.
Он создал систему простых, быстрых и эффективных упражнений. Эти упражнения
направлены
на
восстановление
природных,
уникальных
способностей
человека,
возвращение его к естественному, природному механизму обучения, при котором любой
процесс познания нового становится радостным, активным, увлекательным занятием.
Как работает наш мозг.
Всем известно, что у человека функционирует два полушария: левое и правое.
Левое полушарие головного мозга состоит из отдельных центров, которые
отвечают за работу речевого аппарата, логическое мышление и освоение точных наук. В
силу нашего стиля жизни, левое полушарие доминирует практически у всех людей, за
исключением левшей.
Правое полушарие головного мозга отвечает за работу центров, принимающих
участие
в
координации
движений
тела,
правильное
восприятие
окружающего
пространства, реализацию способностей к творчеству и познанию гуманитарных наук.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой
творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы
считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Единым центром, который координирует функции сразу двух полушарий является
мозолистое тело. Стабильная работа данного органа обеспечивает ребенку отличные
когнитивные (познавательные) способности мозга, быструю реакцию на внешние
раздражители окружающего мира, хорошую успеваемость в учебе и оптимальный уровень
физической активности.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом
наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны
оба полушария.
Главное условие всестороннего развития ребёнка – тренировка и налаживание
связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения.
Наибольший эффект наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее
активны и любознательны. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений
дает возможность улучшить функции мозолистого тела, повысив уровень взаимодействия
левого и правого полушария мозга.
Чем полезна нейрогимнастика для детей младших классов.
Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку
пользу:
обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации,
которая поступает из окружающего мира;
активирует мыслительную активность тех центров головного мозга,
которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
развивает
творческие
способности
ребенка,
позволяя
открыть
скрытые таланты;
стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев
верхних конечностей; способствует более активной подвижности кистей рук;
ускоряет
процесс
развития
физиологических
способностей
к
выполнению асимметричных и симметричных движений;
снижает утомляемость, снимает нервное напряжение и усталость
мышечной системы;
обеспечивает
более
быструю
адаптацию
ребенка
к
сложным
жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку.
Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного
развития ЦНС детей школьного возраста. Положительный эффект от упражнений для
головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка.
Классификация упражнений
В таблице ниже представлены виды тренировок для более качественного
взаимодействия левого и правого полушарий мозга:
Виды
упражнений
нейрогимнастики
Описание классификационных категорий
Энергетические
Энергетические упражнения обеспечивают необходимую скорость протекания
нервных
процессов
между
клетками
головного
мозга.
Улучшают
эмоции
и
саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют
повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
При этом после прочтения книги или определенного отрезка текста ребенок
понимает смысл полученной информации. Подобный результат указывает на то, что
пройденный
курс
энергетических
упражнений
нейрогимнастики
принес
положительные плоды.
Растягивающие
движения
Тип нейрогимнастических упражнений в виде растягивающих движений
предназначен для более качественной подготовки ребенка к познанию окружающего
мира. Определенный набор движений руками дает возможность научить детей
удерживать внимание на одном и том же объекте, расслаблять сухожилия и мышечные
ткани, которые находятся в состоянии гипертонуса. Растягивающие движения
особенно полезны к выполнению ребенку, который отстает в освоении базовых
навыков письма, имеет явные проблемы с мелкой моторикой пальцев рук.
Направленные на
углубление
позитивного
отношения
Нейрогимнастические упражнения по углублению позитивного отношения —
это комплекс тренировок, который направлен на стабилизацию функций центральной и
периферической нервной системы. Ребенок обучается самоконтролю, дисциплине и
приобретает навыки сохранения полного спокойствия в условиях стрессовой ситуации.
С помощью данных упражнений дети учатся не паниковать, не сдаваться под
давлением
страха,
а
преодолевать
сложившиеся
обстоятельства.
При
этом
обеспечивается параллельное развитие функций памяти и внимания.
Срединные
движения
Срединные движения представляют собой нейрогимнастический комплекс,
направленный на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей. В
данном случае активируется работа сразу двух полушарий мозга, повышается
слаженность их функций.
Этот вид тренировок позволяет достичь эффектов:
улучшить координацию движений;
более быстро освоить навыки письма;
существенно повысить скорость чтения;
справиться с проблемами ориентирования в пространстве.
Дети, которые регулярно выполняют срединные движения, намного быстрее
обрабатывают сенсомоторную информацию, поступающую из окружающей среды.
2.
Практическая часть
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир,
который раскрывает
супер возможности каждого ребенка.
Этот эликсир может
использоваться детьми всех возрастных групп, а также взрослыми всех возрастов.
1.
Знакомство с некоторыми элементами нейрогимнастики для детей
школьного возраста.
2.
Классификация представленных упражнений
3.
Заключение
Выполнение нейрогимнастики принесет великолепные результаты, т.к. данная
гимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга,
которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.
Высшим достижением взрослого, работающего по данной техникой, было бы
обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный
момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении
домашних заданий или контрольной работы.
Из огромного перечня нейрогимнастических упражнений я выбрала именно эти,
т.к. их возможно применять непосредственно на уроке и переменах. Они не занимают
много времени и очень просты в исполнении, учитывая специфику возраста. По мере
овладения упражнениями ребенок становится более уверенным в себе, и таким
естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребенка. Эмоции, за которое
отвечает
лимбическая
система
в
головном
мозге,
определяют
разрядку
нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе,
удивление – все это влияет на нашу иммунную систему. Таким образом, нейрогимнастика
способствует улучшению психического и физического и эмоционального развития детей.
Хочу представить вашему вниманию, как данные упражнения мы делаем с детьми :
Видео.
4.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, надеюсь, данный мастер класс
был для вас полезен и интересен.
Лист рефлексии
1.
Актуальность данной темы
2.
Доступность объяснения в практической части
3.
Возможность применения данного приема на уроках, перемене
4.
Какие вопросы у Вас остались без внимания