Автор: Былинкина Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№16"
Населённый пункт: г. Гусь-Хрустальный
Наименование материала: Выступление на научно-практической конференции
Тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся через сотрудничество классных руководителей и родителей"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 16»
Формирование духовно-нравственных ценностей
обучающихся через сотрудничество классных
руководителей и родителей
(из опыта работы)
Авторы: Былинкина Оксана Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 16,
Сальникова Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ ООШ № 16
г. Гусь-Хрустальный
2018 г.
Наши дети — это наша старость.
Правильное воспитание —
это наша счастливая старость,
плохое воспитание — это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
Макаренко А. С
.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством в целом.
Школа, в лице педагогов, не способна самостоятельно справиться с такой
задачей,
как
воспитание
духовно-нравственной
личности
в
современном
обществе. Помощником в данном направлении для учителя должна быть семья.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при
высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает
получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь.
Согласно опросу родителей первоклассников, большинство мам и пап имеет
средне-специальное и среднее образование.
Образовательный уровень родителей 1-а класса 2017-2018 года ( из 59
опрошенных родителей)
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для
ребенка
школа
отношений
с
людьми.
Именно
в
семье
складываются
представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном
отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье
он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Важнейшим
источником
жизненного
опыта
школьников
являются
внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные
ценности родителей. Именно родитель первый помощник классного руководителя
в решении многих вопросов, в возможности разработки индивидуальных
вариантов воспитания и развития школьников.
Все что происходит дома постоянно, создает правила, которые, становясь
традициями, составляют основу жизни человека.
Свою работу мы строим на основе Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
В работе с родителями стараемся сочетать коллективные и индивидуальные
формы. Одной из форм работы является посещение семьи школьника. В начале
первого класса мы знакомимся с условиями жизни всех учеников класса; из бесед
с родителями и другими членами семьи получаем представление о характере
ученика, его интересах и склонностях, об отношениях с родителями, старшими и
младшими членами семьи; даём советы родителям по организации выполнения
домашних заданий, режиму дня; информируем их об успеваемости и дисциплине
ученика в школе. С целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-
нравственного
воспитания
в
семье
проводим
анкетирование
родителей.
(Приложение №1)
Наиболее распространённой формой связи школы с семьями обучающихся
и педагогического всеобуча является родительское собрание. Оно проводится,
прежде всего, в интересах обучающихся и их родителей. Присутствие родителей
на собрании – свидетельство их уважения к школе, к труду педагогов, их
внимания к проблемам и делам своих детей.
На родительских собраниях часто проводим дискуссии на духовно-
нравственные темы:
«О культуре поведения школьника»
«Как мы помогаем детям хорошо учиться»
«Как приучать детей к труду»
«Об организации внеклассного чтения»
«О поощрениях и наказаниях» и другие.
Предлагаем родителям в группе разобрать ситуации и высказать свое
мнение или поделиться опытом воспитания детей. Рассматриваем такую тему,
как «Семейный досуг».
Мы, учителя, не можем организовать в семье семейный досуг, но мы
должны обратить внимание родителей на то, как он организуется в их семье,
заставить
задуматься
о
результативном
совместном
времяпровождении
и
предложить положительные варианты семейного досуга.
Семейный досуг включает в себя: чтение книг, разгадывание кроссвордов,
просмотр
фильмов,
встречи
с
родственниками,
друзьями
и
знакомыми,
совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов и многое
другое. Следует обратить внимание на то, что в организации семейного досуга
обнаруживается немало и ошибок: слишком много времени дети находятся у
телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую
недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и
т.п. Психологи бьют тревогу: дети перенимают модель социального поведения у
своих родителей и близкого окружения. По данным последних наблюдений,
ребята, играя в семью, все чаще берут с полок книги и открывают их, как ноутбук,
и играют в «танки» или «просматривают страничку» в соцсетях. Это в основном
делается молча. И такие молчаливые семейные игры возникают все чаще. Тем
более что, сегодня даже двухлетний ребенок, не умеющий читать, прекрасно
разбирается в планшетных компьютерах и без труда самостоятельно находит, что
ему посмотреть и во что поиграть, для этого даже не надо взаимодействовать со
взрослым. Таким образом, происходит еще большее сокращение общения в семье.
Да и взрослые особо к общению со своими детьми не стремятся: времени и
желания общаться не так много.
По данным нашего опроса на совместный досуг с ребенком, даже в
благополучной семье, родители тратят в среднем 15 – 20 минут в день, поэтому в
свою работу включаем реализацию проектов, направленных на совместную
работу детей и их родителей. Например, на занятиях по внеурочному курсу
«Основы проектной деятельности» детям предлагаем поучаствовать в проекте
«Наш семейный досуг», где они рассказывают о том, как проводят свободное
время, отдыхают всей семьёй.
Продолжаем работу над долгосрочным проектом «История моей школы в
истории моей семьи», в котором дети собирают материал о своих родственниках,
выпускниках нашей школы. Ведётся поисковая работа по созданию Книги
Памяти, в которой ребята вместе с родителями рассказывают о своих героических
предках, живших в годы Великой Отечественной войны.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного
вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.
Прививая любовь к чтению и, воспитывая детей младшего школьного
возраста через чтение книг, в нашей школе проводятся внеклассные мероприятия
на литературные темы, где участвуют родители и дети. Стали традиционными
литературные встречи, «День словаря», конкурс «Папа, мама, я – читающая
семья».
Вовлекая детей в участие в выставках и конкурсах, ставим цель привлечь
родителей. Взрослые, в своем большинстве, с удовольствием сами участвуют с
детьми:
в
конкурсах
рисунков
по
правилам
дорожного
движения,
противопожарной безопасности, здорового образа жизни;
в изготовлении поделок,
в школьных выставках «Природа и фантазия», «Новогодняя игрушка»
и «Новогодняя снежинка»,
в спортивных состязаниях в рамках проекта «Школа – центр
спортивной жизни микрорайона» и др.
Также проводим внеклассные занятия с детьми по профилактике нарушений
правил дорожного движения, детского травматизма и личной безопасности.
Ежегодно в нашей школе проводится спортивный праздник «Папа, мама, я –
спортивная семья». На награждение всегда приглашаем родителей. Обучающиеся,
получая грамоты за какое-либо место или просто за участие, радуются своим
успехам и гордятся своей семьёй. Этот небольшие победы, но в будущем дадут
свои плоды.
Также мы привлекаем родителей к участию в различных акциях («Ветеран
живет рядом», «Помоги детям», «Больше кислорода», «Помоги птицам» «Помоги
бездомным животным» и др.)
Активное участие принимают ребята вместе с родителями в школьных и
городских мероприятиях: тематические конкурсы рисунков и плакатов (на
противопожарную тему, на ПДД, «Моя Родина», «Антиреклама вредных
привычек», «Моя семья»). Данные мероприятия всегда имеют положительное
влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся
система работы с
родителями-жителями микрорайона Химик происходит в
тесном сотрудничестве с социальными партнёрами ОУ:
НП «Мещера»
МБДОУ Детский сад № 8
МБУДО ЦДОД «Исток»
Киноцентр «Алмаз»
Музей Хрусталя имени Мальцовых.
Организуем экскурсии в городскую пожарную часть, приглашаем на
классные часы участников боевых действий в горячих точках, представителей
поискового отряда «Амулет».
Не первый год работаем в контакте и с работниками правоохранительных
органов. Они знакомят родителей на собраниях с различными правонарушениями
несовершеннолетних, которые влекут за собой административные штрафы.
В течение года организуем экскурсии по городу, где младшие школьники
знакомятся с достопримечательностями. Изучение своего родного края является
неотъемлемой частицей в воспитании патриотизма, прививая не только любовь,
но и гордость за родной край. Праздник «Посвящение в первоклассники»,
экскурсии в Суздаль, Владимир, Муром. И везде с нами родители.
Всегда интересно проходят праздники, которые организуются совместно с
родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса,
проводимые с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Главная задача каждого классного руководителя - так организовать жизнь
детского коллектива, чтобы учащиеся и их родители добровольно, с большим
желанием участвовали в разнообразных делах класса.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности
получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений.
Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, то есть имеют
представление о нравственном поведении. Но не всегда так поступают.
Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам
объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что взрослым легче
объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению.
Поэтому одной из главных задач в своей работе считаем показать родителям, как
велика роль их собственного примера.
Родителям важно не забывать о
собственном поведении. Ведь дети хотят быть похожими на своих родителей.
На родительском собрании в первом классе совместно с родителями
разрабатываются правила Истинного родителя (Приложение №2)
Вместе с тем, существуют проблемы, над которыми надо еще много
работать. К сожалению, в последние годы все труднее бывает находить общий
язык с некоторыми родителями обучающихся. В отдельных семьях считается
дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в
воспитании ребенка. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за
порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной
администрации. Но мы прилагаем все усилия, чтобы таких семей было как можно
меньше.
Учителя порой делают невозможное, чтобы взаимодействие с родителями
обучающихся было эффективным.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать
принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и
терпимости по отношению друг к другу.
В заключении хочется сказать: родители не должны бояться школы. Они не
должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по
большим праздникам. Они должны быть активными помощниками в воспитании
ребенка.
Главное
заключается
в
том,
чтобы
ребенок
чувствовал
заинтересованность взрослых в его учебных достижениях, ощущал поддержку и
понимание, внимание и доброту со стороны родителей.
Приложение №1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Ответьте на следующие вопросы о Вашем ребенке, это поможет нам
увидеть ребенка таким, каким его видите вы:
1.
Какие чувства (эмоции) Вы испытали, когда родился ваш ребенок?
2.
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете
назвать?
3.
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему
комфортно чувствовать себя в коллективе?
4.
Как ведет себя ваш ребенок дома?
5.
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной
жизни, жизни класса?
6.
С каким настроением ваш ребенок идет в школу?
7.
Что любит ваш ребенок?
8.
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?
Закончите предложение:
1.
Я радуюсь, когда мой ребенок…
2.
Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
3.
Я злюсь, когда ребенок…
4.
Мне нравится, когда мой ребенок…
5.
Мне не нравится, когда мой ребенок…
6.
Я не верю, когда говорят мне, что мой ребенок…
7.
Я верю, когда говорят мне, что мой ребенок…
8.
Если у моего ребенка хорошие новости, то…
9.
Если у моего ребенка плохие новости, то…
10.
Если у моего ребенка, что-то не получается, то…
Приложение №2
Правила истинного родителя
Если родители требуют от ребенка, чтобы он много и с удовольствием
читал, они читают сами много и с удовольствием, несмотря на недостаток к
времени.
Если родители требуют, чтобы ребенок не лгал, они не лгут сами ни себе,
ни другим, ни собственному ребенку.
Если родители требуют от ребенка проявления трудолюбия, они сами его
проявляют и создают условия для формирования у ребенка умения трудиться.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не воровал, они сами не должны
создавать подобных ситуаций в своей семье (пусть даже по мелочам).
Если родители хотят, чтобы их ребенок не пристрастился с раннего детства
к спиртным напиткам, они сами не должны создавать культ спиртных напитков в
своей семье. Культ спиртных напитков проявляется в том, что даже в детские
праздники родители не могут обойтись без них.
Если родители хотят, чтобы их ребенок бережно и уважительно относился к
дедушкам и бабушкам, они начинают с себя и сами уважительно относятся к
своим родителям.
Если родители хотят, чтобы их ребенок не страдал от одиночества, они
дают ему возможность иметь друзей, приводить в свой дом. Это возможно только
в том случае, если сами родители имеют настоящих друзей и ребенок встречается
с ними в своем доме.
Если родители хотят, чтобы ребенок не относился к школе и учению с
предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях с удовольствием и с
самыми теплыми чувствами.