Автор: Хасипова Гульназ Назимовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8 - ЦО" Советского района г. Казани
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы "Обучение русскоязычных учащихся начальных классов татарскому языку".
Из опыта работы «Обучение русскоязычных учащихся
начальных классов татарскому языку».
Автор: Хасипова Гульназ Назимовна
Учитель родного языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 8 - ЦО» Советского района г. Казани
Республика Татарстан — Родина для многих народов и как это прекрасно,
что ценности национальных культур находят реализацию в нашей жизни.
Все мы знаем, что государственными языками в Республике Татарстан
являются равноправные русский и татарский языки.
Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики
Татарстан
и
других
языках
в Республике Татарстан» исходит из
необходимости всестороннего развития народов Республики Татарстан, их
культур и языков, максимального использования творческого потенциала,
обычаев и традиций
каждого народа
в
социально-этнологическом
и
духовно- нравственном развитии общества, реализации прав человека.
Считаю, учителя татарского языка достигнут высоких результатов в
обучении русскоязычных детей татарскому языку лишь тогда, если смогут
воспитать любовь и интерес к изучаемому татарскому языку, к родному краю,
а также воспитают желание говорить, общаться, изучать татарский язык;
поэтому в начале каждого учебного года в каждом из преподаваемых мною
классах провожу вводные уроки об актуальности, значении знания языков, в
том числе и знания татарского языка.
Основной целью обучения русскоязычных учащихся татарскому языку
является формирование коммуникативной компетенции.
Я обучаю русскоязычных учащихся начальных классов татарскому языку.
Мое основное правило в работе: надо обучать детей
не заставляя, а
заинтересовывая своим предметом. Я ежедневно добиваюсь правильного
произношения татарских звуков, отличающихся от русских,
правильного
ударения, интонации.
С этой же целью мы много заучиваем наизусть и стихов, и игр, и песен.
Заучивание наизусть помогает накоплению словарного запаса. С первого класса
самих учащихся учу задавать друг другу вопросы по теме. С первого класса
после прохождения каждой темы составляем небольшие рассказы. Например:
о школе, семье, любимых игрушках и т.д., т.е. постепенно обучаю учащихся
монологической речи.
Со второго полугодия первого класса начинаю обучать пересказыванию
содержания рассказа или сказки. Это в свою очередь также помогает
запоминанию новых слов и активному их применению в речи учащихся.
Провожу
КВНы
по пройденным темам,
ученикам нравится конкурс
“переводчиков”, тесты.
Учащиеся третьего класса пишут и сочинения. Естественно, учащихся к
такому
творческому
заданию
я
тщательно
готовлю.
Учащиеся
пишут
сочинения - миниатюры на темы “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Берегите
птиц” или же на тему “Охраняйте природу”, и т .п. Каждая работа мною
проверяется, проводим тщательную работу над ошибками.
Мои ученики
знают,что в татарском языке нет вида, рода, предлогов и приставок.
При изучении татарского языка необходимо постоянно тренировать
полученные навыки и умения. Игровые задания и игры помогают сделать эту
тренировку
приятной.
Даже
трудный
для
изучения
материал
можно
представить в игре очень в очень увлекательной форме.
Дидактико-методические функции игры могут быть весьма различными.
Ее можно использовать для закрепления, систематизации знаний и автоматизии
полученных навыков. Переход от традиционных форм учебной работы к игре
должен быть и неожиданным для учащихся, и мотивированным. Провожу
ситуативные, ролевые игры, путешествия, инсценировки, часы занимательной
грамматики.
На уроках учащимся стараюсь давать проблемные, дифференцированные,
творческие задания. А также стараюсь, чтобы каждый урок был творческим,
чтобы на уроках имел место эффект новизны и неожиданности, необычности и
эмоциональности, поиска.
Надо
помнить:
развитию
творческого
мышления,
познавательной
активности на уроке способствуют разнообразие методов и приемов обучения,
чередование этапов, высокий темп урока, применение творческих заданий.
Я считаю, что учебный процесс по обучению татарскому языку в русской
школе должен строиться с учетом специфики родного, т.е. русского языка.
Такой учет намного облегчает труд учащихся и дает возможность с большим
эффектом, интересом изучать татарский язык.
Желание учащихся общаться на татарском языке, богатая наглядность,
использование
игровых
форм,
эмоционально-положительный
настрой,
творческая атмосфера, ситуация успеха — все это способствует формированию
положительной мотивации творческой учебной деятельности. Построение
учебного
процесса по обучению татарскому языку в русской школе на
коммуникативной основе с учетом принципов: практической направленности
обучения, активной речевой деятельности, учета возрастных особенностей
учащихся, учета специфики родного языка позволяет достичь высоких
результатов в обучении русскоязычных детей татарскому языку.