Напоминание

Из опыта работы "Обучение русскоязычных учащихся начальных классов татарскому языку".

Автор: Хасипова Гульназ Назимовна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8 - ЦО" Советского района г. Казани
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы "Обучение русскоязычных учащихся начальных классов татарскому языку".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Из опыта работы «Обучение русскоязычных учащихся

начальных классов татарскому языку».

Автор: Хасипова Гульназ Назимовна

Учитель родного языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 8 - ЦО» Советского района г. Казани

Республика Татарстан — Родина для многих народов и как это прекрасно,

что ценности национальных культур находят реализацию в нашей жизни.

Все мы знаем, что государственными языками в Республике Татарстан

являются равноправные русский и татарский языки.

Закон Республики Татарстан «О государственных языках Республики

Татарстан

и

других

языках

в Республике Татарстан» исходит из

необходимости всестороннего развития народов Республики Татарстан, их

культур и языков, максимального использования творческого потенциала,

обычаев и традиций

каждого народа

в

социально-этнологическом

и

духовно- нравственном развитии общества, реализации прав человека.

Считаю, учителя татарского языка достигнут высоких результатов в

обучении русскоязычных детей татарскому языку лишь тогда, если смогут

воспитать любовь и интерес к изучаемому татарскому языку, к родному краю,

а также воспитают желание говорить, общаться, изучать татарский язык;

поэтому в начале каждого учебного года в каждом из преподаваемых мною

классах провожу вводные уроки об актуальности, значении знания языков, в

том числе и знания татарского языка.

Основной целью обучения русскоязычных учащихся татарскому языку

является формирование коммуникативной компетенции.

Я обучаю русскоязычных учащихся начальных классов татарскому языку.

Мое основное правило в работе: надо обучать детей

не заставляя, а

заинтересовывая своим предметом. Я ежедневно добиваюсь правильного

произношения татарских звуков, отличающихся от русских,

правильного

ударения, интонации.

С этой же целью мы много заучиваем наизусть и стихов, и игр, и песен.

Заучивание наизусть помогает накоплению словарного запаса. С первого класса

самих учащихся учу задавать друг другу вопросы по теме. С первого класса

после прохождения каждой темы составляем небольшие рассказы. Например:

о школе, семье, любимых игрушках и т.д., т.е. постепенно обучаю учащихся

монологической речи.

Со второго полугодия первого класса начинаю обучать пересказыванию

содержания рассказа или сказки. Это в свою очередь также помогает

запоминанию новых слов и активному их применению в речи учащихся.

Провожу

КВНы

по пройденным темам,

ученикам нравится конкурс

“переводчиков”, тесты.

Учащиеся третьего класса пишут и сочинения. Естественно, учащихся к

такому

творческому

заданию

я

тщательно

готовлю.

Учащиеся

пишут

сочинения - миниатюры на темы “Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Берегите

птиц” или же на тему “Охраняйте природу”, и т .п. Каждая работа мною

проверяется, проводим тщательную работу над ошибками.

Мои ученики

знают,что в татарском языке нет вида, рода, предлогов и приставок.

При изучении татарского языка необходимо постоянно тренировать

полученные навыки и умения. Игровые задания и игры помогают сделать эту

тренировку

приятной.

Даже

трудный

для

изучения

материал

можно

представить в игре очень в очень увлекательной форме.

Дидактико-методические функции игры могут быть весьма различными.

Ее можно использовать для закрепления, систематизации знаний и автоматизии

полученных навыков. Переход от традиционных форм учебной работы к игре

должен быть и неожиданным для учащихся, и мотивированным. Провожу

ситуативные, ролевые игры, путешествия, инсценировки, часы занимательной

грамматики.

На уроках учащимся стараюсь давать проблемные, дифференцированные,

творческие задания. А также стараюсь, чтобы каждый урок был творческим,

чтобы на уроках имел место эффект новизны и неожиданности, необычности и

эмоциональности, поиска.

Надо

помнить:

развитию

творческого

мышления,

познавательной

активности на уроке способствуют разнообразие методов и приемов обучения,

чередование этапов, высокий темп урока, применение творческих заданий.

Я считаю, что учебный процесс по обучению татарскому языку в русской

школе должен строиться с учетом специфики родного, т.е. русского языка.

Такой учет намного облегчает труд учащихся и дает возможность с большим

эффектом, интересом изучать татарский язык.

Желание учащихся общаться на татарском языке, богатая наглядность,

использование

игровых

форм,

эмоционально-положительный

настрой,

творческая атмосфера, ситуация успеха — все это способствует формированию

положительной мотивации творческой учебной деятельности. Построение

учебного

процесса по обучению татарскому языку в русской школе на

коммуникативной основе с учетом принципов: практической направленности

обучения, активной речевой деятельности, учета возрастных особенностей

учащихся, учета специфики родного языка позволяет достичь высоких

результатов в обучении русскоязычных детей татарскому языку.