ТЕМА:
Особенности
адаптации
в
детском
саду
Литвишко М. Н.
Воспитатель I КК
МКДОУ д/с № 4 «Теремок»
г. Семилуки Воронежской обл.
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком
смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под
адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду
и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого,
которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным
результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных
критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и
точно выполнять новые требования). Термин «адаптация» применяется в
медицине, естествознании, психологии, социологии, педагогике и охватывает
широкий круг явлений.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного
года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации
к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный
процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной
проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые
вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего
возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со
взрослым и др. Внимательно знакомясь с опубликованными материалами,
убеждаешься, что характер и длительность адаптационного периода зависят
от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все
более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в
педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и
др.
Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий
для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности
поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на
них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.
Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации
детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического
благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития
в дошкольном возрасте.
Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации
отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.
Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных
человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и
правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является
важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте
происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость
организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое
перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии
детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать
благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у
взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу
кормления, укладывания, у него формируются определённые
взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к
незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша
и благополучное существование в детском саду и в семье.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы
приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества
воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному
учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и
обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом
оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности
безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна
подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к
поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду
– важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый,
подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью
в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым.
Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его
родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в
начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в
дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и
психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение
адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна,
аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1
месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и
регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен
(длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь
разную длительность.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная
организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его
двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений,
испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей
могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его
органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно
накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический
уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна,
кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной
деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных
подходов к ним является залогом формирования правильного поведения
ребенка, создания у него уравновешенного настроения
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но
если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все
действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук,
стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более
длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед
воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро
воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее
присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым
исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна
побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая
тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит.
Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к
малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в
группе и т.п.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в
поведении и потребности в общении (в соответствии с этим далее будут
определяться группы адаптации).
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в
общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания,
ласки, доброты, сведений об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность
в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в
совместных с ними действиях и получении от них сведений об
окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных
самостоятельных действиях. Если до поступления в детский сад
ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда
его приводят в детский сад, с трудом расстается с родными. Затем весь
день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений
воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол,
протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется
изо дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя
мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к
предложениям поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки
или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не
развита потребность общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых
можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с
близкими людьми).
Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с
посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит
адаптирование ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад
приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи.
Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу,
они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям,
задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он
боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к
ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них
появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных
самостоятельных действиях и общении со взрослыми.
Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно
адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо
готовить его к поступлению в детский сад.
Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда
хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей,
считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не
может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку
самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует
мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним.
Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к
маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные
требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что
основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут
оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от
взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они
складываются, если обе стороны осознают необходимость
целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно,
чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку;
чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное –
ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и
должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке
ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко
родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые
приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой
ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в
должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные
условия, существенно отличающиеся от семейных.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет
то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические
навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.), между
тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию
указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста
приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок,
не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог
должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть
основные закономерности формирования навыков и привычек, их
последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы,
как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение
своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек
для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в
адаптационный период.
В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-
психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту
особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые
отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.
1.Эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно
выражены отрицательные эмоции: от хныканья, "плача за компанию" до
постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются
проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с
незнакомыми детьми, боится новых воспитателей, а главное, того, что вы
забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его,
что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой). На фоне стресса у
ребенка вспыхивает гнев , который прорывается наружу (ребёнок вырывается,
не давая себя раздеть, или даже бьёт взрослого, собирающегося оставить
его). В период адаптации он раним настолько, что поводом
для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно
наблюдать депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто
эмоций нет вообще.
В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень
расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и
улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул
(необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь
терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут
положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.
Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о
том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение
некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.
2.Контакты со сверстниками и воспитателем.
В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже
общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми,
беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет
играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная
игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит
расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими
малышами.
О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все
охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его
просьбы, следует режимным моментам.
3. Познавательная активность.
Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе
отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется
даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в
сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе
успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство
группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок
станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.
4. Навыки.
Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к
детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки
самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком
и т.д.).
Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только
"вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые
достижения, которым он научился в саду.
5. Особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные"
слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда
адаптация будет завершена.
6. Двигательная активность.
Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо
активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и
домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является
восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
7. Сон.
Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в
первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув,
вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный
дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду
обязательно нормализуется.
8.Аппетит.
В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с
непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми
реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается
восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке,
но он начинает кушать.
9. Здоровье
Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость
организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше)
посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и
хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из
известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в
болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться
дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в
нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает
демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под
любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые
меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и
целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по
восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись
эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и
реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже
сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4
недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста,
необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и
родителей:
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как к своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития
каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным
нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в
дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня
детского сада, с требованиями к ребенку;
- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах
детей;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения
ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической
пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями,
родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их
признаков, действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце
поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям
ДОУ;
- посещайте групповые собрания.
Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного
образовательного учреждения и родителей является залогом успешной
адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Объективными показателями окончания периода адаптации у детей
являются:
· глубокий сон;
· хороший аппетит;
· бодрое эмоциональное состояние;
· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное
поведение;
· соответствующая возрасту прибавка в весе.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень
скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и
привычный мир!