Напоминание

"Патриотическое воспитание обучаемых посредством народных танцев"

Автор: Потапова Мария Кононовна
Должность: учитель хореографии
Учебное заведение: МБОУ "Вилюйская гимназия им.И.Л.Кондакова"
Населённый пункт: г.Вилюйск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Патриотическое воспитание обучаемых посредством народных танцев"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Патриотическое воспитание обучаемых посредством народных танцев

Автор: Потапова Мария Кононовна

Должность: учитель хореографии

Место работы: Вилюйск, Республика Саха (Якутия), МБОУ «Вилюйская

гимназия им. Ивана Лаврентьевича Кондакова»7

Адрес электронной почты: vasileva

.

sargylana

@

inbox

.

ru

К.т. +7914829-21-75

Почтовый адрес: 678200, г. Вилюйск, Республика Саха (Якутия), улица

Аммосова 18а, кв.8

В современных условиях патриотическое воспитание обучаемых

является одной из главных задач образовательного процесса. Формированию

патриотического сознания детей и подростков, воспитанию гражданской

активности подрастающего поколения, развитию интереса обучаемых к

историческому

и

культурному

прошлому

родного

края

и

России

способствует танцевальный коллектив учащихся.

Ведь

на

протяжении

веков

одним

из

универсальных

средств

патриотического воспитания было и остается искусство, представляющее

целостную

картину

мира

в

единстве

мысли

и

чувства,

в

системе

эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство

выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. В наше время

молодежь все меньше понимает чувство патриотизма, коллективизма.

Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных

веками, тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему

Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность

к их защите.

Особенностью внутренней организации танцевального коллектива

«Ай-тыын» является патриотическое воспитание обучаемых посредством

народных танцев.

Во многом направленность обучения в любительских

хореографических коллективах зависит в первую очередь от квалификации

педагогов,

которые

непосредственно

руководят

учебно-воспитательной

деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют

формы

их

организации,

планируют

учебно-воспитательный

материал,

дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца,

подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания

репертуара и т.п.

При

обучении

в

хореографическом

коллективе

воспитательная

деятельность имеет свою специфику. Воспитание - это формирование

моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и

общения внутри коллектива и вне его. Решая специфические задачи

воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть

комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Основные

направления

воспитательной

работы:

патриотическое, эстетическое и нравственное воспитание, этика поведения,

физическое воспитание.

Любительский танцевальный коллектив «Ай-тыын» основан в 2011 году

при МБОУ «Вилюйская гимназия имени Ивана Лаврентьевича Кондакова» с

целью

способствовать

эстетическому

развитию

гимназистов

через

хореографию.

Первичным коллективом, определяющим жизнь участника

художественной самодеятельности, является кружок. Как правило, это

объединение учебного типа, где участники стремятся получить знания,

умения, навыки в разных жанрах хореографического искусства.

В такой форме начал свою деятельность танцевальный коллектив «Ай-

тыын».

В

коллективе

занимаются

все

желающие

заниматься

хореографическим

искусством.

Состав

его

участников

вначале

его

деятельности в основном составляли учащиеся из двух групп от 14 до 18 лет.

С каждым годом количество участников расширяется.

В коллектив теперь прибавилась младшая группа, где занимаются дети

среднего школьного возраста и учительская группа. Специфика работ со

взрослыми существенно отличается от работы с детьми школьного возраста.

И это дает свои сложности в организационной работе. Во-первых, это

периодически меняющийся состав.

Так как коллектив в основном детский, у всех кроме танца есть еще и

другие занятия. Поэтому неизбежны пропуски в занятиях. Несмотря на такую

текучесть, основной состав остается постоянным благодаря сплоченности

коллектива, единому желанию служения искусству. Гимназия является

школой полного дня, занятия продолжаются и после обеда. Для того чтобы

это не отражалось на статусе коллектива,

нужно добиться, чтобы

подготовительный состав знал весь репертуар коллектива.

Вновь поступившие учат уже готовые основные танцы из репертуара

коллектива, а основной состав разучивает новые постановки. Для успешной

деятельности танцевального коллектива необходимо во-первых, четкое,

твердое расписание занятий, чтобы при возможности опираться на него,

планируя свой график.

Во-вторых, это учет разно-уровневого состава

коллектива. В наш любительский хореографический коллектив нередко

приходят не имеющие хореографических данных, но с огромным желанием

научиться красиво двигаться, выступать на сцене, дарить людям радость

своим творчеством. Приходится упорно и терпеливо работать не один год,

чтобы добиться результатов своей деятельности, творить, создавать образы.

С младшей группой намного проще в этом плане. Состав стабильный,

расписание точное, периодичность постоянная.

В данное время в коллективе 69 участников: младшая группа – 21 детей,

средняя - 22, старшая – 25 детей и учительская группа: занимаются после

рабочего дня с 19:00 по 2 академических часа два раза в неделю.

Приобретение сценических костюмов всегда несет за собой много

финансовых затрат. Поэтому, в основном планируем финансовые расходы

только на приобретение материала. Руководитель создает эскиз костюма,

приобретает необходимые материалы и фурнитуру, готовит выкройки

костюмов. Ведется работа с родителями: используя желание научиться шить,

обмениваясь опытом и навыками шитья, все вместе шьют костюмы,

украшают фурнитурой, изготавливают аксессуары. У каждого родителя свой

талант, умело используя их умения и навыки можно добиться большего. Так,

например те, кто умеет шить – помогают шить костюмы, те кто умеет

вышивать бисером – декорируют костюмы, те кто имеет коммуникативные

способности,

находят и заказывают по интернету танцевальную обувь,

предметы для танцев. Родители младшей группы очень активные, они

заинтересованы в достойном имидже коллектива, где занимается их ребенок.

Поэтому с большим энтузиазмом берутся за костюмы, стараются сделать все

красиво и стильно. Чтобы костюмы у всех были одинаковыми, нужно сделать

эскиз костюма заранее и на родительском собрании обсудить финансовые

расходы, материалы, шитье.

Используя

специфические

средства

искусства

танца,

заинтересованность участников коллектива, открывается

возможность

проводить большую воспитательную работу. Коллектив участвует во всех

мероприятиях города, улуса, республики, многократно участвовали на

всероссийских и международных конкурсах и это определенно ставит перед

ним большую ответственность. Они становятся лицом не только своего

коллектива, но и города, улуса, республики.

Танцевальный

коллектив

имеет

свои

особенности

внутренней

организации и педагогического воздействия на участников. Не является

исключением и танцевальный коллектив «Ай-тыын».

Первостепенной задачей любительского хореографического коллектива

является воспитание патриотизма участников коллектива. После они сами

становятся носителями этой миссии через танец, композицию, каждое

выступление должно вызывать у зрителей не только визуальное восхищение,

но пробуждать в них патриотические чувства. В репертуаре коллектива

много таких танцев, несущих в себе патриотическое воспитание: танец

«Военная кадриль», «Журавли», «Танец Победы». А также принимают

участие в театрализованных постановках к значимым датам Республики Саха

(Якутия) и России: ко Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-

1945 гг., к 100-летию Якутской АССР, ко Дню народного единства, ко Дню

города и др.

Изучение народных танцев способствует знакомству с богатейшим

хореографическим фольклором других стран, воспитанию любви и уважения

к фольклору разных народов. В репертуаре коллектива много танцев народов

других стран: башкирский, калмыкский, грузинский, китайский, ирландский,

русский народный, узбекский, казахский и другие.

Приобщение

к

отечественным

ценностям

посредством

занятий

якутским танцем во многом способствует сохранению традиций, культуры

своей Родины, решая задачи воспитания подрастающего поколения на

традициях культуры своего народа. Ведь именно якутский танец с помощью

танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает

духовную

жизнь

народа,

богатейший

воспитательный

потенциал,

и

ориентирует нашу современную молодежь на возрождение национальной

культуры. Такая ценностная работа развернуто ведется на репетиционных

занятиях к национальному празднику Ысыах. Все обрядовые танцы, танец

«Саламалаах», «Илгэ уцкуутэ», «Приветственные танцы», «Узор» несут в

себе много воспитательных аспектов.

Подбор

репертуара

требует

от

художественного

руководителя

коллектива четкого перспективного видения педагогического процесса как

цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое

структурное

подразделение,

каждый

фактор

дополняют

друг

друга,

обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и

воспитательных задач. Одним из критериев при подборе репертуара является

его реальность, т.е. соответствие художественным и исполнительским

возможностям участников коллектива.

Состав

танцевального коллектива «Ай-тыын» разноуровневый,

разновозрастной. Исходя из этого репертуар нашего коллектива очень

разнообразный, в нем много танцев в разных стилях. Таким образом

обучаемые учатся друг у друга, обмениваются своим опытом, них появляется

в уверенность, доверие друг к другу.

Желание танцевать красивый медленный вальс привело в наш

коллектив юношей. Медленный вальс на Гимназическом балу окрылил

парней на дальнейшее сотрудничество и сейчас они с удовольствием

занимаются не только парными танцами, но и исполняют мужские танцы:

«Боотурдар», «Приветственный», «Халбан харыта», «Тутум эргиир».

В

коллективе

много

мальчиков

и

девочек,

занимающихся

нестандартной

хореографией,

чьи

желания

в

большей

степени

останавливаются на современных танцах. В данном направлении танец

рассматривается и как инструмент развития тела танцовщика и средство

формирования его индивидуальной хореографической лексики. Социально-

педагогический

смысл

хореографического

коллектива

заключается

в

органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного

процессов, придания им идейно-нравственной направленности.

Сама по себе хореография, как искусство коллективизма,

требовательности друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и

мужества, что может оказать существенное влияние и на исполнительскую

деятельность. Ведь в танце проявляются характер и духовные качества

личности. Следует отметить, что нравственное воспитание происходит

каждый день на занятиях, выступлениях, репетициях. Музыка и танец

развивают

эмоциональную

сферу

человека.

Если

научные

предметы

сообщают ему знания о мире, то музыкально-танцевальное искусство

вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце

явлениями объективного мира.

Наше молодое поколение постепенно стало забывать свои корни и свои

традиции. Поэтому мы считаем, что нужно не только сохранять, но еще

более углубленно изучать историю традиционной национальной культуры

народа саха, в частности круговой хороводный танец осуохай, который

является у нашего народа символом солнца, жизни и добра.

В Вилюйском улусе различают четыре вида осуохай: осуохай Девушек,

осуохай Юношей, Женский осуохай, Мужской осуохай.

В современном танце осуохай сочетают разные варианты. Например:

1.

Первая часть – (зачин): начинают с поклона божествам, потом

переходят к танцу шагом;

2.

Вторая часть – (основная): вилюйский шаг

3.

Третья часть – (ускоренная): танец прыжком (вилюйский).

Можно усовершенствовать танец, сохранив темп вилюйского варианта,

с традиционными вилюйскими движениями, с качественным запевом. Мы

выполнили рисунок танца и, изучив особенности движений вилюйского

варианта осуохай, поставили вилюйский танец “Молодежный осуохай” с

ансамблем “Ай-тыын”.

Анализируя работу любительского хореографического коллектива

«Ай-тыын», можно сказать, что интерес молодежи к танцевальному

искусству всегда есть, надо только найти и помочь реализовать их

способности и возможности. Танцевальный коллектив для их участников

стал большой семьей, где объединившись, открывают прекрасный мир танца

не только для себя, но и для всех зрителей. Средствами искусства танца

служат делу массового воспитания и образования. Благодаря грамотному

составлению плана работы, правильной постановки цели, своевременно

обновляемому репертуару, сценическим костюмам, воспитанники ансамбля

«Ай-тыын» все больше приобщаются к искусству и культуре, контингент

участников

коллектива

растет,

исполнительское

мастерство

совершенствуется.

Если воспитательная работа становится увлечением руководителей

коллективов, то она наполняет смыслом и одухотворенностью танцевальный

репертуар,

устанавливает

взаимоотношения

в

коллективе

на

основе

дружелюбия, уважения друг к другу, к традициям своего коллектива.

Воспитательная работа помогает развитию личности ребенка, позволяет ему

вырасти человечным, доброжелательным, патриотом Родины, обладающим

чувством долга. Ведь воспитывая коллектив через образы хореографии, мы

раскрываем

эстетическую

чуткость

к

прекрасному,

возвышенному.

Коллектив «Ай-тыын» - активный участник благотворительных концертов,

творческих

и

публичных

отчетов

гимназии,

патриотических

акций,

фестивалей и конкурсов различных уровней.

Опрос, проведенный среди членов хореографического ансамбля «Ай-

тыын» показал, что народные танцы, якутский народный танец осуохай в

частности, воспитывают любовь к малой родине, гордость и осознание того

что они являются жителями Республики Саха (Якутия).

В итоге можно констатировать, что патриотическое воспитание

обучаемых посредством народных танцев является неотъемлемой частью

образовательного и воспитательного процесса Вилюйской гимназии им. И.Л.

Кондакова благодаря тесному взаимодействию с педагогами, родителями,

социальными партнерами.