Авторы: Остапук Анна Владимировна, Анна Антоновна Остапук
Должность: обучающаяся 3 курса 20-спо-пнк-03 группы специальность 44.02.02 преподавание в начальных классах
Учебное заведение: НАН ЧОУ "Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: "Каталог упражнений для развития навыков учебного сотрудничества у обучающихся начальной школы на уроках русского языка"
Тема: Описанные в пособии материалы позволят учителям начальных классов и студентам педагогического колледжа применять упражнения на развитие навыков сотрудничества в урочной деятельности.
1
Негосударственное аккредитованное некоммерческое частное образовательное
учреждение высшего образования
«АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
– ИМСИТ» (г. Краснодар)
Академический колледж
Составитель обучающаяся 3 курса
очной формы обучения
группы 20-СПО-ПНК-03
Остапук Анна Владимировна
Научный руководитель
преподаватель И. В. Емельянова
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
Упражнения «Обсуждение текста»
7
Упражнения «Составление коллективных текстов»
10
Упражнения «Исправление ошибок»
13
Упражнения «Создание словаря совместно с классом»
14
Упражнения «Обсуждение грамматических задач в группах»
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19
3
Аннотация
Настоящая
методическая
разработка
входит
в
пакет
документов
участника XXVII
Международной
студенческой
научно-практической
конференции «Молодые ученные на пути в
большую науку» на секции
«Психолого-педагогические
подходы
к
сопровождению
участников
образовательного
процесса»
и
является
планирующим
документом
при
проведении урока уроков русского языка в
ходе подготовки дипломной
работы.
Методическая разработка будет интересна педагогам, работающим в
начальном
образовании
и
тем,
кого
заинтересует
опыт
организации
группового взаимодействия на уроках русского языка.
Настоящая
методическая
разработка
составлена
в
соответствии
с
едиными требованиями к современному уроку в условиях ФГОС СПО 3+.
Пояснительная записка
«Группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием
взаимодействия между её участниками»
А.Н. Леонтьев
Учебное сотрудничество способствует
формированию
регулятивных
УУД,
так
как
оно
обеспечивает
учащихся
возможностью
управления
познавательной
и учебной деятельностью
посредством
постановки
общей
цели, планирования, контроля, корректировки своих действий, а также оценки
успешности
усвоения учебного материала.
На
каждом
уроке
дети
сами
прогнозируют цель и задачи урока. Они определяют контроль за исполнением
каждого задания.
4
Способы деятельности, которые ребенок постигает с взрослыми, он
воспроизводит
со
сверстниками
в
совместной
познавательной,
учебной,
игровой
и
другой
деятельности,
где
отсутствует
регламентированное
взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных
побуждений и учета своих возможностей.
В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть
построено таким образом, что ученики:
➢
соревнуются друг с другом за право называться лучшими;
➢
приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой
собственные цели и
продвигаясь к
ним с
такой скоростью, которая им
доступна;
➢
работают, объединившись в небольшие группы.
В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за
оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели,
которая
доступна
лишь
немногим,
а
иногда
лишь
одному
из
них.
Но
соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика
противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много
работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так
как он не уверен в своей способности победить.
Сотрудничество
-
это
совместная
работа
нескольких
человек,
направленная на достижение общих целей.
Работая
в
коллективе,
человек
вынужден
думать
не
только
о
собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно,
обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия
между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что
он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при
условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована
так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
5
1)
Взаимозависимость
членов
группы,
которую
можно
создать
на
основе:
➢
единой цели, которую можно достичь только сообща;
➢
распределенных внутригрупповых ролей, функций;
➢
единого учебного материала;
➢
общих ресурсов;
➢
одного поощрения на всех.
2)
Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает
за собственные успехи и успехи товарищей.
3)
Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-
познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на
основе
взаимной
помощи
и
поддержки
достигается,
как
правило,
либо
выделением
внутригрупповых ролей,
либо
делением
общего
задания
на
фрагменты.
4)
Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности
сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким
образом,
при
обучении
в
сотрудничестве
особое
внимание
уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть
достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы
в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой
(проблемой,
вопросом),
подлежащей
изучению.
Задача
каждого
ученика
состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать
что-то вместе,
чтобы каждый участник команды овладел необходимыми
знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда
знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть заинтересована
в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Важно, что перед группой стоит двойная задача: с одной стороны -
достижение познавательной, творческой цели, а с другой - социальная или,
скорее, социально-психологическая, которая заключается в реализации в ходе
выполнения
определенной
культуры
общения.
В
ходе
обучения
в
6
сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения
задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, собой
оказания необходимой помощи друг другу.
7
1.
Обсуждение текста
➢
Разделите класс на группы.
➢
Дайте каждой группе возможность прочитать и
обсудить отдельный абзац или главу из текста.
➢
Попросите
группы
поделиться
своими
выводами
о
прочитанном
и
сформулировать
их
в
виде
общего
отчета,
представленного всем классом.
Текст №1 «Песня о звездах»
На ночном небе много звезд, каждая из них кажется такой яркой и
красивой. Как можно считать количество звезд на небе? Невозможно! Но
ученые нашли способ приблизительно определить их количество. Они
посчитали, что звезд на небе гигантских галактик, как наша Млечный Путь,
может быть до 200 миллиардов!
Выводы: в тексте рассказано о том, что на ночном небе много звезд, и
невозможно точно их
подсчитать.
Некоторые ученые подсчитали, что
в
галактиках, похожих на нашу, может быть до 200 миллиардов звезд.
Текст №2 «Гордость за Родину»
В России много достопримечательностей, на которых можно
гордиться. И одной из самых красивых является Кремль в Москве. Это
настоящий символ России. Кремль - крепость на красной площади. Он был
построен семьсот лет назад и до сих пор остается одним из самых
захватывающих зрелищ в Москве.
Выводы: в тексте рассказано о достопримечательности России - Кремле.
Крепость на красной площади была построена семьсот лет назад и до сих пор
является одним из самых захватывающих зрелищ в Москве.
8
Текст №3 «Друзья животных»
В этот год не уродились шишки и орехи. Белкам надо переселяться в
другие леса. В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке.
Забросил Витя удочку и застыл в изумлении. По реке плыли белки. Зверьки
пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их берега. Белки
стали тонуть.
Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили
белок. Пассажиры смирно сидели в лодке. Лодка наполнилась. Витя
причалил к берегу. Белки живо помчались в лес.
Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать
другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.
(По Г. Скребицкому)
Выводы: в тексте рассказано о том, как мальчики помогли животным, когда
зверьки пытались переплыть реку, но сильное течение уносило их берега.
Белки стали тонуть.
Текст №4 «Солнечный огонёк»
Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была
целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.
Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я
нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и
понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали
его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу
тёплый, покрытый мягким пушком, - мать.
9
Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай
чай и пей на здоровье!
(По И. Баркову)
Выводы: в тексте рассказано о красоте весенней природы. Особое внимание
уделяется лечебным свойствам полевого разнотравья.
Текст №5 «Слон-озорник»
Макс – это слон. Он выступает в цирке.
Однажды повели Макса купаться. Слон зашёл в воду, почувствовал
себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по
дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град
камешков осыпал стоящих на берегу людей. Весь народ бросился
врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все
стороны.
Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится
песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошёл сзади к слону и
схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повёл
его к берегу.
(По В. Бианки)
Выводы: в тексте рассказано об озорном цирковом слоне Максе, который
заигрался и его смог призвать к порядку только великий дрессировщик Дуров.
10
2.
Составление коллективных текстов
➢
Разделите класс на группы.
➢
Дайте
каждой
группе
задание
написать
определенную часть сюжета истории или объединить предложения
в единый текст.
➢
Затем
попросите
каждую
группу
представить
свое
произведение остальным ученикам.
Текст-повествование
Перед вами тексты. Как вы думаете, какая учебная задача стоит перед
вами?
Определить тип текста.
1.Около дома росла маленькая яблонька. Веточки у неё были маленькие,
укороченные. Она была вся усыпана крупными розовыми цветками. Розовое
облако
из
лепестков
покрыло
все
дерево.
Внешний вид яблони в это время неотразимый!
2.Около дома росла маленькая яблонька. Внезапно налетел сильный
ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Он подвязал
яблоньку. Яблонька была спасена
3.Около дома росла маленькая яблонька. Почему она была маленькой?
Наверное, потому, что её посадили недавно. А может это такой сорт?
Возможно, она будет такой маленькой всю свою жизнь.
Найдите текст повествование, зачитайте его. Какой вопрос мы можем
поставить к тексту: Что произошло?, Почему?, Какой?
Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и
к тексту можно поставить вопрос что произошло? Как вы думаете, слова какой
части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без
глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются
опорными словами для текста-повествования
.
11
Текст-описание
Примеры тем:
1.
Описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.
«Мой ласковый и нежный зверь»
Цель: учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения –
описания с элементами повествования.
Задачи:
−
развивать способность наблюдать живое.
−
воспитывать внимательное отношение к домашнему животному;
−
работать над формированием умения понимать детьми, что такое
художественный текст, учить использовать сравнения и эпитеты в речи.
2.
Нужно
выполнить
задание
Карлсона,
открывайте
учебник
на
странице 49. Кто прочитает начало рассказа Антона Чехова «Гриша»?
Прочитайте мне по порядку фразы, которые описывают Гришу.
Ребята, для написания текста-описания нужно знать план (алгоритм
действий)
по
которому
мы
будем
его
составлять,
если
мы
посмотрим
внимательно
в
текст,
то
заметим,
что
в
нём
описывается
сначала
ВНЕШНОСТЬ, потом ВОЗРАСТ, дальше ХАРАКТЕР и последнее
– это
ПЕРЕЖИВАНИЯ.
Посмотрите на нашего гостя, давайте каждый подумает 2-3 минутки.
Как
бы
вы
описали
Карлсона?
Затем
поделимся
своими
рассказами
с
Карлсоном, ему очень интересно послушать, за самые интересные рассказы он
вручит
баночку
варенья.
Не
забывайте
пользоваться
планом,
который
составлен у нас на доске.
Текст-рассуждение
Примеры тем:
1.
Почему мы любим сказки?
2.
Почему нельзя опаздывать на уроки?
12
3.
Почему слоны не летают?
4.
Зачем деревьям корни?
Тезис – утверждение, которое нужно доказать.
Дельфины – это животные, а не рыбы. Собака – друг человека. Я
люблю ходить в школу.
Тезис можно начать словами:
Я думаю, что….. Мне кажется, что….. Я считаю, что…. По-моему…..
Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.
Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.
По-моему, по утрам надо делать зарядку.
Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда?
Знаете ли вы?
Почему лев – царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие
гнезда?
Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?
Доказательство – вторая часть текста-рассуждения, для него
используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.
Построение текста-рассуждения
1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.
2. Составляю тезис.
5. Записываю текст.
6. Проверяю текст.
Заключение
13
3.
Исправление ошибок
➢
Разделите класс на пары.
➢
Дайте
каждой
паре
текст
с
определенным
количеством ошибок в грамматике или пунктуации.
➢
Попросите обучающихся работать вместе, чтобы найти и
исправить все ошибки в тексте.
1. Маша и Саша, учили для экзаменов.
2. Молодой дельфин не только свистел он ещё и прыгал.
3. Лето было жарко. И мы всегда купались в речке.
4. В лесу росла ягода. И мы собирали ее в корзинки.
5. У мамы была красивая юбка. И она всегда ее носила на праздниках.
6. Олег увидел зайца и он побежал за ним.
7. Миша любит петь песни. И он часто поет их на детском утреннике.
8. Прекрасный день. Солнышко светит. И воздух свежий.
9. Шёл дождь. И мы весело прыгали по лужам.
10. Я пришла домой. И сколько ни искала, не могла найти свой зонтик.
14
4.
Создание словаря совместно с классом
➢
Дайте ученикам задание найти слова, которые они
не знают в тексте.
➢
Создать список для общего использования в классе.
➢
На следующем занятии проверьте список слов, чтобы обратить
внимание на их использование в последующем тексте.
1. Школьники читают текст, выносят на обсуждение слова, которые им
незнакомы, и объясняют их значения друг другу.
2. Учитель ставит перед классом задачу создать словарь слов, которые
они
встретили
в
тексте.
Дети
записывают
слова
на
доске,
после
чего
обсуждают их значения.
3. Учитель дает детям большой лист бумаги и просит записать все слова,
которые они нашли незнакомыми в тексте. Дети пишут слова на бумаге, а
затем обмениваются листами и объясняют значения слов друг другу.
Примеры слов для словаря, которые могут встречаться в тексте:
- незнакомые слова;
- специальные термины;
- имена собственные;
- сложные слова;
- редкие слова;
- архаизмы;
- иностранные слова.
После создания словаря можно провести повторение и закрепление
новых слов, проведя с детьми различные игры и упражнения, например,
перевод слов на родной язык, составление предложений с использованием
новых слов, игры-кроссворды и т.д.
5.
Обсуждение грамматических задач в группах
➢
Разделите класс на группы.
➢
Задайте им грамматические задачи с решением.
➢
Дайте каждой группе определенный ключ к задачам,
чтобы они могли их решить.
➢
Затем
попросите
группы
обменяться
ключами
и
проверить друг друга.
1. Прочитайте.
Подумайте,
в
каком
порядке
надо
записать
предложения, чтобы получился текст. Запишите текст.
Варя просила его петь.
Там он будет весь день петь.
Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
У Вари был чиж.
Но чиж хотел на волю.
2. Прочитайте.
Пронумеруйте
предложения
по
порядку,
чтобы
получился текст. Спишите текст.
На ней растут цветы. Большие цветы золотыми головками качают. Есть
у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А
маленькие цветы лепестками машут. Это так красиво!
3. Прочитайте. Определите тип текста.
Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел
в
окно.
Надоело
мальчику
болеть.
Стал
он
делать
зарядку,
обливаться
холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
Текст _______________________________.
4. Прочитайте. Определите тип текста.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в
груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
16
Текст _________________________________.
5. Выделите предложения, поставьте знаки препинания. Спишите.
Однаждызимоймыпошливлесвсосновомлесубылотиховсебылопокрыто
белымпокрываломвхолодномвоздухеносилисмелкиебелыепушинкикудрявые
веткиукрасилисьнежнымпушистыминеемкакпрекрасензимнийлес.
6. Составьте из слов предложения:
1.
аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили
2.
однажды, не, вернулись, они, в, гнездо, своё
3.
аистята, родителей, без, остались
4.
ребята, жалобные, услышали, крики, птенцов
5.
накормили, они, лягушками, их
6.
день, каждый, дети, ухаживали, птенцами, за
Напишите предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены
предложения.
7. Допишите предложения.
Прошли осенние …
Белым ковром накрылась и отдыхает …
Весело кружат …
На улицу вышли …
Они стали лепить …
Подчеркните в первом предложении главные члены предложения.
8.
Используя
слова
из
скобок,
составьте
повествовательные
предложения
так,
чтобы
они
отвечали
на
поставленные
вопросы.
Напишите предложения.
1.
Где бродит ворона? (Бродит, по огороду, ворона, важно, большая.)
2.
Что
закружилось
в
воздухе?
(Закружились,
листья,
в
воздухе,
осенние.)
17
3.
Когда и куда улетают птицы? (Птицы, осенью, на юг, перелётные,
улетают.)
9.
Подчеркните
подлежащее
и
сказуемое.
Выпишите
словосочетания, ставя вопрос от слова к слову.
На лугу поспела душистая земляника.
10. Выпиши все словосочетания из предложений. Обозначь в каждом
из них главное слово и поставь вопрос от главного слова к зависимому.
1.
На тёмном небе показались первые звёзды.
2.
Осенью перелётные птицы покидают наши края.
3.
Замечательный кисель получается из кислой клюквы.
4.
На краю озимого поля стояла высокая берёзка.
5.
Утром дедушка срезал огромный букет осенних цветов.
11. Выбери из данных записей словосочетания, составь с каждым из
них по одному предложению и запиши их.
Летняя
жара,
на
дереве,
подписал
открытку,
воробей
нахохлился,
работали дружно, поздней осенью, открыл и закрыл, у зайца, голодный волк,
спряталась в кастах, пели и танцевали, сигналят машины.
Все
эти
задания
помогут
стимулировать
процесс
учебного
сотрудничества и совместного решения задач по русскому языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сборник упражнений содержит занимательные задания, использование
которых
поможет
формированию
регулятивных,
предметных
и
коммуникативных УУД.
Задания
помогают
выявлять
уровень
сформированности
системы
качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся.
Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.
Выполняя под руководством учителя задания, ученик пополняет свой
словарный запас и закрепляет пройденный материал. Задания направлены на
определение глубины знаний учащихся по предмету, умение использовать
свои
знания
на
практике,
развитие
письменной
речи,
орфографической
зоркости, пробуждения интереса к предмету путем использования посильных
задач,
учебных программных средств,
позволяющих
ученику работать
в
соответствии
с
его
индивидуальными
способностями,
помогают
ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Абасов З. Форма обучения — групповая / З. Абасов. – Москва:
«Директор школы», 2020. – с. 62-66.
2
Дьяченко В.К. Коллективная учебно-познавательная деятельность
школьников / В.К. Дьяченко. – Москва: Педагогика, 2015. – 254 с.
3
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей
в процессе обучения / В.В. Рубцов. – Москва: Педагогика, 2017. – 117 с.
4
Селевко
Г.К.
Педагогические
технологии
на
основе
эффективности управления и организации учебного процесса / Г.К. Селевко. –
Москва: Народное образование, 2018. – 67 с.
5
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М.
Чередов. – Москва: Просвещение, 2018. – 319 с.