Автор: Солодухина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8 имени Бусыгина М. И."
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы грамотного построения сотрудничества семьи и школы в воспитании ребенка"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина Михаила
Ивановича»
ТЕМА:
«Принципы грамотного построения сотрудничества
семьи и школы в воспитании ребенка»
Солодухина Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов МБОУ
«СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.», высшая квалификационная категория
г.Усть-Илимск, 2023г.
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В. Г. Белинский
Все взрослые когда-то были детьми, все мы - родом из детства. Именно в детстве
закладываются основы личности, а семья - первый и главный воспитатель ребенка. От
обстановки, царящей в семье, от сложившихся взаимоотношений и многого другого
зависит воспитание ребенка. Будущее человека зависит от того, каким было его детство, а
дети являются оценкой всей нашей жизни, ее смыслом, ее продолжением.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно
изменяются, развиваются. На современном этапе развития общества потеря семейных
ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем.
Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в
процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе
стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи- источник и важный механизм
их развития.
Сотрудничество
семьи
и
школы
становится
все
более
актуальным
и
востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так
учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей,
порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в
свою
очередь
недовольны
чрезмерными
нагрузками,
равнодушием
педагога,
взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа
с их родителями».
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются
корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном
здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Сегодня существует ряд проблем,
которые надо решать незамедлительно.
Родители хотят видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на
любой вопрос, принимающего их ребёнка, таким, какой он есть, готового сделать всё,
чтобы школа для ребят стала вторым домом – уютным и комфортным, тем местом, в
котором детей всегда поймут, поддержат и ждут.
Я считаю, что партнёрство классного руководителя и семьи должно работать в
интересах ученика, разделяя ответственность за его образование и развитие. На
собственном опыте я убедилась, что моя работа в классе не принесёт больших результатов
без активного участия родителей, поэтому родители - мои помощники в организации
жизни классного коллектива.
Так как мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями
родителей, я жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю следующие
цели:
• объединить усилия семьи и классного руководителя, сформировать единое
пространство «семья и школа»;
• создать благоприятные условия для взаимодействия школы и семьи в развитии
личности ребенка, в мотива его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его
индивидуальности, творческого потенциала.
Задачи, которые я ставлю, работая в данном направлении:
•
просветительская
-
научить
родителей
видеть
и
понимать
изменения,
происходящие с детьми;
•
консультативная
-
совместный
психолого-педагогический
поиск
методов
эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и
учебных навыков;
•
коммуникативная
-
обогащение
семейной
жизни
эмоциональными
впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Направления и формы, используемые при работе с родителями:
1.
Изучение условий семейного воспитания.
2.
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса, о
ходе и результатах воспитания, обучения детей.
3.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4.
Взаимодействие с родительским комитетом.
5.
Совместная деятельность родителей и учащихся во внеурочное время.
6.
Поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей.
Информация
о
семье
необходима
классному
руководителю
для
решения
оперативных педагогических задач. На практике я применяю следующие методы изучения
семьи:
1.
Наблюдение.
2.
Индивидуальные беседы.
3.
3.Тестирование.
4.
Анкетирование.
5.
Экскурсии и внеклассные мероприятия.
6.
Классные часы с приглашением и участием родителей.
7.
Совместные родительские собрания.
Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная, главная роль
отводится классному руководителю. Поэтому эффективность воспитательной работы
зависит от взаимоотношений классного руководителя с родителями, его умения
сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая
ежедневная работа. Однако классный руководитель должен понимать, что разнообразие
форм и методов не всегда обеспечивает успех работы. Основная и главная задача педагога
- сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль
отношений. Классный руководитель должен обладать большим терпением и тактом.
Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная
беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны
храниться тайны, доверенные учителю учеником. Ещё раз акцентирую внимание на том,
что в работе с родителями классный руководитель должен всегда и во всём соблюдать
педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному
направлению в воспитании, которое позволит взрастить гармонично развитую личность,
востребованную сегодняшним современным обществом
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
педагогическому такту и этике взаимоотношений;
педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
единству требований школы и семьи.
Сотрудничество педагогов и семьи приносит пользу детям через хорошее
самочувствие,
ощущение
счастья,
чувство
сопричастности,
наполнение
энергией,
ощущение полезности.
Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:
развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
забывать на время о своих проблемах;
познакомиться с новыми людьми;
ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.
Для тесного сотрудничества школы и родителей важно иметь представление о том,
как же родители оценивают педагога, что определяет их отношение к конкретному
человеку. Учитель может выбрать различные стили общения с родителями, но важно
стараться быть дружелюбным по отношению к ним. Дружелюбный собеседник одобряет
людей, относится с уважением к услышанному, открыто выражает восхищение и
уважение.
Следующие
правила
общения
учителя
с
родителями,
которым
стараюсь
неукоснительно следовать в своей работе, на практике помогают наладить эффективное
сотрудничество:
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Не ругать ребенка, а мягко разъяснять родителям, в чем их проблема.
4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе
(о неудачах и плохих отметках говорить в индивидуальной беседе).
5. Всегда можно найти, за что сказать родителям "спасибо".
При сотрудничестве с детским коллективом любой классный руководитель должен
создать комфортную обстановку, вселять в ребенка уверенность в своих силах.
Необходимо стать другом и детям, и родителям. Только в этом случае их не надо будет
воспитывать. Необходимо всегда помнить, что хорош тот классный воспитатель, который
старается разобраться в проблемах родителей и детей, тот, кто подходит к решению
вопросов с оптимистической гипотезой и находит в ребенке хорошее (а его всегда
больше) и опирается на положительные эмоции.
Работа с родителями и детьми – процесс, который требует душевного контакта и
тепла. Классный руководитель должен понимать и то, что воспитание, работа с
родителями – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить,
и, совершая которые, он гарантированно достигнет успеха, а деятельность, которую
педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая
методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс
деятельности.
Таким образом, педагог как воспитатель детей, как помощник родителей должен
проявлять творческую активность в создании новых позиций, воспитательных методов и
способов взаимодействия с детьми и родителями. Поэтому в итоге сотрудничества
учитель-ученик-родитель рождается содружество и взаимное уважение. Приложение 1
В своей работе я придерживаюсь следующей системы методов воспитательной
работы. Приложение 2
Формы воспитательной деятельности различны и многогранны, но наиболее
действенными из них являются:
•
индивидуальная
работа
(беседы
с
учителями,
родителями,
учениками,
анкетирование, опрос, консультации);
• коллективная работа с классом при подготовке к различным мероприятиям;
• внутришкольная форма работы в виде психолого-педагогической помощи при
взаимодействии с педагогом-психологом в виде консультаций, индивидуальной работы;
• внеклассная работа посредством родительских собраний, совместных классных
часов, различных мероприятий и поездок коллектива учеников с родителями;
• формы общественного воспитания посредством встреч с интересными людьми,
ветеранами, учениками из других школ.
У каждого человека есть мечта. У меня самого начала профессиональной
деятельности была такая -пройти школьный путь с 1 по 11 класс вместе со своими
учениками. Я её осуществила, просто сроднившись с детьми и родителями. Сейчас мои
выпускники получили образование и применяют свои знания на благо своей страны. У
меня сейчас два класса, в которых я классный руководитель - 4А и 8А.Разный возраст,
разные характеры, различные интересы. Но вместе с нашими родителями мы живём очень
дружно и весело. У нас хорошие успехи в учёбе, все мы творческие и активные жители
планеты 8 школа.
Ярким событием нашей жизни было участие в городском конкурсе «Битва хоров».
В течение двух месяцев мы готовились, репетировали, придумывали костюмы. В первом
туре нужно было представить патриотическую песню. Наш номер назывался «Ветераны»,
который очень украсил вальс в исполнении наших ребят. Очень трогательно было то, что
во время нашего выступления на экране были кадры с празднования Дня Победы в нашем
городе.
На второй тур мы готовили попурри на школьную тему. Это было очень сложно!
Но номер получился замечательный, так как в песнях мы вернулись к первым дням нашей
школьной жизни. Мы достойно представили нашу школу на городском конкурсе, заняли 2
место. А еще, подготовка и выступление ещё больше объединили нас и наших родителей,
которые во всём нас поддерживают.
Фотоэкстрим. В ноябре 2018г у нас родилась прекрасная идея: провести игру
Фотоэкстрим. Надо сказать, что это было для нас и наших детей вновинку, поэтому все
восприняли с интересом. Приложение 3
Все условия были выставлены в закрытой группе в Контакте. В течение месяца
команды должны были сделать 5 постановочных фотографий по строго заданным
условиям. В заданиях максимально подробно описывалось, что должно быть изображено
на снимке. Каждое задание сводилось к созданию какой-либо нестандартной, очень
весёлой или просто выходящей за рамки приличия ситуации, которую необходимо было
зафиксировать фотографией.
Названия заданий говорят сами за себя: «Рыбалка», «Пингвинчики», «Хоровод»,
«Полёт», «Портрет». Ребятам не приходилось скучать. Названия же своих команд они
придумали сами: Поющие пингвинчики, Шашлындос, 5 PigZ, Креветки.exe. Приложение 4
В итоге все ребята в течение месяца были охвачены этой игрой. Фотоэкстрим – это
не только весело и с пользой проведённое время, но и прекрасная память, оставшаяся в
фотографиях. Это азарт, преодоление комплексов, умение работать и договариваться в
командах, креатив, современное, а где-то и немножко экстремальное, развлечение. Это
весёлая и шумная командная игра для желающих активно отдохнуть. А главное, для этого
нужны только фотокамера, фантазия и отличное настроение.
А самый главный бонус, который получили команды – это встреча в классе вместе
с родителями, где наш прекрасный организатор огласила итоги игры. Мы смотрели
фотографии, много смеялись и пили чай, отчего получили колоссальное удовольствие!
Для многих родителей их дети открылись для них по-новому. Обстановка мероприятия
была душевная и гармоничная.
Поездки в Лосёнок, ежегодные походы, капустники и квесты - это малая часть
нашей школьной жизни. Приложение 5
В чём состоит наш успех?
Успех всей работы - в успехе детей,
В единстве родителей, учителей,
В тех людях, которые нас окружают,
В идеях и мыслях, что нас окрыляют,
В таланте, сотрудничестве и креативе,
В совместных делах, что сближают, сдружили,
В весёлых глазах, излучающих свет, —
Во всём этом виден наш общий успех!
И чтобы признания школе добиться,
Все вместе к успеху должны мы стремиться!
Описание своего опыта работы хочу завершить словами выдающегося педагога
А.С. Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша
счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это
наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Литература
1.
Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной
самооценки младшего школьника. Начальная школа №1 2013.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: 2009 год.
3.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: Вако, 2006.
4.
Лодкина Т. В. «Взаимодействие семьи и школы с трудными детьми». Вологда,
1998 г.
5.
Лодкина Т. В. «Социальная педагогика. Защита семьи и детства» Издательский
центр «Академия», 2009 г.
6.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 2008 год.
7.
Мудрик А. В. «Социальная педагогика». М. Академия, 2000 г.
8.
Рожков М. И., Байбородова Л. В. «Теория и методика воспитания». Ярославль,
2012 г.