"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ в современных образовательных условиях"

Автор: Гудовская Наталья Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 451 "Теремок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ в современных образовательных условиях"
Дата публикации: 14.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок» (МКДОУ № 451) 630112, г. Новосибирск, ул. Селезнева,29, т. 2114482, факс 2115806, Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ в современных образовательных условиях»
Родина моя – бескрайняя Россия, И Сибирь, и Волга, и Урал… Все места для русского святые, Где бы ты в России не бывал. Каждая берёзка, кустик каждый, Задремавшие в снегу поля- Все напомнит нам о самом важном, Только здесь родимая земля! И куда б судьба не заносила, Не дано забыть нам об одном- Это ненаглядная Россия Есть единственный наш отчий дом. Т. Коти Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия
на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Дошкольный возраст, по мнению Д.Б. Эльконина – «…это возраст интенсивного становления моральных, этических инстанций и волевого действия у детей». Считаю, что детям важно знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых- педагогов: К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой и др. Ответ на вопрос: «Что такое патриотизм?», в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о родной стране, городе, особенностях народных традиций. В ходе педагогических наблюдений, выяснила, что у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, имя родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся своей родной страны. Передо мной встала главная задача: как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойными гражданами своей страны через воспитание любви и уважения к своим близким, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формирование чувства гордости за достижения своей страны. Взяв во внимание вышесказанное, сделала вывод, что система мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию охватывает все уровни воспитательно-образовательной деятельности и поэтому реализацию поставленных задач осуществляла через следующие формы работы:  создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;  тематические занятия;  тематические фотовыставки, тематические проекты;  взаимодействие с родителями;
 взаимодействие с социальной средой города (экскурсии по городу «Автогородок», «Театр кукол», «Путешествие в Шоколадную страну», в Новосибирский краеведческий музей «Сибирь – мой край родной», к Монументу Славы в День Победы). Прежде всего, в группе провела работу по обогащению предметно- развивающей среды материалами и пособиями. Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда в новых образовательных условиях «…должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Дети, выполняя самостоятельную работу, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывают особенности культуры, быта через созданные в нашей группе центры-«уголки» и пособия в них: уголок ряжения «Наряжаемся, в героев превращаемся!», уголок фольклора «Ах, ты, котенька-коток…» (сказки, потешки, пальчиковые игры на картинном материале, дидактическая игра «Костюмы народов мира»), уголок народных промыслов «Город мастеров», уголок дидактических пособий «Развивай-ка»: настольные игры, лото, разрезные картинки, пазлы, домино; уголок «Наш город, наша страна», где подобрала книги, фотоальбомы «Мой Новосибирск», «Природа Сибири», «Моя семья», содержащие краеведческий материал и расположенные в доступном для ребенка месте. Пособия знакомят с городом, его достопримечательностями. Физическая карта мира, глобус, позволяют «путешествовать» не только по детскому саду, но и по бескрайним просторам Родины. Новые требования и подходы подтолкнули к созданию в группе центра патриотического воспитания «Родина любимая!». Постаралась сделать так, чтобы его содержание соответств овало программным требованиям и целям патриотического воспитания дошкольников. В Центре разместила государственную символику Российской Федерации, подобрала книги для библиотеки, оформила раздел «Сказки народов мира; создала картотеку подвижных игр:  средний дошкольный возраст (4-5 лет) «Русские народные подвижные игры»;  старший дошкольный возраст (5-7лет) «Подвижные игры народов мира». Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, использовала учебно-развивающие игры:  дидактическая игры «Герб города»; «Путешествие по городу»; «Продолжи пословицу»; «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
 настольно-печатные: «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»; подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;  спортивные: «Зарница», «Россия, вперёд!», «Олимпийские игры»;  сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк»;  музыкальные: «Янка», «Во поле берёза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек». По моему мнению, очень важен тот факт, что, даже современная и профессионально выстроенная развивающая среда сводит весь результат работы «на нет», если в группе не создана для детей тёплая, уютная, эмоционально комфортная атмосфера. Каждый день ребенка в детском саду старалась наполнить радостью, улыбками добрых друзей, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Большую помощь в работе по нравственно-патриотическому воспитанию мне оказывает музей «Уголок русского быта», созданный на базе нашего ДОУ. В нем собраны предметы старины и быта крестьян. Музейная площадка помогает мне и моим воспитанникам: - в открытии возможности первого проникновения в историю быта родного края, что вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням; - в использовании всех видов фольклора: игр, сказок, песен, пословиц, поговорок; - в приобщении к народным праздникам и традициям, как важной особенности патриотического воспитания; - в проведении игр с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами ( «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница»); - в «постановке» игр-драматизаций по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольного, пальчикового, настольного, плоскостного; - в создании мастерской для поделок своими руками. Большой интерес у детей вызвали тряпичные куклы, которыми играли наши бабушки. Вместе с детьми мы изготавливали таких кукол. Обычное закручивание двух лоскутков односторонней ткани и изготовление наряда в соответствии с выбранным образом вызывает у моих воспитанников неподдельный восторг, радость и восхищение. Эта практика ещё раз убедила в том, что в процессе творчества происходит истинное приобщение ребёнка к традициям народной культуры.
Особую роль в приобщении ребенка к культуре и традициям русского народа играют народные праздники как средство выражения национального характера . Считаю, что оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников, в которых я со своими детьми принимаю самое активное участие: «Осенняя ярмарка», «Новогодние гулянья», «Рождественские колядки», «Масленичная и пасхальная недели». Уже на протяжении долгих лет в нашем саду сохраняется прекрасная традиция - на Рождество, во время Святочной недели, дети подготовительной группы остаются ночевать в детском саду. Это сопровождается настоящим праздником со своим сказочным сюжетом, где дети знакомятся со старинными русскими обычаями, обрядами, приходят на помощь сказочным героям - все это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития, ещё больше сплачивает группу. Тесная взаимосвязь с родителями, семьей - непременное условие патриотического воспитания детей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Чтобы исправить представление родителей о данной проблеме и сделать их союзниками в своей работе, я использовала следующие методические формы и приёмы
:
 консультации,  тематические встречи,  совместные досуги,  музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями,  детские работы, выполненные вместе с родителями,  тематические выставки. Для родителей подготовила:  информационные стенды «Экологическая воспитанность дошкольников», «Что нужно знать родителям об адаптации детей к условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств»;  сообщение к родительским собраниям: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Как подготовить ребенка к школе», «Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ» Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), я поставила цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включала родителей и детей в общее дело (участвовали в спектаклях, играх, проектах, конкурсах). В нашей группе традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где я с родителями совместными усилиями создавали для своих детей снежные постройки, строили горки, помогали в озеленении территории.
Родители принимали самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д. Привлекала к участию в семейных проектах. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Я сотрудничала с родителями не только как с помощниками детского учреждения, а как с равноправными участниками формирования детской личности. В этом мне помогла технология «Метод проектов» как эффективный способ развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Именно проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Использование метода проектов в патриотическом воспитании считаю наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - как педагог имею возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания; - деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. Совместно с детьми и родителями мы участвовали в следующих проектах: «Моя семья», «Семейные традиции», «Дом, в котором я живу», «Мой родной город», «День победы», «Что для меня Родина?» Таким образом, в результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектном методе по теме патриотического воспитания. Участие детей и родителей в проектах позволило сплотить: родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно – патриотического воспитания. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.