"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ в современных образовательных условиях"
Автор: Гудовская Наталья Фёдоровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 451 "Теремок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из основных направлений воспитательно-образовательной деятельности воспитателя ДОУ в современных образовательных условиях"
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок» (МКДОУ № 451)
630112, г. Новосибирск, ул. Селезнева,29, т. 2114482, факс 2115806,
Тема:
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников как одно из основных направлений
воспитательно-образовательной деятельности воспитателя
ДОУ в современных образовательных условиях»
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля-
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном-
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Т. Коти
Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных
традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям,
сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал
Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким
воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе –
все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок
живет. Современные условия характеризуются гуманизацией
образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию
лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и
полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое
значение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольного образовательного
учреждения.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание
условий для становления основ патриотического сознания детей,
возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего
личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе соответствующих
дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС ДО также отмечается острая необходимость
активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом
возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко
откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и
сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом
возрасте возникают большие возможности для систематического и
последовательного нравственного воспитания детей. Происходит
формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания
себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является
наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия
на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются
в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа
формирования будущего гражданина.
Дошкольный возраст, по мнению Д.Б. Эльконина
– «…это возраст
интенсивного становления моральных, этических инстанций и волевого
действия у детей». Считаю, что детям важно знать и изучать культуру своих
предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в
дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям
других народов. Обращение к проблемам патриотического воспитания можно
считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых-
педагогов: К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой и др. Ответ
на вопрос: «Что такое патриотизм?», в разные времена пытались дать многие
известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как
«…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».
Большое
внимание воспитанию чувств ребенка уделял В.А. Сухомлинский. Он считал,
что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять
собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний
отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет
настоящим человеком и гражданином.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей
является одной из основных задач дошкольного образования. Актуальность
проблемы заключается еще и в том, что современные дети мало знают о
родной стране, городе, особенностях народных традиций. В ходе
педагогических наблюдений, выяснила, что
у детей недостаточно знаний о
своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день
рождения, имя родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся
своей родной страны.
Передо мной встала главная задача: как можно раньше пробудить в
детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера,
которые помогут стать достойными гражданами своей страны через
воспитание любви и уважения к своим близким, к родному дому, детскому
саду, родной улице, городу, формирование чувства гордости за достижения
своей страны.
Взяв во внимание вышесказанное,
сделала вывод, что система
мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию охватывает все
уровни воспитательно-образовательной деятельности и поэтому
реализацию поставленных задач осуществляла через следующие формы
работы:
создание развивающей среды по нравственно-патриотическому
воспитанию;
тематические занятия;
тематические фотовыставки, тематические проекты;
взаимодействие с родителями;
взаимодействие с социальной средой города (экскурсии по городу
«Автогородок», «Театр кукол», «Путешествие в Шоколадную
страну», в Новосибирский краеведческий музей «Сибирь – мой край
родной», к Монументу Славы в День Победы).
Прежде всего, в группе провела работу по обогащению предметно-
развивающей среды материалами и пособиями. Среда
должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная
среда в новых образовательных условиях «…должна быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной».
Дети, выполняя самостоятельную работу, участвуя в совместных
мероприятиях, незаметно, постепенно впитывают особенности культуры,
быта через созданные в нашей группе центры-«уголки» и пособия в них:
уголок ряжения «Наряжаемся, в героев превращаемся!», уголок фольклора
«Ах, ты, котенька-коток…» (сказки, потешки, пальчиковые игры на
картинном материале, дидактическая игра «Костюмы народов мира»), уголок
народных промыслов «Город мастеров», уголок дидактических пособий
«Развивай-ка»: настольные игры, лото, разрезные картинки, пазлы, домино;
уголок «Наш город, наша страна», где подобрала книги, фотоальбомы
«Мой
Новосибирск», «Природа Сибири», «Моя семья», содержащие краеведческий
материал и расположенные в доступном для ребенка месте.
Пособия знакомят с городом, его достопримечательностями. Физическая
карта мира, глобус, позволяют «путешествовать» не только по детскому
саду, но и по бескрайним просторам Родины.
Новые требования и подходы подтолкнули к созданию в группе центра
патриотического воспитания «Родина любимая!». Постаралась сделать так,
чтобы его содержание соответств овало программным требованиям и целям
патриотического воспитания дошкольников. В Центре разместила
государственную символику Российской Федерации, подобрала книги для
библиотеки, оформила раздел «Сказки народов мира; создала картотеку
подвижных игр:
средний дошкольный возраст (4-5 лет) «Русские народные подвижные
игры»;
старший дошкольный возраст (5-7лет) «Подвижные игры народов
мира».
Наряду с народными фольклорными играми, способствующими
развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей
детей,
использовала учебно-развивающие игры:
дидактическая игры «Герб города»; «Путешествие по городу»;
«Продолжи пословицу»; «Чьи родители это делают», «Узнай, что
растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
настольно-печатные: «Экономим свет, тепло», «Распредели всем
поровну», «Стань лидером»; «Биржа»; подвижные: «Мы туристы»,
«Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
спортивные: «Зарница», «Россия, вперёд!», «Олимпийские игры»;
сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет»,
«Поликлиника», «Библиотека», «Банк»;
музыкальные: «Янка», «Во поле берёза стояла», «Сбор урожая»,
«Помоги бабушке распутать клубочек».
По моему мнению, очень важен тот факт, что,
даже современная и
профессионально выстроенная развивающая среда сводит весь результат
работы «на нет», если в группе не создана для детей тёплая, уютная,
эмоционально комфортная атмосфера. Каждый день ребенка в детском саду
старалась наполнить радостью, улыбками добрых друзей, весёлыми играми.
Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной
улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству.
Большую помощь в работе по нравственно-патриотическому
воспитанию мне оказывает
музей «Уголок русского быта», созданный на
базе нашего ДОУ. В нем собраны предметы старины и быта крестьян.
Музейная площадка помогает мне и моим воспитанникам:
-
в открытии возможности первого проникновения в историю быта
родного края, что вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням;
-
в использовании всех видов фольклора: игр, сказок, песен,
пословиц, поговорок;
-
в приобщении к народным праздникам и традициям, как важной
особенности патриотического воспитания;
-
в проведении игр с бытовыми, трудовыми, общественными
сюжетами ( «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек»,
«Баба сеяла горох», «Мельница»);
-
в «постановке» игр-драматизаций по любимым сказкам с
использованием различных видов театра: кукольного, пальчикового,
настольного, плоскостного;
-
в создании мастерской для поделок своими руками. Большой
интерес у детей вызвали тряпичные куклы, которыми играли наши
бабушки. Вместе с детьми мы изготавливали таких кукол. Обычное
закручивание двух лоскутков односторонней ткани и изготовление
наряда в соответствии с выбранным образом вызывает у моих
воспитанников неподдельный восторг, радость и восхищение. Эта
практика ещё раз убедила в том, что в процессе творчества
происходит истинное приобщение ребёнка к традициям народной
культуры.
Особую роль в приобщении ребенка к культуре и традициям русского
народа играют народные праздники как средство выражения национального
характера
.
Считаю, что оптимальным для духовно-нравственного воспитания
в детском саду является проведение праздников, в которых я со своими
детьми принимаю самое активное участие: «Осенняя ярмарка», «Новогодние
гулянья», «Рождественские колядки», «Масленичная и пасхальная недели».
Уже на протяжении долгих лет в нашем саду сохраняется прекрасная
традиция - на Рождество, во время Святочной недели, дети подготовительной
группы остаются ночевать в детском саду. Это сопровождается настоящим
праздником со своим сказочным сюжетом, где дети знакомятся со
старинными русскими обычаями, обрядами, приходят на помощь сказочным
героям - все это является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития, ещё больше сплачивает группу.
Тесная взаимосвязь с родителями, семьей - непременное условие
патриотического воспитания детей. В настоящее время эта работа актуальна
и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в
современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности
не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Чтобы
исправить представление родителей о данной проблеме и сделать их
союзниками в своей работе, я использовала следующие методические формы
и приёмы :
консультации,
тематические встречи,
совместные досуги,
музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями,
детские работы, выполненные вместе с родителями,
тематические выставки.
Для родителей подготовила:
информационные стенды «Экологическая воспитанность
дошкольников», «Что нужно знать родителям об адаптации детей к
условиям ДОУ», «Жестокое обращение с ребенком», «Воспитание у детей
нравственно-патриотических чувств»;
сообщение к родительским собраниям: «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников», «Права ребенка», «Как подготовить ребенка к
школе», «Итоги адаптации ребенка к условиям ДОУ»
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками
педагогического просвещения (беседы, консультации), я поставила цель –
вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью
взаимодействия: включала родителей и детей в общее дело (участвовали в
спектаклях, играх, проектах, конкурсах). В нашей группе традиционными
стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где я с
родителями совместными усилиями создавали для своих детей снежные
постройки, строили горки, помогали в озеленении территории.
Родители принимали самое активное участие в творческих конкурсах:
конкурсы рисунков и поделок на лучшее оформление группы к новому году,
лучшая елочная игрушка и т.д. Привлекала к участию в семейных проектах.
Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению,
появлению общих интересов.
Я сотрудничала с родителями не только как с
помощниками детского учреждения, а как с равноправными участниками
формирования детской личности.
В этом мне помогла технология «Метод проектов»
как эффективный
способ развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия
взрослого и ребенка. Именно проектная деятельность обеспечивает развитие
творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает
возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с
окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Использование метода проектов в патриотическом воспитании считаю
наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех
участников проекта:
-
как педагог имею возможность самореализации и проявления
творчества в работе в соответствии со своим профессиональным
уровнем;
-
родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них
процессе патриотического воспитания;
-
деятельность детей организована в соответствии с их интересами,
желаниями и потребностями.
Совместно с детьми и родителями мы участвовали в следующих
проектах: «Моя семья», «Семейные традиции», «Дом, в котором я живу»,
«Мой родной город», «День победы», «Что для меня Родина?»
Таким образом, в результате использования метода проектов дети в
моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными,
целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более
внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым;
способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Родители стали
активными участниками в проектном методе по теме патриотического
воспитания.
Участие детей и родителей в проектах позволило сплотить:
родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах нравственно –
патриотического воспитания.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека…» Патриотическое воспитание – основа формирования
будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия
на человека, начиная с самого дошкольного детства.