Напоминание

Методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы.

Автор: Дорофеева Анастасия Васильевна
Должность: учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №129
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными

потребностями (из опыта работы).

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями предполагает

создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать

особые образовательные потребности таких детей посредством индивидуализации и

дифференциации образовательного процесса. Некоторые задачи, которые я

определила своей работе: расширение знаний об окружающей среде; развитие

коммуникативных навыков; коррекция отклонений в развитии. Исходя из

поставленных задач, я использую коррекционно-развивающие упражнения из ряда

дидактических пособий, игры, упражнения по развитию речи, высших психических

процессов (внимание, память, мышление, воображение, пространственные и

временные представления), развитию мелкой и общей моторики, сенсорному

развитию, математических представлений и познавательной сферы.

Вот некоторые коррекционно - развивающие педагогические технологии, элементы

которых я применяю на занятиях с обучающимися: игровые технологии,

здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Игровые технологии способствуют развитию активности в силу возможностей и

способностей детей, творческих способностей детей; развивают эмоциональное

восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки; развивают

возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических

возможностей. Данный вид технологии включает в себя различные дидактические

игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры и др. Дидактическая игра углубляет и

расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его

умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные

эмоции, способствует самоутверждению ребёнка. Занятие с использованием игровых

ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют развитию умения

работать в группе.

Например, работая по теме «Лексика», я использую Лэпбук «Калейдоскоп». В

игровой и увлекательной форме ребенок учится образовывать новые слова (пример –

корень-слово «гром») при помощи приставок, суффиксов; обогащается его словарный

запас, он отгадывает загадки, учится составлять словосочетания и предложения, ищет

на картинках «лишнее», раскрашивает картинку, устно составляет мини-рассказ по

картинкам. Также происходит сенсорное развитие ребенка, формируется целостная

картина мира и расширяется его кругозора, происходит ознакомления с окружающим

миром. С детьми, имеющими ТНР, ЗПР НОДА мы создаем лэпбуки вместе (иногда

помогают родители). В этой ситуации такая работа с Лэпбуком еще развивает

творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию

творчества, воображения.

Также интересен прием «занятие-сказка». Такой вид занятия поднимает

настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной

мотивации и побуждает детей к выполнению задания. Например, сказка «Теремок»

(занятие по русскому языку – «Женский род и число»). На столе макет теремка,

карточки со словами (улица, шкаф, диван, кровать, яблоко, тетради…..) и игрушечные

(или картинки) животные – герои сказки. Я начинаю игру. Я – «муха», построила

теремок и стала там жить. Буду пускать того зверюшку, кто принесет карточку со

словом, к которому можно подставить «она моя» (ж.р). Проговариваем фразы: «кто-

кто в теремочке живет», «пусти меня к себе жить», «пущу, если укажешь предмет

ж.р.» и др.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно

увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю индивидуально

для каждого ребёнка.

Дидактическая игра «Паровозик определений». Цель игры: развитие речи и

обогащения словарного запаса; формирование навыков смыслового анализа и синтеза

слов; развитие умения определять части речи. Задачи: образовательная: учить детей

подбирать слова и составлять словосочетания в соответствии с заданием;

развивающая: активизировать словарный запас; воспитательная: побуждать детей к

общению друг с другом и комментированию своих действий; коррекционная:

развивать умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога.

Описание дидактической игры. Ребенку всегда легче выразить свои мысли, если

он владеет богатой, правильной речью. Данная игра является многофункциональным

средством развития речи. Она предназначена для детей 1-6 классов с ОВЗ. В комплект

игры входит картинка паровозика с несколькими вагонами, наборы карточек (слова

разных частей речи). Веселый паровозик помогает создать игровую мотивацию у

детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий. Также эта игра

помогает повторить и закрепить пройденный материал. Она может использоваться при

индивидуальной, групповой и фронтальной работе. (Карточки со словами: ласковое,

раннее, теплое, зелёное, летнее, сияющее, светит, солнце, в небе, в облаках, ярко,

радостно, сильно, горячо, нежно, сухо).

Проведение игры. Перед вами 2 паровозика с вагончиками и карточки со словами.

Задание 1.

1)Выберите карточку со словом, которое отвечает на вопрос «что?». Положи эту

карточку в «паровозик».

2)Что ты можешь рассказать об этом предмете?

3)Выбери карточки, подходящие для описания этого предмета, которые отвечают на

вопрос «какое?». Помести выбранные карточки в «вагончики».

4)Прочитай, что у тебя получилось.

5)Сделай вывод: все ли выбранные слова подходят для описания предмета?

Задание 2.

1)Выберите карточку со словом, которое отвечает на вопрос «что делает?». Положи

эту карточку в «паровозик».

2) Выбери карточки, подходящие для описания этого действия, которые отвечают на

вопросы «где? как?». Помести выбранные карточки в «вагончики».

3)Прочитай, что у тебя получилось.

4)Сделай вывод: все ли выбранные слова подходят для описания действия?

Задание 3.

1)Возьми слово из первого «паровозика» и слово из любого «вагончика», которое тебе

больше нравится.

2)Возьми слово из второго «паровозика» и так же слово из любого вагончика.

3)Сложи получившееся словосочетание.

4)Прочитай.

5)Получилось ли у тебя предложение?

6)Запиши его в тетрадь.

Дидактическая игра «Создай загадку» (Технология ТРИЗ-педагогика). Эту игру

можно использовать в работе с детьми, учитывая их способности и возможности.

Сначала выбирается объект. Дальше заполняется левая часть таблицы,

предполагающая ответы на вопрос «На что похож объект?» Затем заполняется правая

часть таблицы, предполагающая ответ на вопрос «Чем отличается?» Необходимо

указать 3-4 сравнения/различия и записать с соответствующую колонку. Вставляются

слова «Как», «….но не…». Получается загадка.

На что похоже? Чем отличается?

Как волшебница, но не добрая

Как принцесса, живет в замке, но не в каменном

Как у человека, есть сердце, но не настоящее

(Снежная Королева)

Загадки по признакам (составление ассоциативных загадок) направлены на

развитие системности мышления, на речевое развитие, формируют представления о

переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй

русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Игровая деятельность способствует формированию произвольности

психических процессов. В условиях игры дети лучше запоминают игровую

ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на

развитие умственной деятельности ребенка.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающемуся

возможность сохранения здоровья. Для повышения умственной работоспособности

детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них

мышечного статического напряжения я провожу различные виды гимнастики:

пальчиковая, зрительная, дыхательная, артикуляционная. Также обязательны

динамические паузы, физкультминутки. Использую и музыкотерапию, которая

позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту, успокоить или

настроить на какую-либо деятельность, заинтересовать, установить контакт

(музыкальные игры, движения под музыку…).

Например, под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Июнь»

выполняем следующие упражнения: представляем, что мы - деревце; приседаем на

корточки, затем медленно встаем(деревце растет); поднимаем руки вверх (ветви

деревца) и тянемся к солнышку; дует ветер – и мы раскачиваемся (как деревце на

ветру) из стороны в сторону; руками пытаемся достать до колен, пола. Под музыку

оркестра Поля Мориа «Toccata» гимнастика для глаз: сидя за партой, кладем

скрещенные руки перед собой, ложимся на руки, закрываем глаза. Я медленно и

тихо говорю: « Три минуты тишины. Ночное, темное, синее небо. Оооооочень

далеко сверкает маленькая звездочка. Мы медленно летим к ней, мы летим, летим к

звезде. Она далеко-далеко от нас, мы летим по темному небу к точке-звезде…..». И

оставшееся время (пара минут) дети с закрытыми глазами лежат на парте (подложив

под голову руки) под музыку. Глазки отдыхают, мышцы расслабляются, ребенок

успокаивается, наступает состояние покоя в результате устранения мышечного и

душевного напряжения.

Упражнения, связанные с движением предотвращают развитие утомления у

детей, снимают эмоциональное напряжение в процессе занятий. Это способствует

более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки повышают

общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов,

развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и

снимают психоэмоциональное напряжение. Применение здоровьесберегающих

технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у

ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов,

совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной

адаптации его в обществе.