Автор: Дорофеева Анастасия Васильевна
Должность: учитель- дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №129
Населённый пункт: г.Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями из опыта работы.
Методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными
потребностями (из опыта работы).
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями предполагает
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать
особые образовательные потребности таких детей посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса. Некоторые задачи, которые я
определила своей работе: расширение знаний об окружающей среде; развитие
коммуникативных навыков; коррекция отклонений в развитии. Исходя из
поставленных задач, я использую коррекционно-развивающие упражнения из ряда
дидактических пособий, игры, упражнения по развитию речи, высших психических
процессов (внимание, память, мышление, воображение, пространственные и
временные представления), развитию мелкой и общей моторики, сенсорному
развитию, математических представлений и познавательной сферы.
Вот некоторые коррекционно - развивающие педагогические технологии, элементы
которых я применяю на занятиях с обучающимися: игровые технологии,
здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.
Игровые технологии способствуют развитию активности в силу возможностей и
способностей детей, творческих способностей детей; развивают эмоциональное
восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки; развивают
возможности для формирования личности обучающихся, с учетом психофизических
возможностей. Данный вид технологии включает в себя различные дидактические
игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры и др. Дидактическая игра углубляет и
расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его
умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные
эмоции, способствует самоутверждению ребёнка. Занятие с использованием игровых
ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют развитию умения
работать в группе.
Например, работая по теме «Лексика», я использую Лэпбук «Калейдоскоп». В
игровой и увлекательной форме ребенок учится образовывать новые слова (пример –
корень-слово «гром») при помощи приставок, суффиксов; обогащается его словарный
запас, он отгадывает загадки, учится составлять словосочетания и предложения, ищет
на картинках «лишнее», раскрашивает картинку, устно составляет мини-рассказ по
картинкам. Также происходит сенсорное развитие ребенка, формируется целостная
картина мира и расширяется его кругозора, происходит ознакомления с окружающим
миром. С детьми, имеющими ТНР, ЗПР НОДА мы создаем лэпбуки вместе (иногда
помогают родители). В этой ситуации такая работа с Лэпбуком еще развивает
творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию
творчества, воображения.
Также интересен прием «занятие-сказка». Такой вид занятия поднимает
настроение, вызывает положительные эмоции, способствует формированию учебной
мотивации и побуждает детей к выполнению задания. Например, сказка «Теремок»
(занятие по русскому языку – «Женский род и число»). На столе макет теремка,
карточки со словами (улица, шкаф, диван, кровать, яблоко, тетради…..) и игрушечные
(или картинки) животные – герои сказки. Я начинаю игру. Я – «муха», построила
теремок и стала там жить. Буду пускать того зверюшку, кто принесет карточку со
словом, к которому можно подставить «она моя» (ж.р). Проговариваем фразы: «кто-
кто в теремочке живет», «пусти меня к себе жить», «пущу, если укажешь предмет
ж.р.» и др.
Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно
увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю индивидуально
для каждого ребёнка.
Дидактическая игра «Паровозик определений». Цель игры: развитие речи и
обогащения словарного запаса; формирование навыков смыслового анализа и синтеза
слов; развитие умения определять части речи. Задачи: образовательная: учить детей
подбирать слова и составлять словосочетания в соответствии с заданием;
развивающая: активизировать словарный запас; воспитательная: побуждать детей к
общению друг с другом и комментированию своих действий; коррекционная:
развивать умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога.
Описание дидактической игры. Ребенку всегда легче выразить свои мысли, если
он владеет богатой, правильной речью. Данная игра является многофункциональным
средством развития речи. Она предназначена для детей 1-6 классов с ОВЗ. В комплект
игры входит картинка паровозика с несколькими вагонами, наборы карточек (слова
разных частей речи). Веселый паровозик помогает создать игровую мотивацию у
детей, поддерживает их интерес во время выполнения заданий. Также эта игра
помогает повторить и закрепить пройденный материал. Она может использоваться при
индивидуальной, групповой и фронтальной работе. (Карточки со словами: ласковое,
раннее, теплое, зелёное, летнее, сияющее, светит, солнце, в небе, в облаках, ярко,
радостно, сильно, горячо, нежно, сухо).
Проведение игры. Перед вами 2 паровозика с вагончиками и карточки со словами.
Задание 1.
1)Выберите карточку со словом, которое отвечает на вопрос «что?». Положи эту
карточку в «паровозик».
2)Что ты можешь рассказать об этом предмете?
3)Выбери карточки, подходящие для описания этого предмета, которые отвечают на
вопрос «какое?». Помести выбранные карточки в «вагончики».
4)Прочитай, что у тебя получилось.
5)Сделай вывод: все ли выбранные слова подходят для описания предмета?
Задание 2.
1)Выберите карточку со словом, которое отвечает на вопрос «что делает?». Положи
эту карточку в «паровозик».
2) Выбери карточки, подходящие для описания этого действия, которые отвечают на
вопросы «где? как?». Помести выбранные карточки в «вагончики».
3)Прочитай, что у тебя получилось.
4)Сделай вывод: все ли выбранные слова подходят для описания действия?
Задание 3.
1)Возьми слово из первого «паровозика» и слово из любого «вагончика», которое тебе
больше нравится.
2)Возьми слово из второго «паровозика» и так же слово из любого вагончика.
3)Сложи получившееся словосочетание.
4)Прочитай.
5)Получилось ли у тебя предложение?
6)Запиши его в тетрадь.
Дидактическая игра «Создай загадку» (Технология ТРИЗ-педагогика). Эту игру
можно использовать в работе с детьми, учитывая их способности и возможности.
Сначала выбирается объект. Дальше заполняется левая часть таблицы,
предполагающая ответы на вопрос «На что похож объект?» Затем заполняется правая
часть таблицы, предполагающая ответ на вопрос «Чем отличается?» Необходимо
указать 3-4 сравнения/различия и записать с соответствующую колонку. Вставляются
слова «Как», «….но не…». Получается загадка.
На что похоже? Чем отличается?
Как волшебница, но не добрая
Как принцесса, живет в замке, но не в каменном
Как у человека, есть сердце, но не настоящее
(Снежная Королева)
Загадки по признакам (составление ассоциативных загадок) направлены на
развитие системности мышления, на речевое развитие, формируют представления о
переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Игровая деятельность способствует формированию произвольности
психических процессов. В условиях игры дети лучше запоминают игровую
ситуацию. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на
развитие умственной деятельности ребенка.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающемуся
возможность сохранения здоровья. Для повышения умственной работоспособности
детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них
мышечного статического напряжения я провожу различные виды гимнастики:
пальчиковая, зрительная, дыхательная, артикуляционная. Также обязательны
динамические паузы, физкультминутки. Использую и музыкотерапию, которая
позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту, успокоить или
настроить на какую-либо деятельность, заинтересовать, установить контакт
(музыкальные игры, движения под музыку…).
Например, под музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Июнь»
выполняем следующие упражнения: представляем, что мы - деревце; приседаем на
корточки, затем медленно встаем(деревце растет); поднимаем руки вверх (ветви
деревца) и тянемся к солнышку; дует ветер – и мы раскачиваемся (как деревце на
ветру) из стороны в сторону; руками пытаемся достать до колен, пола. Под музыку
оркестра Поля Мориа «Toccata» гимнастика для глаз: сидя за партой, кладем
скрещенные руки перед собой, ложимся на руки, закрываем глаза. Я медленно и
тихо говорю: « Три минуты тишины. Ночное, темное, синее небо. Оооооочень
далеко сверкает маленькая звездочка. Мы медленно летим к ней, мы летим, летим к
звезде. Она далеко-далеко от нас, мы летим по темному небу к точке-звезде…..». И
оставшееся время (пара минут) дети с закрытыми глазами лежат на парте (подложив
под голову руки) под музыку. Глазки отдыхают, мышцы расслабляются, ребенок
успокаивается, наступает состояние покоя в результате устранения мышечного и
душевного напряжения.
Упражнения, связанные с движением предотвращают развитие утомления у
детей, снимают эмоциональное напряжение в процессе занятий. Это способствует
более быстрому восприятию программного материала. Физкультминутки повышают
общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов,
развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и
снимают психоэмоциональное напряжение. Применение здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у
ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов,
совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной
адаптации его в обществе.