Автор: Крупина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Методическая работа учителя начальных классов
Методическая работа учителя начальных классов
Крупина Наталья Александровна-
учитель начальных классов
Методическая работа– это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по
повышению
своей
научно-теоретической
и
методической
подготовки,
а
также
профессионального мастерства.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по
совершенствованию
научно-методической
подготовки
при
условии
принципов
индивидуализации и дифференциации.
Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи,
содержание ясно представляют себе учителя.
Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:
1.Формирование
инновационной
направленности
в
деятельности
педагогического
коллектива школы.
2.Повышение
уровня
теоретической
(предметной)
и
психолого-педагогической
подготовки учителей.
3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных
планов, изменений в образовательных государственных стандартах.
4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-
методических материалов.
5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и
воспитания.
6.Оказание
научно-методической
помощи
учителям
на
диагностической
индивидуализированной и дифференцированной основе.
7.Оказание
консультативной
помощи
учителям
в
организации
педагогического
самообразования.
8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Цель методической работы, функции.
1
группа
функций
—
формирование
индивидуальной,
творческой,
авторской,
высокоэффективной системы, педагогической деятельности.
— обогащение знаний педагогов;
— развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждений;
— развитие мотивов творческой деятельности;
— развитие устойчивых нравственных качеств личностей;
— развитие современного стиля педагогического мышления;
— развитие педагогической техники;
— развитие умений эмоционально-волевой саморегуляции.
2 группа функций – функции по отношению к педагогическому коллективу
— сплочение педколлектива как коллектива единомышленников;
— выработка единой позиции, общих ценностей, традиций;
— организацию диагностики реальных учебных возможностей учащихся;
— контроль и анализ качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития
школьников;
— выявление, обобщение, распространение внутришкольного педагогического опыта;
— стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического
коллектива;
— приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной
работе, к целенаправленному созданию нового опыта своей школы.
3 группа функций – обеспечивает посредничество между школой и широкими системами.
— творчество осмысления социального заказа, новых нормативных актов и документов,
доведение их смысла до сознания каждого педагога;
— внедрение достижений передового и педагогического, и новаторского педагогического
опыта;
— внедрение и использование достижений психолого-педагогической науки, других
научных дисциплин;
— распространение за рамки школы лучшего опыта, созданного внутри данного
коллектива.
Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа
школы, ее местоположения (городская или сельская), количества в ней учащихся и
учителей.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью и многообразием
стоящих перед ней целей, разнообразных конкретных условий, в которых находится
школа.
Коллективная форма методической работы.
1.Семинары и практикумы.
2.Научно-практическая конференция.
3.Школа передового опыта группы наставников.
4.Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования.
5.Педагогические советы (теоретические сообщения, опыт работы учителей, творческие
отчеты).
6.Методические объединения.
Направленность работы методического объединения
—
изучение
вопросов
теории
преподавания
предмета,
овладение
его
научной
методологией;
— ознакомление с новыми программами и учебниками, уяснение их особенностей и
требований;
— изучение новых сложных программных тем с использованием дополнительного
материала;
— углубленное изучение методики преподавания данного предмета;
— изучение возрастных и педагогической психологии, психологических особенностей
детей разных возрастных групп;
— информация о новых книгах по предмету, статьях, методических рекомендациях,
статьях в педагогической печати по содержанию и методике учебно-воспитательной
работе по предмету;
— изучение состояния знаний, умений, навыков;
Формы методической работы
1.Работа над единой методической темой.
2.Предметные методические объединения.
3.Творческие объединения.
4.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия).
5.Групповое наставничество.
6.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их
деятельности.