Автор: Елена Михайловна Петрик
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 42"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Правописанием слов с непроверяемой безударной гласной
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42»
Тема:
«Правописанием слов с непроверяемой безударной гласной»
Подготовила:
учитель начальных классов
высшей категории
Петрик Елена Михайловна
Нижневартовск, 2023
1
Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как
звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным
условием общения в любой его форме.
Слово
– могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и
великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как
строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.
Бедность словаря учащихся тормозит усвоения ими орфографии. Работа
над правописанием слов с непроверяемой безударной гласной является
одной из ведущих задач в развитии речи мышления младших школьников.
В этом и заключается актуальность данной работы.
Актуальности
данной
проблемы,
обусловленная
недостаточной
разработанностью
методики
обучения
непроверяемым
написаниям:
неупорядоченность
традиционность
дидактического
материала,
его
скупость, отсутствие полных научных рекомендаций о том, как следует
обучать этим написаниям.
Целью
работы является рассмотрение вопроса формирования навыков
орфографии (в частности, слов с непроверяемыми гласными в корнях). Для
этого решались следующие задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по данному
вопрос;
Пересмотреть традиционные методы и приёмы, используемые для
обучения непроверяемым написаниям;
Выявить
основы
и
принципы
методики
формирования
орфографических
навыков
с
помощью
приёмов
обучения
непроверяемым написаниям;
Подготовить и обосновать некоторые методические рекомендации
по формированию навыков написания слов с непроверяемыми
гласными.
2
В качестве рабочей гипотезы
было принято положение о том, что
повышению
орфографической
грамотности
будет
способствовать
использование
занимательного
дополнительного
материала
по
усвоению написания слов с непроверяемыми гласными в корне.
В
процессе
работы
были
использованы
следующие
методы
исследования:
1.
изучение
научно-методической
литературы
по
исследуемой
проблеме;
2.
анализ и обобщение материала, полученного в результате
наблюдений, изучение опыта учителей, формирование выводов;
3.
наблюдение за учебным процессом.
Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения,
двух частей, заключения, списка литературы, приложения.
Природу русской орфографии раскрывают разные типы орфограмм,
которые подводятся под действие морфологического, традиционного,
смыслового и других принципов, что помогает в выборе методов и
приёмов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному
типу орфографических явлений. Понять принципы орфографии – значит,
воспринять
каждое
её
отдельное
звено
общей
системы,
каждую
орфограмму увидеть во взаимосвязи всех сторон языка.
По
преимуществу
слова
с
традиционными
написаниями
–
это
заимствования из других языков. Многие из них вошли в русский язык
сравнительно недавно: «ванна» - из немецкого языка, «компьютер» - из
английского; иные – в давние времена: «арбуз», «балык» - из тюркских
языков, «чемодан» - из персидского.
Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже
не воспринимаются как заимствования: «трактор», «пиджак», «лампа» и
другие.
3
Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном
порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более
высоком уровне обучаемости. Так, в словах «корова», «молоко», деревня»
полногласия `` - оро -``,``-оло``,``-ере -`` пишутся всегда с буквами ``о`` и
`` е``.
Методы и приёмы в обучении письму непроверяемых слов:
a)
метод языкового анализа
– приёмы звукобуквенного анализа,
фонетического
разбора,
орфографического
комментирования,
устного проговаривания;
b)
зрительное
запоминание
–
вместе
с
кинестетическим
(речедвигательным,
рукадвигательным):
приёмы
зрительного
диктанта, списывание с различными заданиями, проверки слов по
словарику,
использование
плакатов
или
таблиц,
выделение
орфограмм цветным мелом, подчёркивание их в тетради, повторное
письмо слов;
c)
сопоставление
и
противопоставление
тематических
групп
заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних
животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов
(«путешественник», «путешествие», «путешествовать»), форм слов
(«стакан-стаканы», «космонавт» - «космонавты»), сравнение по
значению
(«машина-машинка-машинища»),
пример
противопоставления («учебник, ученик» - «учитель») и т.п.;
d)
сопоставление зрительного и слухового образов слов:
различные
виды
слуховых
диктантов.
В
слуховом
диктанте
пишущий
воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в
буквенный, графический комплекс и записывает;
e)
составление
словосочетаний
с
трудными
словами,
выработка
словесных ассоциаций: «пальто» - «осеннее пальто», «надел пальто»,
4
«пальто велико»; «металл» - «холодный металл», «блестящий
металл», « стул из металла» и т.п.;
f)
составление предложений с трудными словами,
включение их в
сочинения
и
изложения,
устные
рассказы,
другие
формы
естественной речи;
g)
занимательные формы работы:
включение трудных слов в словесные
игры, кроссворды, ребусы;
h)
составление стихотворений с этими словами,
юморесок, загадок,
отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает
больше слов на букву «а», «м» и т.д.
Одним
из
средств,
обеспечивающих
правильность
и
прочность
запоминания
непроверяемых
написаний,
является
этимологический
анализ, в упрощённом варианте – этимологическая справка. Она содержит
информацию о происхождении слова, его первоначальном значении,
помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к
истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Например, «М А ЛИНА» - в основу названия был положен признак
названия плода ягоды, состоящего из малых частей. Слова «малина»
образованно от слова «малый» - «маленький».
«Малина» - «малый» - «состоящая из маленьких частей».
Несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы
развивать
у
детей
умение
объяснять
значения
изученных
слов,
воспроизводить в памяти дифференцированные признаки лексического
значения.
Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.
5
Тебя попросили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ
так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть
в жизни.
Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова «пенал»
человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты
объяснишь значение этого слова?
Вспомни значение слова «берёза» и составь загадку, в котором по
одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.
Составь кроссворд на тему «Растения».
Запоминанию
слов
способствует
и
привлечение
мнемонических
приёмов.
К мнемотехнике
можно отнести такие стихи, рассказы,
рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определённые
ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы
особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этиологическая
справка.
«ОПАСНОЕ МЕСТО»
По методике В.С. Лайло.
Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год,
разделяются на несколько групп, в зависимости от «опасного места» —
буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается
составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему
рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам
рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.
* Например, опорное слово —
Оля.
Словарные слова:
ягоды, лопата, Москва, девочка, молоко, урожай
(опасное место — буква «о»).
6
Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы в деревню, там она наелась
ягод и напилась молока, а потом взяла лопату и помогла убрать урожай».
Методисты: Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В., Рыжикова Г.И. для закрепления
правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра
продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника,
представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид
деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была
наглядность, столь необходимая для формирования орфографического
навыка.
Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно
использовать шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
Родина(1), сорока(4О)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Картина)
Игра “Кто быстрее?”.
7
К данным словам подберите слова, противоположные по значению.
Белый, юг, запад, грустно, плохо, медленно.
Игра “Слог потерялся”
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов начало откусили
И в свои норки утащили.
Записываю на доске слова: ..робей, ..рона, ..рока, ..тух. Учащиеся
вставляют пропущенные слоги.
Детям нравится такой вид словарной работы: два человека у доски и весь
класс пишут под диктовку словарные слова. Затем вызываются к доске два
“учителя”, которые проверяют работу “учеников”. Оценивается работа и
тех, и других.
При письме словарных диктантов, можно использовать обмен тетрадями
соседей по парте.
После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают
ошибок, можно использовать загадки, где отгадка - словарное слово.
Например: игра "Подскажи словечко".
* Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его ...(мороз).
* Трещала с самого утра:
"Пора! Пор-р-ра!"
А что - пора? Такая с ней морока,
8
Когда трещит... (сорока).
Формой контроля сформированности умений писать словарные слова
являются диктанты. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. составили схему –
классификацию словарных диктантов. (См. приложение).
Данная схема позволяет творчески подойти к проведению словарной
работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написания плана
урока, разнообразить работу над словарными словами, сделать её более
эффективной. Методика проведения словарных диктантов, таких, как
выборочный,
картинный,
с
использованием
загадок,
с
подбором
синонимов и антонимов, хорошо известна учителям.
@ Учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания
должны записать все "словарные" слова, например:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз.)
@ Составить рассказ по опорным словам:
ветер, ребята, коньки, весело.
@ Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является
первой следующего слова. Этот приём учит детей думать.
@ Определите, на какой признак предмета указывают названия:
валежник, горбушка, горчичник, кисель, леденец.
9
Результаты проведённой работы.
Работа над безударной гласной непроверяемой ударением началась с
третьей четверти 1 класса. За данный промежуток времени ученики
изучили 8 словарных слов. Диагностика велась по трём этапам –
начальный, промежуточный и контрольный. Итоговый срез проводился
каждые 2 недели. На каждого ребёнка велась отчётная информация в виде
графика, в котором отмечалась определённым цветом итоговая отметка
учащегося за письменную работу. Так как на каждом этапе работы
изучались и новые словарные слова, то при помощи индивидуальной
схемы ребёнка можно увидеть на каком этапе у учащегося возникли
трудности, что даёт возможность скорректировать дальнейшую работу с
учеником над теми или иными словами. В конце учебного года была
составлена диаграмма, на которой отмечена успеваемость класса по
данной теме в процентном отношении.
25 человек.
Удовлетворительно – 2 человека.(8 %)
Хорошо – 8 человек. (32 %)
Отлично – 15 человек. (60 %)
26 человек.
2 класс. 1 четверть. 14 новых слов.
10
Удовлетворительно – 1 человека.(4 %)
Хорошо – 8 человек. (31 %)
Отлично – 17 человек. (65 %)
1 класс.
2 класс. 1 четверть.
11
12
Заключение.
Таким образом, для совершенствования обучения нужно включить работу со
словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования
орфографических умений. Лёгкость и прочность усвоения учащимися этих
слов зависит от степени развития определённых умений: слышать звучащее
слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); понимать его
лексическое значение; находить орфограммы до написания; определять вид
орфограммы. А также, следует разнообразить работу путём использования
различных средств и способов обучения. Особая роль в решении этой задачи
отводится этимологическому анализу и мнемотехнике.
Как правило, систематическая работа дает положительные результаты:
увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше
двоек и троек. А при добросовестной работе учеников и помощи родителей
двойки вообще исчезают.
Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная
словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость,
грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а
также дисциплинирует детей, способствует устойчивости внимания. И как
следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.
Развить орфографическую и пунктуационную зоркость возможно, но для
этого требуются два условия:
1. Помощь со стороны родителей.
2. Заинтересованность и помощь преподавателей других предметов. Писать
грамотно надо не только на уроках русского языка.
Только в комплексе, в совместной работе можно добиться результатов, какой
бы проблемы это ни касалось.
13
14