Напоминание

Правописанием слов с непроверяемой безударной гласной

Автор: Елена Михайловна Петрик
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 42"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Правописанием слов с непроверяемой безударной гласной







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 42»

Тема:

«Правописанием слов с непроверяемой безударной гласной»

Подготовила:

учитель начальных классов

высшей категории

Петрик Елена Михайловна

Нижневартовск, 2023

1

Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как

звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным

условием общения в любой его форме.

Слово

– могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и

великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как

строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык.

Бедность словаря учащихся тормозит усвоения ими орфографии. Работа

над правописанием слов с непроверяемой безударной гласной является

одной из ведущих задач в развитии речи мышления младших школьников.

В этом и заключается актуальность данной работы.

Актуальности

данной

проблемы,

обусловленная

недостаточной

разработанностью

методики

обучения

непроверяемым

написаниям:

неупорядоченность

традиционность

дидактического

материала,

его

скупость, отсутствие полных научных рекомендаций о том, как следует

обучать этим написаниям.

Целью

работы является рассмотрение вопроса формирования навыков

орфографии (в частности, слов с непроверяемыми гласными в корнях). Для

этого решались следующие задачи:

Проанализировать научно-методическую литературу по данному

вопрос;

Пересмотреть традиционные методы и приёмы, используемые для

обучения непроверяемым написаниям;

Выявить

основы

и

принципы

методики

формирования

орфографических

навыков

с

помощью

приёмов

обучения

непроверяемым написаниям;

Подготовить и обосновать некоторые методические рекомендации

по формированию навыков написания слов с непроверяемыми

гласными.

2

В качестве рабочей гипотезы

было принято положение о том, что

повышению

орфографической

грамотности

будет

способствовать

использование

занимательного

дополнительного

материала

по

усвоению написания слов с непроверяемыми гласными в корне.

В

процессе

работы

были

использованы

следующие

методы

исследования:

1.

изучение

научно-методической

литературы

по

исследуемой

проблеме;

2.

анализ и обобщение материала, полученного в результате

наблюдений, изучение опыта учителей, формирование выводов;

3.

наблюдение за учебным процессом.

Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения,

двух частей, заключения, списка литературы, приложения.

Природу русской орфографии раскрывают разные типы орфограмм,

которые подводятся под действие морфологического, традиционного,

смыслового и других принципов, что помогает в выборе методов и

приёмов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному

типу орфографических явлений. Понять принципы орфографии – значит,

воспринять

каждое

её

отдельное

звено

общей

системы,

каждую

орфограмму увидеть во взаимосвязи всех сторон языка.

По

преимуществу

слова

с

традиционными

написаниями

это

заимствования из других языков. Многие из них вошли в русский язык

сравнительно недавно: «ванна» - из немецкого языка, «компьютер» - из

английского; иные – в давние времена: «арбуз», «балык» - из тюркских

языков, «чемодан» - из персидского.

Многие слова нерусского происхождения настолько «обрусели», что уже

не воспринимаются как заимствования: «трактор», «пиджак», «лампа» и

другие.

3

Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в словарном

порядке как непроверяемые, на самом деле могут быть проверены на более

высоком уровне обучаемости. Так, в словах «корова», «молоко», деревня»

полногласия `` - оро -``,``-оло``,``-ере -`` пишутся всегда с буквами ``о`` и

`` е``.

Методы и приёмы в обучении письму непроверяемых слов:

a)

метод языкового анализа

– приёмы звукобуквенного анализа,

фонетического

разбора,

орфографического

комментирования,

устного проговаривания;

b)

зрительное

запоминание

вместе

с

кинестетическим

(речедвигательным,

рукадвигательным):

приёмы

зрительного

диктанта, списывание с различными заданиями, проверки слов по

словарику,

использование

плакатов

или

таблиц,

выделение

орфограмм цветным мелом, подчёркивание их в тетради, повторное

письмо слов;

c)

сопоставление

и

противопоставление

тематических

групп

заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних

животных: «корова», «лошадь», «собака»), однокоренных слов

(«путешественник», «путешествие», «путешествовать»), форм слов

(«стакан-стаканы», «космонавт» - «космонавты»), сравнение по

значению

(«машина-машинка-машинища»),

пример

противопоставления («учебник, ученик» - «учитель») и т.п.;

d)

сопоставление зрительного и слухового образов слов:

различные

виды

слуховых

диктантов.

В

слуховом

диктанте

пишущий

воспринимает звучащее слово, его звуковой состав он переводит в

буквенный, графический комплекс и записывает;

e)

составление

словосочетаний

с

трудными

словами,

выработка

словесных ассоциаций: «пальто» - «осеннее пальто», «надел пальто»,

4

«пальто велико»; «металл» - «холодный металл», «блестящий

металл», « стул из металла» и т.п.;

f)

составление предложений с трудными словами,

включение их в

сочинения

и

изложения,

устные

рассказы,

другие

формы

естественной речи;

g)

занимательные формы работы:

включение трудных слов в словесные

игры, кроссворды, ребусы;

h)

составление стихотворений с этими словами,

юморесок, загадок,

отгадывание загадок; проведение викторин, конкурсов: кто знает

больше слов на букву «а», «м» и т.д.

Одним

из

средств,

обеспечивающих

правильность

и

прочность

запоминания

непроверяемых

написаний,

является

этимологический

анализ, в упрощённом варианте – этимологическая справка. Она содержит

информацию о происхождении слова, его первоначальном значении,

помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к

истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

Например, «М А ЛИНА» - в основу названия был положен признак

названия плода ягоды, состоящего из малых частей. Слова «малина»

образованно от слова «малый» - «маленький».

«Малина» - «малый» - «состоящая из маленьких частей».

Несколько заданий, которые можно использовать для того, чтобы

развивать

у

детей

умение

объяснять

значения

изученных

слов,

воспроизводить в памяти дифференцированные признаки лексического

значения.

Расскажи дома о том, что ты узнал о значении слова.

5

Тебя попросили составить рассказ о медведе. Составь этот рассказ

так, чтобы мы смогли представить себе медведя таким, какой он есть

в жизни.

Представь себе, что тебе нужно объяснить значение слова «пенал»

человеку, который никогда не видел этого предмета. Как ты

объяснишь значение этого слова?

Вспомни значение слова «берёза» и составь загадку, в котором по

одному или нескольким признакам можно узнать это дерево.

Составь кроссворд на тему «Растения».

Запоминанию

слов

способствует

и

привлечение

мнемонических

приёмов.

К мнемотехнике

можно отнести такие стихи, рассказы,

рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определённые

ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приёмы

особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этиологическая

справка.

«ОПАСНОЕ МЕСТО»

По методике В.С. Лайло.

Все словарные слова, которые учащиеся должны выучить за год,

разделяются на несколько групп, в зависимости от «опасного места» —

буквы, в написании которой можно ошибиться. Детям предлагается

составить из этих слов небольшой связный текст, нарисовать к своему

рассказу рисунок и придумать название — опорное слово ко всем словам

рассказа, в написании которого невозможно сделать ошибку.

* Например, опорное слово —

Оля.

Словарные слова:

ягоды, лопата, Москва, девочка, молоко, урожай

(опасное место — буква «о»).

6

Рассказ: «Девочка Оля приехала из Москвы в деревню, там она наелась

ягод и напилась молока, а потом взяла лопату и помогла убрать урожай».

Методисты: Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В., Рыжикова Г.И. для закрепления

правописания трудных слов советуют использовать игры, т.к. именно игра

продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника,

представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид

деятельности. Игру можно построить так, чтобы ведущим началом была

наглядность, столь необходимая для формирования орфографического

навыка.

Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно

использовать шуточные вопросы, загадки, например:

1. В каких словах живет рак?

(ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты?

(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

Родина(1), сорока(4О)

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.

Два других на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(Картина)

Игра “Кто быстрее?”.

7

К данным словам подберите слова, противоположные по значению.

Белый, юг, запад, грустно, плохо, медленно.

Игра “Слог потерялся”

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начало откусили

И в свои норки утащили.

Записываю на доске слова: ..робей, ..рона, ..рока, ..тух. Учащиеся

вставляют пропущенные слоги.

Детям нравится такой вид словарной работы: два человека у доски и весь

класс пишут под диктовку словарные слова. Затем вызываются к доске два

“учителя”, которые проверяют работу “учеников”. Оценивается работа и

тех, и других.

При письме словарных диктантов, можно использовать обмен тетрадями

соседей по парте.

После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают

ошибок, можно использовать загадки, где отгадка - словарное слово.

Например: игра "Подскажи словечко".

* Дремучий лес к стеклу прирос -

Нарисовал его ...(мороз).

* Трещала с самого утра:

"Пора! Пор-р-ра!"

А что - пора? Такая с ней морока,

8

Когда трещит... (сорока).

Формой контроля сформированности умений писать словарные слова

являются диктанты. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. составили схему –

классификацию словарных диктантов. (См. приложение).

Данная схема позволяет творчески подойти к проведению словарной

работы, быстро сориентироваться в подборе материала и написания плана

урока, разнообразить работу над словарными словами, сделать её более

эффективной. Методика проведения словарных диктантов, таких, как

выборочный,

картинный,

с

использованием

загадок,

с

подбором

синонимов и антонимов, хорошо известна учителям.

@ Учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания

должны записать все "словарные" слова, например:

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

(однажды, мороз.)

@ Составить рассказ по опорным словам:

ветер, ребята, коньки, весело.

@ Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является

первой следующего слова. Этот приём учит детей думать.

@ Определите, на какой признак предмета указывают названия:

валежник, горбушка, горчичник, кисель, леденец.

9

Результаты проведённой работы.

Работа над безударной гласной непроверяемой ударением началась с

третьей четверти 1 класса. За данный промежуток времени ученики

изучили 8 словарных слов. Диагностика велась по трём этапам –

начальный, промежуточный и контрольный. Итоговый срез проводился

каждые 2 недели. На каждого ребёнка велась отчётная информация в виде

графика, в котором отмечалась определённым цветом итоговая отметка

учащегося за письменную работу. Так как на каждом этапе работы

изучались и новые словарные слова, то при помощи индивидуальной

схемы ребёнка можно увидеть на каком этапе у учащегося возникли

трудности, что даёт возможность скорректировать дальнейшую работу с

учеником над теми или иными словами. В конце учебного года была

составлена диаграмма, на которой отмечена успеваемость класса по

данной теме в процентном отношении.

25 человек.

Удовлетворительно – 2 человека.(8 %)

Хорошо – 8 человек. (32 %)

Отлично – 15 человек. (60 %)

26 человек.

2 класс. 1 четверть. 14 новых слов.

10

Удовлетворительно – 1 человека.(4 %)

Хорошо – 8 человек. (31 %)

Отлично – 17 человек. (65 %)

1 класс.

2 класс. 1 четверть.

11

12

Заключение.

Таким образом, для совершенствования обучения нужно включить работу со

словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования

орфографических умений. Лёгкость и прочность усвоения учащимися этих

слов зависит от степени развития определённых умений: слышать звучащее

слово (т.е. от степени развития фонематического слуха); понимать его

лексическое значение; находить орфограммы до написания; определять вид

орфограммы. А также, следует разнообразить работу путём использования

различных средств и способов обучения. Особая роль в решении этой задачи

отводится этимологическому анализу и мнемотехнике.

Как правило, систематическая работа дает положительные результаты:

увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше

двоек и троек. А при добросовестной работе учеников и помощи родителей

двойки вообще исчезают.

Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная

словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость,

грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а

также дисциплинирует детей, способствует устойчивости внимания. И как

следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость возможно, но для

этого требуются два условия:

1. Помощь со стороны родителей.

2. Заинтересованность и помощь преподавателей других предметов. Писать

грамотно надо не только на уроках русского языка.

Только в комплексе, в совместной работе можно добиться результатов, какой

бы проблемы это ни касалось.

13

14