Автор: Воскова София Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №135 "Речецветик"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Игровые технологии в развитии пространственных ориентировок детей дошкольного возраста
Воскова София Николаевна,
воспитатель МБДОУ д/с № 135 «Речецветик»
Игровые технологии в развитии пространственных ориентировок
детей дошкольного возраста
Развитие навыков ориентировки в пространстве актуально не только для
дошкольников с ОВЗ, но и для детей с развитием в норме.
Значение
своевременного
развития
у
детей
пространственных
представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном
окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух
аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных
восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в
развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его
сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у
ребёнка пространственных
представлений
повышает
результативность и
качество
его
деятельности
(продуктивно-творческой,
познавательной,
трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения
различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по
схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением
точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих
математических разделов в школе.
В понятие пространственная ориентиров входит оценка расстояний,
размеров,
формы,
взаимного
положения
предметов
и
их
положения
относительно тела ориентирующегося.
Система
работы
по
развитию
у
дошкольников
пространственных
представлений включает:
ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон
предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
освоение
и
применение
словесной
системы
отсчета
по
основным
пространственным направлениям: вперед - назад, вверх - вниз, направо -
налево;
определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда
исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
определение собственного положения в пространстве («точки стояния»)
относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на
другом человеке или на каком-либо предмете;
определение пространственной размещенности предметов относительно
друг друга;
определение пространственного расположения объектов при ориентировке
на
плоскости,
т.
е.
в
двухмерном
пространстве;
определение
их
размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на
которой они размещаются.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический
процесс является одним из путей организации личного взаимодействия
взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у
дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с
учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом
возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать
самостоятельному
выявлению
детьми
основных
свойств
и
отношений,
развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для
этого использовать игры и игровые упражнения.
Анализ
имеющейся
научно-методической
литературы
позволяет
выделить несколько групп таких игр и упражнений.
I группа. Игры на формирование пространственных представлений: слева,
справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
II группа. Игры на формирование умений детей занимать определенное
пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
III группа.
Игры на формирование умений детей определять словом
положение того или иного предмета по отношению к другому.
IV группа. Игры на формирование умений ориентироваться в движении.
V группа. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости
(ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
Давайте
вспомним,
что
же
такое
«игровая
педагогическая
технология» (организация педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.)
Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главная
цель
игровой
технологии
–
создание
полноценной
мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в
зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня
развития детей
Для каждой возрастной группы определены задачи по развитию
ориентировки в пространстве.
II младшая группа. Дети должны ориентироваться в расположении частей
своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними
различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади),
вверх – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую
руки.
Средняя
группа.
Определять
пространственные
направления
от
себя,
двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх –
вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо
мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко
(дом стоит близко, а березка растет далеко).
Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем
пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за),
между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а
также в соответствии со знаками-указателями направления движения (вперед,
назад, направо, налево и т.д.).
Подготовительная
группа.
Ориентировка
в
пространстве
позволяет
ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска,
страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в
указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение
(слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем
(правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к
моделированию пространственных отношений между объектами в виде
рисунка, плана, схемы.
Практическая часть:
Игра «Что справа»
Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-
6 игрушек.
Вариант 1. Воспитатель просит детей вспомнить, где у них правая рука.
Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие
игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок
повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.
Вариант 2. Воспитатель или кто-нибудь из детей называет игрушки,
расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра
назвать – с какой они стороны.
Вариант 3. Воспитатель просит одного из детей встать так, чтобы
игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от
него.
Игра «Давай меняться»
Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга.
Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то
одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по
заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была
стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок,
стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место[6].
Далеко – близко
На листе бумаги. Найти схему, соответствующую рисунку.