Напоминание

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ И КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА

Автор: Воронина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ И КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА

К ИСТОРИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ И

КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА

Воронина Светлана Владимировна,

воспитатель Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Средняя

общеобразовательная школа № 10, г. о. Серпухов

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с

достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя,

понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое

знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена

русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее,

выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и

будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого

народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы

естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить

эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского

сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она

сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению

самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё

лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле

общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по

новому

начинаем

относиться

к

старинным

праздникам,

традициям,

фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных

достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими

культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет

педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и

нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше

пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты

русского

национального

характера:

порядочность,

совестливость,

способность к состраданию и др.

Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-

ценностному,

духовно-нравственному

развитию

и

гражданскому

воспитанию.

Мы

считаем,

что

процесс

нравственно-патриотического

воспитания будет более эффективным, при последовательном выполнении

таких условий как:

непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей;

продвижение от опыта к знанию;

усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и

родителями и сотрудниками детского сада.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у

воспитателей

возникла

идея

разработки

педагогического

проекта

по

теме: «Приобщение дошкольников к народной культуре».

Определили основную цель проекта - создание педагогических условий в

ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

на

основе

интеграции

разных

видов

художественно-творческой

деятельности.

Актуальность данного проекта состоит в том, что современное общество

переживает

в

настоящее

время

нравственно-патриотический

кризис.

Нарушились традиции, которые связывали старшее и младшее поколения.

Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям

нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях

старшего поколения. Особенно актуальной сегодня является задача привить

детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями,

традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно

сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой.

Работа над проектом осуществлялась поэтапно. Сначала была проведена

диагностика

эффективности

работы

детского

сада

по

направлению

этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников,

педагогов, родителей. Результаты показали отсутствие системы, низкий

уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и

методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей.

Знания о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах

народно-прикладного творчества были поверхностны.

Проанализировав педагогическую деятельность, мы пришли к выводу, что

необходимо приобщать детей к народной культуре, но начинать эту работу

необходимо

с

обучения

педагогов,

поэтому

остро

встал

вопрос

о

профессиональной компетентности педагогов в приобщении дошкольников к

народной культуре.

Выявив проблему, была спланирована работа с педагогами, родителями и

детьми, определено содержание методической работы с педагогами и

критерии результативности.

На

следующем

этапе

деятельности определены

разные

формы

взаимодействия, как с детьми, так и с педагогами: семинары-практикумы,

конкурсы,

выставки,

беседы,

экскурсии,

театрализацию,

музыкально-

тематические досуги, встречи с сотрудниками историко-художественного

музея.

Самыми интересными мероприятиями с педагогами по приобщению к

народной культуре, на наш взгляд, стали семинары-практикумы, так как они

имеют

более

узкую

направленность.

В

рамках

семинара-практикума

«Ознакомление с культурой русского народа» воспитатели познакомились со

способами изготовления народной куклы, узнали о возникновении первых

кукол. Итогом данной работы стала тематическая выставка «Куклы наших

предков», где каждый педагог проявил свое творчество и представил кукол,

изготовленных своими руками.

Была организована выставка «Из истории русского народного костюма».

Каждая группа дошкольного учреждения представила на выставку куклу в

русском народном костюме, который имел описание: какие части костюма и

головных уборов присутствуют, как они называются, что символизируют

собой узоры и орнаменты костюма.

Очень интересной находкой явилось проведение обучающего семинара

«Изготовление дымковских игрушек из соленого теста», где педагоги

совершенствовали свои творческие способности. Полученные на семинаре

знания они успешно применяют в работе с детьми.

Для формирования у детей знаний о народной культуре в ДОУ оформлены

фотоальбомы о предметах быта крестьян, убранства избы, картотека

произведений

устного

народного

творчества,

создан

мини-музей

декоративно-прикладного творчества русского народа.

При разучивании с детьми произведений русского фольклора, педагоги

разъясняют значение непонятных детям слов и выражений: горница,

дровенки, горшок, чугунок, лапти, коромысло, короб и другие. Возникла

необходимость найти предметы русского быта, которые использовались в

старину. В связи с этим, педагогами создана коллекция предметов домашнего

обихода.

Инициативу педагогов в создании выставки «Умелые руки не знают

скуки» поддержали родители воспитанников.

Ещё одним из направлений приобщения детей к истокам народного

творчества и развития их творческих способностей является представление

музыкального фольклора в разных формах: музыкальных сказках, народных

праздниках, традиционных и обрядовых развлечениях. Знакомство детей с

обрядами осеннего цикла обогатило их знаниями о старинных крестьянских

обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Дети

использовали эти знания во время осеннего праздника «Осенины». Зимние

народные традиции нашли свое отражение в тематическом развлечении

«Госпожа широкая Масленица». С множеством обычаев русского народа,

традиционными праздниками знакомят педагоги воспитанников весной:

«Пасха»,

«Вербное

воскресенье»

и

др.,

летом

это

тематическое

мероприятие к Дню семьи, любви и верности. Возникновению этого

праздника способствовала история жизни муромских супругов Петра и

Февронии, в которой воплощены благочестие, взаимная любовь и верность,

совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих

сограждан.

Одной

из

наиболее

ярких

эффективных

форм,

появившихся

в

методической работе в последние годы, является мастер-класс, основная цель

которого - передача педагогического опыта, системы работы, авторских

находок, всего того, что помогло достичь воспитателю наибольших

результатов

в

педагогической

деятельности.

В

нашем

дошкольном

учреждении

педагоги

широко

используют

эту

форму

работы

во

взаимодействии

с

коллегами,

родителями

воспитанников.

В

рамках

реализации проекта «Приобщение дошкольников к народной культуре»

воспитатели провели мастер класс по изготовлению пасхальных сувениров.

Изучая результативность реализации проекта «Приобщение дошкольников

к

народной

культуре»

было

выявлено,

что

разработанная

система

методической работы с педагогами по проблеме позволила воспитателям

значительно повысить свою педагогическую культуру, расширить область

собственных представлений о народных традициях и обрядах. Повысилась

заинтересованность детей работой по возрождению народных традиций, а

это, прежде всего, влияет на развитие личностных качеств дошкольников.

Дети стали более уважительно относиться к семье, родному краю, его

истории

и

людям,

живущим

в

родном

городе;

стали

более

доброжелательными, отзывчивыми, коммуникабельными; обогатился их

словарный запас. Дети стали активнее использовать в своей деятельности

произведения фольклора: загадки, потешки, считалки; играть в русские

народные

игры.

Происходит

формирование

бережного

отношения

к

предметам

быта.

Возросло

желание

детей

изучать

фольклорные

произведения во время свободной деятельности. Дети имеют базовые

представления о народно-прикладном творчестве, об истории возникновения

народных музыкальных инструментов, видах декоративного искусства.

Повысилась

заинтересованность

родителей

к

возрождению

народной

культуры и приобщению детей к истокам народных традиций. Собран и

систематизирован материал работы с детьми в формате формирования у них

нравственно-ценностного отношения к истокам и современности народной

культуры, приобщению дошкольников к национальной культуре.

Таким

образом,

воспитание

патриотических,

духовно-нравственных,

социально-коммуникативных

качеств

детей

дошкольного

возраста

осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины,

родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте

дошкольник

воспринимает

окружающую

его

действительность

эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и

живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою

страну.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования

нравственно здоровой личности / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. -

№10. - С. 349 - 352.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России / - М.:

Просвещение, 2009. – 24 с.

3. Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его

реализации в детском саду / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Молодой

ученый /Актуальные задачи педагогики: материалы II международная

научная конференция. - Чита: 2012. - С. 48 - 50.

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-

метод.пособие - 2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.

6. Лутовинов В. И. Критерии и основы методики оценки результатов работы

по

патриотическому

воспитанию

/

В.

И.

Лутовинов

/

Научно-

исследовательская работа. - М.: Армпресс, 2006. - 62 с.

7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного

возраста

/

М.Д.

Маханева

/

Пособие

для

реализации

Государственной

программы

Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации.- М.: 2005. - 135 с.