Автор: Сабитова Оксана Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №305" г.Перми
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимняя лаборатория"
МАДОУ «Детский сад №305»
Проект
«Зимняя лаборатория»
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории:
Сабитова Оксана Михайловна
Пермь, 2023
Название
проекта
«Зимняя лаборатория»
Тип
Педагогический
Вид
Групповой. краткосрочный
Участники
Целевая
аудитория
Педагоги и дети старшего дошкольного возраста.
Основания
для
разработки.
Проблема
Дошкольники с огромным интересом смотрят на
окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не
замечают главного. Одним из эффектных методов
познания закономерностей и явлений окружающего мира
является экспериментальная деятельность. Главное
достоинство экспериментальной деятельности
заключается в том, что она близка дошкольникам
(дошкольники – прирожденные исследователи), и дает
детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами окружающей среды.
На сегодняшний день слова великого философа Конфуция:
«Что я слышу – забываю, что я вижу– я помню, что я
делаю – я понимаю» как никогда становятся значимыми и
востребованными.
Зима - лучшее время для знакомства со свойствами воды и
воздуха, и единственное время года для знакомства со
свойствами снега, льда и зимними явлениями природы.
Зимние прогулки с детьми будут более плодотворными,
интересными, и познавательными, если в неё включать
детское экспериментирование – как ведущий вид
деятельности дошкольников. Поэтому задача педагогов –
помогать развитию самостоятельной поисково-
исследовательской активности детей.
Цель
Расширение представлений у детей об объектах живой и
неживой природы в зимнее время года, через практическое
самостоятельное познание.
Задачи
1.
Закреплять умение использовать обобщённые способы
обследования с помощью перцептивных действий
2.
Продолжать знакомить детей с физическими свойствами
снега, льда и воды.
3.
Развивать умение детей действовать в соответствии с
предполагаемым алгоритмом
4.
Побуждать устанавливать функциональные связи и
отношения между системами объектов и явлений,
применяя различные средства познавательных действий.
5.
Создавать условия для реализации проектной
деятельности исследовательского типа.
6.
Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство
товарищества, оказание помощи друг другу.
Ожидаемые
результаты
1.
Сформированные знания детей свойствах снега, льда,
воздуха, воды.
2.
Умение детей читать (понимать) алгоритмы
собственной деятельности.
3.
Укрепление партнёрских отношений.
4.
Создана книга «Зимняя лаборатория»
Трансляция
проекта
- Публикация в СМИ (распространение педагогического
опыта)
- Участие в конкурсах педагогического мастерства
Дальнейшее
развитие
проекта
Разработка картотеки «Занимательная наука» -
экспериментальная деятельность для весенне-летнего
периода.
Реализация проекта:
Мероприятие
Содержание
Срок
понедельник
«Цветная
сосулька»
Цель: познакомит с явлением природы –
сосулька и её образованием.
Оборудование: тетра пакет, шило, нитка,
воронка.
Описание опыта: Шилом делаем отверстие
в
донышке
пустого
тетра
пакета,
протягиваем в него нитку и через боковую
стенку и закрепляем нитку на узелок. Теперь
подвешиваем нашу заготовку на улице и
заливаем в пакет подкрашенную воду (для
удобства
используйте
воронку).
Вода
вытекает через отверстие внизу и, спускаясь
по нитке, капает на землю. Через какое-то
время вода достаточно остывает и начинает
примерзать к нитке. В результате получается
длинная сосулька, толщина которой будет
зависеть от ширины отверстия в донышке и
температуры подливаемой в пакет воды.
Вывод: Сосулька образуется из талой воды,
причина образования сосулек – совмещение
двух температур: выше нуля происходит
таяние, ниже нуля – замерзание.
понедельник
-вторник
«Мороз в
кружке»
Цель: узнать, как происходит поглощение
тепла.
среда
Оборудование:
Железная
кружка,
соль,
вода, блюдце, прихватка или варежки.
Описание опыта: В кружку положить снег.
В блюдце налить немного воды, поставьте
на
него
кружку.
Затем
поверх
снега
насыпать
2
столовых
ложки
соли,
перемешать.
Подождать
2
минуты
и
попробовать поднять кружку — вы увидите,
что блюдце примёрзло к ней.
Будьте осторожны: не беритесь за кружку
голыми
руками,
наденьте
варежки
поскольку в этот момент посуда остынет до
–20°!
Вывод: из-за соли температура плавления
снега понизится, он начнёт быстро таять,
забирая энергию у воды в блюдце. Вода же в
этот момент поменяет свой порядок молекул
и превратится в лёд
«Мгновенное
замерзание»
Цель:
познакомиться
с
процессом
кристаллизации.
Оборудование:2
бутылки
дистиллированной воды, мороз от –10° до –
25°, кубик льда.
Описание
опыта:
Бутылки
с
чистой
дистиллированной водой оставьте на ночь
на морозе. Наутро вы увидите, что вода так
и не замёрзла. Аккуратно возьмите одну
бутылку и резко встряхните её или ударьте
по ней. Вода мгновенно превратится в лёд.
Аккуратно
возьмите вторую
бутылку и
откройте крышку. Разломайте кубик льда на
небольшие
кусочки
и
бросьте
их
в
дистиллированную воду. Вы увидите, как
пройдёт волна замерзания воды от горлышка
до
самого
дна,
словно
эффект
в
фантастическом фильме.
Вывод: При нуле градусов вода замерзает и
превращается
в
лёд,
однако
чистая
дистиллированная вода в закрытой бутылке
способна не замерзать даже при –20°. Весь
секрет
в
том,
что
в
ней
отсутствуют
примеси,
которые
могут
выступать
в
качестве
центров
кристаллизации.
При
внешнем вмешательстве запускается цепная
реакция образования льда: каждый новый
четверг
кристаллик выстраивается на поверхности
предыдущего.
«Удивительны
е жидкости»
Цель: познакомить с условиями замерзание
различных жидкостей.
Оборудование: 3 пластиковых стаканчика,
вода, молоко, ацетон.
Описание опыта:
Три разных жидкости
налить в пластиковые стаканчики и оставьте
на
морозе.
Стаканчик
с
ацетоном
обязательно накрыть крышкой, так как это
вещество имеет резкий и ядовитый запах.
Наутро вы обнаружите, что молоко и вода
замёрзли, а ацетон не изменился вовсе.
Вернув жидкости в тепло, вы увидим, что
при
комнатной
температуре
молоко
расслоится и, возможно, даже свернётся.
температура
замерзания
или
плавления
веществ зависит в первую очередь от их
природы. Например, молоко — это сложная
смесь жира и воды. Оно на 90% состоит из
воды, поэтому легко замерзает на морозе. Но
после
размораживания
вода
и
жир
расслаиваются,
белок
разрушается
и
превращается в хлопья, из-за этого молоко
сворачивается.
пятница
«Соль
против
воды»
Цель:
замерзание
растворов
и
растворителей.
Оборудование: две литровые пластиковые
бутылки, вода, соль.
Описание опыта: возьмите две бутылки и
заполните каждую водой наполовину. В
одну из бутылок добавьте 2–3 столовых
ложки
соли,
хорошенько
перемешайте
раствор. Затем вынесите бутылки на улицу,
оставьте на час: обычная вода замёрзнет, а
солёная нет.
Вывод:
растворы
замерзают
при
более
низкой температуре, чем растворитель. Чем
больше будет концентрация соли, тем ниже
должна быть температура, при которой
раствор замёрзнет.
понедельник
«Переменчивая
бутылка»
Цель:
зависимость
объёма
газа
от
температуры.
Оборудование:
пластиковая
бутылка
с
крышкой.
вторник
Описание
опыта:
Возьмите
пустую
пластиковую
бутылку,
плотно
закройте
крышкой
и
вынесите
на
мороз.
Она
сожмётся.
Вывод:
действие
закона
Авогадро: при постоянном давлении объём
газа
уменьшается
из-за
понижения
температуры. Когда вы снова зайдёте домой,
бутылка
вернётся
в
исходную
форму,
потому
что
в
помещении
температура
повысится и газ расширится.
«Куда
пропал
снег?»
Цель: Взаимосвязь плотности вещества и
массы.
Оборудование: стакан, снег, весы.
Описание опыта: Возьмите стакан и плотно
наполните снегом до самого края. Взвесьте
стакан и запишите данные. Подождите, пока
снег растает. Затем сравните объём и массу
получившейся жидкости с первоначальным
объёмом и массой снега. Что мы увидим:
объём уменьшился, но масса не изменилась.
Вывод: плотность снега меньше плотности
воды.
среда
«Ледяное
чудо»
Цель: Процесс кристаллизации.
Оборудование:25 г аптечного глицерина, 50
г шампуня или жидкого мыла, 150 мл
кипячёной
талой
или
дистиллированной
воды, снег.
Описание опыта:
приготовьте мыльные
пузыри, смешав глицерин, шампунь и воду.
Когда температура за окном будет от –3 до –
7°, выйдите на улицу и выдуйте пузырь. Вы
увидите, что он не замерзает на таком
слабом морозе.
Теперь выдуйте ещё один пузырь и бросьте
сверху
щепотку
снега.
Снежинки
соскользнут на дно пузыря, и в этом месте
начнётся кристаллизация мыльной плёнки.
Также можно положить пузырь на снег —
примерно через полминуты он превратится в
ледяной шарик.
Вывод: процесс кристаллизации начинается
легче и быстрее, если есть „затравка“ —
группа
молекул,
уже
сцепленных
четверг
определённым
образом.
По
такому
принципу,
например,
происходит
рост
кристалла в соляном растворе. В нашем
случае такой затравкой служит снег — при
его добавлении мыльный пузырь замерзает
прежде, чем успеет лопнуть
Создание
книги «Зимняя
лаборатория»
Дети совместно с педагогом создают книгу
«Зимняя лаборатория». Книга предполагает
два раздела:
1
раздел:
название
опыта,
алгоритм
выполнения,
фиксационные
карты
по
проведённому опыту.
2 раздел: фотоотчет по каждому опыту.
Данная книга является итоговым продуктом
проекта
и
вносится
в
РППС
для
самостоятельной деятельности.
пятница
Список используемой литературы:
1.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. «Инновационная программа
дошкольного образования от рождения до школы» -М.: Мозаика-СИНТЕЗ,
2020.
2. Нищева Н. В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных
группах» Выпуск 2 - СПб: Детство-Пресс, 2015.
3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников» Методические рекомендации - М.: АРКТИ, 2005.