Напоминание

Математическая грамотность

Автор: Бондарчук Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ сош №83
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Формирование функциональной грамотности учеников
Тема: Математическая грамотность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование функциональной грамотности учеников

Работа педагога начальной школы направлена на формирование функциональной

грамотности учеников, которая состоит из нескольких аспектов: математическая грамотность;

языковая грамотность; читательская грамотность; информационная грамотность. Сегодня мы

поговорим о том, как сформировать математическую грамотность. Работа должна вестись

системно и поэтапно: 1 уровень. Задачи на воспроизведение фактов и методов, выполнение

вычислений. 2 уровень. Задачи, требующие умения интегрировать материал из разных

областей. 3 уровень. Задачи, где нужно выделить математическую проблему в жизненной

ситуации и решить ее средствами математики, построить модель решения. Такая логика

положена в основу УМК «Математика. 1–4 классы» В. Н. Рудницкой, а также пособия О. А.

Рыдзе, К. А. Краснянской и позволяет достичь предметных результатов, описанных во ФГОС

НОО.

Главная цель – научить детей применять полученные знания, а решать эту задачу

можно на любом учебном содержании с помощью следующих видов заданий: выполнение

письменных вычислений; выполнение арифметических действий над числами (устно);

использование свойств арифметических действий для выполнения вычислений (устно);

решение текстовых задач, связанных с покупками, измерением, взвешиванием и пр. Елена

Эдуардовна Кочурова, научный сотрудник Института стратегии образования РАО: – Уже в 1

классе закладывается основа функциональной математической грамотности. Дети учатся

ориентироваться в клетке при письме цифр или, например, моделировать, заменяя число

фишкой. Все способы действий, данные в учебнике, важны для учителя, который смотрит на

материал под углом формирования математической грамотности.

Обратите внимание: Не все задачи имеют только один метод решения. Выслушивайте

разные предложения детей и обсуждайте их, выбирая целесообразный способ. Очень важны

практические действия – чаще предлагайте ученикам измерять, взвешивать, сравнивать, а

потом объяснять свои манипуляции. Как проверить уровень математической грамотности?

Для этого необходима диагностика, которая позволит не только оценить знания, но и понять

причины трудностей, и определить способы их устранения. В этом деле учителю поможет

серия пособий «Педагогическая диагностика» Л. Е. Журовой, Е. Э. Кочуровой, М. И.

Кузнецовой, А. О. Евдокимовой. Математикой можно заниматься не только по учебнику.

Разнообразные задания для развития математической грамотности, в том числе командные

игры, вошли в серию Е. Э. Кочуровой «Дружим с математикой». Отлично стимулирует интерес

к точной науке олимпиадное движение. В корпорации «Российский учебник» проходит VIII

Всероссийская интеллектуальная олимпиада школьников «Ученик ХХI века: пробуем силы –

проявляем способности». Нестандартные задачи потребуют от участников описания своих

действий, и оцениваться будет именно ход мысли детей. В целом же, согласно

международным

исследованиям,

наши

ученики

показывают

неплохой

уровень

математической грамотности. Они демонстрируют успехи не только по шкалам «Вычисление»,

«Геометрия», «Числа», но и по шкале «Рассуждения». Наши дети готовы справляться с

нестандартными вопросами, сюжетами,

проблемами, возникающими

при

выполнении

заданий.

Но

с

помощью

семьи

и

школы,

разумеется…