Напоминание

"Эффективные приемы и методы обучения детей выразительному чтению и запоминанию наизусть стихотворений младших школьников"

Автор: Олейник Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Ильинская СОШ
Населённый пункт: Красногорск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные приемы и методы обучения детей выразительному чтению и запоминанию наизусть стихотворений младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ И ЗАПОМИНАНИЮ

НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Что такое поэзия?

Заботливые родители, желающие своему ребенку счастливого будущего, понимают, что оно связано с образованием. Трудно себе представить

человека, который считается образованным, культурным, но не любит читать, не имеет широкого читательского кругозора.

Поэзия занимает особое место в культурном мире человека.

Стихотворение создается из слов, однако механическое добавление этих слов не дает поэтического содержания. Все дело в порядке слов,

сцеплениях и созвучиях между ними.

О значении поэзии в жизни человека на мировом уровне свидетельствует появление Всемирного дня поэзии — 21 марта, о чем было

провозглашено на 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 г. Первый Всемирный день поэзии состоялся в Париже (Франция) 21

марта 2000 г., где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.

Мы не ставим себе целью вырастить из ребенка поэта или прозаика, но создать условия, благодаря которым он станет более эмоциональным и

чувствительным, сможет лучше понимать произведения искусства — это достойная задача для родителей и педагогов.

I. КАК МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ ВОСПРИНИМАЮТ ПОЭЗИЮ

Восприятие поэзии — процесс многогранный. Восприятие — это связующее звено между произведением, которое читают, и личностью читателя.

Для того чтобы быть воспринятым, произведение должно быть доступным читателю по лексике, смыслу, объему. Восприятие может не состояться,

если сознание читателя еще не созрело.

На пути к настоящему пониманию поэзии читателя подстерегает много трудностей, он проходит разные стадии поэтической начитанности и

понимания поэзии. Литературовед В.Разова на основе анализа наблюдений за детским восприятием выделила четыре его основные стадии и в

зависимости от этого четыре читательских типа.

Первая стадия, которую проходят почти все читатели поэзии, - «наивный реалист». На этой стадии читателя еще не интересует поэзия, он даже

не чувствует, где стихи, где проза. К стихотворению относится как к рассказу о подлинном факте. Больше всего его интересует, так ли все было на

самом деле. У такого читателя стиха полностью отсутствует интерес к художественной форме.

«Моралист» - это другой тип читателей, которых больше всего волнует вопрос, чему учат стихи. Есть читатели разного возраста, которые с

удовольствием занимаются тем, что «добывают» мораль из стиха. Таких читателей прежде всего интересует тема, содержание стиха. Этот интерес

связан с получением пользы. Преимущество стиха, на их взгляд, определяется прежде всего дозой полезной информации о чем-либо или о ком-либо.

Но существует и другая стадия восприятия поэзии, которую можно назвать стадией приближения к пониманию поэзии. Читатели, пребывающие в

этой стадии читательской культуры, обращают внимание на форму стиха, на его звучание, они радуются словосочетанию, ритму, они смеются,

услышав непривычную форму, способны улавливать по строкам стихотворения настроение поэта, начинают понимать гармонию слова, содержания

и формы. Чаще всего данный тип встречается среди детей, которые умеют «просто так» наслаждаться созвучностью, ритмами, рифмами, не

задумываясь над содержанием стиха. Это своеобразные «фанатики слова», верующие в силу его и могущество.

У читателя «фанатика слова» — широкие возможности. В силу своего темперамента, эмоциональности он через ощущение формы стиха идет к

пониманию настроения поэта, а это уже очень важно, когда речь идет о культуре астенического восприятия поэзии.

И. наконец, есть читатели, которые воспринимают стихи как произведение искусства, наслаждаясь их формой, понимая содержание, волнуясь и

радуясь. Восприятие поэзии у читателей этой категории очень похоже на творчество; они видят в поэзии не слепок с действительности, не сборник

поучений, а особое изображение жизни.

Та той читатель-творец глубоко ощущает поэтическую речь, умея насладиться стихом, гармонично понимая авторский замысел и его исполнение.

Такого читателя можно отнести к категории «поэтическая натура». Этот читатель умеет насладиться всем стихом в целом, содержанием и формой

одновременно.Его любовь к стихам не сводится только к любви к героям или только к любви к его звукозаписи. Каждый из таких читателей по-

своему, творчески осмысливает прочитанное и старается в словах высказать свое впечатление наиболее точно. По особенно сложно выразить в

точных и нескучных словах то, что так интимно переживается.

Настоящего читателя поэзии отличает определенная культура чтения стихотворений. Прежде чем читать стихотворение, нужно обратить внимание

на имя и фамилию автора и заголовок произведения. Если фамилия автора уже встречалась, желательно вспомнить, что именно из его произведений

вы читали и какое впечатление осталось.

Опрос учащихся начальных классов показывает, что основная часть детей (до 80%) не может вспомнить названия стихотворений и их авторов,

даже тех, с которыми знакомились недавно на уроке. И это при наличии и программе по чтению достаточного количества стихотворений. Это

свидетельствует о том, что умение обращать внимание на автора без специальных упражнений, само по себе не формируется.

Чтобы воспринимать поэзию, нужен особый слух и особое настроение. Эти качества могут быть развиты у ребенка с помощью взрослых,

которые любят поэзию. Таким образом, на вопрос «Можно ли воспитать в ребенке настоящего ценителя поэзии?» — ответ, безусловно,

положительный.

II. КАК ПОМОЧЬ МЛАШЕМУ ШКОЛЬНИКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ СТИХИ

Согласно программе учащиеся начальной школы должны уметь декламировать стихи, то есть выразительно рассказывать их. Однако поскольку

овладение этим умением начинается, когда техника чтения еще не сформирована, устная речь несовершенна, внимание и память недостаточно

устойчивы, то довольно часто у младших школьников возникают трудности при чтении стихотворений. Оно становится монотонным и

невыразительным, что ничего не дает ни декламатору, ни слушателям.

Чтобы выразительно читать стихотворения, нужно уметь ориентироваться в особенностях поэзии, которая имеет специфическую организацию

художественной речи, характеризуется повышенной эмоциональностью, образностью и насыщена разнообразными средствами выразительности. В

начальной школе робота над поэтическими произведениями основывается на умении почувствовать авторский замысел через художественные

образы, особенно через чувства и переживания самого автора.

Особенностью выразительного чтения является его направленность на передачу своего понимания произведения и воспроизведение его

слушателям. Но это все невозможно, если у ребенка есть проблемы с дикцией. Поэтому прежде всего нужно выяснить, нет ли анатомических причин

для нарушения произношения и не звучит ли в окружении ребенка неправильная речь. В простых случаях достаточно несколько раз зафиксировать

внимание на правильном произношении, в сложных - нужна помощь специалиста-логопеда. Развитию дикции способствуют хорошо известные

скороговорки и чистоговорки. Некоторые проблемы с дикцией могут иметь психологический характер: ребенок стесняется выступать, боится

неудач, боится забыть текст - поэтому проговаривает поспешно, глотая слова. Помочь может тренировка, использование приемов запоминания,

подбадривание, создание положительной обстановки, выступление на домашних праздниках и т. п.

Для эффективной работы по выразительному чтению стихотворений нужно помнить следующее;

• создание соответствующего настроения помогает настроиться на чтение и запоминание. Педагог может это сделать, вспомнив опыт собственного

восприятия стихотворения («Как чудесно; ты будешь читать Ф. Тютчева! В детстве мне очень нравилось его стихотворение «Весенняя гроза»:

Люблю грозу и начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Определенное настроение создаст и сообщение о поэте, его времени. Сообщение может быть совсем кратким, главное, чтобы оно было

эмоциональным. («Представляешь, Иван Андреевич Крылов подписывал свои произведения псевдонимом -- «Нави Волырк». Ч

ТО

оно означает?

Прочитай запись справа налево. Что получилось? Иван Крылов. Говорят, что он был очень скрытный человек, «человек-наоборот», внешне

безобидный толстячок, но в нем был сокрыт острый сатирический ум».) Желательно еще выяснить, когда жил этот писатель. Для младших

школьников не стоит использовать понятие «столетие», представление о вековых периодах формируется только в средней школе. Лучше

использовать соотнесение с другим известным человеком, например: «Когда жил Иван Крылов? Тогда, когда Пушкин, когда были цари». Материал

для сообщений можно найти в разнообразной литературе, например в биобиблиографических словарях («Писатели нашего детства» в трех томах,

«Очерки о детских писателях», «Зарубежные детские писатели. Сто имен»). Конечно, для получения интересной информации нужно потратить

время и обратиться к дополнительной литературе, но это того стоит; ребенку нужен образец выразительного чтения взрослого. Это важно и для

более глубокого понимания, осмысления произведения, и для наследования лучших образцов, и для того, чтобы успеть ощутить наслаждение

поэтическим словом; поэтому пусть читает взрослый вслух больше и чаще. И не спешите, читая стихотворение.

Обратите внимание, что культура чтения стихов предусматривает обязательное называние имени и фамилии автора и заголовка произведения; при

чтении стихотворения ребенку помогает его форма. Стихотворение пишется «столбиком», строки чаще всего заканчиваются рифмой. В детских

стихах конец строки часто совпадает с концом предложения, поэтому его чтение не представляет трудностей для чтеца. В конце строки делается

пауза. Особого внимания требуют стихи с переносом, характерные главным образом для XIX в (А. Пушкин, Н. Некрасов,). Тогда конец строки

нужно прочитать так, чтобы слушатели поняли, что нужно ожидать продолжения фразы (интонационно повышая голос). Взрослому нужно обратить

на это внимание ребенка, несколько раз прочитать сложное место.

…В лесу раздавался топор дровосека

- А что, у отца-то большая семья?

- Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я...

(Н Некрасов «Мужичок с ноготок»)

для ребенка младшего школьною возраста важным ориентиром в выразительном чтении являются знаки препинания (точка, двоеточие, троеточие,

запятая, тире, скобка, вопросительный и восклицательный знаки). Самой продолжительной паузы требуют точка и троеточие, вопросительный и

восклицательный знаки, несколько меньшей паузы - двоеточие и тире, еще меньшей - запятая. Кроме того, знаки препинания требуют использования

соответствующей интонации, особенно вопросительный и восклицательный знаки, точка; в основе выразительного чтения лежит понимание.

Выразительное чтение учащегося — показатель того, что ребенок понял содержание. Осмысление — главное условие выразительности. Поэтому

выразительному чтению ребенка должен предшествовать анализ художественного произведения (в виде беседы), направленный на углубление

понимания; в стихотворении нужно ощутить авторский замысел через художественные образы, особенно черезчувства и переживания самого

автора. Именно от понимания произведения зависят и избранный темп, и паузы, и интонации; следует обратить внимание, что «чтение должно быть

при всем богатстве идей и эмоций простым. Натуральные чувства гнева, восторга, веселья в том виде, как мы их выражаем в жизни, в стихах, в

чтении, в рассказе недопустимы» (выдающийся методист М. Рыбникова); важным элементом работы над выразительностью является опора на

воссоздающее воображение. Ребенка нужно учить «видеть» внутренним зрением изображенное автором, а для этого ощущать и понимать авторские

подсказки. Воссоздающее внимание развивает иллюстрирование (не только графическое, но и словесное;), чтение по ролям, инсценирование.

Вопросы, которые помогут понять произведении пейзажной лирики:

-Понравилось ли тебе стихотворение?

-Какие картины ты представил, когда слушал? Какие чувства вызвало произведение?

-Как ты думаешь, с каким чувством, настроением поэт рисовал этикартины?

-Какие слова помогают автору создать такое настроение?

-Какую картину можно нарисовать к первой, второй строфам?

-Какие краски использовать при этом?

-Как нужно прочитать стихотворение, с каким настроением?

III. КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ НАИЗУСТЬ

Согласно многочисленным исследованиям, стихотворения начинают терять своих поклонников уже в начальной школе, когда дети получают

определенный отрицательный опыт: неудачные попытки выучить большое по объему произведение, потерянное время, неприятные минуты

рассказывания перед классом и т. и.

Очень важно помочь ребенку на том периоде знакомства с поэзией, когда он еще ощущает к ней положительное эмоциональное отношение, хочет

слушать, читать, учить наизусть, хотя и не обладает еще достаточным уровнем техники чтения и собственным опытом, чтобы самостоятельно

воспринимать художественные произведения. То есть сделать это в самом начале.

Одна из наиболее распространенных причин не запоминания стихотворения заключается в том, что ребенок не представляет себе его содержание.

Не то чтобы совсем не представляет, но у него возникают образы нечеткие, неяркие, не вызывают соответствующих чувств. Часто это бывает, когда

стихотворение читается самим ребенком в очень быстром темпе. Иногда молодые учителя увлекаются темпом (скоростью) чтения и не уделяют

достаточного внимания пониманию. У ребенка вырабатывается привычка сосредоточиваться только на одной стороне исполнения.

Стихотворение забывается еще и тогда, когда тот, кто его читает для ребенка (учитель, родители, другие ученики), тоже спешит, не соблюдает

необходимых пауз.

Для разучивания стихотворений предлагаются учащимся советы-памятки.

Памятка 1.

1.

Прочитай выразительно стихотворение.

2.

Выясни, о чем (о ком) идет речь в стихотворении.

3.

Выясни непонятное в содержании и образах.

4.

Прочитай стихотворение еще раз, раздели его на завершенные по смыслу логические части.

5.

Старайся представить себе содержание каждой части в соответствующих картинках, образах.

6.

Прочитай два – три раза поочередно каждую часть стихотворения.

7.

Закрой книгу и попытайся рассказать прочитанное наизусть.

8.

Перечитай еще раз стихотворение.

9.

Расскажи произведение наизусть.

Памятка 2.

1.

Прочитай стихотворение вслух.

2.

Уточни значение непонятных слов.

3.

Прочитай стихотворение еще раз. Старайся понять его настроение, интонацию, ритм.

4.

Прочитай стихотворение еще два – три раза. Старайся его запомнить.

5.

Через несколько минут повтори стихотворение по памяти, в случае необходимости заглядывай в текст.

6.

Позже повтори стихотворение еще два – три раза, не заглядывая в текст.

7.

Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8.

Утром на следующий день прочитай стихотворение еще раз, а потом расскажи его наизусть.

Памятка 3.

1.

Прочитай стихотворение. Ответь на вопрос «О чем рассказывается в стихотворении?»

2.

Прочитай произведение медленно.

3.

Раздели стихотворение на отрывки, имеющие законченный характер.

4.

Образно представь. О чем рассказывается в каждом отрывке. Если можешь, сделай рисунок к ним.

5.

Прочитай несколько раз стихотворение вслух.

6.

Попробуй рассказать все стихотворение, подсматривая в текст.

Для того чтобы использовать эти памятки, нужно как минимум их прочитать и понять, что требует от ребенка много усилий, чтобы выполнить

эти инструкции. Это не значит, что нужно отказываться от памяток, но лучше их использовать в конце 3-го и в 4 классе. В 1-3 классах чаще всего

решают эту проблему количеством повторов текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Место поэзии в детском развитии трудно переоценить. У большинства детей с рождения хорошо развиты память и артистизм, однако некоторым

из них все равно трудно запоминать стихи или хотя бы выразительно их прочитать, особенно если речь идет о детях с задержкой психического

развития, для которых характерны дефицит внимания, недостаточно развитое произвольное внимание, слабая память, ограниченный словарный

запас, различные речевые нарушения. Выучить наизусть четыре строчки – для них большая проблема. Они не понимают, зачем читать и запоминать

наизусть стихи. Описанные приемы и методы помогают приобщить учащегося с особыми возможностями здоровья к миру поэзии и сформировать у

него умение выразительно читать и запоминать наизусть стихотворения, что помогает развивать память, воображение, речь, чувство прекрасного,

найти внутреннюю гармонию и повысить уровень общей культуры. Все приемы, методы и формы работы невыдуманные, реальные и посильные для

воплощения. Конечно, чтобы научить ребенка выразительно читать стихи, нужно набраться терпения и стремиться превратить процесс обучения в

интересную игру, чтобы сформировать позитивное отношение к учебе, литературе, поэзии.