Автор: Шамиева Елена Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №83
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ в начальной школе"
Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной
программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в
условиях общеобразовательного учреждения
Е.И. Шамиева, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №83 г.Владивостока
Аннотация:
В статье анализируется современное состояние проблемы разработки и
реализации индивидуальных
образовательных
программ для детей
школьного
возраста
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Представлены практические рекомендации по их разработке и реализации.
Идея инклюзии прочно вошла в нашу жизнь, заставив преломить сознание
всех участников образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что
сейчас почти в каждом классе обучаются дети с ограниченными
возможностями здоровья. И поэтому задача школы - создать для них такие
условия, которые будут соответствовать удовлетворению их
образовательных потребностей.
Одним из основных условий инклюзивного образования является
обеспечение документационной поддержки инклюзии, в частности —
разработка адаптированной программы на нозологию и индивидуальных
адаптированных программ в условиях деятельности инклюзивных классов на
каждого обучающегося с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ – это
форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и
вариативности образовательного процесса, способствующая реализации
индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
1
Данная программа должна быть емкой, конкретной и рабочей. Она
направлена на разработку комплексных мероприятий по реабилитации
ребенка с ОВЗ, исходя из тех индивидуальных особенностей, которые
имеются у него и препятствуют полноценному усвоению программного
материала. Программа составляется на учебный год и подлежит
корректировке.
Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ включает едино
направленную скоординированную деятельность специалистов разного
профиля.
Создание АООП происходит на заседании школьного консилиума, в
котором принимают участие все участники образовательного процесса:
классный руководитель, учителя-предметники (при необходимости),
специалисты коррекционного профиля и родители ребенка с ОВЗ. Программа
формируется на основе диагностических мероприятий педагогов и изучения
рекомендаций ПМПК, а также пожеланий и предложений со стороны
законных представителей ребенка с ОВЗ.
Так, классный руководитель знакомится с рекомендациями ПМПК, на
основании которых он включает специальные методы и приемы работы в
учебные занятия, собирает информацию и готовит педагогическое
представление, которое отражает состояние учебных навыков и
содержит краткий анализ трудностей в изучении тех предметов и тем,
которые испытывает ребенок с ОВЗ для последующей корректировки
рабочей программы, а также представляет краткий план воспитательной
работы, ориентированный на конкретного ребенка с ОВЗ.
Специалисты коррекционного профиля (учитель-логопед, педагог-
психолог, учитель-дефектолог) также изучают рекомендации ПМПК и на их
2
основе составляют планы коррекционно-развивающих мероприятий с
ребенком с ОВЗ.
Всеми участниками коллегиально формулируются цели и задачи АООП,
планируются формы и сроки реализации разделов программы, определяются
критерии мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.
Обязательно происходит ознакомление и согласование содержания
АООП с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ как с
равноправными участниками образовательного процесса, при этом
учитывается их мнение и по желанию вносятся предложения с их стороны.
Структура индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ:
Титульный лист, который отражает: адресность программы (Ф.И.О.
ребенка, дата рождения, класс), срок реализации программы, название
учреждения и грифы утверждения руководителем ОУ, рассмотрения на
заседании шППк, согласования с родителями (з/п).
Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку. Она
содержит:
- психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ с подробным
описанием состояния его учебных навыков по предметам;
цель АООП;
задачи АООП;
ожидаемые результаты.
Содержательный раздел включает в себя образовательный,
коррекционный и воспитательный компоненты.
3
В образовательном компоненте отражаются примерные программы, на
основе которых разработана данная АООП, раскрываются, какие предметные
образовательные области требуют адаптации в отношении ребенка с ОВЗ (с
указанием тем, часов и форм контроля).
Учебный план представляется на ребенка с указанием учебных предметов,
часовой нагрузки, подробным описанием осуществляемых форм контроля и
выполняется отметка 1 раз в четверть об усвоении АООП, о прохождении им
промежуточной аттестации.
Разработка коррекционного компонента полностью основана на
рекомендациях ПМПК. В данном компоненте отражается соответствие
рекомендаций и то, каким образом они реализуются: наличие в школе
рекомендованной программы, создание специальных условий (учебники,
рабочие программы, ТСО, услуги тьютора или ассистента и др.),
осуществление психолого-педагогического сопровождения (специалисты
кратко описывают, на что направлены диагностические обследования,
коррекционно-развивающие занятия, указывают сроки отслеживания
динамических изменений обучающегося с ОВЗ), учителем также кратко
описываются коррекционно-развивающие методы и приемы, включаемые в
учебные занятия.
Обязательно выполняется отметка об итогах диагностических
исследований и о динамических изменениях.
В воспитательном компоненте отражается включение ребенка с ОВЗ в
дополнительную занятость, участие его в классных и школьных
мероприятиях, описание форм работы по взаимодействию специалистов ОУ
с родителями ребенка с ОВЗ. Здесь же подробно указываются мероприятия
по данным направлениям, сроки их проведения, отмечаются ответственные
4
лица за осуществление мероприятий и выполняется отметка об их
реализации.
Готовая АООП подписывается всеми участниками образовательного
процесса, обеспечивающими реабилитацию ребенка с ОВЗ.
Отслеживание динамики и корректировка адаптированной программы
происходит в конце каждой учебной четверти на заседаниях школьного
консилиума.
Таким образом, разработка и реализация индивидуальной АООП для
ребенка с ОВЗ – это важный шаг в направлении инклюзии,
обусловливающий необходимость консолидации усилий всех участников
образовательного процесса. Чем качественней будет осуществляться подход
к ее созданию, тем успешнее пройдет реабилитация и адаптация
обучающегося с ОВЗ.
5