Напоминание

"Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ в начальной школе"

Автор: Шамиева Елена Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №83
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Разработка индивидуальной адаптированной основной образовательной

программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в

условиях общеобразовательного учреждения

Е.И. Шамиева, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №83 г.Владивостока

Аннотация:

В статье анализируется современное состояние проблемы разработки и

реализации индивидуальных

образовательных

программ для детей

школьного

возраста

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Представлены практические рекомендации по их разработке и реализации.

Идея инклюзии прочно вошла в нашу жизнь, заставив преломить сознание

всех участников образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что

сейчас почти в каждом классе обучаются дети с ограниченными

возможностями здоровья. И поэтому задача школы - создать для них такие

условия, которые будут соответствовать удовлетворению их

образовательных потребностей.

Одним из основных условий инклюзивного образования является

обеспечение документационной поддержки инклюзии, в частности —

разработка адаптированной программы на нозологию и индивидуальных

адаптированных программ в условиях деятельности инклюзивных классов на

каждого обучающегося с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ – это

форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и

вариативности образовательного процесса, способствующая реализации

индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

1

Данная программа должна быть емкой, конкретной и рабочей. Она

направлена на разработку комплексных мероприятий по реабилитации

ребенка с ОВЗ, исходя из тех индивидуальных особенностей, которые

имеются у него и препятствуют полноценному усвоению программного

материала. Программа составляется на учебный год и подлежит

корректировке.

Разработка индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ включает едино

направленную скоординированную деятельность специалистов разного

профиля.

Создание АООП происходит на заседании школьного консилиума, в

котором принимают участие все участники образовательного процесса:

классный руководитель, учителя-предметники (при необходимости),

специалисты коррекционного профиля и родители ребенка с ОВЗ. Программа

формируется на основе диагностических мероприятий педагогов и изучения

рекомендаций ПМПК, а также пожеланий и предложений со стороны

законных представителей ребенка с ОВЗ.

Так, классный руководитель знакомится с рекомендациями ПМПК, на

основании которых он включает специальные методы и приемы работы в

учебные занятия, собирает информацию и готовит педагогическое

представление, которое отражает состояние учебных навыков и

содержит краткий анализ трудностей в изучении тех предметов и тем,

которые испытывает ребенок с ОВЗ для последующей корректировки

рабочей программы, а также представляет краткий план воспитательной

работы, ориентированный на конкретного ребенка с ОВЗ.

Специалисты коррекционного профиля (учитель-логопед, педагог-

психолог, учитель-дефектолог) также изучают рекомендации ПМПК и на их

2

основе составляют планы коррекционно-развивающих мероприятий с

ребенком с ОВЗ.

Всеми участниками коллегиально формулируются цели и задачи АООП,

планируются формы и сроки реализации разделов программы, определяются

критерии мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы.

Обязательно происходит ознакомление и согласование содержания

АООП с родителями (законными представителями) ребенка с ОВЗ как с

равноправными участниками образовательного процесса, при этом

учитывается их мнение и по желанию вносятся предложения с их стороны.

Структура индивидуальной АООП для ребенка с ОВЗ:

Титульный лист, который отражает: адресность программы (Ф.И.О.

ребенка, дата рождения, класс), срок реализации программы, название

учреждения и грифы утверждения руководителем ОУ, рассмотрения на

заседании шППк, согласования с родителями (з/п).

Целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку. Она

содержит:

- психолого-педагогическую характеристику ребенка с ОВЗ с подробным

описанием состояния его учебных навыков по предметам;

цель АООП;

задачи АООП;

ожидаемые результаты.

Содержательный раздел включает в себя образовательный,

коррекционный и воспитательный компоненты.

3

В образовательном компоненте отражаются примерные программы, на

основе которых разработана данная АООП, раскрываются, какие предметные

образовательные области требуют адаптации в отношении ребенка с ОВЗ (с

указанием тем, часов и форм контроля).

Учебный план представляется на ребенка с указанием учебных предметов,

часовой нагрузки, подробным описанием осуществляемых форм контроля и

выполняется отметка 1 раз в четверть об усвоении АООП, о прохождении им

промежуточной аттестации.

Разработка коррекционного компонента полностью основана на

рекомендациях ПМПК. В данном компоненте отражается соответствие

рекомендаций и то, каким образом они реализуются: наличие в школе

рекомендованной программы, создание специальных условий (учебники,

рабочие программы, ТСО, услуги тьютора или ассистента и др.),

осуществление психолого-педагогического сопровождения (специалисты

кратко описывают, на что направлены диагностические обследования,

коррекционно-развивающие занятия, указывают сроки отслеживания

динамических изменений обучающегося с ОВЗ), учителем также кратко

описываются коррекционно-развивающие методы и приемы, включаемые в

учебные занятия.

Обязательно выполняется отметка об итогах диагностических

исследований и о динамических изменениях.

В воспитательном компоненте отражается включение ребенка с ОВЗ в

дополнительную занятость, участие его в классных и школьных

мероприятиях, описание форм работы по взаимодействию специалистов ОУ

с родителями ребенка с ОВЗ. Здесь же подробно указываются мероприятия

по данным направлениям, сроки их проведения, отмечаются ответственные

4

лица за осуществление мероприятий и выполняется отметка об их

реализации.

Готовая АООП подписывается всеми участниками образовательного

процесса, обеспечивающими реабилитацию ребенка с ОВЗ.

Отслеживание динамики и корректировка адаптированной программы

происходит в конце каждой учебной четверти на заседаниях школьного

консилиума.

Таким образом, разработка и реализация индивидуальной АООП для

ребенка с ОВЗ – это важный шаг в направлении инклюзии,

обусловливающий необходимость консолидации усилий всех участников

образовательного процесса. Чем качественней будет осуществляться подход

к ее созданию, тем успешнее пройдет реабилитация и адаптация

обучающегося с ОВЗ.

5