Напоминание

Применение деятельностного подхода как одно из условий достижения качества результатов образования

Автор: Викторова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино
Населённый пункт: с. Лопатино Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение деятельностного подхода как одно из условий достижения качества результатов образования







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение деятельностного подхода как одно из условий достижения

качества результатов образования

С 2011 года мы работаем по ФГОС второго поколения. Он отличается

реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция

ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не

пассивного исполнителя.

Считаю, что эта технология применима при работе по любому УМК.

Обучение веду по УМК «Школа России». В учебниках данного учебно –

методического комплекта есть задания, направленные на включение детей в

деятельность, а именно задания для самостоятельной, парной и групповой

работы, проектной деятельности,

также материалы, которые можно

использовать во внеклассной работе.

Применение деятельностного метода начинаю с первого школьного дня.

Уже тогда приучаю детей работать парами. При проведении самостоятельной

работы на уроке часто применяю взаимопроверку. Ребята с удовольствием

проверяют работу соседа по парте, объясняют допущенные ошибки. Когда

дети научатся работать в парах, начинаю вводить работу в группах. Ученики

учатся работать сообща, распределять обязанности. Позже на уроках дети

свободно обсуждают выполнение разнообразных заданий, участвуют в

инсценировании. Применение на уроках групповых форм работы

помогает ученикам получать

удовольствие

от

занятий, комфортней

чувствовать себя в школе, а также возрастает познавательная активность и

творческая самостоятельность детей. В то же время растёт самокритичность:

ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои

возможности, лучше себя контролирует.

В ходе учебной деятельности считаю целесообразным использование

следующих форм взаимодействия:

1. «Учитель - ученик» (используется для постановки проблемы).

2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).

3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).

4. Межгрупповое

взаимодействие

(при

общении,

введении

общих

закономерностей,

формулировании

оснований,

необходимых

для

последующего

этапа

работы

и

аргументированного

их

изложения,

самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных

результатов).

5. «Ученик - родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по

пройденному материалу и творческие работы).

Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее,

причем характер ее стал исследовательским, творческим и продуктивным.

Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная

цель своей деятельности. А я, как учитель, формирую у учеников навыки

самоконтроля и самооценки.

Для выстраивания системы работы и достижения качественных результатов

учебной деятельности отбираю наиболее эффективные приемы и формы ее

организации. Вот некоторые из них.

Использование дифференцированных заданий.

Часто

использую

их

для

домашней

работы.

Считаю,

именно

дифференцированные домашние задания помогают неуверенным ученикам

укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы, и тех и

других учат самостоятельному познанию, также позволяют успешней

использовать

индивидуальные

особенности

и

учитывать

склонности

учеников.

Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет

каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность

справляться

с заданиями,

вселяет

уверенность в собственные силы,

способствует повышению интереса к учебной деятельности и положительные

мотивы

учения.

Организуя

разноуровневое

обучение,

учитываю

интеллектуальные способности детей, и в конце 4 класса они выходят на

уровень возрастной нормы, что говорит о положительном влиянии такого

обучения на развитие ребенка.

Для разноуровневого обучения

использую карточки-информаторы,

включающие элементы дозированной помощи; альтернативные задания для

добровольного

выполнения;

задания,

помогающие

в

овладении

рациональными способами деятельности.

Использование ИКТ.

Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в

моей профессиональной деятельности. Необходимость применения средств

ИКТ диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие

школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного

материала, процессов и явлений.

Применение программно – аппаратного комплекса в учебном кабинете

способствует осуществлению деятельностного подхода в обучении. Ученики

уже достаточно свободно работают на этом оборудовании.

Они умеют

набирать простые тексты, рисовать, сохранять информацию, создавать

небольшие презентации. С помощью документ-камеры очень удобно

работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить. Большую

экономию времени даёт проверка самостоятельных работ. На смену

письменным тестам пришла система контроля и мониторинга качества

знаний. На любом уроке с помощью этой системы можно провести текущий

или итоговый контроль знаний. По окончании работы видно полный отчёт о

результатах

тестирования,

что

даёт

возможность

проследить

индивидуальную траекторию развития каждого ученика, а дети видят, в

каких вопросах они допустили ошибки.

Во время проведения лабораторных работ мы используем модульную

систему экспериментов. Учащиеся овладевают первоначальными навыками

исследовательской деятельности и получают опыт научного наблюдения.

Учебники УМК «Школа России» полностью соответствуют требованиям

современной

информационно-образовательной

среды

и

дополнены

электронными приложениями, которые предназначены для самостоятельной

работы учащихся на уроках и для работы дома. На дисках содержится

разнообразный теоретический и практический материал, упражнения для

развития речи, фотографии, анимация, видеофрагменты, игры, тесты,

которые также систематически использую в работе.

Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе

современную школу. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет

заменить живого человеческого общения!

Использование метода проектов.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо-

вания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со

справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только

к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам

сети Интернет, школьной медиатеке, к родителям, к учителю.

Презентации учебных проектов проводим в виде деловой игры, отчета

исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы.

Считаю, что включение проектной деятельности в образовательную

деятельность способствует повышению уровня компетентности ученика в

области решения проблем и коммуникаций.

Также проектная деятельность формирует все виды

ключевых

компетентностей

младшего школьника, что особенно ценно в рамках

реализации ФГОС.

Эффективность применяемых мною

образовательных технологий и

разнообразных форм организации системно - деятельностного метода

обучения

подтверждается

диагностикой

результатов

качественной

успеваемости учащихся. Все эти годы успеваемость моих учеников

составляет 100%, а качество обучения - от 60% до 70%.

Результаты всероссийских проверочных работ также свидетельствуют об

эффективности работы по внедрению деятельностного метода обучения.

Таким образом, применение деятельностного подхода является одним из

важных условий достижения качества результатов образования.