Автор: Викторова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Лопатино
Населённый пункт: с. Лопатино Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение деятельностного подхода как одно из условий достижения качества результатов образования
Применение деятельностного подхода как одно из условий достижения
качества результатов образования
С 2011 года мы работаем по ФГОС второго поколения. Он отличается
реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция
ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не
пассивного исполнителя.
Считаю, что эта технология применима при работе по любому УМК.
Обучение веду по УМК «Школа России». В учебниках данного учебно –
методического комплекта есть задания, направленные на включение детей в
деятельность, а именно задания для самостоятельной, парной и групповой
работы, проектной деятельности,
также материалы, которые можно
использовать во внеклассной работе.
Применение деятельностного метода начинаю с первого школьного дня.
Уже тогда приучаю детей работать парами. При проведении самостоятельной
работы на уроке часто применяю взаимопроверку. Ребята с удовольствием
проверяют работу соседа по парте, объясняют допущенные ошибки. Когда
дети научатся работать в парах, начинаю вводить работу в группах. Ученики
учатся работать сообща, распределять обязанности. Позже на уроках дети
свободно обсуждают выполнение разнообразных заданий, участвуют в
инсценировании. Применение на уроках групповых форм работы
помогает ученикам получать
удовольствие
от
занятий, комфортней
чувствовать себя в школе, а также возрастает познавательная активность и
творческая самостоятельность детей. В то же время растёт самокритичность:
ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои
возможности, лучше себя контролирует.
В ходе учебной деятельности считаю целесообразным использование
следующих форм взаимодействия:
1. «Учитель - ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое
взаимодействие
(при
общении,
введении
общих
закономерностей,
формулировании
оснований,
необходимых
для
последующего
этапа
работы
и
аргументированного
их
изложения,
самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных
результатов).
5. «Ученик - родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по
пройденному материалу и творческие работы).
Самостоятельной работе на уроке отводится больше времени, чем ранее,
причем характер ее стал исследовательским, творческим и продуктивным.
Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная
цель своей деятельности. А я, как учитель, формирую у учеников навыки
самоконтроля и самооценки.
Для выстраивания системы работы и достижения качественных результатов
учебной деятельности отбираю наиболее эффективные приемы и формы ее
организации. Вот некоторые из них.
Использование дифференцированных заданий.
Часто
использую
их
для
домашней
работы.
Считаю,
именно
дифференцированные домашние задания помогают неуверенным ученикам
укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы, и тех и
других учат самостоятельному познанию, также позволяют успешней
использовать
индивидуальные
особенности
и
учитывать
склонности
учеников.
Разноуровневый - дифференцированный подход к учащимся позволяет
каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность
справляться
с заданиями,
вселяет
уверенность в собственные силы,
способствует повышению интереса к учебной деятельности и положительные
мотивы
учения.
Организуя
разноуровневое
обучение,
учитываю
интеллектуальные способности детей, и в конце 4 класса они выходят на
уровень возрастной нормы, что говорит о положительном влиянии такого
обучения на развитие ребенка.
Для разноуровневого обучения
использую карточки-информаторы,
включающие элементы дозированной помощи; альтернативные задания для
добровольного
выполнения;
задания,
помогающие
в
овладении
рациональными способами деятельности.
Использование ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в
моей профессиональной деятельности. Необходимость применения средств
ИКТ диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие
школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного
материала, процессов и явлений.
Применение программно – аппаратного комплекса в учебном кабинете
способствует осуществлению деятельностного подхода в обучении. Ученики
уже достаточно свободно работают на этом оборудовании.
Они умеют
набирать простые тексты, рисовать, сохранять информацию, создавать
небольшие презентации. С помощью документ-камеры очень удобно
работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить. Большую
экономию времени даёт проверка самостоятельных работ. На смену
письменным тестам пришла система контроля и мониторинга качества
знаний. На любом уроке с помощью этой системы можно провести текущий
или итоговый контроль знаний. По окончании работы видно полный отчёт о
результатах
тестирования,
что
даёт
возможность
проследить
индивидуальную траекторию развития каждого ученика, а дети видят, в
каких вопросах они допустили ошибки.
Во время проведения лабораторных работ мы используем модульную
систему экспериментов. Учащиеся овладевают первоначальными навыками
исследовательской деятельности и получают опыт научного наблюдения.
Учебники УМК «Школа России» полностью соответствуют требованиям
современной
информационно-образовательной
среды
и
дополнены
электронными приложениями, которые предназначены для самостоятельной
работы учащихся на уроках и для работы дома. На дисках содержится
разнообразный теоретический и практический материал, упражнения для
развития речи, фотографии, анимация, видеофрагменты, игры, тесты,
которые также систематически использую в работе.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе
современную школу. Но не стоит забывать, что никто и ничто не сможет
заменить живого человеческого общения!
Использование метода проектов.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо-
вания. Поиск нужных материалов требует систематической работы со
справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только
к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам
сети Интернет, школьной медиатеке, к родителям, к учителю.
Презентации учебных проектов проводим в виде деловой игры, отчета
исследовательской экспедиции, путешествия, рекламы.
Считаю, что включение проектной деятельности в образовательную
деятельность способствует повышению уровня компетентности ученика в
области решения проблем и коммуникаций.
Также проектная деятельность формирует все виды
ключевых
компетентностей
младшего школьника, что особенно ценно в рамках
реализации ФГОС.
Эффективность применяемых мною
образовательных технологий и
разнообразных форм организации системно - деятельностного метода
обучения
подтверждается
диагностикой
результатов
качественной
успеваемости учащихся. Все эти годы успеваемость моих учеников
составляет 100%, а качество обучения - от 60% до 70%.
Результаты всероссийских проверочных работ также свидетельствуют об
эффективности работы по внедрению деятельностного метода обучения.
Таким образом, применение деятельностного подхода является одним из
важных условий достижения качества результатов образования.