Напоминание

"Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе"

Авторы: Баграмян Роза Геннадьевна И, Сухарева Евгения Евгеньевна
Должность: студентка гуманитарного факультета, старший преподаватель кафедры историко - филологических дисциплин
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 37

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Баграмян Роза Геннадьевна

студентка группы 4-1Н

гуманитарного факультета

Научный руководитель:

Сухарева Евгения Евгеньевна

старший преподаватель кафедры историко-филологических

дисциплин

Филиал СГПИ "Ставропольский государственный педагогический

институт"

г. Железноводск

Аннотация: данная статья посвящена изучению игровых технологий в

процессе обучения в начальной школе, рассмотрению игры, как метода

обучения, а также анализу видов педагогических игр. Помимо этого,

осуществляется применение игровых технологий на уроках русского языка в

практической деятельности.

Ключевые слова: игровые технологии, методы обучения, воспитание,

игровая

деятельность,

педагогический

процесс,

внеклассная

работа,

активизация познавательной деятельности, дидактическая цель и т.д.

1

GAME TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LESSONS IN PRIMARY

SCHOOL

Bagramyan Rosa Gennadievna

student of group 4-1N

Faculty of Humanities

Supervisor:

Sukhareva Evgenia Evgenievna

Senior Lecturer of the Department of Historical and Philological Disciplines

Branch of the State Pedagogical Institute "Stavropol State Pedagogical

Institute"

Zheleznovodsk

Annotation: This article is devoted to the study of gaming technologies in the

process of teaching in elementary school, the consideration of the game as a teaching

method, as well as the analysis of the types of pedagogical games. In addition, the use

of gaming technologies in the lessons of the Russian language in practical activities is

carried out.

Key words: game technologies, teaching methods, education, game activity,

pedagogical process, extracurricular activities, activation of cognitive activity,

didactic goal, etc.

По мнению большинства детей, уроки, чаще всего, проходят однообразно

и скучно. От игровой формы, в данном случае, многое зависит. На протяжении

многих веков она сопровождала человека и нацеливала на рассмотрение новых

2

способов восприятия информации. Изучение развития детей показало, что

многие не хотят учиться, им хочется играть. В процессе игры активизируются:

память, мышление, воображение, восприятие и другие сферы. По этой причине

можно утверждать, что игра

– это эффективный способ приобретения

конкретных навыков и использования их в практической деятельности,

благодаря уже имеющемуся опыту.

Современные учителя должны не только дать детям образование, но и

воспитать их, как личность. Необходимо создать такие условия, которые смогли

бы развить творческие и познавательные возможности обучающихся, повысить

их интерес к учебной деятельности. Тем самым, ученики самостоятельно начнут

активно познавать учебные предметы и будут довольны результатом своего

труда [6, 36 с].

Игровые технологии используются как элементы внеклассной работы.

Профессионализм учителя предполагает разнообразные приёмы и формы

работы, именно поэтому каждый урок с его подачей становится более ярким,

насыщенным и интересным. В развитии и образовании обучающихся игра

значительно усиливает их работоспособность и стремление к накоплению

опыта [3, 101 с].

Такие игровые виды деятельности, как: ребусы, кроссворды, загадки,

скороговорки применяются на разных этапах урока и служат для развития

логического мышления, запоминания словарных слов, умения сравнивать и

выделять конкретные признаки и т.д. Игры обогащают речь, тренируют память,

стимулируют волевую деятельность обучающихся. Большинство игр имеют

ограничения

по

времени,

что

позволяет

подтолкнуть

детей

к

духу

соперничества [2, 424 с].

На уроках русского языка крайне важно развить воображение детей. В

этом могут помочь, например, рассказы по картинкам, которые значительно

расширят

их

жизненный

опыт.

Можно

добавить

несколько

картинок,

3

несвязанных между собой, дабы предложить продолжить рассказ. Помимо

этого, большую роль играет развитие способности правильно слышать и

узнавать звуки. Детям изначально предлагается произносить слова громко и

медленно, а затем шепотом и быстро, чтобы каждый произнесенный звук был

эффективен. Соответственно, улучшается темп речи, закрепляется правильная

дикция и развивается голосовой аппарат в целом [8, 303 с].

Бывает так, что не все обучающиеся одновременно усваивают материал.

Тогда учителю необходимо применить индивидуальный подход по отношению

к

ним,

помочь

«догнать»

других

детей

в

процессе

игры.

Упростив

последовательность выполнения заданий, можно добиться положительного

результата от слабоуспевающих школьников. Они не потеряют интерес к игре, а

совсем наоборот, смогут даже одержать победу [7, 237 с].

Дидактических игр, на самом деле, много и при подборе нужно учитывать

определённую тему и цель урока. Так, на закрепление любых тем по русскому

языку используется игра под названием «Три слова». На 9-ти карточках

записываются 9 слов: зуб, столб, нож, касса, аллея, ванна, мощь, овощ, помощь.

Дети берут по очереди карточки и пытаются соотнести слова по группам.

Выигрывает тот, у кого все три слова будут иметь одинаковую орфограмму.

На активизацию словарного запаса детей положительно действует игра

«Одним словом». Смысл в том, чтобы учащиеся заменили сочетания слов или

предложения одним словом (рис.1).

4

(рис.1. «Одним словом»)

Использование творческой игры «Что за слова находятся в этих

домиках?» на уроке русского языка помогает улучшить навык мыслительной

деятельности

и

позволяет

грамотно

подойти

к

поиску

информации

обучающимися (рис.2).

(рис.2. «Волшебные домики»)

Учитель должен помнить о том, что в игре должны быть задействованы

все ученики класса. Грамотно управляя ходом игры и последовательностью её

этапов, можно с уверенностью говорить об эффективности игрового занятия.

5

Чем разнообразнее станут действия, тем познавательнее будет проходить игра и

чем чаще учитель начнёт воодушевлять детей, тем проще они достигнут

определенных результатов.

Групповые занятия и работа в парах учат детей коммуникации и

взаимопомощи. Но это работает лишь в том случае, если все участники

игрового процесса готовы вступить в игру. Во время игры учитель следит за

формированием

исключительно

положительных

взаимоотношений

между

детьми. Если даже и возникают конфликтные ситуации, необходимо в срочном

порядке постараться их разрешить. Без взаимного понимания игровая ситуация

завершится, так и не начавшись.

На подобных уроках обучающиеся более заинтересованы в предмете. Не

может не радовать работа отстающих учеников, которые прикладывают

максимальные усилия для достижения желаемого результата. Урок, имеющий

соревновательный эффект, во многом способствует возникновению желания

одержать победу, получив при этом определённый багаж знаний. И, когда дети

после проведённой игры говорят: «Мы хотим ещё», значит урок осуществлен

успешно и поставленные задачи выполнены [4, С.149-152].

Игровой

процесс

побуждает

обучающихся

к

самостоятельности,

быстроте, находчивости, ответственности, дисциплинированности и т.д. В играх

дети учатся выполнять то, что от них требуется, стараются помогать своим

сверстникам, начинают проявлять уважение к мнению других. У детей

развивается чувство сплочённости, раскрывается характер, наступает момент

социализации, позволяющий выйти из зоны комфорта. Игровые технологии на

уроках русского языка в начальной школе делают процесс обучения более

увлекательным, создают у детей благоприятную психологическую атмосферу,

упрощают

преодоление

сложностей

в

усвоении

учебного

материала

и

усиливают мотивацию для изучения предмета [1, 67 с].

6

Особую популярность приобретают квесты, где дети постоянно решают

какие-либо задачи. Учителя могут объединиться вместе с родителями и

устроить для них некий круглый стол для того, чтобы они не боялись выступать

перед большим количеством людей и при этом получали новые знания. Когда

игра заканчивается, необходимо провести рефлексию и подведение итогов,

чтобы понять, насколько применение игровых технологий было эффективно.

Таким образом, русский язык считается одним из непростых учебных

предметов. Важной задачей учителя, на наш взгляд, является не только

обучение русскому языку, но и развитие познавательного интереса к данному

предмету.

Игровое

обучение

часто

используется

в

методике

молодых

специалистов

и

считается

необходимой

составляющей

образовательного

процесса, как и сам урок [5, 19 с].

Каждый учитель должен иметь собственную игровую методику, которую

он

мог

бы

предоставить

обучающимся

с

учётом

их

возрастных

и

индивидуальных особенностей. В нынешних реалиях игровые технологии стали

настолько эффективными, что их начали использовать работодатели для

привлечения высококвалифицированных работников. Практические навыки,

полученные за минимальные сроки в процессе различных игровых тренировок,

имеют наибольшую результативность в современной системе образования.

Список литературы:

1. Герман

Селевко

«энциклопедия

образовательных

технологий»

«Педагогическая технология на основе активизации, интенсификации и

эффективного управления», Учительская газета №40, 2005. - 67 с.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 2000. - 424 с.

3. Кашелев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие

для педагогов.- Мн.:2000 – 101 с.

7

4. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий: пособие для

преподавателей.- СПб.: КАРО, 2002. - С.149-152.

5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках. М., 2001.

- 19 с.

6. Озеркова И.А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные

технологии, 2000. – 36 с.

7. Петровский А.В. Введение в психологию.-М.: Академия, 2003. – 237 с.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 2005. – 303 с.

Bibliography:

1. German Selevko "encyclopedia of educational technologies" "Pedagogical

technology based on activation, intensification and effective management", Teacher's

newspaper No. 40, 2005. - 67 с.

2. Zankov L.V. Selected pedagogical works. - M., 2000. - 424 с.

3. Kashelev S.S. Modern technologies of the pedagogical process: a guide for

teachers. - Minsk: 2000 - 101 с.

4. Kolechenko A.K. "Encyclopedia of pedagogical technologies: a guide for teachers.

- St. Petersburg: KARO, 2002. - С. 149-152.

5. Korotkova M.V. Methods of conducting games and discussions in the classroom.

M., 2001. - 19 с.

6. Ozerkova I.A. Role-playing games as a technology of self-education // School

technologies, 2000. - 36 с.

7. Petrovsky A.V. Introduction to psychology.-M.: Academy, 2003. – 237 с.

8. Ponomarev Ya.A. Psychology of creativity. - M .: Nauka, 2005. - 303 с.

8