Напоминание

Индивидуальная работа сучащимися в условиях новых ФГОС

Автор: Юлия Владимировна Цыцык
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная работа сучащимися в условиях новых ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Профилактика буллинга в начальной школе.

Буллинг — это агрессивное поведение группы людей по отношению к одному

человеку (реже – к небольшой группе людей). Данное явление наиболее распространено в

школьных классах. Объясняется это тем, что дети, впервые оказавшись в большом

коллективе, только учатся социальному взаимодействию и ещё плохо понимают, какие

вещи недопустимы. В результате продолжительной травли как у жертв, так и у агрессоров

могут формироваться психологические проблемы и комплексы, преследующие их на

протяжении всей взрослой жизни.

К основным типам буллинга относятся:

1) «словесный» (вербальный) – издевки, обзывательства, нескончаемые упреки и

предвзятое отношение, критика, оскорбление и пр.;

2) «косвенный» – социальная агрессия: отказ, отделение, изолирование, отклонение

с общения с жертвой (с человеком воздерживаются исполнять, работать, отказ сидеть за

партой с жертвой, как-либо с ней коммуницировать и общаться и т.д.);

3) «физический» – агрессия с физическим насилием (рукоприкладство, причинение

боли, шлепки, подзатыльники, повреждение и отбирание предметов и др.).

Если остановиться на видах буллинга, то можно сказать, что в начальной школе

можно наблюдать задатки словесного буллинга и физического.

В силу возраста дети склонны словесно обидеть своих одноклассников и конечно

есть любители продемонстрировать свою силу, но я считаю, что это происходит не из-за

желания унизить, поиздеваться над одноклассником, а по причине познания мира.

Поясню…часто дети, услыша «новые» слова хотят ими пользоваться, чтобы казаться

старше. Также и с физическим насилием, то есть желанием подраться. Дети часто не

могут сказать словами, то что их не устраивает. Поэтому просто толкаются, не думая о

последствиях или показывают приёмы, которые когда-то показали старшие.

Нам, педагогам важно обращать внимание, как дети общаются между собой.

Конечно проводить работу.

В своей работе с буллингом, как таковым не приходилось встречаться. Проблемы с

обзыванием и потасовками решались на уровне беседы с учеником и родителями.

Была ситуация, когда девочка подговаривала, чтобы не общались с конкретным

ребёнком. Это была борьба за лидерство. Поговорила с девочкой, с которой не хотели

общаться и дала ей совет, он помог. Заходишь в класс довольная и счастливая, у тебя всё

хорошо и это подействовало. Уже через урок к ребёнку подошла подружка и начала

интересоваться её делами. Мне повезло!

Новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг – жертва получает

оскорбления на электронные устройства. Сейчас это вацап!

Здесь просила родителей просматривать телефон детей.

Особенности профилактики буллинга в младшем школьном возрасте

Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является

помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Можно выделить следующие методы общей профилактики буллинга в школе:

– информирование и консультирование обучающихся, родителей;

– единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные

мероприятия по его профилактике и преодолению

– занятия с обучающимися, посвященные развитию навыков конструктивного

общения, разрешению конфликтных ситуаций, развитию эмоционального интеллекта.

Методы борьбы с буллингом в начальной

школе

Наименование метода

Краткое описание метода

«Команда связей»

Создается «команда связей» из самых позитивных, улыбчивых,

активных, с лидерскими качествами обучающихся. Их

специально готовят стать «шефами» ребят из классов помладше

(3-5 человек). Особое внимание тем, кто переходит на новую

образовательную ступень (1 класс, 5 класс) и всем новеньким.

Раз в день участники команды связей на перемене подходят к

каждому своему подшефному, здороваются, улыбаются,

спрашивают: «Как дела?», «Все ли в порядке?», «Есть ли

проблемы?» и дают понять, что готовы помочь ему в решении

проблем

«Совет отцов»

Случаи травли рассматривает «Совет отцов» - избираемый

орган, в который входят уважаемые отцы (не более 4 человек).

В каждой школе можно найти ответственных и ратующих за

справедливость отцов (например, из числа сотрудников органов

внутренних дел, прокуратуры, или юристов, руководителей,

военных). Совет отцов рассматривает случаи буллинга по

заявлению учителя или ученика- жертвы и обеспечивает

доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера.

Как показывает практика (применяется в Казахстане), уже

первая беседа, разъясняющая последствия, останавливает

травлю в школе

«Правило школы»

Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый

класс или последующий), они получают красочно оформленную

памятку или буклет, который вместе с ними следует

внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с

картинками) представлены основные правила этой школы

(обычно не более 8-10). Там самое необходимое - правила в

отношении школьной формы, мобильных телефонов,

2

жевательной резинки, поведения и буллинга. Позиция

заявляется четко - буллинг недопустим. Санкции - такие-то.

Внизу листка - место для подписи родителей

Упражнения способствующие профилактики буллинга.

Упражнение «Волшебные заросли».

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно

прижатыми «волшебными водорослями» всеми остальными участниками. «Водоросли»

знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий

должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей»

пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких

условиях водоросли расступились, а при каких нет.

Упражнение «Зайки и слоники»

Дети, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала

мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он

делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается,

старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети

показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети

разбегаются по классу, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка? Играют с

детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими,

сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят

слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с

ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что

делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают

бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают,

кем им больше понравилось быть и почему.

Упражнение «За что меня любят мои одноклассники».

Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят

одноклассники. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил,

за что любят одноклассники каждого присутствующего в группе ребенка. При

затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли

было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами

делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Упражнение «С кем я подружился»

3

Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого

размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников

закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий).

Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они

познакомились.

4