Автор: Юлия Владимировна Цыцык
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №15"
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальная работа сучащимися в условиях новых ФГОС
Профилактика буллинга в начальной школе.
Буллинг — это агрессивное поведение группы людей по отношению к одному
человеку (реже – к небольшой группе людей). Данное явление наиболее распространено в
школьных классах. Объясняется это тем, что дети, впервые оказавшись в большом
коллективе, только учатся социальному взаимодействию и ещё плохо понимают, какие
вещи недопустимы. В результате продолжительной травли как у жертв, так и у агрессоров
могут формироваться психологические проблемы и комплексы, преследующие их на
протяжении всей взрослой жизни.
К основным типам буллинга относятся:
1) «словесный» (вербальный) – издевки, обзывательства, нескончаемые упреки и
предвзятое отношение, критика, оскорбление и пр.;
2) «косвенный» – социальная агрессия: отказ, отделение, изолирование, отклонение
с общения с жертвой (с человеком воздерживаются исполнять, работать, отказ сидеть за
партой с жертвой, как-либо с ней коммуницировать и общаться и т.д.);
3) «физический» – агрессия с физическим насилием (рукоприкладство, причинение
боли, шлепки, подзатыльники, повреждение и отбирание предметов и др.).
Если остановиться на видах буллинга, то можно сказать, что в начальной школе
можно наблюдать задатки словесного буллинга и физического.
В силу возраста дети склонны словесно обидеть своих одноклассников и конечно
есть любители продемонстрировать свою силу, но я считаю, что это происходит не из-за
желания унизить, поиздеваться над одноклассником, а по причине познания мира.
Поясню…часто дети, услыша «новые» слова хотят ими пользоваться, чтобы казаться
старше. Также и с физическим насилием, то есть желанием подраться. Дети часто не
могут сказать словами, то что их не устраивает. Поэтому просто толкаются, не думая о
последствиях или показывают приёмы, которые когда-то показали старшие.
Нам, педагогам важно обращать внимание, как дети общаются между собой.
Конечно проводить работу.
В своей работе с буллингом, как таковым не приходилось встречаться. Проблемы с
обзыванием и потасовками решались на уровне беседы с учеником и родителями.
Была ситуация, когда девочка подговаривала, чтобы не общались с конкретным
ребёнком. Это была борьба за лидерство. Поговорила с девочкой, с которой не хотели
общаться и дала ей совет, он помог. Заходишь в класс довольная и счастливая, у тебя всё
хорошо и это подействовало. Уже через урок к ребёнку подошла подружка и начала
интересоваться её делами. Мне повезло!
Новая разновидность школьного буллинга – кибербуллинг – жертва получает
оскорбления на электронные устройства. Сейчас это вацап!
Здесь просила родителей просматривать телефон детей.
Особенности профилактики буллинга в младшем школьном возрасте
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является
помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Можно выделить следующие методы общей профилактики буллинга в школе:
– информирование и консультирование обучающихся, родителей;
– единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные
мероприятия по его профилактике и преодолению
– занятия с обучающимися, посвященные развитию навыков конструктивного
общения, разрешению конфликтных ситуаций, развитию эмоционального интеллекта.
Методы борьбы с буллингом в начальной
школе
Наименование метода
Краткое описание метода
«Команда связей»
Создается «команда связей» из самых позитивных, улыбчивых,
активных, с лидерскими качествами обучающихся. Их
специально готовят стать «шефами» ребят из классов помладше
(3-5 человек). Особое внимание тем, кто переходит на новую
образовательную ступень (1 класс, 5 класс) и всем новеньким.
Раз в день участники команды связей на перемене подходят к
каждому своему подшефному, здороваются, улыбаются,
спрашивают: «Как дела?», «Все ли в порядке?», «Есть ли
проблемы?» и дают понять, что готовы помочь ему в решении
проблем
«Совет отцов»
Случаи травли рассматривает «Совет отцов» - избираемый
орган, в который входят уважаемые отцы (не более 4 человек).
В каждой школе можно найти ответственных и ратующих за
справедливость отцов (например, из числа сотрудников органов
внутренних дел, прокуратуры, или юристов, руководителей,
военных). Совет отцов рассматривает случаи буллинга по
заявлению учителя или ученика- жертвы и обеспечивает
доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера.
Как показывает практика (применяется в Казахстане), уже
первая беседа, разъясняющая последствия, останавливает
травлю в школе
«Правило школы»
Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый
класс или последующий), они получают красочно оформленную
памятку или буклет, который вместе с ними следует
внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с
картинками) представлены основные правила этой школы
(обычно не более 8-10). Там самое необходимое - правила в
отношении школьной формы, мобильных телефонов,
2
жевательной резинки, поведения и буллинга. Позиция
заявляется четко - буллинг недопустим. Санкции - такие-то.
Внизу листка - место для подписи родителей
Упражнения способствующие профилактики буллинга.
Упражнение «Волшебные заросли».
Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно
прижатыми «волшебными водорослями» всеми остальными участниками. «Водоросли»
знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий
должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей»
пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких
условиях водоросли расступились, а при каких нет.
Упражнение «Зайки и слоники»
Дети, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала
мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он
делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается,
старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети
показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети
разбегаются по классу, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка? Играют с
детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими,
сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят
слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с
ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что
делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают
бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают,
кем им больше понравилось быть и почему.
Упражнение «За что меня любят мои одноклассники».
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят
одноклассники. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил,
за что любят одноклассники каждого присутствующего в группе ребенка. При
затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли
было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами
делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Упражнение «С кем я подружился»
3
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого
размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников
закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий).
Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они
познакомились.
4