Авторы: Круглова Лариса Викторовна, Коробова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №16"
Населённый пункт: г. Гусь - Хрустальный Владимирская область
Наименование материала: Выступление на городском МО
Тема: Система работы со словарными словами как средство обогащения лексического запаса и повышения грамотности младших школьников
Выступление на городском МО
Тема: Система работы н словарными словами как средство обогащения
лексического запаса и повышения грамотности младших школьников
Выступление подготовили: Круглова Лариса Викторовна и Коробова Ирина
Викторовна
Слайд 1. Актуальность
В программе по русскому языку предусмотрено обязательное изучение
слов, правописание которых правилами не проверяется. Без усвоения их
написания нельзя в полной мере овладеть грамотным письмом. К сожалению,
практика показывает, что учащиеся часто допускают в таких словах ошибки.
Установка только на механическое запоминание малоэффективна. Дети
устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают в словарь.
На словарную работу программа не отводит специального времени,
поэтому каждый из нас нарабатывает собственный теоретический и
практический опыт по этой теме. В этой работе мы хотим поделиться с вами
методическими приёмами, которые помогают нашим ученикам усвоить
правильное написание словарных слов.
Слайд 2. Цель: показать возможности использования различных
педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми
написаниями в начальной школе, создающих условия для обогащения
словарного запаса детей, развития мыслительных способностей, кругозора
учащихся.
Слайд 3. Со словарными словами младшие школьники встречаются на
каждом уроке, поэтому работу начинаем с первых недель обучения в первом
классе. Это работа с кассой букв, слоговыми таблицами, чистоговорками и
т.д.
Число таких слов с каждым годом возрастает, достигая к концу
четвёртого класса более 500 единиц. Наиболее употребительные из этих слов
(примерно 230) должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Эффективность словарной работы зависит от того, насколько
планомерно и систематически она проводится.
Словарно-орфографические упражнения обеспечат прочное усвоение
детьми правописания слов только в том случае, если применять
разнообразные приёмы обучения, закреплять и систематически проверять
умение писать изученные слова.
В своей работе мы придерживаемся следующих этапов изучения
словарного слова.
Слайд 4. Этапы работы со словарными словами
Слайд 5-6.
Знакомство с любым словарным словом начинаем с
наглядного материала.
Сначала с помощью загадок, ребусов, различных зашифровок дети
узнают, с каким словом они будут работать на уроке.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
Знакомство
детей
с
письменным
образом
слова.
Первичное
запоминание.
Слайд 7.
Учащиеся выполняют рисунки для букв, вызывающих трудность в
написании. Слайд 8. Рисунок должен обязательно соответствовать
смыслу слова. Этот приём позволяет запомнить написание
непроверяемого слова и развивает воображение. Слайд 9.
Слайд 9. Используем ассоциации как универсальных способ для
запоминания любой информации. Цель – обыграть слово так, чтобы
был создан яркий образ, возможно, даже смешная ситуация. Позже в
других письменных работах дети, вспоминая словарные слова и
ассоциации, связанные с ними, будут писать эти слова без ошибок.
Слайд 10.
Уточнение значения и подбор однокоренных слов.
Сочетаемость слов.
Арбуз, арбузик, арбузище, арбузный. Спелый арбуз.
Слайд 11. Обращаемся к этимологии слова в том случае, когда она
помогает запомнить орфографический образ слова. Например:
Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол»
значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит
стол», т.е. имеет власть.
Проговаривание слова по слогам с учителем, а потом самостоятельно.
Слайд 12.
Запись слова в тетрадь (словарик).
В 1 классе слова записываем в тетрадь.
Со 2 класса заводим словарик.
Слайд 13. Все слова делим на тематические группы:
1. Огород
2. Школа
3. Животные
4. Зима
5. Одежда
6. Профессии
7. Деревья и кустарники
8. Удвоенные согласные
9. Посуда
10. Транспорт и инструменты
11. Дом
12. Родина
13. Календарь
14. Город
15. Село
16. Дорога
17. Лето
18. Армия
19. Наречия
20. Непроизносимые согласные
21. Несклоняемые
существительные
22. Произноси правильно
Слайд 14. Вся тема записывается сразу в словарь цветными ручками.
Дома дети заполняют словарик рисунками, наклеивают картинки.
На запоминание отводим 1 – 1,5 месяцев. Получается 2 темы в четверть.
Слайд 15. Для запоминания готовим разнообразные задания:
орфографическая пятиминутка, письмо по памяти, рисунки, картинный
диктант, ребусы, работа с перфокартами и т.д. В конце месяца проводится
итоговая словарная работа по теме. В конце четверти и в конце года – срез из
слов, в которых чаще всего допускались ошибки.
Работу со словарными словами можно включать в любой этап урока.
Слайд 16. 1.Чистописание – придумываем буквенный узор, показываем,
записываем. На второй строке предлагаем на эту букву записать изученные
словарные слова. Затем проверяем по словарику. Задание можно усложнить –
в слове должны быть буквы К, Т, Р (ракета, тарелка, трактор).
Слайд 17. 2. Актуализация знаний
Необходимо проверить усвоение рода существительных. Даем словарный
диктант, в котором словарные слова нужно разделить по родам.
3. Объяснение нового материала или первичное закрепление.
При объяснении темы: Какие существительные отвечают на вопрос кто?
Какие на вопрос что? используем словарные слова.
Слайд 18. 4. Контроль и оценка знаний
Это контрольные срезы. А также грамматическое задание при написании
диктанта.
Слайд 19. Многие из вас спросят: «А как же быть со словами, которые
встречаются на страницах учебника?»
На них мы тоже обращаем внимание, когда работаем с упражнениями-
читаем, делим на слоги, произносим с ударением, предполагаем в какую тему
словаря они могут попасть.
Раз в месяц предлагаем такой вид работы: выписать все слова, которые
встретились за этот период, поставить + над теми словами, которые есть в
нашем словаре.
Учим детей вести словарик аккуратно, а учитель их проверяет после
написания каждой темы.
Постоянное обращение к словарю помогает детям легко ориентироваться в
потоке слов и способствует их запоминанию.
Закрепление умения правильного написания нового слова. Контроль
знаний
Составление предложений с данным словом, работа с пословицами и
т.д. Также мы используем творческие задания: сочинение сказок со
словом, составление кроссвордов - для повышения мотивации,
формирования интереса, развития памяти и фантазии ребёнка.
Слайд 20. Например, используя тематическую группу слов, мы
составили кроссворд «Птицы».
Слайд 21. Вот такой кроссворд-плетёнку мы подготовили для
закрепления словарных слов во 2 классе (все слова должны состоять из
пяти букв).
Слайд 22. При изучении словарного слова ЯНВАРЬ (здесь можно
использовать этимологическое толкование этого слова) на этапе
закрепления можно предложить детям подобрать 8-12 словарных слов,
которые можно тематически, ассоциативно связать с январём. Можно
их записать с пропусками, потом обменяться листами (в группах,
парах), заполнить пропуски.
Слайд 23. Используя эти слова как опорные, мы можем составить
устный рассказ по теме «Январь» или письменный, записав его после
орфографической подготовки.
Слайд 24. Вывод. Благодаря использованию разнообразных
приёмов, правильный орфографический образ слова запоминается в
сознании ребёнка с помощью разных видов памяти: зрительной,
слуховой, артикуляционной, двигательной. Описанные нами
упражнения помогают разнообразить урок, сделать его интересным,
познавательным, а школьникам прочнее усвоить написание трудных
слов. У детей развивается любознательность, повышается интерес к
слову, воспитывается любовь к родному языку.