Напоминание

"Неклеточные формы жизни — вирусы "

Автор: Мирская Елена Аркадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Гимназия № 30 имени Музалёва Д.Н." Республика Карелия
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: Урок освоения новых знаний и умений
Тема: "Неклеточные формы жизни — вирусы "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Мирская Е.А.

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

"Гимназия № 30 имени Музалёва Д.Н."

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

34 урока (15 урок по теме)

Тема урока

15. Неклеточные формы жизни — вирусы (1 ч)

Уровень изучения

Базовый

Тип урока

Урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

+1.Гражданского воспитания:

готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и

исследовательских

задач, уважительное отношение к мнению оппонентов

при обсуждении спорных вопросов биологического

содержания;

+2. Патриотического воспитания: ценностное отношение к достижениям России в науке, способность оценивать вклад российских

учёных в становление и развитие биологии, понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного

общества;

+3. Физического воспитания:

1

— понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни

(соблюдение гигиенических правил и норм,

бережного,

ответственного и компетентного отношения к собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

4. Ценности научного познания: понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в создании целостного представления об

окружающем мире как о единстве природы, человека и общества. Заинтересованность в получении биологических знаний в целях

повышения общей культуры, естественно-научной грамотности как составной части функциональной грамотности обучающихся,

формируемой при изучении биологии;

Метапредметные :

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

+Базовые логические действия:

+ - использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения),

раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения, использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений

живой природы), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения.

Базовые исследовательские действия:

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для

доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения.

Работа с информацией:

- выявлять недостаточность и избыточность информации; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной

безопасности личности.

Общение:

-владеть различными способами общения и взаимодействия; понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к

собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения

+Самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Самоконтроль:

- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям

Предметные умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; развивать логическое мышление; овладеть

основными биологическими понятиями; научить использовать данные понятия при выполнении учебных задач

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Вирус, вирусология, Бактериофаг. ДНК. РНК.

Капсид. Ретровирусы. Обратная транскрипция. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — возбудитель СПИДа. Вирусные заболевания

2

растений, животных и человека.

Краткое описание

Некоторые учёные считают эту форму жизни особой, так как они имеют генетический материал, способны

создавать себе подобных и эволюционируют путем естественного отбора. Однако у них отсутствуют важные

характеристики (такие как клеточное строение и собственный обмен веществ), без которых их нельзя отнести к живому. Так

как они обладают некоторыми, но не всеми свойствами живого, их описывают как «организмы на краю жизни».

Оборудование: учебник «Общая биология 10-11 класс/ В.И. Сивоглазов «Биология» 10-11 класс. -М.: Дрофа, 2021, компьютер,

мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, таблицы по теме «Вирусы», дидактический раздаточный материал

(информационные листы для каждой группы)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Прием из игры «Что? Где? Когда?»

Чёрный ящик (электронная фотография вируса табачной мозаики)

Представители одной формы жизни до сих пор вызывают жаркие

споры среди учёных. Одна группа учёных считает, что это неживые

организмы, а учёные всемирной организации NASA, которые

занимаются исследованием космического пространства, предлагают

отнести их к живым объектам.

Как вы думаете, о какой форме жизни идёт речь, что находится в

чёрном ящике?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Создание ситуации затруднения

В конце 2019 года в Китайской Народной Республике произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с

эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй), возбудителю которой было дано временное название 2019-nCoV. Всемирная организация

здравоохранения 11 февраля 2020 г. присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, - COVID-19 ("COronaVIrus Disease

2019").

Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции - SARS-CoV-2.

3

Инновационные технологии в борьбе с проявлениями вирусных инфекций

Как вы думаете, почему, несмотря на высокие инновационные технологии в борьбе с проявлениями вирусных инфекций, человечеству

трудно вести борьбу с этой формой жизни и полностью уничтожить? Какими знаниями должен обладать человек о вирусах, чтобы

быть готовыми противостоять вирусным заболеваниям?

Приём маркировочная таблица (знаю, хочу знать, узнал).

А) Вспомните и запишите в графе №1 «Знаю» маркировочной таблицы и в графе №2 «Хочу узнать» несколько предложений о вирусах (записи

должны быть лаконичные)

Знаю

Хочу знать

Узнал (а)

Обсуждение полученных результатов, формулировка цели урока.

Метапредметные :

Самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность

Этап 1.3. Целеполагание

Метапредметные :

Самоорганизация

- самостоятельно ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности

Цель: Сегодня мы узнаем об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов, научимся систематизировать фактические знания о вирусах

как неклеточной форме жизни.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Для достижения поставленной цели вы должны провести ряд исследований, в ходе которых выяснить какие организмы называются вирусами, в чем

особенности их строения, и жизнедеятельности. Какое значение они имеют в жизни человека и в природе.

Личностные

1.Гражданского воспитания: готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное

отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания

2. Патриотического воспитания: ценностное отношение к достижениям России в науке, способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии,

понимание значения биологии в познании законов природы, в жизни человека

3.Физического воспитания:

— понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (соблюдение гигиенических правил и норм, бережного, ответственного и компетентного отношения к

собственному физическому и психическому здоровью; понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих

здоровью и жизни людей;

Работа обучающихся в группах с учебником В.И. Сивоглазов «Биология» 10-11 класс, п.2.11 «Неклеточные формы жизни: вирусы и с

дополнительными источниками информации. Смысловое чтение текста, поиск в группах ответа на вопросы

Время (8 минут). После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода

4

по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.

1 группа – «Историки»

Задание 1. Внимательно прочитайте отрывок из текста. «Как вредитель табачных плантаций долгое время не попадался в руки учёных и как

он положил начало целой науке». Выясните историю открытия вирусов.

1. Определите проблему — задачу исследования, над которой работал учёный.

2.Сформулируйте гипотезу (предположение), используя форму конструкции, если , то

3. Сформулируйте вывод о результатах эксперимента

4. Какие новые гипотезы были сформулированы Д.И. Ивановским после проведенного эксперимента?

5. Какой гипотезе ученый отдал предпочтение?

Отрывок текста.

В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по

листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие

убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Уже в

конце XVII века было известно, что эта болезнь передается с больного растения на здоровое, но сама природа заразного начала оставалась

неизвестной. Д.И. Ивановский занялся поисками возбудителя этой болезни. В ходе микроскопирования ученым было подготовлено огромное

количество препаратов из больных листьев, но это не принесло удачи.

В процессе работы он профильтровал сок больного растения через фарфоровый фильтр - «свечу» Шамберлена. Свеча Шамберлена, названа

так по фамилии микробиолога, ученика Пастера, который ввел ее в употребление для отделения микробных тел от жидкости. Она представляет

собою полый цилиндрик из пористой глины, закрытый с одного и открытый с другого конца. По внешнему виду он действительно напоминает

стеариновую свечу. Его вставляют в горлышко стеклянной колбы, пропустив через пробку, плотно пригнанную к горлышку колбы. Через верхний

открытый конец свечи наливают жидкость, содержащую бактерии. При откачке из колбы воздуха жидкость проходит через стенки свечи и

стекает в колбу отфильтрованной.

Бактерии не могут пройти через мелкие поры «свечи» и остаются на фильтре. До исследования Д.И. Ивановского считалось, что

5

отфильтрованная жидкость уже не содержит бактерий и, следовательно, не является заразной. Однако когда Д.И. Ивановский применил этот

метод к соку растения, больного табачной мозаикой, он обнаружил удивительный факт. «Сверх всякого ожидания, - писал ученый в своем

дневнике, - оказалось, что и после фильтрования через глиняные фильтры Шамберлена способность сока передавать заразные начала не

уничтожалась». Могли быть две возможности для объяснения этого явления, которые ясно сформулировал и сам Д.И. Ивановский.

Заражение, по его мнению, могла вызвать «или сама бактерия, способная проходить через фильтр благодаря ничтожным размерам, или, быть

может, выделяемый ею растворимый яд способен сам по себе вызвать всю внешнюю картину заболевания».

В 1892 году мир науки потрясла новость - обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычные микроскопические

организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтра.Открытые организмы Ивановский назвал « фильтрующимися бактериями», это

название использовалось в научных кругах несколько лет.

Выводы 1 группы обучающихся.

Проблема. Выявить причину заболеваний растений табака. Найти возбудителя болезни.

Гипотеза. Если отфильтрованный через «свечу» Шамберлена сок больных растений не вызовет заражения здоровых особей, значит возбудителем

болезни табака являются бактерии.

Результат. Гипотеза не подтвердилась, поскольку отфильтрованный сок вызывал заболевание у обработанных им растений. Но стало очевидным,

что болезнетворный агент проникает сквозь бактериальные фильтры.

Новые гипотезы.

1. Если отфильтрованный сок больного растения вызывает заболевание, то возбудителем болезни может быть бактерия, имеющая

более мелкие размеры по сравнению с отверстиями фильтра.2. Если отфильтрованный сок больного растения вызывает

заболевание, то это может быть яд, выделяемый бактерией, способный вызвать внешнюю картину заболевания.

Открытые организмы Д.И. Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями» это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока

в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд».

За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума,

герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой

самостоятельной науке - вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому -

Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.

2 группа – «Химики-морфологи»

Задание 2. Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.И. Сивоглазова (стр.79-80) и ответьте на

вопросы:

1) В чем особенности строения вирусов? 2) Какие группы вирусов известны? 3) Почему долгое время не могли открыть вирусы?

Выводы 2 группы обучающихся.

1) Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.

2) Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. не имеют клеточного строения.

3) Имеют генетический материал: либо ДНК или РНК. Различают РНК и ДНК содержащие вирусы.

4) Генетический материал окружён белковой оболочкой - капсидом с высокой степенью симметрии, что позволяет отдельным белкам вируса

объединяться в полную вирусную частицу, путём самосборки.

3 группа – «Физиологи»

6

Задание 3. Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.И. Сивоглазова (стр.80-81, 82, 83) о

размножении вирусов. Изучите рис., 42и 45 стр.80 и 83. Используя рисунок и сведения текста, выделите:

1) Как называется вирус, поражающий бактерию? 1) Этапы заражения вирусом клетки. 2) Особенности процесса размножения ретровируса ВИЧ в

клетке лимфоцита. 3) Почему вирусы называют генетическим паразитом?

Выводы 3 группы обучающихся.

1) Бактериофаг – это вирус, который поражает бактерию

1) Вирусы избирательны, проникают внутрь определенной клетки. Этапы: а) связывание вируса с поверхностью клетки-хозяина:

проникновение внутрь целиком или за счёт введения своего генетического материала, б) взаимодействие с ДНК хозяина; в) синтез вирусных

белков клеткой – хозяина.; г) самосборка вирусных частиц; д) постепенный ( с изменением работоспособности клетки) или с нарушением

целостности клетки, вызывая её гибель.

2) В клетке генетическая информация переносится в направлении от ДНК на и-РНК, у ВИЧ -ретровируса от РНК на ДНК (обратная

транскрипция).

3) Вывод: вирусы способны изменять работу клеточных генов, частично копируют наследственную информацию клетки –хозяина и переносят

гены между организмами, отрядов, классов, скрещивание которых невозможно. Поэтому их называют генетическими паразитами.

3 группа – «Медики»

Задание 4. Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" под редакцией В.И. Сивоглазова (стр.81-82) и

ответьте на вопросы:

1) Какие клетки способны поражать вирусы? 2)

Как называется вирус, поражающий бактерию? 3) Какие заболевания они вызывают?

Предложите

общим методам предотвращения передачи заболеваний.

Выводы 3 группы обучающихся.

1)Вирусы инфицируют прокариотические и эукариотические клетки (бактерии,животные, грибы, растения).

2) Бактериофаг – это вирус, который поражает бактерию

3) СПИД, оспа, корь, краснуха, гепатит, герпс и другие.

4)

К общим методам предотвращения передачи заболеваний относятся:

исключение или ограничение контактов с потенциальным переносчиком инфекции; соблюдение правил личной гигиены; регулярный контроль

санитарного порядка дома и на рабочем месте; профилактическая дезинфекция помещений, оборудования и инструментов; использование

дополнительных защитных средств в период вспышки заболеваемости; прием противовирусных препаратов по назначению врача; вакцинация.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Виды учебной деятельности

Раскрывают содержание терминов и понятий: вирус, вирусология, капсид, бактериофаг, вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), онкогенные

вирусы. Характеризуют вирусы как неклеточную форму жизни; особенности строения и жизненный цикл вирусов.

Описывают жизненный цикл вируса иммунодефицита человека; различать на рисунках ВТМ (вирус табачной мозаики), бактериофаг, ВИЧ.

Обосновывают соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний (клещевой энцефалит, ВИЧ-инфекция) Описывают

жизненный цикл вируса иммунодефицита человека; различать на рисунках ВТМ (вирус табачной мозаики), бактериофаг, ВИЧ. Обосновывают

соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний (респираторные, желудочно-кишечные, клещевой энцефалит, ВИЧ-

7

инфекция)

Отчёты по заданиям.

После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающие от каждой группы. Выступление каждой группы

заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу, и записывают в тетрадь.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение

лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.),

используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите

истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте

практическую/лабораторную работу и т.д.).

Виды учебной деятельности

Раскрывают содержание терминов и понятий: вирус, вирусология, капсид, бактериофаг,

Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам

Базовые логические действия:

- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

1 вариант Сходство вирусов с живыми

2 вариант Отличие вирусов от живых

3 вариант Специфические черты вирусов

8

организмами

организмов

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

1)Гипотезы происхождения вирусов ( Вирусы – потомки бактерий – результат их регрессивной эволюции, Вирусы – заблудившиеся клеточные

органоиды (рибосомы, фрагменты хромосом) Занесены из космоса с космической пылью)

2)Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему (вакцинация, химиотерапия,

интерферон- защитный белок)

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

ОГЭ - Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения.

Впишите номера выбранных слов на место пропусков в тексте .

ВИРУСЫ

Вирусы – это ---------- (А) формы жизни, проявляющие некоторые признаки живых организмов только внутри других клеток. Вирус состоит из

генетического материала и -------(Б). Генетический материал образован ------(В): ДНК или РНК. ДНК-содержащие вирусы после проникновения в

клетку встраивают свою ДНК в собственный генетический материал клетки. РНК-содержащие вирусы после проникновения в клетку сначала

преобразуют информацию своей РНК в ДНК, путём -------(Г), а затем она встраивается в генетический материал клетки.

Перечень терминов:

1) белок

2) нуклеиновая кислота

3) клеточная мембрана

4) белковый капсид

5) обратная транскрипция

6) трансляция

7) одноклеточный

8) неклеточная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

ЕГЭ

9

Установите последовательность этапов жизненного цикла бактериофага.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) проникновение ДНК бактериофага в клетку и встраивание его в кольцевую ДНК бактерии

2) прикрепление бактериофага к оболочке бактериальной клетки

3) биосинтез ДНК и белков бактериофага бактериальной клеткой

4) разрыв оболочки бактерии, выход бактериофагов и заражение новых бактериальных клеток

5) сборка новых бактериофагов

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

«Научное объяснение явлений». Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения.

Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных

вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на

поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают. Через

какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Тема «Биосинтез белка»

Задание 1 .

Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следующую нуклеотидную последовательность:

− ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате

обратной транскрипции на РНК вируса. * Обратная транскрипция  — процесс образования двуцепочечной ДНК на основе одноцепочечной РНК,

характерный для РНК-вирусов.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Задание. Выполните тест. Оцените свою работу, используя критерии оценок.

Задание 1. Выбери один правильный ответ:

1. Вирусы открыл:

а) Виноградский; б) Павлов; в) Ивановский; г) Вернадский.

2. Клеточного строения не имеют:

а) сине-зеленые водоросли (цианеи) б) бактерии в) дрожжи г) вирионы

3. Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

а) нуклеиновая кислота проникает в клетку хозяина;

10

б) клетка теряет способность к репродукции;

в) разрушает митохондрии в клетке хозяина;

г) ДНК фага осуществляет синтез собственных молекул белка.

4. Вирусы размножаются:

а) только в клетке хозяина; б) самостоятельно;

в) варианты а и б; г) не способны к размножению.

5. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

а) полиомиелита; б) оспы; в) гриппа; г) ВИЧ.

6. Вирусные частицы называются:

а) вибрионы; б) вирионы; в) эмбрионы; г) гаметы.

7. Капсид – это:

а) цитоплазма вируса; б) ДНК вируса; в) оболочка вируса; г) ферменты вируса.

8. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение о биологической роли вирусов. Вирусы:

а) в природе являются продуцентами; в) являются одними из важных патогенов человека и животных;

б) не имеют собственного метаболизма; г) в природе играют роль консументов.

9. Первой защитной реакцией клеток человека и животных на заражение вирусом является синтез

специальных противовирусных белков, подавляющих развитие вируса в этой клетке и делающих

невосприимчивыми к нему соседние. Эти белки называются

а) антигены; б) антибиотики; в) вакцины; г) интерфероны.

10. Ретровирусы – это:

а) бактериофаги; в) РНК – содержащие вирусы;

б) ДНК-содержащие вирусы; г) ДНК- и РНК-содержащие вирусы.

Задание 2. Выберите два правильных ответа

1. Вирусы - это:

а) доклеточные формы жизни; б) древнейшие из эукариот; в) примитивные бактерии;

г) занимают промежуточное положение между живой и неживой природой;

д) содержат некоторые немембранные органоиды.

2. Не являются вирусными заболеваниями:

а) ящур; б) сифилис; в) краснуха; г) бешенство; д) тиф.

Задание 3. Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни:

Форма жизни

Признаки

1.

Неклеточная (вирусы)

2.

Клеточная (бактерии)

А) наличие рибосом

Б) отсутствие плазматической мембраны

11

В) не имеют собственного обмена веществ

Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) размножение делением клетки

Задание 4. Установите последовательность жизненного цикла бактериофага.

А. Встраивание ДНК бактериофага в клетку-хозяина.

Б. Синтез вирусных ДНК и белков в клетке бактериофага.

В. Прикрепление бактериофага к оболочке бактерии.

Г. Проникновение ДНК бактериофага в клетку бактерии.

Д. Выход бактериофага из клетки, заражение других.

Е. Самосборка вирусов.

Задание 5. Выберите 3 ответа: Какие объекты не имеют клеточного строения?

1) дизентерийная амёба 2) возбудитель СПИДа 3) вирус табачной мозаики

4) кишечная палочка 5) вибрион холеры 6) бактериофаг

Критерии ответа

«5» 29 – 26

«4» 25 – 21

«3» 20 – 14

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

1. Организация работы с маркировочной таблицей . Приём маркировочная таблица (знаю, хочу знать, узнал).

Запишите в графе №3 «Знаю» маркировочной таблицы несколько предложений о вирусах (записи должны быть лаконичные)

Сравнивают свои записи с записями, сделанными вначале урока в графе №1 и №2. Проверьте, удалось ли получить ответы на все вопросы?

Этап 5.2. Домашнее задание

.

Домашнее задание.

1. Параграф 2.11. Ответить на вопросы к параграфу.

2. Задание. Оформить буклет «Памятки учащимся о профилактике

12

вирусных заболеваний»

13