Напоминание

Проблемные и творческие задания как способ формирования творческой деятельности учащихся на уроках географии.

Автор: Александрова Ирина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Октябрьский
Населённый пункт: РБ Уфимский район с.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: Проблемные и творческие задания как способ формирования творческой деятельности учащихся на уроках географии.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проблемные и творческие задания как способ формирования творческой

деятельности учащихся на уроках географии.

Проблемные и творческие задания можно рассматривать как средство, позволяющее формировать знания

на более высоком уровне. Процесс решения таких заданий потребует от школьников не простого

воспроизведения знаний по предмету, а способности творчески использовать свои знания и умения

внутрипредметного и межпредметного характера. Творческий процесс предполагает самостоятельный

перенос и переформирование субъективно известных знаний и способов деятельности в новую ситуацию. В

процессе познания ученик переходит от имеющихся знаний к индивидуально новым. Если само знание не

наталкивается на возможную ассоциацию, перенос осуществляется с трудом. Этому можно и надо учить на

уроке географии: формировать у учащихся умение осмысливать проблемную ситуацию; выдвигать и

проверять гипотезу; работать с текстами проблемного содержания; воспринимать проблемное изложение

материала учителя; способность свертывать и развертывать информацию; развивать способность

моделировать; прогнозировать полноценные интерпретации. Для формирования опыта творческой

деятельности

учащихся

на

уроках

географии

определяющую

роль

играет

группа творческих

методов (метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский). Четко определены

критерии проблемных задач: наличие противоречия между имеющимися и вновь приобретенными

знаниями. Признаки творческих задач еще окончательно не определены. Современная психология в

качестве основного критерия творчества рассматривает возникновение внутриличностного переживания,

связанного с желанием решить поставленную проблему и осознания отсутствия в личном опыте готовых

средств для ее решения. Исходя из того, что в основе проблемной и творческой задачи лежит единый

критерий, они выступают единой системой заданий. Творческие методы, используемые на современном

уроке, формируют опыт творчества учащихся и реализуются через систему проблемных и творческих

заданий. В предложенную систему заданий входят задания различного уровня сложности.

1. Исследовательские задания, формирующие такие элементы опыта творческой деятельности как

осмысленное овладение межпредметными и внутрипредметными знаниями и умениями, компонентами

системы творческого мышления. Суть исследовательских заданий — изучение географических объектов с

целью выяснения их свойств. Нами были выделены три вида заданий, которые могут быть использованы

для овладения опытом творческой деятельности: в решении присутствуют различные исследовательские

компоненты, различная продолжительность выполнения задания и различное число учащихся.

«Мини-исследование»

— принимает

участие

большинство

учащихся;

занимает

часть

урока

или

предполагается в качестве домашнего задания; включает отдельные компоненты исследования, по

усмотрению учителя его выполнение является обязательным или добровольным. При изучении темы в VII

классе «Реки и озера Евразии», после изучения характеристик бассейнов каждого океана учащимся может

быть предложено задание, которое требует объяснения особенностей режима рек Европы. При этом

необходимо провести сравнение, активизировать и систематизировать знания, полученные в VI классе на

уроках географии, и межпредметные знания, полученные на уроках иностранного языка и истории

(изучение

рек

Европы:

топонимика,

происхождение

названий

рек,

изучение

транскрипции

и

транслитерации географических названий, положение их на карте).

Второй вид исследовательского задания определен нами как «Урок-исследование». Это исследовательское

задание, в выполнении которого заняты все ученики класса. Рассчитано оно на весь урок; содержит все или

большинство исследовательских компонентов, его выполнение обязательно для всех учащихся.

Примеры заданий:

— Большая часть рек, стекающих со Скандинавских гор и впадающих в океан, многоводны в течении всего

года и несут в океан такое же количество воды, что и реки Индостана и Индокитая. Как вы можете

объяснить этот факт?

— Сгруппируйте реки, принадлежащие бассейну Атлантического океана в подгруппы, учитывая

особенности режима этих рек. Какие карты атласа помогут вам выполнить это задание?

Это задание может быть предложено более сильным ученикам (более слабым предлагается, пользуясь

планом и картами, составить характеристику реки Дунай).

«Исследовательский комплекс» — выполняется отдельными учащимися, исключительно добровольно;

задание рассчитано на несколько уроков или может быть предложено как продолжение в качестве

домашнего задания: содержит все или большинство исследовательских компонентов.

2. Частично-поисковые задания, в основу которых положены приемы умственной деятельности.

Обогащение приемами умственной деятельности в процессе современного урока является необходимой

основой для формирования опыта творческой деятельности, так как опыт формируется поэлементно и

пооперационально.

Методы обучения, являясь важнейшим компонентом целостного учебного процесса, в современном

обучении реализуются в условиях той или иной формы его организации. В основе нашей методики лежат

технологии организации поисковой деятельности.

Разнообразные формы проблемных и творческих заданий приобщают школьников к исследовательской

деятельности, раскрывают и развивают творческие способности личности; ученики получают возможность

применять воображение, развивать полемические и ораторские способности. Современный урок остается

основной формой организации обучения. На различных его этапах могут найти применение предлагаемые

творческие и проблемные вопросы и задания, системно формирующие опыт творческой деятельности.

Учитель самостоятельно решает, на каком этапе и задания какого уровня сложности (с учетом

подготовленности класса) он будет использовать в учебном процессе.

Привожу примеры возможных заданий (вопросов и географических задач), при решении которых

пооперационально и поэтапно формируется творческое мышление и опыт творческой деятельности

учащихся на уроках географии в VI—IX классах.

Задания для VI—VIII классов

1. Эту небольшую страну называют «страной катастрофических наводнений». Несмотря на то, что раз в 10

лет большая часть территории затапливается, а большая часть населения остается без крова, сотни тысяч

людей погибают; численность населения в стране больше, чем в России. Занимая самую большую в мире

дельту, она страдает от подъемов воды и при муссонных дождях, и при цунами, и от ураганов. За май-

сентябрь здесь выпадает больше 80% годовой суммы осадков. В это время тают снега в горах и льют

проливные дожди. Что это за страна? В долинах каких рек она расположена? С каких гор стекают эти реки?

Бангладеш. Государство, расположенное в нижнем течении Ганга и Брахмапутры, берущих начало в

северо-западной части Гималаев, но по разные стороны хребта.

2.

Назовите точку на земной поверхности и определите ее географические координаты, если известно,

что стартовавший из нее самолет на юг на 100 км, повернул на восток и пролетел еще 100 км,

повернул на север и, пролетев 100 км, вернулся в тот же пункт.

Северный полюс, 90* с.ш.

3.

Ребята-финны из небольшого поселка, расположенного вблизи Северного полярного круга,

захотели переписываться со школьниками из других стран, живущими с ними на одной

географической широте. Они отправили письма в Норвегию, Швецию, Россию, Канаду и

Соединенные Штаты Америки. В какую страну они забыли написать? Какими видами транспорта

туда можно доставить письмо?

4. Готовя рекламный проспект для туристической фирмы, художник постарался изобразить все уголки

земного шара: он нарисовал боливийца рядом с мохнатым яком; египтянина верхом на слоне; монгола,

ведущего на поводу северного оленя; бирманца, надевающего седло на верблюда и финна, расчесывающего

густую шерсть ламы. Однако директор фирмы не принял работу, сказав, что здесь нет ни слова правды. Что

он имел в виду? Исправьте ошибки художника.

В проспекте боливиец должен быть изображен рядом с ламой, египтянин — с верблюдом, монгол — с

яком, бирманец — со слоном, финн — с северным оленем.

5. Почему древние египтяне поклонялись Нилу как доброму богу, а жители Междуречья считали Евфрат и

особенно Тигр злыми богами?

В древнем мире было принято обожествлять реки, давшие жизнь цивилизациям, которые зародились в их

долинах. В Египте поклонялись Нилу, который приносил в долину плодородный ил. В Месопотамии

обожествляли Тигр и Ефрат. Не все «речные боги» были добрыми. Например, разливы Тигра и Ефрата

(эти реки берут начало с Армянского нагорья и из-за смешанного типа питания отличаются

«неуравновешенным» характером) были причиной разрушительных наводнений, поэтому их считали злыми

божествами.

6. В приведенном списке названы природные объекты и явления, характерные для разных районов мира:

сельва, джунгли, вали, самум, крик, хамада, эрг, чернозем, атолл, чинук, пампа, прерия, оазис, парамос,

планктон, дюна, бархан, скрэб. Разделите эти слова на группы в зависимости от материков, на которых они

расположены. Учтите, что некоторые слова могут быть отнесены к нескольким группам.

Африка — вади, самум, хамада, эрг, оазис, бархан.

Евразия — джунгли, вади, хамада, эрг, чернозем, оазис, дюна, бархан. Австралия — крик, дюна, бархан,

скрэб. Северная Америка — чинук, прерия, чернозем. Южная Америка — сельва, пампа, парамос.

7. Кочевники Сахары говорят: «В пустыне больше людей погибло от наводнений, чем от жары». Можете ли

вы дать объяснение этому факту?

В пустыне преобладает ливневый характер выпадения осадков. На короткое время по руслам, сухим на

протяжении почти всего года (их местное название — вади), устремляются мощные потоки воды,

застигающие врасплох неосторожных путешественников.

8.

Эту реку правильнее было бы назвать огромным каналом, соединяющим крупнейшую в мире

систему озер с океаном. Протяженность реки составляет более 3000 км, из которых 150 км

являются государственной границей. Что это за река? Назовите два крупных города, которые

находятся на ее берегах. Какие страны она разделяет?

Река Святого Лаврентия; Монреаль и Квебек - США и Канада.

9. Назовите географические объекты и имена мореплавателей, о которых идет речь:

Это море носит имя исследователя, трижды пересекшего его в попытке отыскать выход в соседнюю

акваторию, по его представлениям, «полярное море, свободное ото льдов». Третья попытка,

неудачная, как и две первые, окончилась для него трагически: он умер во время зимовки на

острове, о берег которого плещутся волны моря, названного в его честь. Какие еще географические

объекты в этом океане носят имена выдающихся мореплавателей и путешественников?

Этот пролив, соединяющий два моря Тихого океана, носит имя выдающегося мореплавателя. Два

фрегата под его командованием, выйдя из порта приписки, обогнули мыс Горн, проследовали вдоль

Южноамериканского побережья, затем взяли курс на остров Пасхи, оттуда к Гавайским островам,

после чего посетили Аляску, Калифорнию, Филиппины, обследовали берега Восточной Азии,

острова Самоа, побывали в Австралии. На обратном пути оба судна, носившие названия основных

навигационных приборов того времени, потерпели крушение. Какие еще географические объекты

вблизи этого пролива носят имена выдающихся мореплавателей и путешественников?

а) Баренцево море; В.Баренц (ок. 1550-1597 гг.); море Лаптевых, пролив Санникова, пролив Шокальского,

остров Врангеля, острова Де-Лонга, острова Анжу, котловина Амундсена, котловина Нансена и т.д.;

б) пролив Лаперуза; Жан Франсуа Лаперуз (1741-1788 гг.); пролив Крузенштерна, пролив Литке, в

Охотском море — залив Шелихова, остров Беринга и Берингово море.

10. Под действием какого природного фактора образовались следующие формы рельефа: бараньи лбы,

зандры, камы, кары, моренные гряды, озы, троги, цирки? Назовите два крупных природных района России,

где действие этого фактора проявляется наиболее интенсивно. Все перечисленные формы рельефа образо-

вались в результате деятельности ледника. Кары, троги, цирки — результат горного оледенения, широко

распространенного в настоящее время на Кавказе и Приполярном Урале; его древние следы сохранились во

всех высоких горах России. Остальные формы рельефа — следы деятельности равнинного оледенения:

сноса (бараньи лбы) и накопления материала, принесенного ледником (зандры, камы, моренные гряды,

озы). Область древнего покровного оледенения приурочена к северной части Восточно-Европейской рав-

нины. Созданные им формы рельефа можно еще встретить немного южнее Москвы.

11.

На побережье Балтийского моря, на Курилах и в пустынях Прикаспия расположены песчаные

формы рельефа одинакового происхождения. Что это за форма рельефа и как они образовались?

Эти песчаные формы рельефа возникли в результате работы ветра. Песчаные отложения были

принесены из других районов или перевеяны на месте. Там, где наносы скапливались, образовывались дюны

или барханы, в местах выноса формировались котловины выдувания. Наветренный склон у барханов

обычно пологий, а подветренный представляет собой серповидный откос значительной крутизны.

12. Почти все животные и растения в предлагаемых списках характерны для одной из природных зон

России: лось, глухарь, барсук, суслик, рысь, косуля, клест, лемминг, соболь, бурундук; зеленые мхи,

типчак, брусника, лиственница, дуб, кедр, пихта. Назовите эту зону. Какие названия в данном списке

лишние и в каких других природных зонах встречаются эти организмы?

Тайга (хвойные леса умеренного пояса). Лишние названия: суслик (степь), лемминг (тундра и лесотундра),

типчак (степи и лесостепи), дуб (смешанные и широколиственные леса).

13.

Известно, что с высотой температура воздуха падает. Однако в горах Южной и Северо-Восточной

Сибири зимой эта закономерность часто нарушается: на вершинах горных хребтов температура

воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах. Как называется это явление и чем оно

объясняется?

Температурная инверсия. В замкнутых межгорных котловинах, не имея оттока в стороны, застаивается

холодный воздух, в то время как более теплый (и поэтому более легкий) воздух остается наверху.

14. На какой территории России встречаются все перечисленные ниже растения и животные: ель, кедр,

пихта, тис, клен, дикая яблоня, дикий виноград; бурый медведь, гималайский медведь, тигр, леопард,

косуля, кабан, пятнистый олень?

В хвойно-широколиственных лесах юга Дальнего Востока, так называемой уссурийской тайге, где

смешивается таежная и субтропическая флора и фауна.

15.

На всероссийской конференции по неблагоприятным природным явлениям присутствовали

представители Мурманска, Нальчика, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Южно-Курильска.

Каждый из них сделал по одному из следующих докладов: «Наводнения сгонно-нагонного

характера», «Цунами», «Землетрясения», «Пыльные бури», «Туманы как неблагоприятный фактор

для навигации», «Снежные лавины». Как вы думаете, какой именно доклад был сделан каждым из

участников конференции? Кто из делегатов мог особенно заинтересоваться докладами своих коллег

и какими именно?

В Санкт-Петербурге, расположенном на восточном берегу узкого Финского залива, преобладающие

западные ветры часто приводили к наводнениям нагонного характера, и доклад на тему наводнений,

скорее всего, сделает петербуржец. Цунами могли изучаться только на Тихоокеанском побережье, т.е. в

Южно-Курилъске. Житель этого города заинтересовался бы также докладом делегата из портового

города — Мурманска, где зимой испарение с поверхности более теплого, чем суша, моря вызывает частые

туманы, и докладом о землетрясениях. В зоне сейсмической активности, кроме Южно-Курильска, лежат

Нальчик и Улан-Удэ. Но делегату с Кавказа придется делать доклад о снежных лавинах, не наблюдаемых

вблизи других городов, а житель Улан-Удэ соответственно прочтет доклад о землетрясениях. Пыльные

бури возникают при распашке обширных равнинных степей, и о них расскажет житель Оренбурга

специально для представителя Бурятии, в степях которой пыльные бури тоже не редкость.

16. Определите, о каких народах идет речь.

а) Этот народ, относящийся к тюркской языковой группе, в основном исповедует православие. В

республике, где он составляет большинство, развито интенсивное товарное земледелие и выращивается

экзотическая сельскохозяйственная культура — хмель. Здесь самая большая в России плотность сельских

населенных пунктов. В столице этой республики расположен крупный тракторный завод.

б) Этот народ — самый северный народ тюркской языковой группы — исповедует православие.

Территория республики, в которой проживает большинство его представителей, ввиду своей величины

отличается большими природными контрастами. Большую часть поступлений в ее бюджет приносит

добыча полезных ископаемых.

а) чуваши;

б) якуты.

17. Последовательно, пользуясь подсказками, определите, о какой стране идет речь, если известно, что: на

ее территории в 1882-1926 гг. находились британские оккупационные войска; важная сельскохозяйственная

культура — хлопчатник; на территории этой страны существовала одна из древнейших цивилизаций.

Египет; г. Каир.

18. Определите, о каких островах идет речь, и дайте ответ на дополнительные вопросы:

Этот остров, который делят между собой три страны, самый большой в своем архипелаге и самый

редконаселенный. Его недра богаты нефтью, а в лесах разбиты плантации и производят один из

важнейших продуктов местного экспорта. Жители прибрежных районов исповедуют ислам, а в

глубине острова совсем недавно были обнаружены первобытные племена. Какие страны делят

остров между собой? Какие моря омывают его берега? Что производят на лесных плантациях?

Этот остров — второй по величине в своем архипелаге, но населен меньше остальных. У его

северной оконечности море зимой замерзает, а южные берега омываются теплым течением.

Большинство населения представлено народом, преобладающим на всех островах архипелага, но

сохранились и немногочисленные коренные жители. Здесь нет таких крупных промышленных

центров, как на других островах той же группы. Всемирную славу главному городу острова

принесли Олимпийские игры, столицей которых он когда-то был. Какие моря омывают остров? Как

называются теплое течение, коренные жители острова и его главный город?

а) Калимантан (Индонезия, Малайзия, Бруней); моря Яванское, Южно-Китайское, Сулу, Сулавеси; каучук.

б) Хоккайдо; моря Охотское и Японское; течение Куросио; айны; Саппоро.

19. Ответьте на поставленный вопрос (ответ обоснуйте):

Во время путешествия на корабле «Бигль» Чарлз Дарвин часто делал остановки в различных пунктах

земного шара и проводил научные исследования. Однажды на привале спутники Дарвина были удивлены

тем, что у них долго не варился картофель, несмотря на то, что вода в котле кипела. Чем объяснить это

явление и где оно могло произойти?

Температура кипения воды связана с атмосферным давлением. Высоко в горах (на высоте более 2000 м

над уровнем моря) атмосферное давление пониженное, и вода там закипает при более низкой

температуре, чем 100°С. В описанном случае, хотя вода кипела, ее температура была недостаточной для

того, чтобы картофель сварился.

Анды, Кордильеры, Атласские горы, Восточно-Австралийские горы, Кавказские горы, Саяны, Алтай,

Гималаи.

20. Определите, какой тип погоды отражен в следующих описаниях: а) циклональныи; б) анти-

циклональный; в) холодного фронта. По каким признакам вы это определили? В каких районах нашей

страны и в какое время года наиболее распространены эти типы погод?

A) Мороз и солнце; день чудесный!

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(А.Пушкин)

Б) Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом,

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя

Заволокла лесные дали -

Кромсая мрак и бороздя,

На землю молнии слетали.

А туча шла, гора горой!..

...И все раскалывалось ввысь,

Плач раздавался колыбельный,

И стрелы молний все неслись

В простор тревожный, беспредельный.

(Н.Рубцов)

B) Осень! Летит по дорогам Осени стужа и стон!

Каркает около стога стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идет с водопоя,

Голову вниз опустив,

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик озябший и серый

Всё моросит, моросит...

(Н.Рубцов)

Г) Полдневный час. Жара гнетет дыханье;

Глядишь, прищурясь, — блеск глаза слезит,

И над землею воздух в колебанье

Мигает быстро, будто бы кипит.

И тени нет. Повсюду искры, блестки,

Трава слегла, до корня прожжена...

(К.Случевский)

В) — циклональный; А), Г) — антициклональный; Б) — холодного фронта.

21. В каждой калифорнийской квартире и коттедже есть красная сумка, содержимое которой не только

знает, но и готов применить каждый взрослый и каждый ребенок. Что находится в этой сумке? К чему

всегда готовы в Калифорнии? Где еще на Земле людям необходимо быть столь же предусмотрительными?

В красной сумке содержится спасательный комплект — на случай, если люди окажутся под завалами в

результате землетрясения. В него входят: аптечка для оказания первой медицинской помощи, мощный

фонарь, пакет с питьевой водой, упаковка сухой витаминизированной пищи, салфетки, особое одеяло,

удерживающее тепло, а также светильники, работающие 12 часов без батареек. Через штат

Калифорния протягивается один из самых активных на планете разломов Сан-Андреас и множество

мелких разломов. Смещение блоков земной коры по этим разломам часто вызывает землетрясения.

22. В сентябре и марте высота Солнца над горизонтом, а следовательно, и угол падения солнечных лучей

одинаковы. Почему же в Москве средние месячные температуры этих месяцев существенно различаются: в

марте она ниже -6°С, а в сентябре выше +8°С?

Основная причина температурных различий этих месяцев заключается в том, что в марте большое

количество солнечных лучей отражается от снега, характеризующегося высоким альбедо, и в том, что

значительная часть энергии Солнца затрачивается на его таяние.

23. Одними из признаков приближающегося ненастья являются: отсутствие ночью росы, направление дыма

из труб (он идет горизонтально или стелется), высота полета птиц (они летают низко над землей).

Объясните, с чем это связано.

Роса образуется при сильном охлаждении подстилающей поверхности в ночное время, происходящем

интенсивнее при отсутствии облаков и невысокой влажности воздуха. При увеличении влажности воздуха

и образовании облаков ночью уменьшается земное излучение и подстилающая поверхность не

охлаждается до точки росы. При увеличении влажности воздуха частицы дыма покрываются слоем воды

и тяжелеют, что препятствует подъему дыма вверх. Многие птицы питаются насекомыми. Ворсинки,

покрывающие тело насекомых, и их крылья легко поглощают влагу из воздуха, а следовательно,

тяжелеют. При наступлении ненастья воздух становится более влажным на некоторой высоте от

поверхности. Поэтому насекомые опускаются в более сухой приземный слой, а вслед за ними и птицы,

питающиеся насекомыми.