Напоминание

"Развитие речи, совершенствование речевой культуры младшего школьника на уроках русского языка"

Автор: Токарева Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Туймазы Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи, совершенствование речевой культуры младшего школьника на уроках русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

«Развитие речи, совершенствование речевой культуры младшего

школьника на уроках русского языка"

Выполнила: учитель начальных

классов Токарева Л.А.

Туймазы, 2023

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются

основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и

практической деятельности, средство человеческого общения.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному

языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский «Дитя, которое не

привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его

настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и

письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого

предмета».

Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием,

последовательно

учить

детей

построению

предложений,

вдумчивому

выбору

подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением

мыслей.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети

впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с

необходимостью совершенствовать речь.

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В

начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер.

Каковы же условия успешного развития речи , формирования речевых умений и

навыков у детей?

Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчинённого норме.

Во- вторых, в школе учат чтению и письму.

Третья область работы школы по развитию речи - это доведение речевых умений

детей до определенного стандарта речи, её культуры, всех её выразительных

возможностей.

Руководство в этой сложной работе - методика развития речи учащихся. В ней

выделяют

три

линии:

работа

над

словом,

работа

над

словосочетанием

и

предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются

параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях:

словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; при подготовке к

рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Рассмотрим три линии развития речи учащихся.

Работа над словом - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не

обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения,

выразить

свою

мысль.

Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении , активизации и

устранении нелитературных слов, исправлении ошибочных ударений, произношений.

Все 4 направления работы тесно связаны между собой.

Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

1. толкование слова.

2.к истокам слова.

3.однокоренные слова.

4.сочетаемость слов.

5.синонимы, антонимы.

6. когда так говорят.

7. загадки и пословицы.

Слово может быть усвоено активно и пассивно. Цель словарной работы в том и

состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей

использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить сочетаемости слов.

Следовательно, на уроках предусматриваются специальные задания по активизации

словаря. Например,

1.составление словосочетания с нужным словом.

2.составление предложения с заданными словами. Огород, овощи, урожай.

3.близкий к тексту пересказ с использованием лексики оригинала.

4. рассказы по наблюдениям

Работа над словосочетанием и предложением.

1.выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами с

помощью вопросов.

2.составление самостоятельных словосочетаний при изучении имён существительных,

прилагательных, других грамматических тем и при активизации новой лексики.

Работа над значениями словосочетаний состоит в их соотнесении с реальными

предметами, явлениями, фактами, ситуациями. Для этого используются наблюдения,

наглядные

пособия,

прошлый

опыт

учеников,

их

воспоминания..

Значение

словосочетания раскрывается через контекст, в читаемом тексте, в составляемом

учеником предложении, рассказе. Работа над словосочетанием ведет ученика к более

высоким ступеням речевых упражнений- к составлению предложений, к связной

речи.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития

связной речи. Предложение передаёт мысль ученика, в нем реализуется умение

выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

Упражнения с предложениями разделяются на 3 группы: на основе образца,

конструктивные и творческие.

На основе образца предлагают усвоение правильно построенных конструкций. В

конструктивных- построение предложений на основе усвоенных закономерностей.

Творческие

не

предполагают

ни

образца,

ни

конструктивных

задач.

Строя

предложение

ученики

опираются

на

чувство

языка,

на

усвоенные

ранее

закономерности.

И словарная работа , и составление предложений подготавливают школьников к

связной устной и письменной речи.

Важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям- систематичность,

разнообразие и соответствие возрасту.

Рекомендую следующие пособия , которые использую в работе по развитию

речи

школьников.

Книга "Словарная работа" составитель С.М.Мельникова,

"Занимательное

азбуковедение" Волина , "Дидактический материал по развитию речи в начальной

школе" Л.Л.Андрюхова, Н.А.Шевердина.

Из опыта работы

а) работа над словом

Рассмотрим как проходит словарная работа на уроках русского языка.

новое словарное слово "СОБАКА" 1-2 КЛАСС

Отгадайте: Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.

Собака- домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в

упряжке. (показ картинок)

Какие бывают собаки? (служебные, декоративные, сторожевые, охотничьи)

Собака На какую гласную падает ударение? Какую букву надо запомнить? Давайте к

слову подберём родственные слова.

Собачка, собачий, собачонка, собаковод и т.д.)

Собака, а по-другому как? (пёс)

Запись предложения Собака- друг человека.

Тема урока " Парные согласные в корне слова"

Выберем из словаря 8 слов на эту орфограмму. Запишем.

Самостоятельная работа детей. Проверка словарной работы:

-Читаю загадки, у кого есть слова –отгадки , поднимают руки, объясняют

правописание.

1 То я в клетку,

То в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? Тетрадь

2 Летом в лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Медведь

3 Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. Арбуз

4 Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? Мороз

5 Чёрный Ивашка- деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт. Карандаш

6 Сверху зелено,

Снизу красно,

В землю вросло. Морковь

7 Станки и машины

Делают тут.

Тех, кто работают,

Рабочими зовут. Завод

8 В два ряда дома стоят-

10,20,100 подряд.

Скверы, театры, парки вокруг.

Как это место люди зовут? Город

Словарная работа ( 4 КЛАСС)

— Сегодня новое словарное слово. Чтобы его узнать, надо выполнить задание. -

Что это?

— Назовем геометрические фигуры. Ваша задача: запоминание буквы и

геометрической фигуры.

— Я показываю геометрическую фигуру, а дети говорят букву.

— Слово гореть имеет несколько значений.

— Какие значения этого слова знаете вы?

(действия огня) Например: горит дом

В квартире горят все лампочки

давать свет

Больной весь горит, (высокая температура)

Глаза горят от радости, (блестят, сверкают)

Работа горит в руках, (выполнено быстро, правильно, успешно)

— Произнесем слово. На какой слог надает ударение?

— Какой звук слышится после г? (а)

А писать надо букву О.

—Запись в словарик.

Запишем предложение

Работа

горит в руках

Найдем подлежащее и сказуемое - устно.

б) Работа над предложением.

1. составление предложения на определённую тему, например о школе, о лесе, о

катке; и т.д.

2.распространи предложение , например, Мама читает.

3.соедини 2-3 предложения в одно , например, Дети пошли на прогулку. Они собирали

листья.- На прогулке дети собирали листья.

4.восстановление деформированного предложения, например, Тропинка, привела, нас,

лесная, на , полянку, солнечную.

Работа с текстом. 1 класс

1.Деление сплошного текста на отдельные предложения. ( Дети рисуют это конь

это лиса а это волк)

2. Составление связного текста из данных предложений(

Мальчики вместе решили задачу.

Юра решал задачу.

Пришёл Слава.

Так Слава помог другу.

Задача была трудная.

3. Составление связного текста из деформированных предложений.

у, рос, дома, клён

на, клёна, ветку, птичка, села

это, синичка, маленькая

4. Составление связного текста из неполных предложений

Взял Митя________.Он идёт на __________. Там много ______.Мальчик

_____Катюшу. Хорошо зимой!

5. Составление связного текста по опорным словам.

Зима в лесу.

Холодно, белый наряд, серебристые ветки, спрятались в норках.

Заключение

Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная

на

то,

чтобы

ученики

овладели

не

только

грамматической

теорией

и

орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением

правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить

словосочетания,

предложения,

связную

речь.

В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и

работа над развитием личности ребёнка.

Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – С–Пб. –

Питер, 2000. – 298 с.

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи. – М.: Русский язык, 2010. – 247 с.

3. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007.

– 442 с.

4. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – 3. изд.,

перераб. и доп. – Тула: Родничок; М.: АСТ, 2003. – 240 с.