Напоминание

Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников

Автор: Юсина Зухра Тахировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 г Туймазы
Населённый пункт: город Туймазы республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Юсина Зухра Тахировна, МАОУ СОШ№4 г.Туймазы

Формы и приёмы развития учебной мотивации у младших

школьников

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием

занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет

учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся

с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к

учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому

перед ним стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к

учебной деятельности.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой

проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не

прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой

стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем

старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.

Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых

учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

Учебная мотивация — необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из

задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для

формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших

школьников.

Развитие

учебной

мотивации

это

процесс

длительный,

кропотливый

и

целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников

формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-

исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через

привлечение

сказочных

персонажей,

игровую

деятельность,

внеклассную

работу

и

использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных

этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание

детей овладевать знаниями.

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной активности

учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся?

дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;

личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

внеклассные

мероприятия

по

предметам

(проведение

предметных

недель

по

математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);

творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;

проведение предметных олимпиад;

использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые

формы, развивающие задания и т. д.);

интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

использование современных инновационных технологий

(интерактивная доска,

компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе

Приведу примеры наиболее часто используемых приёмов.

Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя прутиком,

при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-

путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не

привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода

корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину.

Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают

красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение

длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка».

Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на

следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой,

которые растут у нас на огороде. При сообщении темы урока и его цели использую приём

«Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр

произведения, с которым будем работать на уроке.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых

ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов

формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в

ситуацию

дидактической

игры

интерес

к

учебной

деятельности

резко

возрастает,

работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского

языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в

групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как

материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре

участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые —

это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на

карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают

нового «гостя».

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать

тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.

Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить

их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В

таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе

«Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке,

— отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в

пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу восстановить своё

доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя

для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность,

литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к

предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи

материала:

«Найди лишнее число в каждом ряду»,

«Зачеркни его»,

«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той

информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение

обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию

осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам:

найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее

усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с

решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить,

конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,

привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал,

получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания:

составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики,

выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно

используя в течение нескольких лет приём «Творчество работает на будущее», мои ученики

создали огромную копилку дидактических пособий.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших

школьников является создание ситуаций успеха.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже

самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных

форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет

желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству

изучаемых предметов.

Младшие школьники в своей массе весьма любознательны. У них еще не определилась

область особых интересов, поэтому они тянутся ко всему новому. Мир представляется им

довольно простым, их больше интересуют конкретные эмпирические объекты и темы:

животные, растения, моря и реки, острова и города, различные виды транспорта, звезды,

планеты и межпланетные полеты. Любые рассказы и знакомство с фотографиями или

фильмами на эти темы вызывают их интерес и желание больше узнать.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с

родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор

учащихся.

Школьники этого возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки и раскрывать

тайны. Они стремятся к приключениям. Серьезная и длительная однотипная работа быстро их

утомляет. Для повышения познавательной активности полезно чаще включать в занятия с

ними игры или игровые элементы, давать пищу их воображению, чаще использовать

небольшие экскурсии и выходы за пределы класса и школы.

Для

стимулирования

познавательной

деятельности

младших

школьников

можно

использовать также их интерес к нормам взаимоотношений между людьми: что можно и чего

нельзя делать, почему люди поступают так, а не иначе, как надо себя вести и почему — все это

ребята часто обсуждают, время от времени жалуются учителю на поведение одноклассников.

Этот интерес можно использовать при работе на уроках литературного чтения и истории.

Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим

интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной

свою дисциплину. Изменять методы и приемы обучения.

Использовать

занимательность,

необычное

начало

урока,

через

использование

музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее

усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с

решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить,

конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации,

привлекать

школьников

к

их

обсуждению

и

решению.

По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя

постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

Стимулирование познавательной активности школьников должно учитывать половые

особенности их интересов. Рассмотрим специфические потребности мальчиков и девочек.

Мальчики, как правило, проявляют больший интерес к спорту, автомобилям, вообще к

технике, а также к военной тематике. Девочек интересуют взаимоотношения людей, мода,

проблемы искусства и эстетики. Учитель может стимулировать учение, затрагивая те или

иные проблемы, связанные с этими интересами, не только при отдельном общении с

мальчиками или девочками, но и в общей деятельности класса.

Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной

самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести

ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства,

достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и

записей в дневнике.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал,

получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания:

составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики,

выполняя

творческое

домашнее

задание,

разрабатывают

дидактические

материалы.

Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим

ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.

Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились

собой, своими маленькими достижениями.

. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает

отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно,

начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог

самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства,

то внутренняя мотивация будет расти.

Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят

приятные вещи. Детям важно знать, на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить

внимание.

Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или

общения.

Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание

лучше».)

Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал,

объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). Положительный эмоциональный

настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,

яркую и эмоциональную речь учителя.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) –

вводить забытое понятие поурочного балла.

Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку

результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему

было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и

приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей

овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.