Авторы: Азимова Светлана Николаевна, Краснова Алена Валерьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ КК специальная коррекционная школа-интернат ст-цы Платнировской Краснодарского края Кореновского района
Населённый пункт: станица Платнировская Кореновского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Организация коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними иностранными гражданами, имеющими особые образовательные потребности в условиях ГКОУ КК специальной коррекционной школы-интерната ст-цы Платнировской"
Организация коррекционно-развивающей работы с
несовершеннолетними иностранными гражданами, имеющими особые
образовательные потребности в условиях ГКОУ КК специальной
(коррекционной) школы-интерната ст-цы Платнировской.
1.Введение.
В ГКОУ КК специальной (коррекционной) школе-интернате станицы
Платнировской обучается 159 обучающихся (98 мальчиков, 61 девочка). На
круглосуточном пребывании 5 дней в неделю находится 42 обучающихся.
Остальные обучающиеся находятся в школе с 8.00 до 17.00.
В школе учатся дети разных национальностей (курды, армяне, корейцы,
узбек, грузин). На момент поступления все обучающиеся и члены их семей
являлись гражданами РФ, владели русским языком в разной степени.
Многие из будущих учеников посещали дошкольные учреждения.
В 2021-22 учебном году в 1 класс поступила обучающаяся 8 лет,
гражданка Таджикистана. Сейчас девочка учится во втором классе. На
момент
поступления
в
школу
она
не
владела
русским
языком.
Примечательно, что в этой семье есть двое старших детей, успешно
обучающихся в общеобразовательной школе.
Работа с данной ученицей стала особым опытом для всех педагогов
школы. Почему так важно обучение
навыкам самообслуживания? На
территории школы расположено
пять учебных корпусов. Столовая,
спортивный и музыкальный залы, кабинеты специалистов и медицинского
работника находятся на значительном удалении друг от друга. Важно за
время перемены успеть собраться, переодеться, взять спортивную форму,
вторую обувь и т.д. С первых дней важно сформировать навыки
самообслуживания
и
коммуникации
с
окружающими.
Эта
работа
осуществляется в течение всего дня, в первой половине процессом
руководит учитель начальных классов, после обеда - воспитатель и
специалисты (логопед, дефектолог, психолог).
Каковы же особенности формирования навыков самообслуживания у
обучающихся с интеллектуальными нарушениями?
2.Характеристика
навыков
самообслуживания
у
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями.
В первом классе каждый ребёнок адаптируется к новому окружению.
Происходит смена ведущей деятельности. Ведущей становится учебная
деятельность.
В современной педагогической психологии принято определять
учебную деятельность как форму социальной активности человека,
направленную
на
овладение
приемами
предметных
и
мысленных
(познавательных) действий.
Образовательная деятельность протекает под руководством учителя и
воспитателя, предполагает включение ребенка в определенные социальные
отношения.
По
своей
специфике
учебная
деятельность
имеет
познавательные функции (познание окружающего мира, выражающееся в
усвоении опыта, накопленного человечеством) и преобразующие функции
(развитие ребенка через овладение различными интеллектуальными и
практическими навыками).
Учебная деятельность основана на познавательных потребностях,
мотивах и интересах. Сила мотивации напрямую влияет на успешность
деятельности.
В данном случае обучение – это полноценная деятельность,
направленная на усвоение знаний: ребёнок испытывает потребность в
познании чего-то нового, эту потребность в новых впечатлениях, в
конкретных знаниях какой-либо предметной области (познавательный
мотив),
приобретение
которых
одновременно
действует,
как
цель
деятельности.
При внешней мотивации значимы мотивы, которые могут быть как
положительными (мотивы успеха, достижения, долга и ответственности,
самоопределения), так и отрицательными (мотивы избегания, защиты).
Положительные мотивы в трудовой и игровой деятельности процесса
обучения и воспитания младшего школьного возрастают и приобретают
высокий уровень усвоения навыков самообслуживания.
Для оптимизации обучения и развития детей с интеллектуальными
нарушениями
необходимы
методы
педагогического
воздействия,
направленные непосредственно на активизацию познавательных процессов.
Большое значение для развития свойств внимания имеет игра, как особый и
чрезвычайно важный вид деятельности для умственного развития детей.
Игра
включает
в
себя
воспроизведение
реальных
жизненных
ситуаций, которые уже встречались в жизни. С её помощью мы можем
узнать
о
потребностях
ребенка,
о
его
способностях,
интересах
и
сформированных навыках самообслуживания.
Формирование навыков самообслуживания остается актуальной
задачей,
поскольку
качество
и
осознанность
действий
учащихся
происходят по-разному.
Навыки
самообслуживания
можно
рассматривать,
как
взаимодействие человека с внешним миром.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети
нуждаются
в
большей
мере,
чем
нормально
развивающиеся,
в
целенаправленном обучении. У детей с интеллектуальными нарушениями
отмечаются
патологическая
инертность,
отсутствие
интереса
к
окружающему, замедленный темп, нарушение целостности, меньшая
дифференцированность восприятия; сниженная активность, некритичность,
нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления.
Характерны
замедленность
и
непрочность
процесса
запоминания,
неточность
воспроизведения
материала,
быстрота
забывания;
малая
устойчивость,
трудности
распределения
внимания,
замедленная
его
переключаемость; недоразвитие эмоций, патологические эмоциональные
состояния, слабость собственных побуждений, большая внушаемость.
Формирование
навыков
самообслуживания
увеличивает
запас
представлений об окружающей действительности и обогащает собственный
жизненный опыт, этим объясняется изучение и поиск эффективного
использования предметно-практической деятельности, а также решаются
общие
и
специальные
задачи,
стоящие
перед
образовательными
организациями.
Навыки самообслуживания – это работа, направленная на умение
поддерживать гигиену тела, умение своевременно ухаживать за своей
одеждой
и
обувью,
правильное
использование
столовых
приборов,
соблюдение норм поведения за столом. Необходимо научить ребёнка
выполнять последовательные действия и закрепить у него привычку их
выполнять.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать
задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах,
сенсорного воспитания, развития речи, мелкой моторики и зрительно-
моторной
координации.
Р.С.
Буре
пишет:
«Постепенно
овладевая
трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребёнок всё
больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему
достигает успеха».
Необходимо научить ребёнка соблюдать определенную
последовательность действий для подражания и словесных инструкций при
выполнении
навыков
самообслуживания.
Навыки
самообслуживания
необходимы в повседневной жизни, овладение этими навыками дает
обучающемуся чувство уверенности, которое необходимо в социальной
сфере.
Семья способствует включению обучающегося в различные виды
деятельности, такие как: бытовая, трудовая и хозяйственная. Формирование
навыков самообслуживания у обучающихся влияет на удовлетворение их
жизненных потребностей, способствует развитию аккуратности, любви к
труду,
воспитывает
культуру
поведения
и
бережное
отношение
к
окружающим предметам.
Индивидуальные особенности обучающихся напрямую влияют на
скорость формирования этих навыков, а именно на тип центральной
нервной системы, на скорость запоминания. Нельзя не отметить влияние
семьи, направленное на формирование потребности в чистоте и порядке.
Эффективность
формирования
навыков
самообслуживания
учащихся
зависит
от
воспитания
и
уровня
психофизического
развития.
Формирование
навыков,
направленных
на
обслуживание
себя,
характеризуется умением одеваться и раздеваться, мыться и вытираться
полотенцем, использовать столовые приборы по назначению, поддерживать
чистоту и порядок в помещении и сообщать о необходимости посещения
туалета.
Отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др.–
отмечают, что поведение учащегося на уровне начального образования
чаще всего определяется двумя типами мотивов: мотивы исходящими из
самой деятельности и мотивы действия и переживания, которые вызваны
конкретными обстоятельствами.
Эмоциональные состояния и переживания напрямую влияют на
сознание ученика. Вызванные радостные эмоции и ощущение успеха при
выполнении навыка самообслуживания вызывают желание повторить его
снова
–
это
формирует
позитивное
отношение
к
самостоятельной
деятельности.
В
процессе
учебно-воспитательной
деятельности
необходимо
формировать мотивы для выполнения навыков - соответствие требованиям
и чувство ответственности за себя и других.
При выполнении навыков самообслуживания у обучающихся на
первый план выходят личные мотивы – самостоятельное выполнение
задания, изготовление вещей для себя, радость от своего успеха и т.д.
Самообслуживание учащихся с интеллектуальными нарушениями
на уровне начального образования включает:
1. Прием пищи: уметь пользоваться столовыми приборами (вилка,
ложка), есть аккуратно, сохраняя осанку за столом, уметь убирать посуду,
вести себя культурно во время еды.
2. Овладение навыками раздевания и одевания: уметь снимать и
надевать одежду, застегивать пуговицы и молнии, снимать и надевать
обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, выбирать одежду по
погоде.
3. Гигиена тела: уметь мыть руки и лицо, вытирать руки и лицо
полотенцем, правильно пользоваться мылом и зубной щеткой, уметь
расчесывать волосы, использовать носовой платок по назначению.
4. Навыки опрятности: уметь пользоваться туалетом, сообщать о
необходимости, пользоваться туалетной бумагой.
5. Гигиена повседневной жизни: уметь соблюдать и поддерживать
частоту, аккуратно складывать свои вещи, поддерживать порядок в шкафу,
содержать игровые предметы в хорошем состоянии.
3.Особенности формирования навыков самообслуживания у младших
школьников с интеллектуальными нарушениями.
Успешное формирование навыков самообслуживания зависит от
предоставления
учащимся
с
интеллектуальными
нарушениями
достаточного количества наглядного материала и практических занятий с
предметами, а также использования подробных объяснений. Подробные
комментарии в ходе практической работы ускоряют формирование
навыков
самообслуживания.
Успех
формирования
навыков
самообслуживания у обучающихся с ограниченными интеллектуальными
возможностями зависит от требований.
Требования к выполнению навыка должны основываться на
способностях обучающегося, то есть на принципе доступности обучения.
Теоретические
аспекты
и
практические
занятия
с
обучающимися
указывают на то, что представленные задания не должны быть легкими,
благодаря преодолению возникающих трудностей учащиеся с задержкой
психического
развития
более
прочно
закрепляют
навык.
Принцип
доступности
указывает
на
то,
что
формирование
навыков
самообслуживания должно соответствовать трудностям, находящимся в
«зоне
непосредственного
развития»
интеллектуальных
способностей
обучающихся.
Реализация
индивидуального
подхода,
то
есть
учет
психофизических
особенностей
обучающихся,
успешно
влияет
на
формирование навыков самообслуживания. Коррекционное и развивающее
обучение
также
оказывает
значительное
влияние.
Результаты
экспериментальных исследований показали, что обучение лиц с задержкой
психического развития на уровне начального образования должно носить
развивающий характер, следовательно, образовательный процесс должен
быть направлен не на передачу готовых знаний, а на то, чтобы у учащихся
формировались хотя бы элементарные навыки.
Л.С.
Выготский
отмечал,
что
формирование
навыков
самообслуживания у учащихся с задержкой психического развития на
уровне начального образования осуществляется на аномальной основе, что
обуславливает его замедленность, особенности и значительные отклонения
от нормативного развития.
Для того чтобы обучающийся с задержкой психического развития
мог быстро адаптироваться к условиям окружающей среды, необходимо
проводить
специально
организованное
обучение,
это
связано
с
особенностью развития личности и познавательной деятельности у данной
категории лиц. Такое обучение дает знания с учетом возможностей и
потребностей учащегося, тем самым позволяя успешно адаптироваться в
обществе.
Для обучающихся с нарушениями интеллекта на уровне начального
образования
требуется
многократное
повторение
пройденного
ими
материала, так как они забывают даже то, что хорошо выучили. Навыки
самообслуживания у этой категории детей требуют напряженной работы по
их закреплению, поскольку объем знаний, которые они получают, невелик.
Проблема активности учащихся с ограниченными интеллектуальными
возможностями напрямую связана с проблемой сознания.
Личность и мотивационная сфера обучающегося с ограниченными
интеллектуальными возможностями на уровне начального образования, а
также сверстника с нормативным развитием формируются в деятельности.
Но
этот
процесс
у
лиц
с
ограниченными
интеллектуальными
возможностями осуществляется на аномальной основе. Обучающиеся с
интеллектуальными нарушениями не умеют распределять внимание в
процессе деятельности, это негативно сказывается на её результатах.
Внимание характеризуется слабой устойчивостью, поэтому его
можно привлечь только с помощью красочных картинок и ярких игрушек,
но
очень
сложно
надолго
сосредоточить
внимание
на
чем-либо.
Значительные
трудности
для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями вызывают необходимость наблюдать сразу за несколькими
объектами и в то же время контролировать и регулировать собственные
действия.
Формирование
навыков
самообслуживания
невозможно
без
запоминания и привлечения прошлого жизненного опыта.
Ведущими
мотивами
этой
категории
обучающихся
являются
желание получить одобрение или поощрение от педагога, поэтому
произвольная
память
продуктивна.
При
формировании
навыков
самообслуживания стоит учитывать, что роль повторения как одного из
главных факторов закрепления знаний очень велика.
В процессе формирования навыков самообслуживания чрезвычайно
важна роль мышления. В деятельности обучающихся с ограниченными
интеллектуальными возможностями здоровья можно отметить практически
полное отсутствие ориентировочного этапа, поскольку восприятие задания
не в полной мере характерно для мышления этих категорий лиц, что
обусловлено недостаточностью мотивационной сферы. Это проявляется в
отказе выполнения задания и умственной пассивности. Обучающиеся на
начальном этапе формирования навыков самообслуживания не способны
планировать организацию своей деятельности, т.е. переходить от одного
действия к другому, общаться между собой, использовать адекватные
способы выполнения задания.
Особенности физического и двигательного развития оказывают
особое влияние на процесс формирования навыков самообслуживания у
учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями. При
выполнении действий с предметами они часто не соизмеряют усилия и в
результате либо роняют предмет, либо сильно сжимают его и тянут.
В большинстве случаев обучающиеся этой категории не имеют
представления о логической последовательности всех действий, входящих
в
навык
самообслуживания.
Нередко
они
страдают
от
характера
выполнения
каждого
отдельного
действия.
Движения,
связанные
с
самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, медленные или, наоборот,
суетливые, плохо скоординированные.
С
точки
зрения
формирования
навыков
самообслуживания
обучающиеся с ограниченными интеллектуальными возможностями на
уровне
начального
образования
представляют
собой
еще
более
неоднородную категорию. Но учитывая тот факт, что те из них, кто
подчиняется пошаговым требованиям с учетом их индивидуальных
особенностей, овладевают навыками самообслуживания, это указывает на
достаточный потенциал для развития практической деятельности.
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с
интеллектуальными нарушениями позволит в будущем успешно решать
задачи расширения представлений и знаний об окружающих предметах,
сенсорного восприятия, развития речи, мелкой моторики и зрительно-
моторной
координации.
Закрепит
умения
выполнять
действия
в
соответствии с представленным примером и словесными инструкциями,
следовать плану действий и ориентироваться на образец.
Навыки самообслуживания играют важную роль в
повышении адаптационных возможностей обучающихся с задержкой
психического развития на уровне начального образования.
При формировании навыков самообслуживания необходимо учитывать
особенности
обучающихся:
различные
нарушения
двигательного,
слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой
сферы, низкий уровень развития контрольных функций, нарушения
интеллектуального развития. Формирование навыков самообслуживания
под влиянием этих особенностей замедляется.
4.Особенности
формирования
навыков
самообслуживания
у
обучающейся
ГКОУ
КК
специальной
(коррекционной)
школы-
интерната ст-цы Платнировской М. Б****.
В семьях с патриархальным укладом встречается достаточно часто
такое явление, как излишняя опека младших детей женщинами (мамами и
бабушками). Женщина в семье такого типа, оправдывает свою роль
хранительницы очага, повышает свою значимость, излишней заботой о
младшем ребёнке. Его могут кормить из ложки и даже из бутылочки до 6-7
лет, одевать и обувать, ограничивать свободу передвижения, помещением в
кроватку, неоправданным использованием детской коляски, стремлением
носить достаточно взрослого ребёнка на руках. В общении с ребёнком
используются звукокомплексы и примитивные речевые конструкции, на
родном языке, что усложняет понимание структуры, как родного языка, так
и русского.
К негативным факторам относится и большая разница в возрасте между
детьми в семье. Старшие дети неохотно общаются с маленьким ребёнком,
более охотно проводят время в общении с русскоязычными сверстниками.
Ребёнок с сохранным интеллектом будет, даже при таких
обстоятельствах,
стремиться
к
самостоятельности,
ребёнок
с
интеллектуальными
нарушениями
будет
следовать
предложенному
сценарию, и не будет самостоятельно пытаться овладеть навыками
самообслуживания.
Работа по формированию навыков самообслуживания у М**** была
начата с обучения её выполнению самых простых просьб: «Дай», «На»,
«Смотри», «Как я», «Иди», «Возьми».
Освоение этих просьб происходило в течение первого года обучения.
Параллельно
девочка
осваивала
навыки
владения
письменными
принадлежностями,
знакомилась
с
учебными
предметами,
посещала
коррекционные занятия. Активно участвовала в школьных мероприятиях.
Опираясь на общепринятые нормы, исходя из того, что к окончанию
первого класса дети должны знать и уметь целый перечень вещей, о
важности
которых
мы
не
задумываемся
в
обычной
жизни,
были
сформулированы цели формирования навыков самообслуживания у Б**** .
Навыки самообслуживания для обучающихся начальной школы.
–
виды и назначение обуви и одежды;
–
последовательность складывания одежды;
–
последовательность действий при мытье рук и лица, чистки зубов;
–
правила пользования мылом;
–
самостоятельно надевать футболку;
–
самостоятельно надевать носки;
- самостоятельно надевать брюки;
–
надевать и снимать через голову рубашку, свитер, платье;
–
застегивать пуговицы;
–
завязывать шнурки на ботинках;
–
складывать и вешать одежду;
–
надевать чистую одежду;
–
расчесывать волосы расческой;
–
выбирать одежду по погоде;
–
пользоваться туалетом и туалетной бумагой;
–
мыть и вытирать руки и лицо;
–
пользоваться носовым платком.
Результаты освоения М**** навыков самообслуживания представлены в
небольшой презентации.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблема развития навыков самообслуживания у младших школьников,
имеющих
интеллектуальные
нарушения,
имеет
весьма
актуальный
характер. Данный вид воспитательных занятий предполагает расширение у
обучающихся знаний и представлений о навыках самообслуживания,
применение их в повседневной деятельности; формирование мышления и
сознания в целом данного процесса.
Самообслуживание осуществляется как в учебной деятельности, так и в
условиях воспитательной работы, на коррекционных занятиях занятиях. На
современном
этапе
образования
в
школе
используются
различные
образовательные технологии, максимально способствующие повышению
уровня образования в целом и развития навыков самообслуживания, в
частности.
Важнейшим
условием
повышения
уровня
развития
навыков
самообслуживания младших школьников является тесное взаимодействие
учителей, воспитателей и родителей обучающихся. Именно в семье у
ребенка формируется его первичные представления о самообслуживание,
развиваются существенные навыки.
Процесс развития навыков самообслуживания младших школьников в
условиях школы-интерната включает в себя: овладение элементарными
знаниями
в
области
самообслуживания;
освоение
и
осмысление
элементарных
навыков;
выработку
последовательности
выполнения
действий; осознание обучающимися выполнения действий без помощи
взрослого;
формирование
общечеловеческих,
моральных
качеств;
побуждение к активной социальной жизни.
На основе проделанной работы сформированы рекомендации для
педагогов, работающих с обучающимися, имеющими интеллектуальные
нарушения:
-произносить словесные указания следует медленно и только в тот
момент, когда обучающийся обращает своё внимание на педагога (учителя,
воспитателя, специалиста);
-для
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями
важно
произносить действия несколько раз, а затем, при необходимости, можно
выполнять действия индивидуально;
-важно расположиться так, чтобы обучающийся видел лицо педагога;
-говорить рекомендуется короткие слова и знакомые предложения;
-когда речь идет о предметах и действиях, слова всегда одни и те же,
вы
можете
добавлять
к
словам
соответствующие
жесты,
так
обучающемуся будет легче понять и сконцентрировать свое внимание;
-устные инструкции будут намного понятнее обучающемуся, если с
самого начала он увидит последовательные действия педагога с подробным
произношением действий;
-необходимо медленно показывать обучающемуся каждое действие;
-моделирование всех действий сразу может вызвать непонимание у
обучающегося
с
ограниченными
интеллектуальными
возможностями,
поэтому каждый шаг должен быть смоделирован.
-в своей работе важно использовать систему вознаграждения. Для
начала вы можете вознаградить обучающегося даже за то, что он сидит на
стуле,
затем
поощрить за
выполнение
простой
инструкции.
Через
некоторое время, когда обучающийся уже будет самостоятельно выполнять
действия (например, он пришел и сел на стул), вы можете просто похвалить
его.
-педагогам необходимо поддерживать в обучающихся стремление к
самостоятельности.