Напоминание

"Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при коррекции нарушений процесса чтения у второклассников с дислексией"

Автор: Фошенкова Александра Николаевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ Муринский ЦО№2
Населённый пункт: Г. Мурино
Наименование материала: Конспект научного доклада
Тема: "Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при коррекции нарушений процесса чтения у второклассников с дислексией"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект научного доклада на тему: «Формы взаимодействия учителя-

логопеда и учителя начальных классов при коррекции нарушений процесса

чтения у второклассников с дислексией»

Современная школа должна быть готова к работе с каждым

ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен

природой. Как видим, современная общеобразовательная школа ставит

перед учителем начальных классов серьезные проблемы, к решению

которых он не всегда готов или готов формально, имея определенные

теоретические знания,

но

слабую

практическую

готовность

к

их

решению [16].

Формы взаимодействия учителя – логопеда и учителя начальных

классов

это определённый набор приёмов, используемые в коррекционной

работе,

направленный

на

развитие

личности

обучающегося

[7].

Следовательно,

мы

можем

сказать,

что

образовательный

и

коррекционный

процесс

младших

школьников

будет

протекать

намного эффективнее благодаря совместной работе учителя начальных

классов и учителя – логопеда.

Учителю – логопеду и учителю начальных классов необходимо

приходить к взаимопониманию и взаимопомощи, чтобы выбрать более

подходящий метод работы, подход к обучению того или иного ребёнка,

нуждающегося в получении образования.

Учитель начальных классов – это педагог, который ведёт

обучающую и воспитательную деятельность учеников младшей школы

в образовательном учреждении [10]. Он проводит учебные занятия

согласно школьной 22 программе, организует родительские собрания,

внеклассную деятельность учащихся, контролирует их воспитательный

и образовательный процесс.

Учитель – логопед – это специалист, который изучает различное

множество речевых нарушений, причины их возникновения и способы

устранения

для

успешной

в

последующем

образовательной

деятельности

обучающихся

[10].

В

своей

деятельности

логопед

использует

специальные

методики

и

приёмы,

с

помощью

которых

совершенствуется или полностью восстанавливается речь людей.

Основная проблема заключается в том, что учителя начальных

классов не отличают специфические ошибки, допускаемые детьми, от

незнания правил. Задача учителя-логопеда научить учителя начальных

классов отличать специфические ошибки от обычных ошибок, а также

обратить внимание на то,

что специфические ошибки не должны

учитываться при выставлении оценки, ведь из-за этого эмоциональное

состояние ребенка будет нарушено и мотивация к получению новых

знаний и совершенствованию исчезнет. Для решения данной

задачи

также

могут

проводиться

консультации.

Учитель-логопед

рассказывает о специфике оценивания учеников на логопедическом

занятии. Оценивается внимательность во время выполнения заданий,

активность, желание работать и саморефлексия учащегося (увидел ли

он свои ошибки, сколько увидел, смог ли исправить самостоятельно).

Логопед должен донести до учителя, что для детей с нарушениями

речи

важнее

психологическое

состояние

на

уроке,

чем

оценка.

В

течение всего года логопед держит учителя начальных классов в курсе

о направлениях и успехах коррекционной работы. Он также может

рекомендовать

учителю начальных классов игры и упражнения,

которые помогут ускорить коррекционную работу и сделать ее более

эффективной [25].

Формы взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных

классов

меняются

и

сопрягаются

на

разных

этапах

коррекционно-

педагогической

работы.

Но

на

всех

этапах

данной

работы

взаимодействие

специалистов

может

осуществляться

во

время

разработки совместного плана, по которому будет проходить работа по

устранению проблемы ученика.

Для совместной результативной работы учителя – логопеда и

учителя начальных классов применяются следующие формы [10]:

1.

Совместная

диагностика/анализ

учебной

проблемы

ребёнка.

Совместное

проведение

диагностики

специалистами

не

исключает

специального

логопедического

обследования,

но,

важно, чтобы учитель помог логопеду разобраться в том, какая

проблема возникла у ребёнка. Это

можно

узнать

во время

логопедической экспресс – диагностики;

2.

Совместное проведение уроков и мероприятий. Данная форма

предполагает

не

только

более

эффективную

работу

по

нарушению, имеющегося у ребёнка, но и развитие сплочения

двух специалистов. На

совместных уроках и мероприятиях

происходит развитие не только в учебно-познавательной сфере

ребёнка,

но

и

в

коррекционной

деятельности,

что

может

ускорить процесс устранения дефекта, имеющегося у ребёнка;

3.

Консультативное сопровождение. Данная форма позволяет как

учителю

начальных

классов,

так

и

учителю

логопеду

принимать

участие

в

работе

другого.

Каждый

может

давать

коллеге рекомендации по проведению того или иного занятия

или упражнения, а также консультировать о том, какие приёмы

и методы использовать в работе с определённым учеником;

4.

Совместное

планирование

коррекционно-развивающей

и

учебной

работы.

Учитель

логопед

и

учитель

начальных

классов после диагностики и её анализа подбирают различные

приёмы и методики для успешной коррекционной работы по

устранению

нарушения

у

ребёнка.

Также

каждый

из

специалистов

включает

в

план

своей

работы

тематические

задания

и

упражнения,

которые

будут

рекомендованы

друг

другом, что поможет улучшать другие сферы развития;

5.

Совместное участие в психолого – медико – педагогической

комиссии

школы (далее ПМПК). Главная задача учителя –

логопеда и учителя начальных классов, это участие в принятии

решения всех специалистов

ПМПК для того, чтобы выбрать

правильный

образовательный

маршрут

и

достигнуть

необходимых условий для ребёнка, с учётом его нарушений;

6.

Совместное

проведение

разнообразных

форм

работы

с

родителями. Учитель – логопед и учитель начальных классов

могут

проводить

совместные

родительские

собрания,

на

которых

будут

обсуждать

пути

решения,

встречаемых

трудностей

у

их

ребёнка,

составление

рекомендаций

по

домашней

работе

родителей

с

детьми,

организация

консультаций для взрослых, направленных на подбор наиболее

удачных методов по работе с выявленным нарушением.

7.

Совместное анализирование работы двух специалистов. После

выбора

приёмов

и

методов

работы,

проведения

коррекционной работы учитель

логопед

и

учитель

начальных

классов

проводят

рефлексию

своей

деятельности,

находят

недостатки,

корректируют план дальнейшей работы и продолжают её;

8.

Участие

учителя

логопеда

в

методических

объединениях

учителей начальных классов. Для данной формы характерно

оптимизировать

работу

специалистов

по

направлению

коррекции речевого нарушения у

ребёнка и выстраивание

определённой программы, в которой будет это отражаться.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сказать, что процесс

формирования правильности чтения у второклассников с дислексией

будет

протекать

эффективнее

благодаря

использованию

форм

взаимодействия учителя

логопеда и учителя начальных классов [10].

Таким

образом,

для

развития

навыка

правильности

чтения

у

второклассников

с

аграмматической

дислексией

преимущественно

подойдут такие формы взаимодействия между учителем-логопедом и

учителем начальных классов, как:

Открытое

логопедическое

занятие

для

учителя

начальных

классов;

Консультативное

сопровождение.

Каждый

из

специалистов

сможет давать друг другу определённые советы по работе с

детьми, касаемо того, как лучше выстраивать занятие и какие

приёмы применить;

Создание методических материалов [10].