Напоминание

Литературные вечера как способ повышения интереса учащихся к урокам литературы

Автор: Осипова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 199
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Литературные вечера как способ повышения интереса учащихся к урокам литературы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литературные вечера как способ повышения интереса учащихся к

урокам литературы

Считаю, что литературные вечера являются хоть и трудоемким, но

ярким и

действенным

способом привлечения внимания

учащихся к

художественному слову. Кроме того, подобные мероприятия – одно из

звеньев в системе нравственно-эстетического воспитания.

Я провожу литературные вечера с 2002 года. Сценарии разрабатываю

сама, но иногда использую фрагменты готовых сценариев или идеи,

положенные

в

их

основу.

Музыкальное

сопровождение

и

реквизит

подбираем вместе с детьми. Самый важный этап – индивидуальная работа с

чтецами, отработка навыков выразительного чтения – занимает не меньше

месяца. Для меня особенно важно, когда дети, у которых нет опыта

подобных выступлений, постепенно начинают чувствовать уверенность,

радость от того, как звучит текст, который они читают. Сейчас есть

возможность найти и послушать чтение нужных нам стихотворений

профессионалами. Я не настаиваю на этом, но некоторые ученики слушают и

сравнивают разные варианты исполнения, выбирая свой. Сводные репетиции

провожу только на последнем этапе, буквально за неделю до выступления.

Причем

все

секреты

предстоящего

вечера

на

этих

репетициях

не

раскрываются: музыкальные номера всегда репетируются отдельно с

помощью учителей музыки, а на общих репетициях только условно

обозначаются для остальных участников. Дети не знают заранее, как будет

оформлено помещение, что будет ( и будет ли вообще) показано на экране и

т.п. Мне хочется, чтобы у участников было ощущение новизны, необычности

происходящего. А поскольку некоторые наши литературные вечера уже

стали традиционными, я стараюсь вносить что-то новое и в каждое

следующее воплощение сценария, например, добавляю или заменяю какие-то

стихотворения, романсы, музыку и т.п. Наши выступления с удовольствием

посещают выпускники, которые сами были когда-то участниками, и они

отмечают, что увидели что-то совершенно новое для себя. Вообще, я

пробовала подготовить подобное мероприятие для сцены актового зала, но и

мне, и участникам показалось еще на репетициях, что в большом

пространстве теряется атмосфера, и мы вернулись в классный кабинет, где

всегда и выступали ( за исключением участия в районном семинаре, где

местом действия была школьная библиотека). Наши зрители – учителя,

работающие в классах, откуда участники мероприятия, мои коллеги-

филологи, родители и одноклассники артистов. Конечно, кабинет литературы

не может вместить большое количество зрителей ( максимум – 40, но это уже

тесно), поэтому по просьбам зрителей мы иногда повторяем выступление

через некоторое время. Всем зрителям подписываются персональные

приглашения, дизайн которых разрабатывают сами участники.

Мероприятие, посвященное творчеству А.Фета, - одно из традиционных.

Все мои десятиклассники «прошли» через него.

Но, по общему мнению, самое сильное впечатление оставляет вечер

«Цветаева о Цветаевой» (идея не моя, но она мне очень понравилась :

говорить не о поэте, а от ее имени, так как Марина Ивановна оставила много

автобиографической прозы). Трагическая судьба поэта, ее пронзительные

стихи никого не оставляют равнодушным. И я, и участники, несмотря на

многочисленные репетиции, не можем сдержать слез, что уж говорить о

зрителях…

Кстати, я почти никогда ( исключение – литературный вечер для 6-7

классов «У русских зим особенная прелесть») не участвую в самом вечере. Я

среди зрителей или за компьютером, без сценария в руках. Участники сами

знают, что и когда делать и говорить.

Самым необычным был литературный вечер на 3 языках, проведенный

совместно с учителями английского и немецкого языков. На нем прозвучали

стихи на языке оригинала и в переводе на русский язык.

Когда я только начинала работу над первым сценарием, я даже не

предполагала, что эта литературные вечера найдут такой отклик у моих

учеников. Ни разу за это время мне не пришлось уговаривать кого-то

поучаствовать, желающих всегда было больше, чем даже предполагалось по

сценарию. Мне кажется, у многих наших учеников есть потребность хоть

иногда окунуться в совершенно другую атмосферу, чем та, которая их

окружает изо дня в день, стать участниками «праздника красивого русского

слова», как сказала моя коллега. Но самое важное для меня – это желание

детей после наших мероприятий перечитать стихи поэта или узнать что-то

новое о нем самом.