Автор: Осипова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 199
Населённый пункт: г Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Литературные вечера как способ повышения интереса учащихся к урокам литературы
Литературные вечера как способ повышения интереса учащихся к
урокам литературы
Считаю, что литературные вечера являются хоть и трудоемким, но
ярким и
действенным
способом привлечения внимания
учащихся к
художественному слову. Кроме того, подобные мероприятия – одно из
звеньев в системе нравственно-эстетического воспитания.
Я провожу литературные вечера с 2002 года. Сценарии разрабатываю
сама, но иногда использую фрагменты готовых сценариев или идеи,
положенные
в
их
основу.
Музыкальное
сопровождение
и
реквизит
подбираем вместе с детьми. Самый важный этап – индивидуальная работа с
чтецами, отработка навыков выразительного чтения – занимает не меньше
месяца. Для меня особенно важно, когда дети, у которых нет опыта
подобных выступлений, постепенно начинают чувствовать уверенность,
радость от того, как звучит текст, который они читают. Сейчас есть
возможность найти и послушать чтение нужных нам стихотворений
профессионалами. Я не настаиваю на этом, но некоторые ученики слушают и
сравнивают разные варианты исполнения, выбирая свой. Сводные репетиции
провожу только на последнем этапе, буквально за неделю до выступления.
Причем
все
секреты
предстоящего
вечера
на
этих
репетициях
не
раскрываются: музыкальные номера всегда репетируются отдельно с
помощью учителей музыки, а на общих репетициях только условно
обозначаются для остальных участников. Дети не знают заранее, как будет
оформлено помещение, что будет ( и будет ли вообще) показано на экране и
т.п. Мне хочется, чтобы у участников было ощущение новизны, необычности
происходящего. А поскольку некоторые наши литературные вечера уже
стали традиционными, я стараюсь вносить что-то новое и в каждое
следующее воплощение сценария, например, добавляю или заменяю какие-то
стихотворения, романсы, музыку и т.п. Наши выступления с удовольствием
посещают выпускники, которые сами были когда-то участниками, и они
отмечают, что увидели что-то совершенно новое для себя. Вообще, я
пробовала подготовить подобное мероприятие для сцены актового зала, но и
мне, и участникам показалось еще на репетициях, что в большом
пространстве теряется атмосфера, и мы вернулись в классный кабинет, где
всегда и выступали ( за исключением участия в районном семинаре, где
местом действия была школьная библиотека). Наши зрители – учителя,
работающие в классах, откуда участники мероприятия, мои коллеги-
филологи, родители и одноклассники артистов. Конечно, кабинет литературы
не может вместить большое количество зрителей ( максимум – 40, но это уже
тесно), поэтому по просьбам зрителей мы иногда повторяем выступление
через некоторое время. Всем зрителям подписываются персональные
приглашения, дизайн которых разрабатывают сами участники.
Мероприятие, посвященное творчеству А.Фета, - одно из традиционных.
Все мои десятиклассники «прошли» через него.
Но, по общему мнению, самое сильное впечатление оставляет вечер
«Цветаева о Цветаевой» (идея не моя, но она мне очень понравилась :
говорить не о поэте, а от ее имени, так как Марина Ивановна оставила много
автобиографической прозы). Трагическая судьба поэта, ее пронзительные
стихи никого не оставляют равнодушным. И я, и участники, несмотря на
многочисленные репетиции, не можем сдержать слез, что уж говорить о
зрителях…
Кстати, я почти никогда ( исключение – литературный вечер для 6-7
классов «У русских зим особенная прелесть») не участвую в самом вечере. Я
среди зрителей или за компьютером, без сценария в руках. Участники сами
знают, что и когда делать и говорить.
Самым необычным был литературный вечер на 3 языках, проведенный
совместно с учителями английского и немецкого языков. На нем прозвучали
стихи на языке оригинала и в переводе на русский язык.
Когда я только начинала работу над первым сценарием, я даже не
предполагала, что эта литературные вечера найдут такой отклик у моих
учеников. Ни разу за это время мне не пришлось уговаривать кого-то
поучаствовать, желающих всегда было больше, чем даже предполагалось по
сценарию. Мне кажется, у многих наших учеников есть потребность хоть
иногда окунуться в совершенно другую атмосферу, чем та, которая их
окружает изо дня в день, стать участниками «праздника красивого русского
слова», как сказала моя коллега. Но самое важное для меня – это желание
детей после наших мероприятий перечитать стихи поэта или узнать что-то
новое о нем самом.