Автор: Солодун Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Новосельская СОШ"
Населённый пункт: село Новое Село, Стародубского района, Брянской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Неизвестный компонент действия сложения, его нахождение. Проверка сложения".
Урок математики
2 класс
Тема:
Неизвестный
компонент
действия
сложения,
его
нахождение.
Проверка сложения.
Цели: познакомить с применением приемов сложения и вычитания, основанных
на знании десятичного состава числа; развивать умение сравнивать именованные
числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов;
развивать навыки счёта, смекалку, внимание.
Планируемые результаты:
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к
предмету; стремятся развивать внимание, память, мышление, совершенствовать
навыки
сотрудничества
со
сверстниками
и
со
взрослыми;
проявляют
самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как сложить двузначное число и однозначное, как из
двузначного числа вычесть однозначное и как из двузначного числа, в котором
есть и десятки, и единицы, вычесть двузначное число, состоящее из одних
десятков; нумерацию чисел в пределах 100; умеют: складывать двузначное число
с
однозначным,
вычитать
однозначное
число
из
двузначного,
вычитать
двузначное число, состоящее из десятков, из двузначного числа, состоящего из
десятков и единиц, решать задачи изученных видов, сравнивать именованные
числа.
Метапредметные
(критерии
сформированности/оценки
компонентов
универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: формулируют учебную
задачу, ориентируются в учебнике, контролируют собственную деятельность и
деятельность
партнёра,
осуществляют
взаимопроверку
и
самопроверку,
корректируют
свои
действия,
внося
необходимые
изменения
в
случае
расхождения с образцом, оценивают процесс и результат своей деятельности,
выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что нужно усвоить, способны к
мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную
цель, выделяют необходимую информацию, опираясь на различные источники,
анализируют объекты, сравнивают их, самостоятельно или в сотрудничестве с
учителем и одноклассниками, создают способы решения проблемы и алгоритмы
деятельности; коммуникативные: слушают
и
понимают
партнёра,
взаимно
контролируют деятельность друг друга, уважают в общении и сотрудничестве как
партнёра, так и самого себя, не создают конфликтов в спорных ситуациях.
методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
– Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические
задания и упражнения мы умеем выполнять? (ответы учащихся: решаем задачи,
сравниваем, решаем примеры)
– Ребята, любите ли вы математику?
Хотели бы вы научиться новому? (ответы учащихся)
– Мне очень приятно это слышать. Начнём с устной работы.
II. Устный счет. Разминка.
1)
2) – Решим примеры на скорость, правильно оцениваем свои силы и возможности.
(записываем только ответы) время – 1 мин.
1 уровень
2 уровень
73-1=
74-70=
42+1=
43-40=
50-10=
62-2=
40+10=
90+8=
30-1=
37-3=
Проверка
III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
1) Сравним буквенные выражения. Объясним выбор знака сравнения.
а + 3 и а – 3
7- с и 70 – с
17 + в и в + 17
у + 0 и у – о
(учащиеся выполняют сравнение устно, спрашивают подтверждение своего
ответа у одноклассников)
2) Проведём самостоятельную работу в тетрадях. Запишем примеры, вставляя
пропущенные числа и получая верные равенства.
65 + * = 70
* + 20 = 100
34 – * = 31
* – 30 = 10
* + 26 = 56
17 – * = 9
3) Проверьте свою работу и оцените себя. (учитель открывает закрытые в
примерах числа, ученики проверяют свои результаты, оценивая себя знаками «-»
и «+»)
– Кто нашёл у себя ошибку? В каком примере? Объясните причину ошибки. Что
необходимо сделать, чтобы избежать дальнейших ошибок?
– А кто не ошибся? (ответы учащихся)
4) Выполним следующее задание.
Разбейте записи на две группы. Прокомментируйте свои действия.
19 + * = 21
в – 4
* – 5 = 20
11 + с
х + 6 = 14
(дети распределяют на группы «Примеры с окошком» и «Буквенные
выражения»)
– Как мы работаем с примерами «с окошком»?
– Как мы работаем с буквенными выражениями? (ответы учащихся)
– Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы
затрудняетесь?
– На что похожа запись х + 6 = 14 ? Что вы можете о ней сказать? Как мы можем
её назвать?
(ответы учащихся: В примерах «с окошком» мы подбираем число для
составления верного равенства. В буквенных выражениях подставляем вместо
буквы число и вычисляем значение выражения. Запись х + 6 = 14 похожа
одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком. Эту запись
можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.)
– Кто нам назовёт тему нашего урока математики? Кто знает, как называются
такие равенства в математике? (ученики называют тему урока) (Слайд)
– Тема нашего урока –
Неизвестный компонент действия сложения, его
нахождение. Проверка сложения
–- Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. (ответы учеников)
IV. «Открытие» детьми новых понятий.
– Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на
данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
(ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было
верным)
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа.
(ответы учащихся: – Это число 8. так как 8+6 = 14)
– Что же вы сейчас сделали? (ответ детей: -Решили уравнение.)
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак «=»),
которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют
вывод) (Слайд)
– Что значит решить уравнение?
(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было
верным)
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 68.
(учащиеся читают вывод вслух)
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется
проверка. Сегодня мы комментируем проверку.
Физминутка
1. Первичное закрепление.
– Потренируемся решать уравнения. Выполняем №2 на странице 70 учебника. 1
ряд – 1 уравнение, 2 ряд – 2 уравнение (учащиеся работают в парах)
– Проверяем выполнение задания. (учащиеся комментируют решённые
уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)
2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15)
– Проверьте свою работу. (учитель открывает карточки с возможными
вариантами уравнений)
– Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?
– А кто выполнил все задания правильно? (ответы учащихся)
3. Включение в систему знаний и повторение.
1) Решение задач с помощью схем. (с. 70 №3)
Комментирование у доски.
– Что известно в задаче?
– О чем спрашивается? Начертите схему. Решите задачу разными способами.
15 – (5 + 4) = 6 (м)
15 – 5 – 5 =6 (м)
№3 (2) – самостоятельная работа. Работают консультанты.
2) – Как назовём данные записи на доске? (ответ учащихся: – Уравнения)
– Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его. Выбор уравнения
обоснуйте. (Слайд)
Х + 10 =60
Х + 20 =60
40 + Х = 60
Х + 30 = 60
Х + 40 = 90
(учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют
решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников)
V. Рефлексия деятельности. (Итог урока).
– Какую тему сегодня на уроке мы изучали?
– Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке?
– Выполнили мы эти задачи?
– Оцените свою работу на уроке. (высказывания учащихся)
– Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с
уравнениями?
(высказывания учащихся)
– Откроем дневники, запишем домашнее задание: страница 69 учебника задание
№ 5, а также составить четыре своих уравнения – два на сложение и два на
вычитание, найти в них Х способом подбора.
– Наш урок окончен.