Напоминание

"Деловая игра как активный метод воспитания"

Автор: Стрюкова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское ПКУ"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: "Деловая игра как активный метод воспитания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ТЕМА: «Деловая игра как активный метод воспитания»

Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной,

коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на

развитие активности обучающихся и обеспечивающих их включенность в межличностное

общение, являются ролевые и деловые игры.

Известный французский ученый Луи де

Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с

работой ученого.

Игра

-

это

следствие

деятельности,

посредством

которой

люди

преобразуют

действительность, меняют мир. Суть человеческой игры заключается в способности

преобразовывать окружающий мир, воссоздавая его. В игре формируется и проявляется

потребность индивида стать субъектом, руководителем своей деятельности, влиять на мир.

Главным в игре является не результат, а сам процесс, переживания, связанные с ним. Хотя

ситуации, в которых играет человек - мнимые, действия, переживания и чувства - реальные.

Поэтому, с точки зрения психологии, игра возникает тогда, когда появляются потребности,

которые не могут реализоваться в определенный момент жизни.

С.А. Шмаков называет игру восьмым чудом света, он пишет, что «игра одно из

интереснейших явлений культуры… Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его

спутницей; верным другом. Она заслуживает большего человеческого уважения, гораздо

большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные резервы, за огромные

педагогические возможности».

Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение,

имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают

участники игры. При этом каждый воспитанник решает свою отдельную задачу в

соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у обучающихся

развиваются и навыки сотрудничества.

Метод деловых игр известен с XVII - XVIII вв., и история его возникновения описана в

литературе.

Деловая

игра

этого

времени

определяется

как

"военная

или

предпринимательская".

Первое

упоминание

деловой

игры

значилось

как

"военные

шахматы", потом как "маневры на карте". Интересно, что в XIX в. "военные игры должны

были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить

трудности при обучении". Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664

г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой

реалистичностью. В 1780 г. "военные шахматы" начали использоваться в подготовке

офицеров.

Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн в

Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте. В 1938 году деловые игры в СССР

постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение

произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США.

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях

неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном

процессе, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при

проведении социально-психологических тренингов.

Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно

отыскать проблему и способы ее решения. Основная цель деловых игр - формирование и

совершенствование конкретных умений действовать в конкретных ситуациях.

Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и

процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия,

соперничества между

различными

решающими

сторонами.

В

деловой

игре

могут

моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения

соревнования между сторонами.

Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:

рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени

(сжатие процесса);

освоить обучающимися навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;

работы групповым методом при подготовке и принятии решений;

ориентации в нестандартных ситуациях;

концентрировать

внимание

обучающихся

на

главных

аспектах

проблемы

и

устанавливать причинно-следственные связи;

развивать взаимопонимание между участниками игры.

Необходимые условия проведения деловой игры:

внимательность;

включенность в игру;

сопричастность, уважение точки зрения других;

масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);

самовыражение.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и

классификаций деловых игр.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели

участников,

различают

деловые

игры

учебные,

исследовательские,

управленческие,

аттестационные. Приведём классификацию деловых игр по Л.В. Ежовой.

1. По времени проведения:

– без ограничения времени;

– с ограничением времени;

– игры, проходящие в реальное время;

– игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности:

– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

– оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для

каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

– обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

– констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

Использование деловых игр в воспитательном процессе способствует формированию

осознания

принадлежности

к

коллективу,

закреплению

взаимосвязи

при

решении

коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность,

сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к одноклассникам.

Развивающая эффективность заключается в развитии логического мышления, способности

поиска ответов на поставленные вопросы, речи и речевого этикета, умения участвовать в

дискуссии и эффективно общаться.

Многие педагоги в наше время ищут разнообразные формы построения и проведения

занятий, которые отличаются от стандартных.

Педагогическая деятельность всегда

предполагает творчество. Деловые игры является педагогическим средством и активной

формой обучения, которая интенсифицирует познавательную деятельность, моделируя

управленческие,

психологические, педагогические ситуации и дает возможность их

анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем.

Игровое сопровождение воспитательных мероприятий позволяет поддерживать постоянный

высокий интерес у обучающихся к изучаемому вопросу, активизирует их самостоятельную

деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Игры

позволяют

развиваться

и

учиться,

дают

возможность

выражать

свои

интеллектуальные, нравственные и эмоциональные качества. Их особенностью является

высокий эмоциональный настрой участников, в них всегда присутствует здоровый дух

соревнования. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно

преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоления препятствия. Именно

поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Как же организовать деловую игру?

При подготовке к игре педагогу, который будет её проводить необходимо:

выбрать тему,

наметить проблему, решение которой должно быть найдено в игре,

создать условную ситуацию, которая имитирует конкретную деятельность людей и их

отношения,

определить роли, которые будут выполнять участники игры,

разработать документацию, которой будут пользоваться участники игры,

разработать систему поощрений и штрафов.

При определении проблемы необходимо предусмотреть, чтобы она разрешалась в несколько

этапов, т.е. состояла из нескольких заданий, и каждый этап игры заканчивался общим

обсуждением командами. Таким образом, в конце игры должна образоваться цепочка

решений, приводящая к окончательному выводу. Каждый этап игры должен быть строго

ограничен временным промежутком.

Во время игры должны быть поставлены определенные цели перед командой в целом и

перед каждым участником отдельно, необходимо содействовать общению участников внутри

команд, но так, чтобы дисциплина не нарушалась. За нарушение дисциплины на команду

налагается штраф, который выплачивается баллами.

После завершения игры проводится ее детальный разбор. Определяются и оцениваются

решения, принятые в ходе игры. На разборе дается итоговая оценка результатам

проведенной

игры,

оценивается

степень

выполнения

поставленной

цели

и

задач.

Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются

имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.