Напоминание

Формирование надпредметных умений младших школьников как основа преемственности начального и основного общего образования

Автор: Кажанец Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ-ДС №1 г.Магас"
Населённый пункт: город Магас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование надпредметных умений младших школьников как основа преемственности начального и основного общего образования







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ

ГОРОДСКОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №1

Г.МАГАС

Конспект урока по русскому языку

тема «Разделительный мягкий знак»

2 класс

Учитель начальных классов: Кажанец Н.Н.

ГБОУ СОШ –ДС №1 г.Магас РИ

Пояснительная записка к уроку.

Школа: ГБОУ СОШ-ДС № 1 г.Магас РИ

Учитель: Кажанец Наталья Николаевна

Класс: 2 б

Предмет: русский язык

Тема: разделительный мягкий знак

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: познакомить детей с функцией разделительного мягкого знака.

Цель первого этапа

«Самоопределение

к деятельности»:

включить

в

учебную деятельность.

Цель второго этапа «Мотивация»:

создать

условия для

возникновения

внутренней потребности включения в деятельность «Я хочу!»,

готовность

мышления, осознание потребности к новым действиям.

Цель третьего этапа «Актуализация»:

Воспроизведение знаний,

умений,

навыков достаточных для построения нового способа действий. Активизация

соответствующих мыслительных операций.

Цель

четвёртого

этапа

«Постановка

проблемы.

«Открытие»

нового

знания:

построение

нового

способа

действий,

решение

поставленной

проблемы.

Для открытия новых знаний используется подводящий диалог.

Выявление

места и причин затруднений,

постановка цели и темы урока.

Поскольку это проблема, то гипотезы детей могут быть весьма разнообразны.

Цель пятого

этапа

«Включение

нового

знания в систему

знаний и

повторения »: усвоение нового способа действий, создание ситуации успеха.

Проводится диагностика понимания

и вторичное закрепление алгоритма.

Дифференцированная

самостоятельная

работа

с

последующей проверкой.

Проверяется умение использовать правило.

Цель шестого этапа «Рефлексия деятельности»: соотнесение цели урока и

результата.

Цель седьмого этапа «Итог урока»: возвращаю ребят к вопросам, которые

были поставлены в начале урока.

Формируемые УУД:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным

мягким знаком. Соотношение

количества

звуков и букв в таких словах, как

Коля,

колья.

Подбор

примеров

слов с разделительным мягким знаком.

Умение

различать

слова

с

мягким знаком — показателем мягкости

предшествующего согласного звука

и с

разделительным мягким знаком.

Объяснение написания

разделительного мягкого знака в словах.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные

-

формирование умения ставить познавательную цель

урока;

осознанное

и произвольное

построение

речевого

высказывания

в

устной и письменной форме;

Б)

Регулятивные

-

развитие

умения

критически

мыслить.

Умение

оценивать свои достижения на уроке,

умение обнаруживать

и исправлять

свои ошибки.

В)

Коммуникативные

-

умение

слушать

и

вступать

в

диалог.

Умение

договариваться

и

приходить

к

общему

решению,

сотрудничать

с

одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

формирование

уважительного

отношения

к

иному

мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Была

поставлена

триединая

дидактическая

цель

урока,

которая

реализовывалась через следующие аспекты:

образовательный:

сформировать

представление

учащихся

о

Ь

как

о

разделительном знаке.

развивающий:

развивать

логическое

мышление,

память,

внимание,

коммуникативные

навыки

учащихся,

развивать

умение

сравнивать,

анализировать и обобщать.

воспитательный:

воспитывать

любознательность

и

взаимопонимание,

развивать чувство ответственности.

Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и

связаны с предыдущими учебными занятиями.

Сформировать представление

о правописании разделительного мягкого знака;

сформировать понятие о

разделительном мягком знаке;

тренировать

способность

к правописанию

слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

1. Создать условия для формирования понятия “разделительный мягкий знак.

2. Уметь распознавать слова с разделительным мягким знаком и правильно

записывать их..

3. Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать,

классифицировать.

4. Способствовать развитию умения быть внимательными, выслушивать

мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

Форма организации урока – урок - исследования

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

В работе используется образовательная программа «Школа России», автор

учебника В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тема урока относится к разделу

«Звуки и буквы».

Количество уроков по предмету в неделю 4 часа .Общий

объем учебного времени за год составляет 136 часов.

Ожидаемый результат:

-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким

знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

Оборудование: плакаты с пословицей, кроссвордом, страна букв, домик с

«ь», карточки с заданием, картинки.

Характеристика класса :в классе 25 учеников ,

по

уровню развития -

разноуровневый ( 5 слабых учеников,

4 - сильных ,

19 – среднего уровня),

Общий темп деятельности класса – выше среднего.Внимание у большинства

детей

устойчивое,

долговременная

память

сформирована

достаточно,

отмечается

высокий уровень

познавательной активности.

Дети,

в целом,

дружелюбные,

внимательные

друг

к

другу.

На

уроке

чувствуют

себя

комфортно. Нормы поведения и общения, соблюдают.

Предполагаемый

результат:

повышение

познавательного

интереса

к

предмету, развитие коммуникативных способностей.

Оборудование:

Магнитная доска

Опорная схема “Разделительный мягкий знак”

Раздаточный материал

Плакат с кроссвордом

Плакат с пословицей

Картинки

Плакат «Страна Буквария и Циферия», дом для «Ь».

Тип

урока- изучения нового.

Структура урока соответствует типу урока и

его дидактическим задачам.

Основным этапом является

этап построение

проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

1.

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (иллюстрации)

практические (работа с карточками).

2.

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных

перед учащимися проблем).

Характеристика класса:

в классе 25 учеников ,

по

уровню развития -

разноуровневый ( 5 слабых учеников,

4 - сильных ,

19 – среднего уровня),

Общий темп деятельности класса – выше среднего. Внимание у большинства

детей устойчивое,

отмечается высокий уровень познавательной активности.

Дети, в целом, дружелюбные, внимательные друг к другу,

старательные. На

уроке чувствуют себя комфортно.

Нормы поведения и общения,

соблюдают.

Ошибиться при ответе не боятся,

к доске выходят уверенно.

Анализ урока

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную

и практическую деятельность,

исследовательского характера.

Этапы урока

были тесно

взаимосвязаны между

собой,

чередовались

различные

виды

деятельности.

умственные

действия

опирались

и

подкреплялись

практическими.

Активизировала познавательную деятельность и повышала

интерес к учению на уроке через современные образовательные технологии:

игровые,

здоровьесберегающие,

компьютерные,

личностно-ориентированное

обучение.

Учебный материал урока

соответствовал принципу научности,

доступности и был посилен ученикам второго класса.

Время,

отведенное на

все

этапы

урока,

было

рационально

распределено

и

использовалось

эффективно. Интенсивность урока балы оптимальной с учетом физических и

психологических

особенностей

второклассников.

Высокая

работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет

грамотного

использования

форм и

методов

работы.

Перегрузка

ребят

предупреждалась сменой одного вида работы другим.

Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на

уроке

положительной психологической атмосферы.

Для каждого ученика

была создана ситуация успеха.

Думаю ,

урок прошел успешно,

реализованы

все поставленные дидактические цели и задачи урока.

Сценарий урока

Разделительный мягкий знак

Ход урока

І. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Но вы уже видели, что к вам на урок

пришли гости, посмотреть какие вы умницы, как вы умеете работать на уроке.

Давайте поприветствуем их.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы ученики.

II. Мотивация к учебной деятельности.

У. Посмотрите на доску.

Ученье – путь к уменью.

-Прочитайте пословицу.

-Как вы её понимаете?

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня вас ждёт ещё одно новое открытие.

Плакат «Страна букв».

1.

-

В сказочной стране

букв,

что

находится

за

тридевять

земель,

в

тридесятом царстве,

в небольшом домике,

что стоял на самой окраине этого

города ,

жила-была буква. Была она такая тихая и скромная, что никто даже

не слышал ее голоса.

О ней частенько забывали и,

вообще,

не брали во

внимание.

Все буквы посмеивались над ней: «Она даже не обозначает звука,

не умеет говорить…» - ворчали они. Жилось ей плохо, очень одиноко.

- Ребята, как вы думаете, какая буква живет в этом домике? (ь,

Ъ знаки)

-Вот и первая наша проблема. У нас две буквы Ъ и ь не обозначают звука.

О какой же из них мы сегодня будем говорить, узнаем, если разгадаем

кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывайте .

1.В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ….(медведь)

2.Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его , конечно, знаем!

3.Не пускает за порог,

Бьет, кусает, валит с ног.

Это холоду подруга -

Белая и злая … (вьюга)

4.Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (коньки)

5.Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (учитель)

6.Й

медведь

сентябрь

вьюга

коньки

учитель

й

-Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак)

-Какое слово получилось по вертикали?

- Значит, мы сегодня будем говорить о мягком знаке.

Актуализация знаний

Учитель:-А попробуйте произнести букву, спеть.

Учитель:-Буква не обозначает звук. Это мы уже знаем.

-Какую роль он выполняет в словах? (Смягчает.)

Учитель: - Со всеми мягкий знак разговаривает мягко и доброжелательно.

Наверное, он очень хороший друг.

- А вы хотели бы иметь такого друга? А чтоб и вас считали хорошим другом,

какими качествами надо обладать? (Доброжелательный, смелый, верный,

сильный, умный, отзывчивый. Для этого надо много заниматься спортом,

хорошо учиться в школе, читать поучительную литературу.)

2. Минутка чистописания

Учитель:- Откройте тетради и запишите

7 февраля

Классная работа.

-Какая буква будет главной в минутке чистописания?

Давайте мы

пропишем его в наших тетрадках одну строчку красиво и аккуратно.

Взяли правильно ручку в руку, спинку выпрямили.

Запись на доске и в тетради:

ьь

ьь

3. Словарная работа (письмо с комментированием)

- На второй строчке мы запишем словарные слова из кроссворда.

Комментировать написание слов будет…

Коньки, сентябрь, вьюга, учитель, медведь.

Самопроверка.

- Что общего во всех этих словах ? ( Во всех словах есть мягкий знак )

-

Где стоит смягчающий «ь» в этих словах?

-

Какую функцию он выполняет? (дети объясняют)

III. ІV. “Открытие” нового знания.

Учитель:-Ребята проведём эксперимент. Прочитайте слова и объясните, что

они обозначают - их лексическое значение? (Помогаю, показывая картинки.)

-Что получится, если мы добавим мягкий знак в слова?

Семя

семья

Коля

колья

Уля

улья

Полёт

польёт

Солю

солью

Вывешиваю картинки.

Учитель:-Вот вы и сделали новое открытие – если из слов убрать «ь», то

поменяется лексическое значение слова (смысл).

Откройте учебники на стр.31. Прочитайте жужжащим чтением УПР.51 и

«Обратите внимание».

(Дети читают жужжащим чтением).

-Обратили ли вы внимание, куда я вставила «ь» в этих словах? (После согласного

и перед гласными).

- Прочитаем слова в первом столбике. Как они произносятся? (Плавно, слитно.)

- Прочитаем слова из второго столбика. Что «ь» делает со словами? (С остановкой,

делит.)

- Значит: если «Ь» стоит после согласного и перед согласным, то он

называется…смягчающим,

а если он стоит после согласного и перед гласными, а именно Е,Ё,Ю,Я,И, то

называется…разделительным. Тема урока сегодня о…? разделительном мягком

знаке.

- Наш «ь» предлагает выучить правило в виде стихотворения

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Ю,Я,И,Е,Ё.

- А вы знаете, если гласные Е,Ё,Ю,Я,И стоят после «Ь», то сколько звуков они

обозначают?

-Какой первый звук всегда? Охарактеризуйте его.

- Откройте учебник на СТР.32, прочитаем правило. (Читает один ученик вслух,

остальные следят.)

V. Первичное закрепление.

1.

Делаем вывод, перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак

– Вставьте, где надо разделительный мягкий знак, спишите:

На доске написано( 1 ученик работает у доски).

Кол…я принёс домой кол…я для забора.

Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

-Выполним фонетический разбор слов:

Коля (кол,а)-4 б., 4 зв., 2 сл..

Колья(кол.йа) – 5б., 5 зв., 2 сл..

Физкультминутка

VІ Контроль.

Отработка действий по алгоритму.

Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным

мягким знаком, но и правильно их писать.

Игра «Угадай по картинке»

-Я показываю картинки, а вы записываете слова в нужный столбик(по одному

ученику выходят к доске и записывают слова в нужный столбик):

«ь» смягчающий

«ь» разделительный

Семья, пальто, картофель, воробьи, морковь, крылья ,платье, рысь, письмо, пальма,

обезьяна.

ОБЕЗЬЯНА – это новое словарное слово. Надо запомнить написание орфограммы

О и Е.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность по образцу на доске.

Поставьте оценку на полях своему товарищу.

РЕФЛЕКСИЯ

Вернёмся к нашей пословице.

-Найдите и назовите слова с «ь» .

-Где пишется «ь» в слове «УЧЕНЬЕ»? Значит, это какой «Ь»?

-Перед какими ещё гласными пишется разделительный «Ь»?

- А что вы можете сказать о «Ь» в слове «ТЬМА»?

VІІ. Итог урока.

У. Какую тему мы сегодня изучали? Что мы повторили и что нового узнали

о мягком знаке?

Мягкий знак указывает на мягкость предыдущего согласного.

Он бывает разделительным

Стоит перед буквами е,ё,ю,я

Какой стишок выучили сегодня?

Что было трудно, что интересно?

Задание на дом

Стр.33 упр.56.

У. Мне очень понравилось работать с вами на уроке. Вы показали свои знания,

умение анализировать и делать выводы. Спасибо за урок. Давайте попрощаемся

с гостями словами с разделительным мягким знаком:

До свиданья! Мы желаем счастья и здоровья Вам!

Дети. Он находится в конце алфавита, не обозначает звука, с него не

начинаются слова, он смягчает согласные звуки.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Задание.

У. Итак, подведем итог: что мы повторили о мягком знаке и гласных буквах е,

ё, ю, я ?

Д. Мягкий знак звука не обозначает, а обозначает мягкость согласного звука,

который стоит впереди. Гласные буквы обозначают два звука, если стоят в

начале слова или после гласных букв.

У. Эти выводы нам понадобятся для открытия нового знания и определения

темы сегодняшнего урока.

ІІІ. Постановка проблемы.

(Для постановки проблемы использую “яркое пятно”. Предлагаю сказку

“О мягком Знаке и его брате” )

В стране Грамматике жил дед Всевед, и было у него два внука, два брата-

близнеца. Одного знали просто Мягкий Знак, а другого – Мягкий знак, но

как-то по особенному. Они были ужасными шалунами и все время спорили,

кто из них главнее. –Я! - говорил Мягкий Знак, обозначаю мягкость

согласных на письме. –Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А

еще я показываю, что...

( Волина В. “Весёлая грамматика”)

У. Как вы думаете, ребята, что показывает второй братец мягкий знак?

В этом нам поможет мальчик Коля.

1. Поиск решения.

( Для открытия нового знания использую подводящий диалог).

Рисунок1

У. Вот мальчик Коля. Он несёт заострённые палочки – колья.

На доске написаны слова: Коля колья

У. Прочитайте пару слов. Чем похожи слова?

Д. В словах одинаковые согласные и гласные буквы.

У. Чем отличаются эти слова?

Д. В одном слове есть мягкий знак, а в другом нет.

У.Произнесите в первом слове второй слог. Как он произносится? (слитно) А

теперь во втором слове второй слог.

А как он произносится в этом слове?

(раздельно)

У. Так на что показывает мягкий знак во втором слове?

Д. Мягкий знак показывает на раздельное произношение звуков.(разделяет

звуки)

У.Давайте произнесем слово КОЛЯ. Скажите, сколько букв и звуков в этом

слове?

Д. В этом слове 4 буквы и 4 звука.

У. Кто напишет транскрипцию этого слова?

У. А в слове колья сколько букв и звуков ?

Д. В слове 5 букв и 5 звуков?

У. Напишите транскрипцию этого слова.

У. Почему в этом слове поровну звуков и букв, ведь мягкий знак звука не

обозначает?

Д. Да, мягкий знак звука не обозначает, но он разделяет мягкий согласный

звук [ л'

]

и букву я,, которая обозначает два звука[ йа ]. Т.е. мягкий знак

разделяет два согласных звука [ л'

]

– [ й ]

У. Итак, какова тема нашего урока?

Дети формулируют тему урока “Разделительный мягкий знак”

2. Работа с учебником.

У. Давайте откроем учебники на стр.118 и прочитаем вывод о

разделительном мягком знаке.

Д. Мягкий знак в слове [кол'йа] — это разделительный мягкий знак. Он

показывает, что следую щая за мягким согласным [ л'

] буква я обозначает

два звука [ йа ].

Д. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним в слове

гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука: [йэ], [йо], [йи], [йу], [йа].

На доске таблица:

У. Ребята, что вы ещё новое открыли для себя?

Д. Буква и в слове соловьи обозначает два звука – [ й'

и ]

У. Перед вами слова. На какие группы можно разделить их?

Коньки, день,

ладья ,барьер, варенье, вьюнок ,боль, чутьё, пеньки, воробьи,

пень, колья, лось, бельё, пить, шитьё, семья, редька, вьюга, ульи,