Автор: Филиппова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сош №8" г. Нефтеюганск.
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Тема:"Эффективные технологии вовлечения и мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 "
город Нефтеюганск Тюменская область
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ И МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Выполнила: Филиппова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
Донское, 2024
МБОУ «СОШ № 8» г .Нефтеюганск
Филиппова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ И МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«Великая цель образования –
это не знания, а действия»
Г .Спенсер
В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых
технологий в обучении. Это не только технические средства, но и новые
формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в
средней общеобразовательной школе. Задача современного учителя состоит
в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для
каждого учащегося, подобрать такие технологии и методы обучения, которые
помогут замотивировать учащихся, позволить проявить им свою активность
и творчество в обучении.
Задачи, которые учитель ставит перед своими учениками, должны быть
ими поняты и приняты. Как указывает в своей статье Прищепа Т. А., эти
задачи будут приняты учеником, чтобы вызывали внутреннюю мотивацию.
Прищепа Т. А.: «Внутренними мотивами в данном случае могут быть
интерес к процессу решения, стремление овладеть новым способом решения
и т.д.
Как же вызвать интерес к обучению у своих учеников?
Основу интереса составляет проблемный вопрос (вопросы) урока. Отсюда
следует, то на передний план выходит проблемное обучение.
Проблемное обучение требует от учеников таких качеств, как
инициативность, изобретательность, способность быстро и безошибочно
принимать решения, что невозможно без умения работать творчески,
самостоятельно.
Именно эвристическая технология в образовательном процессе
предполагает, основываясь на поисково-исследовательской деятельности,
создание учащимся своего продукта. В основе проблемно - эвристического
обучения лежит эвристический метод, который предполагает групповой
метод решение проблемы. Учащиеся выдвигают гипотезы, делают выводы,
оформляют свои результаты. При этом учебный материал разбивается на
отдельные части, в которых учитель ставит перед учащимися познавательные
микрозадачи, которые ими решаются. Учитель задает вопрос, ученик
отвечает – возникает эвристическая беседа. При этом учитель управляет
беседой, делает корректирующие замечания типа: «вспомните…»,
«прочитайте…», «опишите…», вопросы: «Почему?», «Как это проверить?»,
«Что является причиной? А каждый вопрос – это небольшая мыслительная
задача, каждый ответ – микропродукт, обладающий новизной, а каждый
последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.
Для того чтобы беседа была успешна, необходимо, чтобы:
- вопросы для учащихся были посильными, вызывали у них познавательный
интерес. Чтобы в беседе приняли участие все учащиеся. В конце беседы или
какого – то ее этапа необходимо сделать выводы. Обучающиеся создают
собственный образовательный продукт, приходят к собственному
«открытию».
Проблемно-эвристические уроки на основе эвристической
технологии:
-мотивируют обучающихся,
-побуждают к действию;
-приучают к анализу, креативному мышлению;
- развивает критическое мышление, воображение, рефлексию и личностный
творческий потенциал;
- обучают планировать учебные действия, самостоятельно искать решения.
Эвристическая технология направлена на формирование творческих
способностей учеников, на создание ситуаций, в которых возможна их
творческая самореализация и получение творческого продукта.
Приведу примеры заданий, реализованных в процессе обучения на уроках в
рамках данных УМК.
Эвристическая технология включает в себя эвристические методы:
1)метод прогнозирования, 2)метод вживания, 3)метод планирования.
На
своих
уроках
математики
4
класс
использую
1-ый
метод
прогнозирования в таких заданиях, как например:
Задание: Выбери число, которое можно получить при умножении 2-х чисел:
60,15,4
7,98,14
6,18,108
Это задание ( разминка) использую на этапе актуализации знаний, которое
помогает увеличить скорость и правильность устных вычислений перед
изучением новой темы.
2 метод- это Метод вживания(эмпатии).
Задание. (3кл. – окружающий мир -тема «Животные»)
Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. На работу отводится 6-7
минут, затем каждая команда озвучивает свой рассказ.
а) Представь, что ты слон (носорог, кенгуру, лев). Расскажи о себе. Продукт
учащегося может быть выражен в устной и письменной форме + рисунок
б)Метод эвристических вопросов тоже относится к Методу вживания.
Вы знаете язык животных. Задайте вопросы своим домашним питомцам.
Цель
заданий:
формирование
творческого
мышления,
закрепление
изученного лексического материала, научить задавать содержательные
вопросы.
3 метод-метод планирования
– это определение последовательности
промежуточных целей с опорой на конечный результат: составление плана и
очередности действий. Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса.
Очень
важно,
чтобы
школьники
понимали
прочитанное,
умели
ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой
цели им предлагается составить план текста. Даётся алгоритм действий.
Например: учитель предлагает рассмотреть алгоритм действий:
1.Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
2.Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы.
3. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать
одним предложением.
4.Придумайте короткие заголовки.
5.Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены
ли логические связи.
6.Запишите отредактированный план в тетрадь
Существует ещё много методов технологии проблемного обучения, в том
числе и с внедрением в деятельность ИКТ.
Таким образом: дети учатся планировать свою работу, соблюдая четкую
последовательность действий.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет
только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)
Вывод: применение новых технологий в начальной школе
способствует
развитию
у
школьников
познавательной
активности,
творчества,
креативности,
способствует
развитию
любознательности,
повышению самооценки ,приносит радость, формирует у ребёнка желание
учиться, умения работать с информацией, а главное, повышается динамика
качества обучения