Напоминание

Тема:"Эффективные технологии вовлечения и мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС"

Автор: Филиппова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сош №8" г. Нефтеюганск.
Населённый пункт: Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Тема:"Эффективные технологии вовлечения и мотивации обучающихся в условиях реализации ФГОС"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 "

город Нефтеюганск Тюменская область

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ И МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выполнила: Филиппова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

Донское, 2024

МБОУ «СОШ № 8» г .Нефтеюганск

Филиппова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ И МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«Великая цель образования –

это не знания, а действия»

Г .Спенсер

В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых

технологий в обучении. Это не только технические средства, но и новые

формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в

средней общеобразовательной школе. Задача современного учителя состоит

в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для

каждого учащегося, подобрать такие технологии и методы обучения, которые

помогут замотивировать учащихся, позволить проявить им свою активность

и творчество в обучении.

Задачи, которые учитель ставит перед своими учениками, должны быть

ими поняты и приняты. Как указывает в своей статье Прищепа Т. А., эти

задачи будут приняты учеником, чтобы вызывали внутреннюю мотивацию.

Прищепа Т. А.: «Внутренними мотивами в данном случае могут быть

интерес к процессу решения, стремление овладеть новым способом решения

и т.д.

Как же вызвать интерес к обучению у своих учеников?

Основу интереса составляет проблемный вопрос (вопросы) урока. Отсюда

следует, то на передний план выходит проблемное обучение.

Проблемное обучение требует от учеников таких качеств, как

инициативность, изобретательность, способность быстро и безошибочно

принимать решения, что невозможно без умения работать творчески,

самостоятельно.

Именно эвристическая технология в образовательном процессе

предполагает, основываясь на поисково-исследовательской деятельности,

создание учащимся своего продукта. В основе проблемно - эвристического

обучения лежит эвристический метод, который предполагает групповой

метод решение проблемы. Учащиеся выдвигают гипотезы, делают выводы,

оформляют свои результаты. При этом учебный материал разбивается на

отдельные части, в которых учитель ставит перед учащимися познавательные

микрозадачи, которые ими решаются. Учитель задает вопрос, ученик

отвечает – возникает эвристическая беседа. При этом учитель управляет

беседой, делает корректирующие замечания типа: «вспомните…»,

«прочитайте…», «опишите…», вопросы: «Почему?», «Как это проверить?»,

«Что является причиной? А каждый вопрос – это небольшая мыслительная

задача, каждый ответ – микропродукт, обладающий новизной, а каждый

последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

Для того чтобы беседа была успешна, необходимо, чтобы:

- вопросы для учащихся были посильными, вызывали у них познавательный

интерес. Чтобы в беседе приняли участие все учащиеся. В конце беседы или

какого – то ее этапа необходимо сделать выводы. Обучающиеся создают

собственный образовательный продукт, приходят к собственному

«открытию».

Проблемно-эвристические уроки на основе эвристической

технологии:

-мотивируют обучающихся,

-побуждают к действию;

-приучают к анализу, креативному мышлению;

- развивает критическое мышление, воображение, рефлексию и личностный

творческий потенциал;

- обучают планировать учебные действия, самостоятельно искать решения.

Эвристическая технология направлена на формирование творческих

способностей учеников, на создание ситуаций, в которых возможна их

творческая самореализация и получение творческого продукта.

Приведу примеры заданий, реализованных в процессе обучения на уроках в

рамках данных УМК.

Эвристическая технология включает в себя эвристические методы:

1)метод прогнозирования, 2)метод вживания, 3)метод планирования.

На

своих

уроках

математики

4

класс

использую

1-ый

метод

прогнозирования в таких заданиях, как например:

Задание: Выбери число, которое можно получить при умножении 2-х чисел:

60,15,4

7,98,14

6,18,108

Это задание ( разминка) использую на этапе актуализации знаний, которое

помогает увеличить скорость и правильность устных вычислений перед

изучением новой темы.

2 метод- это Метод вживания(эмпатии).

Задание. (3кл. – окружающий мир -тема «Животные»)

Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. На работу отводится 6-7

минут, затем каждая команда озвучивает свой рассказ.

а) Представь, что ты слон (носорог, кенгуру, лев). Расскажи о себе. Продукт

учащегося может быть выражен в устной и письменной форме + рисунок

б)Метод эвристических вопросов тоже относится к Методу вживания.

Вы знаете язык животных. Задайте вопросы своим домашним питомцам.

Цель

заданий:

формирование

творческого

мышления,

закрепление

изученного лексического материала, научить задавать содержательные

вопросы.

3 метод-метод планирования

– это определение последовательности

промежуточных целей с опорой на конечный результат: составление плана и

очередности действий. Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса.

Очень

важно,

чтобы

школьники

понимали

прочитанное,

умели

ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой

цели им предлагается составить план текста. Даётся алгоритм действий.

Например: учитель предлагает рассмотреть алгоритм действий:

1.Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.

2.Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы.

3. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать

одним предложением.

4.Придумайте короткие заголовки.

5.Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены

ли логические связи.

6.Запишите отредактированный план в тетрадь

Существует ещё много методов технологии проблемного обучения, в том

числе и с внедрением в деятельность ИКТ.

Таким образом: дети учатся планировать свою работу, соблюдая четкую

последовательность действий.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет

только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)

Вывод: применение новых технологий в начальной школе

способствует

развитию

у

школьников

познавательной

активности,

творчества,

креативности,

способствует

развитию

любознательности,

повышению самооценки ,приносит радость, формирует у ребёнка желание

учиться, умения работать с информацией, а главное, повышается динамика

качества обучения