Напоминание

Использование мелкой моторики для развития речи на занятиях в группе продлённого дня учащихся с ОВЗ в речевом классе.

Автор: Плеханова Татьяна Прокофьевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №314
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мелкой моторики для развития речи на занятиях в группе продлённого дня учащихся с ОВЗ в речевом классе.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование мелкой моторики для развития речи на занятиях в

группе продлённого дня для учащихся с ОВЗ в речевом классе.

Автор: Плеханова Татьяна Прокофьевна

Организация: ГБОУ СОШ №314

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения,

ставит перед собой непростую задачу. Такая работа требует вдумчивого

подхода и постоянного внимания на получение положительного результата в

работе с учащимися ОВЗ в начальной школе. Она должна доставлять радость

детям.

Мы помним принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:

«Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах

обучения»*Реализация такой задачи позволяет разработать направление в

работе с учащимися начальной школы с ОВЗ в группе продленного дня.

Хорошие результаты дает арт - терапия в технике рисования Дудлинг и

Зентангл. Эта техника развивает мелкую моторику руки, которая слабо

развита у детей с всевозможными речевыми нарушениями.

Развитие мелкой моторики помогает нам говорить. Если мы обратимся к

историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для

общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали

сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали

совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи

ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется

артикуляция звуков и слогов. Все последующее совершенствование речевых

навыков также во многом зависит от степени натренированности движений

рук.

Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием

речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся

рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование

«речевых зон» и положительно воздействуют на кору головного мозга

ребенка.

Именно поэтому развитию мелкой моторики рук на занятиях в группе

продленного дня мы уделяем значительное внимание.

Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребенка, она способствует улучшению

артикуляционных движений, подготавливает руки ребенка к письму и

является мощным средством, повышающим работоспособность коры

головного мозга, а, следовательно, помогает развитию мышления ребенка.

Аппликация, рисование карандашами, фломастерами, красками, штриховка,

различные техники рисования; работа с бумагой и картоном при

изготовлении поделок способствуют развитию координации рук.

Мелкая моторика – не единственный метод, стимулирующий речевое и

когнитивное развитие ребенка, но его вклад, без сомнения, является очень

весомым.

Такого рода занятия в рамках группы продленного дня приносят пользу и

доставляют удовольствие учащимся начальной школы в речевых классах.

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти занятия

помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые

аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают знания в технике «оригами»:

складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной

системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается

творческий потенциал ребенка.

Тематические поделки, создание того или иного предмета, насекомого,

животного, цветка из бумаги и картона, созданного своими руками,

позволяет отправиться в увлекательное путешествие с целью изучения

окружающего нас мира. Таким образом, мы узнаем много интересного о

жизни насекомых, животных, растений; о героях сказок и рассказов.

Знакомимся с творчеством известных сказочников, писателей. Дети с

удовольствием читают художественные произведения, посещают школьную

библиотеку. Книги становятся желанными спутниками жизни. Улучшается

техника чтения и выразительность речи. Регулярно пересказываем

прочитанные рассказы и сказки в классе. Дети пишут свои собственные

сказки, сопровождая их своими рисунками. Готовим защиты проектов,

презентации.

Дорога успеха и радости для учащихся ОВЗ с речевыми проблемами. Успех

порождает успех.