Автор: Плеханова Татьяна Прокофьевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №314
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мелкой моторики для развития речи на занятиях в группе продлённого дня учащихся с ОВЗ в речевом классе.
Использование мелкой моторики для развития речи на занятиях в
группе продлённого дня для учащихся с ОВЗ в речевом классе.
Автор: Плеханова Татьяна Прокофьевна
Организация: ГБОУ СОШ №314
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Учитель, который готов задействовать технологии здоровьесбережения,
ставит перед собой непростую задачу. Такая работа требует вдумчивого
подхода и постоянного внимания на получение положительного результата в
работе с учащимися ОВЗ в начальной школе. Она должна доставлять радость
детям.
Мы помним принципы здоровьесберегающей педагогики Н.К. Смирнова:
«Успех порождает успех. Делайте акцент на положительных результатах
обучения»*Реализация такой задачи позволяет разработать направление в
работе с учащимися начальной школы с ОВЗ в группе продленного дня.
Хорошие результаты дает арт - терапия в технике рисования Дудлинг и
Зентангл. Эта техника развивает мелкую моторику руки, которая слабо
развита у детей с всевозможными речевыми нарушениями.
Развитие мелкой моторики помогает нам говорить. Если мы обратимся к
историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для
общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали
сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали
совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи
ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция звуков и слогов. Все последующее совершенствование речевых
навыков также во многом зависит от степени натренированности движений
рук.
Развитие мелкой моторики напрямую связано с полноценным развитием
речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся
рядом. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование
«речевых зон» и положительно воздействуют на кору головного мозга
ребенка.
Именно поэтому развитию мелкой моторики рук на занятиях в группе
продленного дня мы уделяем значительное внимание.
Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором,
стимулирующим речевое развитие ребенка, она способствует улучшению
артикуляционных движений, подготавливает руки ребенка к письму и
является мощным средством, повышающим работоспособность коры
головного мозга, а, следовательно, помогает развитию мышления ребенка.
Аппликация, рисование карандашами, фломастерами, красками, штриховка,
различные техники рисования; работа с бумагой и картоном при
изготовлении поделок способствуют развитию координации рук.
Мелкая моторика – не единственный метод, стимулирующий речевое и
когнитивное развитие ребенка, но его вклад, без сомнения, является очень
весомым.
Такого рода занятия в рамках группы продленного дня приносят пользу и
доставляют удовольствие учащимся начальной школы в речевых классах.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти занятия
помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые
аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают знания в технике «оригами»:
складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной
системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается
творческий потенциал ребенка.
Тематические поделки, создание того или иного предмета, насекомого,
животного, цветка из бумаги и картона, созданного своими руками,
позволяет отправиться в увлекательное путешествие с целью изучения
окружающего нас мира. Таким образом, мы узнаем много интересного о
жизни насекомых, животных, растений; о героях сказок и рассказов.
Знакомимся с творчеством известных сказочников, писателей. Дети с
удовольствием читают художественные произведения, посещают школьную
библиотеку. Книги становятся желанными спутниками жизни. Улучшается
техника чтения и выразительность речи. Регулярно пересказываем
прочитанные рассказы и сказки в классе. Дети пишут свои собственные
сказки, сопровождая их своими рисунками. Готовим защиты проектов,
презентации.
Дорога успеха и радости для учащихся ОВЗ с речевыми проблемами. Успех
порождает успех.