"Развиваем руки, чтобы учиться говорить, писать и красиво рисовать"

Автор: Корнилова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 8 "ГВОЗДИЧКА"
Населённый пункт: город Янаул, Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем руки, чтобы учиться говорить, писать и красиво рисовать"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«

Развиваем

руки

-

чтоб

учиться

говорить

,

писать

и

красиво

рисовать

».
С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Для того, чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершенствуется развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведение ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании деятельности, содержательнее и полноценнее, взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнка звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости. В детском саду у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы.
Родители обычно получают совет- больше разговаривать с ребёнком. Конечно, это важное условие, чтобы ребёнок заговорил, но нужно учесть и другое. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследованиями учёных института физиологии детей и подростков А.В. Антаковой, Фоминой, Н.И. Кольцовой, Е.И. Исениной. Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети которым удаётся повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удаётся. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». И родителей и , и учителей, и воспитателей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Подготовительную работу следует начинать с 3-4 лет. Упражнения на начальном этапе далеки на первый взгляд от письменных, речевых, но приближают ребёнка к успеху. На этом этапе нужно укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Развитию тонких движений руки способствуют и физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Систематические занятия физическими упражнениями благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти упражнения неуравновешенным, возбудимым детям. Это может быть оздоровительный бег, хореография, теннис. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, узелков, сервировка стола, уборка помещения, поливка комнатных растений, рыхление земли в цветочных горшках… И вот эти проблемы, бытовые, наталкивают сначала на мысль заняться ежедневными тренировками мелкой мускулатуры рук детей. Но затем, более подробно познакомившись с книгой М.И. Кольцовой «Ребенок учится говорить» и её исследованиями и наблюдениями, пришла к выводу что развитие мелкой моторики пальцев рук можно в наибольшей мере способствовать речевому развитию, что является основным направлением работы в группе. «Ежедневная тренировка тонкой мускулатуры пальцев рук способствует активному речевому развитию детей».
Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с того, что в группе оборудовали специальный уголок, где ребёнок всегда спокойно может позаниматься по своему желанию. Были приобретены различные конструкторы, книжки-раскраски, мозаика, заготовлен природный и бросовый материал. Большим интересом у детей пользуются пазлы, красочный материал для застёгивания пуговиц, шнуровки различной формы, игры с бельевыми прищепками, камешками, палочками, крупой… - Выполняя любое действие дети проговаривают его. – Обучение превращается в увлекательную игру. – Используется оптимальное время – утренние часы и время после дневного сна. – Дети стараются довести начатое дело до конца. Используем игры на пальчиках и ритмические движения пальчиками. С помощью пальцев можно разговаривать или что либо рассказывать. Но привлекать к ним надо не принудительно, а по желанию. У игр с пальчиками есть большие преимущества, они помогают в обучении таким понятиям, как «вверх», «вниз», понятиям числа и т.д. Так же помогают развивать чувство ритма, воображения, но главное эти игры помогают в общение, вызывают смех и добрый разговор. И конечно пальцы помогают «говорить». Стали делать с детьми массаж каждого пальчика. Пальцы наделены большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. В средней группе продолжается начатая работа во 2-ой младшей группе и добавляются новые задачи. Работа ведётся в совместной деятельности и берётся как часть занятия по познавательному развитию. Работа ведётся так же, в трёх направлениях: по подготовке руки, по развитию речи и по развитию психических процессов. В дальнейших группах программа несколько усложняется, но предыдущие задания не исключаются. Массаж остаётся ежедневным. Проводится рисование по клеточкам, работа с росчерками. Делается упор на штриховку и моделирование предметов из трафаретов.
Приложение. Упражнение для развития гибкости и силы пальцев рук : 1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочерёдно выполнять каждой рукой. 2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы. Средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой. 3.Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. 4. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. 5. Ладони лежат на столе. Ребёнок поочерёдно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. 6. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону- с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу. Потешки: -Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вверх- вниз). -Мы морковку трём, трём (пальцы сжаты в кулаки, движения рук от себя к себе). -Мы капусту солим, солим (имитирование посыпание солью из щепотки). -Мы капусту жмём, жмём (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки). Девочки и мальчики, Прыгают, как мячики. Зайка взял свой барабан Ножками топают, И ударил трам-трам-трам. Ручками хлопают, Глазками моргают. После отдыхают.

«

Развиваем

руки

-

чтоб

учиться

говорить

,

писать

и

красиво

рисовать

».
Воспитатель Корнилова Марина Геннадьевна.