Напоминание

Приёмы формирования ууд на уроках математики

Автор: Оксана Сергеевна Мотренко
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Североуральск, Свердловской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы формирования ууд на уроках математики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. УУД как способ повышения качества образования

1.1. Универсальные учебные действия. Виды и функции……………………..6 стр.

1.2. Особенности формирования УУД при обучении математике…………8 стр.

Глава 2. Приемы формирования УУД при изучении математики

2.1.Описание системы уроков, других форм работы, направленных на

реализацию формирования УУД……………………………………………..9 стр.

2.2. Задания по формированию УУД на уроках математики…………………11 стр.

Заключение…………………………………………………………………...18 стр.

Список использованной литературы……………………………………...19 стр.

Приложения…………………………………………………………………..21 стр.

1

Введение

Современное информационное общество ставит перед школой

задачи формирования личности ученика, способного самостоятельно

учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к

самостоятельным

действиям

и

принятию

решений.

Вот

почему

в

настоящее время проблема самостоятельного усвоения учащимися новых

знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В

2005 году в соответствии с требованием правительства Российской

Федерации была начата разработка стандарта общего образования второго

поколения.

Для

начального

общего

образования

стандарт

второго

поколения был принят 6 октября 2009 года, для основного общего

образования – 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего

образования – 17 мая 2012 года. В основу нового стандарта были

положены новые принципы его построения. Стандарт второго поколения

устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным

результатам освоения учащимися основной образовательной программы

общего образования. Разработка концепции развития универсальных

учебных действий в системе российского образования отвечает новым

социальным запросам, отражающим переход от индустриального к

постиндустриальному

информационному

обществу,

основанному

на

знаниях

и

высоком

инновационном

потенциале.

Личностные,

метапредметные

и

предметные

планируемые

результаты

обучения

устанавливают следующие классы задач, предъявляемых обучающимся:

1) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и

оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических

знаний;

2) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и

оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции

знаний как результата использования знако-символических средств и/или

логических операций;

3) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и

оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия

решения в ситуации неопределенности;

4) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и

оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или

группах;

2

5) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и

оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или

устного высказывания с заданными параметрами;

6)

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и

саморегуляции,

наделяющие

обучающихся

функциями

организации

выполнения задания;

7)

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует

от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной

учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов

учебной задаче;

8)

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

9)

Учебно-практические

и

учебно-познавательные

задачи,

направленные

на

формирование

и

оценку

ИКТ-компетентности

обучающихся.

В основу стандарта был положен системно-деятельностный подход,

обеспечивающий:

1) формирование готовности к саморазвитию и непрерывному

образованию; проектирование и конструирование социальной среды

развития обучающихся в системе образования;

2) активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

3) построение образовательного процесса с учетом индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

особенностей

обучающихся.

Системно-деятельностный

подход

служит

основой

для

формирования УУД. Развитие УУД становится актуальной задачей, так как

УУД

обеспечивают

учащимся

умение

учиться,

способность

к

саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки при

этом формируются в процессе развития УУД. УУД обеспечивают

учащимся

возможность

самостоятельного

обучения

(самостоятельно

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства

обучения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее

3

результаты), а также обеспечивают возможность успешного усвоения

знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей

в любой предметной области. Формирование УУД – это надежный способ

повышения качества образования.

Снижение качества образования в школе также тесно связано с

проблемой организации преемственности обучения на различных ступенях

общего образования. Проблема организации преемственности обучения

затрагивает все звенья существующей образовательной системы, но

наиболее остро она стоит в момент поступления детей в школу и в период

перехода учащихся из начальной школы в основную. Распространено

мнение педагогов высшей школы о нынешнем поколении студентов и

абитуриентов, что взрослые люди не умеют связно выражать мысли,

ставить перед собой осмысленные и соразмерные своим силам и

возможностям задачи, удерживать цели своих действий достаточно долго,

чтобы они были достигнуты. Эти проблемы связаны с тем, что самым

слабым местом школы является ее неспособность научить ребенка

самостоятельно учиться, то есть, связаны с игнорированием задачи

целенаправленного формирования УУД. Для того, чтобы избежать этих

проблем, у учащихся должна быть учебно-познавательная мотивация, они

должны уметь определять цель предстоящей деятельности и планировать

ее, а также оперировать логическими приемами мышления, владеть

самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями.

Все эти компоненты присутствуют в концепции УУД. Итак, сегодня

наиболее перспективным путем признано формирование у школьников

общеучебных умений, призванных помочь решить задачи повышения

качества обучения.

Целью данной работы является изучение УУД и особенностей их

формирования и развития на уроках математики в основной школе.

Задачи исследования:

- изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические

основы формирования универсальных учебных действий;

- рассмотреть основные характеристики личностных, регулятивных,

познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий;

- выявить особенности формирования универсальных учебных

действий средствами урока математики.

4

Глава 1. УУД как способ повышения качества образования

1.1

Универсальные учебные действия. Виды и функции.

Универсальные

учебные

действия

(УУД)

-

это

действия,

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими

основу умения учиться.

В широком смысле слова «универсальные учебные действия»

означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта. Исходя из содержания

примерной образовательной программы, универсальные учебные действия

делятся на четыре основные группы:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию

учащихся

(умение

соотносить

поступки

и

события

с

принятыми

этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить

нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и

межличностных отношениях.

• самоопределение;

• смыслообразование;

• нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что

такое плохо»).

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить

учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель,

мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

• целеполагание;

• планирование;

• прогнозирование;

• контроль;

• коррекция;

• оценка;

• саморегуляция.

5

Познавательные

УУД

включают

общеучебные,

логические

действия, а также действия постановки и решения проблем.

• общеучебные универсальные действия;

• логические универсальные действия;

• постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность

и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей(прежде

всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми .

• планирование;

• постановка вопросов;

• разрешение конфликтов;

• контроль, коррекция действий.

Функциональное назначение УУД заключается:

в

обеспечении

возможностей

учащегося

самостоятельно

осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и

использовать

необходимые

средства

и

способы

достижения,

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

в создании условий для гармоничного развития личности и ее

самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и

формирование компетентностей в любой предметной области.

Более

подробно

виды

УУД

рассмотрены

в

Таблице

1

(см.

Приложения)

6

1.2 Особенности формирования УУД в обучении математике

Формировать

универсальные

учебные

действия

призваны

все

предметы учебного плана. Большая роль при этом отводится математике.

Математика по своему содержанию организации способов учебной

деятельности дает огромные возможности для формирования учащихся

личностных, регулятивных, познавательных, а так же коммуникативных

УУД.

При обученииматематике у учащихся развиваются такие свойства

интеллекта, как:

математическая интуиция (на методы решения задач, на

образы, свойства, способы доказательства, построения);

логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных

связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение

в памяти важных доказательств);

пространственное мышление (построение пространственных

абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное

воображение);

техническое

мышление,

способность

к

конструктивно-

математической деятельности (понимание сущности скалярных величин,

умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы

геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и

выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать

геометрические объекты);

комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится

на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых

ограничен определенным образом);

алгоритмическое

мышление,

необходимое

для

профессиональной деятельности в современном обществе;

владение

символическим языком

математики (понимание

математических символов, умение записывать в символической форме

решения и доказательства);

общие математические способности школьников (способности

к

абстрагированию

и

оперированию

формальными

структурами,

обобщению).

7

Глава 2. Приемы формирования УУД при изучении математики

2.1. Описание системы уроков, других форм работы, направленных на

реализацию формирования УУД

Рассмотрим типы уроков и используемые на них педагогические

технологии для формирования учебно-познавательных компетенций.

Типы уроков

Педагогические технологии

Урок

сообщения

новых знаний

ИКТ, технология проблемного обучения

Урок

закрепления знаний

ИКТ,

обучение

в

сотрудничестве,

технологии критического мышления

Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы

Урок

систематизации

изученного материала

ИКТ,

метод

проектов,

обучение

в

сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированны

й урок

Возможно применение всех технологий

При изучении математики в школе в процессе вычислений,

измерений, поиска решения задач и т. д. у учеников формируются

основные

мыслительные

операции:

анализ,

синтез,

классификация,

сравнение, аналогия, умение различать обоснованные и необоснованные

суждения, объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и

преобразование

информации

(используя

при

решении

разных

математических

задач

предметные,

знаковые,

графические

модели,

таблицы,

диаграммы,

чертежи,

создавая

и

преобразовывая

их

всоответствии с содержанием задания). Таким образом, происходит

формирование познавательных УУД.

Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения.

Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей

уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми

знаниями.

Общий прием решения задач включает:

1.

Анализ

текста

задачи

(логический,

математический)

является

центральным компонентом приема решения задач.

2.

Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и

невербальных средств.

3.

Установление отношений между данными и вопросом.

8

4.

Составление плана решения.

5.

Осуществление плана решения.

6.

Проверка и оценка решения задачи.

Рассмотрим для примера следующую задачу.

Расстояние от реки до турбазы туристы рассчитывали пройти за

6 ч. Однако после 2 ч пути они уменьшили скорость на 1 км/ч и в

результате опоздали на турбазу на 1 ч. С какой скоростью шли туристы

первоначально?

Решение.

Анализ задачи наглядно представляет следующая таблица:

Намеченно

е движение

Фактическое движение

I участок

пути

II участок

пути

S

6x км

2x км

5(x-1) км

V

x км/ч

x км/ч

x-1 км/ч

t

6 ч

2 ч

5 ч (опозд.

На 1 ч)

Итак, согласно намеченному плану движения туристы должны

преодолеть 6x км.

Фактически, они прошли в сумме два участка: (2x+5(x-1)) км.

Несмотря на опоздание во времени, они преодолели намеченный

путь, поэтому можно составить уравнение:

2x+5(x-1)= 6x.

Решаем его.

2x+5x-5=6x

7x-6x=5

x=5 (км/ч) – намеченная (планируемая) скорость туристов.

9

Проверка:

1.

6*5=30 (км) – расстояние от реки до турбазы.

2.

5*2=10 (км) – длина I первого участка пути.

3.

30-10=20 (км) – длина II участка пути.

4.

5-1=4 (км/ч) – скорость на II участке пути.

5.

20:4=5 (ч) – время прохождения II участка пути.

6.

2+5=7 (ч) – общее время в пути (планируемое).

7.

7-6=1 (ч) – опоздание на 1 ч (действительно).

Вывод: задача решена верно.

Ответ: 5км/ч.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с

математическим языком, формируются речевые умения: учащиеся учатся

высказывать суждения с использованием математических терминов и

понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания,

доказательства

верности

или

неверности

выполненного

действия,

обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с

инструкциями к заданиям, школьники учатся работать в парах и малых

группах. Таким образом, происходит формирование коммуникативных

УУД.

Пример.

Задание на знание математического языка. Цена хризантемы – а р. за

один цветок, а цена одной розы – на 30 р. больше. Запишите на

математическом языке: цену розы; стоимость пяти хризантем; стоимость

трех роз; стоимость букета из пяти хризантем и трех роз.

Формирование

регулятивных

действий

обеспечивается

использованием

действий

контроля,

приемами

самопроверки

и

взаимопроверки

заданий.

В

процессе

работы

школьник

учится

самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее,

самостоятельно

двигаться

по

заданному

плану,

оценивать

и

корректировать полученный результат.

Пример.

Задания

на

самопроверку

и

взаимопроверку.

Рассмотрим

организацию работы на примере проведения математического диктанта.

10

1.

На доске заранее написаны ответы. После написания диктанта

ответы открываются, и каждый ученик самостоятельно проверяет

свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным

учителем. Данный вид проверки, прежде всего, направлен на

развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого.

2.

Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с

последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением

в паре допущенных ошибок. Появляется элемент ответственности за

партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать

обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог.

3.

Каждый обучающийся самостоятельно оценивает свою работу, еще

не зная ответов, то есть, опираясь на интуицию или реально

представляя

свои

знания.

После

этого

осуществляется

взаимопроверка. Результаты сравниваются, и выставляется итоговая

оценка.

Формирование

личностных

действий

обеспечивается

умением

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех

людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические

нормы

общения

и

сотрудничества).

В

самостоятельно

созданных

ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые

правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

11

2.2. Задания по формированию УУД на уроках математики

Типовые

задания

на

уроках

математики,

нацеленные

на

формирование личностных УУД.

Роль

математики

как

важнейшего

средства

коммуникации

в

формировании речевых умений неразрывно связана с личностными

результатами, так как основой формирования человека как личности

является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без

исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных

результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и

обосновать

его,

основываясь

только

на

фактах

(все

задания,

сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать

чужое мнение, если оно обосновано (все задания, сопровождаемые

инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят»). Таким

образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать

самооценку

учащихся,

формировать

у

них

чувство

собственного

достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных

на проблемно-диалогической технологии, даёт педагогу возможность

продемонстрировать перед детьми ценность мозгового штурма как формы

эффективного интеллектуального взаимодействия. В том случае, если дети

научились работать таким образом, у них формируется и понимание

ценности

человеческого

взаимодействия,

ценности

человеческого

сообщества, сформированного как команда единомышленников, ценности

личности каждого из членов этого сообщества.

Пример.

Проблемная задача. Проблемные ситуации при изучении математики

строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть учащиеся

сначала получают задание решить задачу, которую они могут решить.

Затем дается задача, похожая на предыдущую, но при этом измененная

так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос «а почему мы

не можем ее решить?». После этого возникает вопрос «а как ее решить?».

Например, на уроке по теме «Раскрытие скобок» в 7 классе можно

предложить следующий этап постановки учебной задачи.

12

Задание 1. Решить уравнения: 8 – (5 – х) = -2; (-5)*(х + 3) = 10.

Учащиеся решают эти уравнения.

8 – (5 – х) = -2,

5 – х = 8 – (-2),

5 – х = 8 + 2,

5 – х = 10,

х = 5 – 10,

х = -5.

Ответ: -5.

-5*(х + 3) = 10,

х + 3 = 10 : (-5),

х + 3 = -2,

х = -2 – 3,

х = -5.

Ответ: -5.

Задание 2. Решить уравнения: х – (5 – х) = -2 и 5х – 5*(х + 3) + х = 10.

Дети испытывают затруднение, так как они умеют решать уравнения

только с помощью связи между компонентами действий, а в этих

уравнениях

больше

одного

неизвестного

компонента

действия.

С

помощью наводящих вопросов учителя учащиеся формулируют цели и

тему урока. В конце урока необходимо вернуться к этим уравнениям и

решить их, применив знания, приобретенные на уроке.

Типовые

задания

по

формированию

познавательных

универсальных учебных действий на уроках математики.

1.

Формирование моделирования как универсального учебного

действия. Для математики это действие представляется наиболее важным,

так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей

познавательных универсальных действий.

2. Широкое использование продуктивных заданий, требующих

целенаправленного использования и, как следствие, развития таких

13

важнейших мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация,

сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей на группы»,

«Найди истинное высказывание» и т.д.)

Пример.

Сравните две дроби: 2/7 и 1/3.

Решение: Приводим дроби к общему знаменателю 21, для этого

умножаем первую дробь на 3, а вторую на 7. Получаем 6/21 и 7/21.

Сравниваем числители этих дробей и видим, что 7>6, значит вторая дробь

больше первой, и 1/3>2/7.

3.

Так

же

это

задания,

позволяющие

научить

школьников

самостоятельному

применению

знаний

в

новой

ситуации,

т.е.

сформировать познавательные универсальные учебные действия.

Пример.

Работа с учебником.

В формировании регулятивных и познавательных УУД возможно

применение такого приема, как работа с учебником. Пример некоторых

заданий, которые можно выполнять по тексту учебника:

1.

Найти задание по оглавлению.

2.

Обдумать заголовок (ответить на вопросы:«О чем пойдет

речь?», «Что мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»).

3.

Прочитать

содержание

пункта

параграфа;

выделить

все

непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете,

справочнике, словаре).

4.

Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь

говорится? Что мне уже известно об этом? Что именно об этом

сообщается? Чем это можно объяснить? Как это соотносится с тем,

что я уже знаю? С чем это нужно не перепутать? Что из этого

должно получиться? К чему это можно применить?).

5.

Выделить основные понятия в тексте.

6.

Выделить основные теоремы или правила.

7.

Изучить определения понятий, теорем (правил).

14

8.

Изучить теоремы (правила).

9.

Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои.

10.

Самостоятельно провести доказательство теоремы.

11.

Составить

схемы,

рисунки,

чертежи

по

имеющейся

информации.

12.

Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ

по схеме, мнемонические приемы, повторение трудных мест).

13.

Ответить на конкретные вопросы в тексте.

14.

Придумать и задать себе вопросы.

Типовые

задания

по

формированию

регулятивных

универсальных учебных действий на уроках математики.

На уроках математики работа с любым учебным заданием требует

развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных

заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как

работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению

поставленной цели (по П.Я. Гальперину).

Пример.

Двое рабочих, работая вместе, могут окончить некоторую работу

за 12 дней. После 8 дней совместной работы один из них заболел, и другой

окончил работу один, проработав еще 5 дней. За сколько дней каждый из

них, работая отдельно, может выполнить эту работу?

Решение: Пусть вся работа

. Пусть первый рабочий, работая один,

выполняет всю работу за

дней, а второй, работая один, выполняет ее за

дней. Тогда первый за один день делает

часть работы, второй —

ее

часть. Вместе за один день они выполняют

часть всей работы.

Тогда за

дней они выполнят всю работу:

15

За

дней совместной работы они сделали

часть всей

работы,

за

дней

работы

второй

рабочий

(заболел

первый)

выполнил

часть работы. И поскольку была сделана вся работа, то

Решая полученную систему уравнений, получаем

.

Ответ. Один рабочий выполняет работу за 60 дней, второй — за 15

дней.

Следующим этапом развития организационных умений является

работа над системой учебных заданий (учебной задачей). Для этого

предлагаются проблемные вопросы для обсуждения учеников и выводы,

позволяющие проверить правильность собственных умозаключений(таким

образом, школьники учатся сверять свои действия с целью). В уроки

включаются проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с

учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему

(вопрос) урока). Проблемные ситуации курса математики строятся на

затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов

позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся

у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания,

поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить

результат, проверив его.

То есть, развитие организационных умений осуществляется через

проблемно-диалогическую

технологию

освоения

новых

знаний,

где

учитель-«режиссёр» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят

и решают учебную предметную проблему (задачу), при этом дети

используют эти умения на уроке. Уже в 5-6 классах надо начать

использовать проектной деятельности

как в учёбе, так и вне учёбы.

Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и

индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема

предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных)

задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими

алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае

является консультантом. Так ученик постепенно учится давать свои ответы

на неоднозначные оценочные вопросы. Таким образом, он постепенно

начинает выращивать основы личного мировоззрения.

16

Типовые

задания

по

формированию

коммуникативных

универсальных учебных действий на уроках математики.

Развиваются

базовые

умения

различных

видов

речевой

деятельности: говорения, слушания. На уроках, помимо фронтальной,

используется групповая форма организации учебной деятельности детей,

которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные

умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).

Дальнейшее развитие коммуникативных умений учеников к концу

начальной школы начинает осуществляться и через самостоятельное

использование учениками присвоенной системы приёмов понимания

устного и письменного текста.

Пример.

Очень полезно на уроках математики устраивать дискуссии. Можно,

например, разделить класс на четыре группы. Первой и второй группе

дается первая задача и решение второй задачи, третьей и четвертой группе

дается решение первой задачи и вторая задача. Каждая группа независимо

от других решает свою задачу. Затем первой и второй группам задается

вопрос, и тот, кто из них ответит быстрее, будет выбирать, кому

показывать решение первой задачи, а кому быть оппонентом. Итак, один

учащийся

у

доски

показывает

полное

решение

задачи

со

всеми

обоснованиями, а другой учащийся – его оппонент – внимательно слушает,

а затем или оспаривает решение, или соглашается с ним, также

обосновывая свои действия. Третья и четвертая группы при этом являются

экспертами, которые затем высказывают свое мнение о ходе дискуссии,

опираясь на готовое решение задачи. После этого группы меняются

ролями

и

приступают

к

обсуждению

решения

второй

задачи.

Одновременно можно рассмотреть и другие способы решения данных

задач.

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с

помощью различных видов заданий. Таблица 2(см. Приложения)

Заключение

При

изучении

практически

всех

тем

можно

использовать

комплексный подход для формирования всех УУД одновременно.

В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий,

развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии:

17

уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектно-

исследовательская деятельность.

Таким образом, мы убедились, что формирование универсальных

учебных действий успешно реализуется в процессе обучения математике в

школе. И любое задание по математике должно рассматриваться учителем

как основание для формирования универсального учебного действия

(причем следует точно определить для себя, какого или каких именно), и

для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у

детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне

этому научиться?». А самое главное - заложенные в Федеральном

государственном образовательном стандарте второго поколения основы

формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность

современного

образования

-

школа

должна

побуждать

молодежь

принимать активную гражданскую позицию.

18

Список литературы

1.

Асмолов

А.

Г.

Психология

личности:

культурно-историческое

понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2007 — 112 с.

2.

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А.,

Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные

учебные действия: от действия к мысли. – М., 2008.

3.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников

работать с учебником. — М.: Знание, 1987. — 144 с.

4.

Заика Е. В. Как научиться учиться легко: Методические рекомендации

по психогигиене и развитию познавательных процессов. — Харьков:

ХГУ, 1990. — 52 с.

5.

Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная

системе «Школа 2000» / под.ред. Л. Г. Петерсон. – М. , 2010.

6.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов

общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М.

Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 40 с.

7.

Михеева

Ю.В.

Проектирование

урока

с

позиции

формирования

универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012 .

8.

Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС

начального

общего

образования:

(Статья)

//

Науч.

практ.

жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. –

Вып. 1(3). – С.46-54.

9.

Петерсон Л.Г.

Деятельностный метод обучения: образовательная

система

«Школа

2000…»

/

Построение

непрерывной

сферы

образования. – М., 2002.

10.

Петерсон

Л.Г.,

Агапов

Ю.В.

Формирование

и

диагностика

организационно-рефлексивных общеучебных умений. – М., 2008.

11.

Примерная основная образовательная программа образовательного

учреждения.

Основная

школа

/

[сост.

Е. С. Савинов].

М.:

Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

19

12.

Проектирование

основной

образовательной

программы

образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

13. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А. Б.

Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного

Общего

Образования,

утвержденный

приказом

Министерства

образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №

1897.

15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:

Просвещение, 2010. — 160 с.

16. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред.В. В.

Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008. — 41 с.

20

Приложения

Таблица 1

Виды УУД

Блоки УУД

Содержание

Личностный.

Личностные

действияобеспечивают

ценностно-смысловую

ориентацию учащихся (знание

моральных

норм,

умение

соотносить

поступки

и

события

с

принятыми

этическими

принципами,

умение

выделить

нравственный

аспект

поведения) и ориентацию в

социальных

ролях

и

межличностных отношениях.

1.

личностное,

профессиональное,

жизненное самоопределение;

2.

смыслообразование,

т. е.

установление учащимися связи между

целью учебной деятельности и ее

мотивом, другими словами, между

результатом

учения

и

тем,

что

побуждает деятельность, ради чего она

осуществляется;

ученик

должен

задаваться вопросом: какое значение и

какой смысл имеет для меня учение? –

и уметь на него отвечать;

3.

нравственно-этическая ориентация,

в

том

числе

и

оценивание

усваиваемого содержания (исходя из

социальных и личностных ценностей),

обеспечивающее

личностный

моральный выбор.

Регулятивный.

Регулятивные

действияобеспечивают

учащимся

организацию

их

учебной деятельности.

1.

целеполагание

как

постановка

учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено

учащимся, и того, что еще неизвестно;

2.

планирование

определение

последовательности

промежуточных

целей с учетом конечного результата;

составление

плана

и

21

последовательности действий;

3.

прогнозирование

– предвосхищение

результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

4.

контроль в форме сличения способа

действия и его результата с заданным

эталоном

с

целью

обнаружения

отклонений и отличий от эталона;

5.

коррекция – внесение необходимых

дополнений и корректив в план и

способ действия в случае расхождения

эталона, реального действия и его

результата;

6.

оценка

выделение

и

осознание

учащимся того, что уже усвоено и что

еще

нужно

усвоить,

осознание

качества и уровня усвоения;

7.

саморегуляция

как

способность

к

мобилизации

сил

и

энергии,

к

волевому

усилию

выбору

в

ситуации мотивационного конфликта)

и к преодолению препятствий.

Познавательный.

Познавательные

универсальные

действиявключают:

общеучебные, логические, а

также постановку и решение

проблемы.

Общеучебные

универсальные

действия:

самостоятельное

выделение

и

формулирование познавательной цели;

поиск

и

выделение

необходимой

информации;

применение

методов

информационного поиска, в том числе

с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное

и

произвольное

построение речевого высказывания в

22

устной и письменной форме;

выбор

наиболее

эффективных

способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

рефлексия

способов

и

условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

смысловое

чтение

как

осмысление

цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости

от

цели;

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанных

текстов

различных

жанров;

определение

основной

и

второстепенной

информации;

свободная ориентация и восприятие

текстов художественного, научного,

публицистического

и

официально-

делового

стилей;

понимание

и

адекватная

оценка

языка

средств

массовой информации;

постановка

и

формулирование

проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении

проблем творческого и поискового

характера.

Особую

группу

общеучебных

универсальных

действий

составляют

знаково-символические действия:

моделирование

преобразование

объекта

из

чувственной

формы

в

модель,

в

которой

выделены

существенные характеристики объекта

(пространственно-графическая

или

знаково-символическая);

преобразование

модели

с

целью

23

выявления

общих

законов,

определяющих данную предметную

область.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения

признаков

(существенных,

и

несущественных);

синтез – составление целого из частей,

в

том

числе

самостоятельное

достраивание

с

восполнением

недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для

сравнения, сериации, классификации

объектов;

подведение под понятие, выведение

следствий;

установление причинно-следственных

связей;

построение

логической

цепи

рассуждений;

доказательство;

выдвижение

гипотез

и

их

обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное

создание

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового характера.

Коммуникативный.

1.

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

24

Коммуникативные

действияобеспечивают

социальную компетентность и

учет позиции других людей,

партнеров по общению или

деятельности; умение слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать в коллективном

обсуждении

проблем;

интегрироваться

в

группу

сверстников

и

строить

продуктивное взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками и взрослыми.

сверстниками

определение

цели,

функций

участников,

способов

взаимодействия;

2.

постановка вопросов – инициативное

сотрудничество

в

поиске

и

сборе

информации;

3.

разрешение

конфликтов

выявление, идентификация проблемы,

поиск

и

оценка

альтернативных

способов

разрешения

конфликта,

принятие решения и его реализация;

4.

управление поведением партнера

контроль,

коррекция,

оценка

его

действий;

5.

умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями

коммуникации;

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими

нормами родного языка.

Таблица 2

Формирование УУД средствами предмета «Математика»

УУД

Типовые задачи

Примеры заданий на уроках

Личностные УУД

на

личностное

самоопределение;

на

развитие

Я-

концепции;

на

смыслообразование

Проблемная задача.

Задание,

решение

которого

надо обосновать, основываясь

только на фактах.

Ситуативная задача.

Творческое

задание

25

;

на мотивацию;

на

нравственно-

этическое

оценивание.

(например, составить задачу

по таблице или по чертежу).

Подведение

итогов

урока

(учащиеся должны высказать

свое

отношение

к

уроку,

опираясь только на факты).

Дискуссия.

Регулятивные

УУД

на планирование;

на рефлексию;

на ориентировку в

ситуации;

на

прогнозирование;

на целеполагание;

на оценивание;

на

принятие

решения;

на самоконтроль;

на коррекцию.

Постановка учебной задачи,

проблемная задача.

Формулирование цели и темы

урока.

Решение текстовых задач (в

соответствии

с

алгоритмом,

приведенным выше).

Ситуативная задача.

Преднамеренная ошибка.

Задания на самоконтроль и

взаимоконтроль.

Задание

«оцени

результат»,

«выполни прикидку».

Работа с учебником.

Подведение итогов урока.

Дискуссия.

Познавательные

УУД

задачи и проекты

на

выстраивание

стратегии

поиска

решения задач;

задачи и проекты

на

сериацию,

сравнение,

Работа с учебником.

Проблемная задача.

Решение текстовых задач (в

соответствии

с

алгоритмом,

приведенным выше).

Ситуативная задача.

26

оценивание;

задачи и проекты

на

проведение

эмпирического

исследования;

задачи и проекты

на

проведение

теоретического

исследования;

задачи

на

смысловое чтение.

Задачи

с

избытком

информации

(требуется

отделить

значимую

информацию

отвторостепенной).

Задачи

с

недостатком

информации

(требуется

определить,

какой

информации недостает и где

ее найти).

Использование

знаково-

символьных

средств

при

обработке информации.

Здание

на

составление

математической модели.

Задание

на

формирование

умения поиска ответа «угадай,

о чем спросили».

Задание

на

выдвижение

гипотезы.

Задание

на

доказательство

какого-либо суждения.

Коммуникативные

УУД

на

учёт

позиции

партнёра;

на организацию и

осуществление

сотрудничества;

на

передачу

информации

и

отображению

предметного

содержания;

тренинги

Работа в парах или группах.

Задать вопрос по учебному

материалу и ответить на него.

Дискуссия.

Обоснование этапов решения

задачи

(или

этапов

доказательства суждения).

Прочитать

суждение,

записанное

с

помощью

символов,

и,

наоборот,

27

коммуникативных

навыков;

ролевые игры;

групповые игры.

записать с помощью символов

какое-нибудь суждение.

28