Авторы: Кадыкова Марина Сергеевна, Марина Сергеевна Кадыкова
Должность: воспитатель, тьютор
Учебное заведение: ОАНО Школа "Ника"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Научная статья
Тема: Психолого–педагогические особенности младших школьников
Психолого–педагогические
особенности
младших
школьников
Младший школьный возраст – это важный
период
развития
ребенка,
границы
которого
примерно
соотносятся периоду обучения в начальной школе. Условно
можно определить их в диапазоне от 6-7 до 10-11 лет, а
уточнение во многом зависит от официально принятых сроков
начального образования.
Каждый этап жизни ребенка характеризуется
особым его положением в существующей системе закрепленных
отношений в том или ином обществе. Исходя из этого, каждый
период жизни имеет свое уникальное содержание, особые
взаимоотношения с людьми и особой, ведущей для каждого
периода деятельностью. Следует напомнить, что выдающийся
ученый Д.Б. Эльконин выделял следующие типы ведущей
деятельности, которые отражены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.
Поступление в школу - это важнейшее событие,
которое существенно меняет жизнь ребенка. С приходом в
школу у него возникает противоречие между постоянно
растущими
требованиями,
которые
предъявляются
его
личности, его вниманию, речи, мышлению и памяти. Именно
это противоречие и является движущей силой развития ребенка,
а по мере возрастания требований уровень психического
развития подтягивается до нужного уровня.
Младший школьный возраст – это уникальный
период развития личности человека. Именно в этот период
происходит развития высших психических функций, а также
личности ребенка в целом. Данный процесс происходит
благодаря смене ведущей деятельности в младшем школьном
возрасте
с
игровой
на
учебную
(согласно
периодизации
Эльконина).
Включение
ребенка
в
учебную
деятельность
говорит о начале перестройки всех психических процессов и
функций .
Конечно, совсем не сразу у младших школьников
возникает правильное отношение к процессу обучения. Сначала
они вообще не понимают, зачем нужно учиться, однако вскоре
оказывается, что учение – это настоящий труд, который требует
определенных волевых усилий, интеллектуальной активности, а
также
концентрации
внимания
и
самоограничений.
Если
младший школьник к этому не привык, то у него может
наступить
сначала
разочарование,
в
дальнейшем
может
возникнуть отрицательное отношение к процессу обучения в
целом. Для предотвращения таких ситуаций учитель должен
сразу объяснять ребенку, что учение – это не веселая игра, а
достаточно напряженная, ответственная и серьезная работа,
которая может быть весьма интересной и позволит узнать много
нового, нужного, занимательного и важного.
Сначала у ребенка происходит формирование
интереса к самому процессу обучения без осознания ее
значения, а в дальнейшем возникает интерес к результатам
своего труда, к содержанию учебной деятельности, к самому
процессу приобретения знаний. Именно такая основа является
благоприятной для формирования у ученика познавательного
интереса, а также ответственного отношения к процессу
обучения.
Возникновение у школьника интереса к процессу
обучения связано с переживаниями его определенного чувства
удовлетворения своими результатами. Данное чувство должно
подкрепляться похвалой и одобрением учителем, который
должен замечать каждый даже небольшой успех своего ученика.
Учеников
в
этом
возрасте
всегда
воодушевляет,
они
испытывают определенный подъем, когда учитель хвалит их.
Похвала и одобрение педагога имеет большое
воздействие на младших школьников, так как с первых дней
пребывания
в
школе
учитель
для
них
становится
непререкаемым авторитетом. Авторитет педагога – это значимая
предпосылка для воспитания и обучения в начальных классах.
В
младшем
школьном
возрасте
происходит
функциональное
совершенствование
мозга
–
происходит
развитие аналитико-системной функции коры головного мозга,
планомерно изменяет соотношение процессов возбуждения и
торможения.
Процесс
торможения
становится
все
более
сильным, но возбуждение все равно преобладает, в связи с этим
дети
в
этом
возрасте
обладают
высокой
степенью
возбудимостью и достаточно импульсивны .
Процесс обучения в младше школьном возрасте
развивает, прежде всего, психические процессы познания
окружающего мира – ощущения и восприятия. Учеников
начальной школы выделяет острота и свежесть восприятия, они
обладают определенной созерцательной любознательностью.
Особенность,
которая
характерна
для
детей
данного возраста – это ярко выраженная эмоциональность
восприятия. Ученикам присуще такая особенность восприятия,
как тесная связь восприятия с действиями ребенка. Восприятие
в этот период развития личности тесно связано с практической
деятельностью, т.е. воспринять предмет для ребенка – это
значит как-то с ним провзаимодействовать, изменить его, взять
его, потрогать.
Далее в процессе обучения происходит перестройка
восприятия,
оно поднимается на более высшую ступень
развития, другими словами принимает характер управляемой,
целенаправленной деятельности. Восприятие становится более
анализирующим,
принимает
характер
организованного
наблюдения.
Определенные особенности присуще вниманию учеников
начального
звена.
Основополагающая
-
это
слабость
произвольного
внимания,
еще
ограничены
возможности
волевого регулирования и управления им. Такая особенность
как произвольность внимания требует близкой мотивации
школьников. В то время, как старшие школьники могут
поддерживать внимание на далекой мотивации, то младший
школьный возраст обычно может заставить себя работать
сосредоточенно только при близкой мотивации, такой как
перспектива получения хорошей оценки или получение похвалы
от учителя .
Определенно
лучше
у
учеников
начальных
классов
развито непроизвольное внимание, иными словами все новое,
неожиданное, яркое и интересное привлекает их внимание без
особых усилий с их стороны.
В
процессе
обучения
у
детей
развивается
память,
усиливается
роль
словесно-логического,
смыслового
запоминания и развивается возможность управление своей
памятью
и
ее
регулирования.
У
школьников
младшего
школьного возраста больше развита наглядно-образная память,
чем словесно-логическая. Они быстрее и лучше запоминают
конкретные сведения, события, лица, описание, объяснения и
факты,
причем
запоминают
механически
без
осознания
смыслов.
В результате обучения протекает плавный переход от
познания внешней стороны к познанию сущности. Ребенок
начинает делать первые обобщения, умозаключения, выводы.
Исходя из
этого,
у
ученика
формируются
элементарные
научные понятия.
В
начале
младшего
школьного
возраста
аналитико-
системная деятельность еще весьма элементарна, включает в
себя наглядно-действенный анализ, который основывается на
непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст – это время заметного
формирования личности. В этот период у ребенка возникают
новые отношения со взрослыми и сверстниками, он становиться
элементом системы коллективов, происходит начало обучения,
которое предъявляет ребенку ряд серьезных требований к нему.
Все это влияет на формирование личности ребенка, на его
характер, волю, интересы, взаимоотношения с людьми.
Именно
в
этом
возрасте
закладывается
основы
нравственного поведения, моральных норм, а также правил
поведения,
происходит
формирование
общественной
направленности ребенка.
Характерной особенностью данного возрастного периода
является общая недостаточность воли. Ученик начальной школы
еще не обладает навыком длительного пути к намеченной цели,
преодоления определенных трудностей и препятствий, поэтому
при возникновении первых неудач, он сразу же опускает руки,
также нередко наблюдается упрямство. Частая причина такого
поведения – это недостатки семейного воспитания, так как
ребенок привык к тому, что в семье его требования и капризы
всегда удовлетворялись. Поэтому у ученика возникает протест
против достаточно жестких требований школы.
Ученики начального звена очень эмоциональны. Все, что
видят, о чем они думают, что они делают, вызывает у них бурю
эмоций. Во-вторых ученики начальной школы не умеют
контролировать
эмоции,
они
очень
непосредственные
и
откровенны выражении тех или иных эмоций. В-третьих
эмоциональность проявляется в их больной эмоциональной
неустойчивости, частой смене настроения. Однако с годами
способность регулировать и контролировать свои эмоции все
больше возрастает.
Подводя
итог
вышеизложенному
материалу
можно
сделать следующие выводы:
1.
Младший школьный возраст – это важный период
развития ребенка, границы которого примерно соотносятся
периоду
обучения
в
начальной
школе.
Условно
можно
определить их в диапазоне от 6-7 до 10-11 лет.
2.
Период начального звена – это уникальное время
развития личности человека. Именно в этот период происходит
развития высших психических функций, а также личности
ребенка в целом. Данный процесс происходит благодаря смене
ведущей деятельности в младшем школьном возрасте с игровой
на учебную (согласно периодизации Эльконина). Включение
ребенка в учебную деятельность говорит о начале перестройки
всех психических процессов и функций.
3.
Именно в этом возрасте открываются прекрасные
возможности
для
воспитания
коллективных
отношений.
Воспитание таких отношений происходит благодаря участию в
общественных и коллективных делах и поручениях. Благодаря
этому ребенок приобретает уникальный опыт взаимодействия в
коллективе, а также учиться брать ответственность на себя.