"Здоровый образ жизни, реализуемый через урок"

Автор: Колдарь Лариса Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ "№2 г. Строитель, Белгородской области"
Населённый пункт: город Строитель, Белгородской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Здоровый образ жизни, реализуемый через урок"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, РЕАЛИЗУЕМЫЙ ЧЕРЕЗ УРОК

Л.Е. Колдарь

учитель математики МБОУ «СОШ №2 г. Строитель» (г. Строитель)

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех

каждого

В.В.Путин
Здоровье - это драгоценный дар природы, который человек должен беречь и укреплять. В соответствие с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно, даст возможность выбрать профессию по душе и призванию, не ограничивая выбор состоянием здоровья. Научные исследования последних лет в области здоровья подрастающего поколения, говорят нам о том, что резко ухудшилась динамика основных показателей здоровья школьников. Поэтому одной из важнейших задач школы, это сохранение и укрепление здоровья школьников в образовательном и воспитательном процессе. Особая роль в формировании ЗОЖ отводится педагогу, который целенаправленно и повседневно продолжает формировать здоровый образ жизни у учащихся на уроках и во внеурочное время. Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формируется на основе образовательных компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социальной, личностной, которые педагог реализует в своей педагогической деятельности. Современный педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровьесбережения, так как он умеет анализировать педагогическую ситуацию в условиях здоровьясбережения, владеет основами ЗОЖ, устанавливает контакт с коллективом учащихся, наблюдает и интерпретирует вербальное и невербальное поведение, прогнозирует развитие своих учащихся, моделирует систему взаимоотношений в условиях ЗОЖ. Рационально организованный урок с позиции ЗОЖ способствует успешному усвоению учащимися учебного материала. При построении своего урока учитель учитывает индивидуальные особенности учащихся класса, подбирает разноуровневый материал для работы на уроке и дома, использует наиболее эффективные методы и приёмы, чтобы предупредить загруженность учащихся. Врачи отмечают, что у учащихся с ослабленным здоровьем бледный вид, снижен аппетит, наблюдается рассеянность, неусидчивость, утрачен интерес к процессу обучения, нет жизнерадостности и нормального детского любопытства, появляются навязчивые движения и другие признаки невротизации – он теребит одежду или волосы, проявляет агрессию. Правильная организация учебной деятельности включает в себя строгую дозировку учебной нагрузки, построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований
(свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Кроме разумной интенсивности нагрузки важно соблюдать принцип чередования умственных и физических занятий. Основные направления работы по формированию ЗОЖ на уроках, является увеличение двигательной активности учащихся, применение учебного материала с валеологическим содержанием, учёт возможностей учащихся, их индивидуальных особенностей. Для увеличения двигательной активности учащихся на уроке проводятся физкультминутки, а перед уроком зарядка. На уроке можно провести несколько физкультминуток, которые предлагаются медиками и упражнения, организующие процесс усвоения учебных знаний. Так же эффективны дыхательные гимнастики, упражнения – релаксации. В целях предотвращения усталости, трудности восприятия учебного материала, мышечной слабости, нарушения осанки использую периодическую смену поз. Смена поз во время урока, усиливает работоспособность, прежде всего учащихся с недостатками в развитии. Для улучшения работы мозга на разных этапах урока используются упражнения такие, как растирание ушных раковин и пальцев – активизирует все системы организма, перекрёстные движения – активизирует оба полушария головного мозга, качание головой – улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение . Обязательно проводятся профилактические упражнения для глаз, которые улучшают качества зрения, отлично тренируют глазную мышцу, предотвращают ее спазмы. Применение метода хромотерапии (использование света и цвета) на уроке, с научной точки зрения так же необходимо. Свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани и несет необходимую энергию, цветотерапия действуют на состояние и внутренний баланс ученика настраивает его биологические часы, восстанавливает иммунную и нервную системы. Так же, здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Готовясь к уроку, педагоги подбирают задачи и вопросы разнообразные по содержанию и уровням сложности, которые непосредственно связаны с понятиями "знание своего тела", "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на дорогах".В процессе решения таких задач учащиеся не только усваивают общие способы выполнения действий, повышая уровень вычислительных навыков, но и обдумывают полученный результат, так как в конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья. Сколько надо съесть плодов шиповника, чтобы обеспечить дневную норму ученику витамином С, если содержание витамина С в шиповнике 2100 мг в100 граммах? Зная, что суточная норма витамина С 50 мг. Как влияет на организм человека витамин С? В 100 г чёрной смородины содержится 300мг витамина С (1мг=0,001г). Определите содержание витамина С в граммах на 1 кг чёрной смородины.
Сколько суточных доз витамина С для взрослого человека заменяет 1 кг чёрной смородины, если 1 суточная доза составляет 0,05 г? Один учёный подсчитал, что в 1 г грязи на ладонях рук содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно, проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов? Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тысяч человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания? В кишечнике человека живут более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. При употреблении лекарственных препаратов количество полезных бактерий сокращается в 4 раза. Какое количество полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие эффективные способы лечения гриппа вам известны? На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. К дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. Если анализировать современный урок с позиции ЗОЖ, можно сделать вывод, что эмоционально - психологический климат в классе становится более благоприятным. У учащихся отмечается улучшение настроения, повышение самооценки, улучшение качества знаний, повышение уровня мотивации к предмету, увеличение объема выполненных заданий, улучшение мыслительной деятельности, понижение уровня утомляемости, повышение устойчивости нервной системы в преодолении трудностей. Сохранить и укрепить здоровье школьника не возможно без поддержки семьи, ведь как не взрослые являются примером для подражания, поэтому педагоги ведут просветительскую работу здорового образа жизни не только с учащимися, но и родителями. Педагог даёт рекомендации по формированию ЗОЖ, проводит родительские собрания, приглашает родителей посетить уроки, организует совместные мероприятия спортивного направления. Эти все действия побуждают учащихся заботиться о своём здоровье и способствуют успешному преодолению учебной нагрузки и достижению положительных результатов в обучении. Благодаря тому, что здоровьесбережение стало одной из основных задач школы, повышается уровень здоровья учащихся, развивается активная, разносторонне – развитая, нравственная, творческая личность, так необходимая современному обществу.

Списоклитературы
1. Андреева И. Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», № 9-2011г. 2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62. 3. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения //Школа. – 2005. -№3. – С.52-87. 4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. № 273-Ф3. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192с.