Напоминание

"Технологическая карта и презентация Полезные ископаемые Оренбургской области"

Автор: Римма Наильевна Малаземова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 49 г. Орс
Населённый пункт: город Орск Оренбургская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Технологическая карта и презентация Полезные ископаемые Оренбургской области"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

30.11.22

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4А

Тип урока: Комбинированый

Тема

Наши подземные богатства.

Цели

Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами,

значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности

подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития

совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно

использовать богатства нашей Родины.

Формировать УУД:

-Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того,

что известно, с чет, что не известно.

-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической

речью.

-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не

существенных).

Планируемы

й результат

Предметные:

Знать – виды и свойства полезных ископаемых.

Уметь - использовать полученные знаний в практической деятельности.

Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-

познавательный интерес к новому материалу.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления.

Основные

понятия

Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, гранит, песок, глина, известняк.

Межпредмет

ные свзяи

Ресурсы

Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть; Рабочая тетрадь , 4 класс, 1 часть; презентация.

Организация

пространства

Фронтальная работа, коллективная работа.

Технологи

я

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к

достижению запланированных

результатов

Планируемые

результаты

Предметные

УУД

1.Мотивац

ия к

учебной

деятельнос

ти (2мин)

Цели:

проверка

готовности

обучающих

ся и их

настроя на

работу

Подготовка

учащихся к уроку.

Организует.

Уточняет

тематические

рамки.

Проверяет

готовность

обучающихся к

уроку.

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно,

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

Личностные:

личностное

самоопределение и

построение жизненных

планов во временной

перспективе.

Регулятивные:

Постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того что

известно, с тем что не

известно.

Коммуникативные:

Планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.

Формулиро

вание

темы

урока,

постановка

цели (5

Ставят цели,

формулируют

тему урока.

Проводит беседу,

которая подводит

детей к теме

урока.

Озвучивает тему и

цель урок.

Уточняет

Назовите тему прошлого урока.

-На прошлом уроке мы говорили о

водных богатствах.

- Давайте, мы с вами вспомним,

что такое водоемы?

(Водоемы – это хранилища воды,

которая необходима всему живому.

Познавательные:

самостоятельное

выделение

познавательной цели,

формулирование

проблемы.

Коммуникативные:

мин)

Цели:

Подведение

детей к

теме урока

и

постановке

задач.

понимание

учащимися

поставленных

целей урока.

Выдвигает

проблему.

А

для

растений

и

животных,

которые

там

живут

еще

и

единственный дом).

-

Можно ли назвать водоемы

богатством земли?

(Да. Они украшают землю, радуют

красотой. Люди здесь отдыхают,

купаются,

загорают,

по

воде

путешествуют, перевозят грузы. Из

водоемов берут воду, без которой не

обойтись в быту и на производстве).

Тест-презентация.

- Что относится еще к природным

богатствам?

(Воздух,

почва,

растения,

животные,

полезные

ископаемые).

- Я предлагаю Вам послушать

сказку. Из этой сказки вы поймете,

о чём мы будем говорить на уроке

сегодня. Готовы слушать? Итак,

внимание!

- Под землей, в темноте, где ничего

не видно, попробуй - отличи

полезное от бесполезного. А ведь

каждому хочется быть полезным.

- Я - соль земли, - говорит соль, -

без меня каши не сваришь.

-А без меня сваришь? – спрашивает

планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Регулятивные:

целеполагание.

алюминиевая руда?- Кастрюли то

делают из алюминия. Без кастрюли

никак.

- А на чем варить будете? –

Интересуется уголь? - Без топлива

в этом деле не обойтись.

- Между прочим, обо мне тоже не

следует забывать,- говорит

железная руда, которая дает

железо для лопат. - Прежде чем

кашу варить, нужно вас всех из

земли выкопать.

- Вы уже догадались, о каких

природных богатствах мы будем

говорить сегодня?

- О чем спорили между собой

полезные ископаемые?

- Что бы вы им сказали, если бы

участвовали в споре?

- Как вы думаете, почему полезные

ископаемые так называются?

- Какова тема нашего

сегодняшнего урока? (Полезные

ископаемые)

- Какая цель урока может быть

поставлена в связи с темой?

(познакомиться с полезными

ископаемыми, их свойствами)

- Что мы будем делать для

достижения цели?

(работать с учебником,

дополнительной литературой и

т.д.)

- Что вам хотелось бы узнать по

этой теме?

Изучение

новогомате

риала( 20

мин.)

Цели:

выявление

обучающим

ися новых

знаний,

развитие

умения

находить

ответы на

проблемны

е вопросы,

подведение

детей к

самостояте

льному

выводу

Составляют план

достижения цели

и

определяют

средства.

Отвечают на

вопросы учителя.

Выполнение

практической

работы по

группам.

Выдвигает

проблему. Создает

эмоциональный

настрой на

работы.

Организует

учащихся по

исследованию

проблемной

ситуации.

Беседа, сообщение

нового матер.

Работа в парах Работа с картой.

- Откроем физическую карту

России на стр. 58-59 учебника.

- Рассмотрим условные

обозначения полезных ископаемых:

читают названия полезного

ископаемого и находят значок на

карте).Карточка №2

- А теперь посмотрим на карту

Оренбургской области и назовем

полезные ископаемые нашего края.

Практическая работа. Карточка

№3

- Вспомните, как называют людей,

изучающих недра земли и

отыскивающих полезные

ископаемые?(Геологи)

- Сегодня вы сами побудете

геологами и проведете очень

серьезную исследовательскую

работу. Работать будем группами.

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество в поиске

и выборе информации.

Познавательные:

моделирование, решение

проблемы, построение

логической цепи

рассуждений,

выдвижение гипотез и их

обоснование.

Регулятивные:

определение

последовательности

промежуточных целей с

учетом конечного

результата.

На столе у каждой группы лежат

образцы полезных ископаемых.

Ваша задача: определить полезные

ископаемые и заполнить таблицы.

На работу дается 10 минут. По

результату работы каждая группа

должна представить отчет о

результатах исследовательской

работы. Он должен быть

интересным и кратким. Работу

проводим по образцам и

дополнительную информацию вы

получите, работая с текстом

учебника.

Свойства полезных ископаемых

Состояние(жид-

кое,твердое)

Тор

ф

Нефть

(с.150)

Плотное, рыхлое,

сыпучее

Цвет

Прозрачность

Блеск

Горючесть(узнать

у учителя)

Другие свойства

Описание полезных ископаемых

План описа-

ния

Основные сведе-

ния

1.Название

торф

нефть

2.Условное

обозначение

на карте

3.Основные

свойства

(прочитать из

таблицы 1)

4.Примене-

ние

5.Места и

способы до-

бычи в на-

шем крае

Подведение итогов работы -

отчет учащихся.

Закреплен

ие нового

(5 мин)

Цель:

освоение

Устанавливает

осознанность

восприятия,

первичное

обобщение,

Работа по учебнику

- Прочитать текст на стр.158

учебника.

- Что нового вы узнали?( Полезные

ископаемые относятся к неживой

Познавательные:

умение осознанно и

произвольно строить

высказывания.

Коммуникативные:

способа

действий с

полученны

ми

знаниями в

практическ

ой

деятельност

и

побуждает к

высказыванию

своего мнения.

природе и т.д.)

- Человек получает в дар подземные

богатства , использует их. Как вы

думаете, может ли человек

опустошить все подземные

кладовые?

- Как надо охранять подземные

богатства?

- Что же мы называем полезными

ископаемыми?

умение с достаточной

полнотой выражать свои

мысли в соответствии с

поставленными задачами.

Регулятивные: контроль

в форме сличения

способа действия и его

результата с заданным

эталоном с целью

обнаружения отклонений

и отличий от эталона.

Контролир

ующее

задание(5

мин)

Цель:

осознание

каждым

обучающим

ся степени

овладения

полученных

знаний

Осуществляют:

самопроверку

Устанавливает

осознанность

восприятия,

первичное

обобщение,

побуждает к

высказыванию

своего мнения.

Игра «Вопрос из конверта»

Каждый получает вопрос:

1Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из

земли.

2) Все полезные для человека

минералы и горные породы.

- Давайте вспомним, что мы уже

знаем о полезных ископаемых, для

этого поиграем в игру «Верю – не

верю).

1)Верите ли вы, что полезные

ископаемые – это неживая природа?

2)Верите ли вы, что природные

скопления полезных ископаемых

называют месторождениями.

3)Верите ли вы, что полезные

Регулятивные:

выделение и осознание

того, что уже усвоено и

что еще подлежит

усвоению, осознание

качества и уровня

усвоения; контроль,

коррекция.

Личностные:

личностное

самоопределение и

построение жизненных

планов во временной

перспективе.

ископаемые бывают в твёрдом,

жидком и газообразном состоянии?

4)Верите ли вы, что гранит

относится к жидким полезным

ископаемым?

5)Верите ли вы, что природный газ

относится к газообразным

природным ископаемым?

6)Верите ли вы, что крупнейшее

месторождение газа находится в

Оренбургской области?

пород?

7)Верите ли вы, что торф и

каменный уголь используют как

топливо?

8)Верите ли вы, что в Оренбургской

области есть месторождения

различных полезных ископаемых?

7.

Рефлексия

учебной

деятельнос

ти на уроке

(3 мин)

Цель:

соотнесени

е

Формулируют

конечный

результат своей

работы на уроке,

называют

основные

позиции нового

материала и как

они их усвоили.

Отмечает степень

вовлеченности

учащихся в работу

на уроке, подводит

итог урока. Дает

комментарии к

домашнему

заданию.

Комментирует

-Какова была цель урока?

- Удалось ли нам достигнуть по-

ставленной цели?

- На все ли поставленные в начале

урока вопросы мы с вами ответи-

ли?

- Как вы думаете, пригодятся ли

вам в жизни полученные знания о

полезных ископаемых?

Коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Личностные:

установление учащимися

значения результатов

своей деятельности для

удовлетворения своих

поставленн

ых задач с

достигнуты

м

результатом

, фиксация

новых

знаний,

постановка

дальнейши

х целей.

самооценку

учащихся.

- Что на уроке у вас хорошо получи-

лось?

-Над чем надо поработать?

потребностей, мотивов,

жизненных интересов.

Домашние задание.

1.

Прочитать текст на с.149-159 учеб-

ника.

2.

Выполнить задание 2,4 на с.71,73

рабочей тетради.