Автор: Римма Наильевна Малаземова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 49 г. Орс
Населённый пункт: город Орск Оренбургская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Технологическая карта и презентация Полезные ископаемые Оренбургской области"
30.11.22
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4А
Тип урока: Комбинированый
Тема
Наши подземные богатства.
Цели
Образовательная: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами,
значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
Развивающая: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности
подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития
совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно
использовать богатства нашей Родины.
Формировать УУД:
-Личностные УУД: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того,
что известно, с чет, что не известно.
-Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
речью.
-Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не
существенных).
Планируемы
й результат
Предметные:
Знать – виды и свойства полезных ископаемых.
Уметь - использовать полученные знаний в практической деятельности.
Личностные: отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке; формировать учебно-
познавательный интерес к новому материалу.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
Основные
понятия
Нефть, природный газ, торф, уголь, железная руда, гранит, песок, глина, известняк.
Межпредмет
ные свзяи
Ресурсы
Учебник: Плешаков, 4 класс, 1 часть; Рабочая тетрадь , 4 класс, 1 часть; презентация.
Организация
пространства
Фронтальная работа, коллективная работа.
Технологи
я
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся,
выполнение которых приведет к
достижению запланированных
результатов
Планируемые
результаты
Предметные
УУД
1.Мотивац
ия к
учебной
деятельнос
ти (2мин)
Цели:
проверка
готовности
обучающих
ся и их
настроя на
работу
Подготовка
учащихся к уроку.
Организует.
Уточняет
тематические
рамки.
Проверяет
готовность
обучающихся к
уроку.
Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно,
А то, что неизвестно,
Нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания,
Проявим мы старание,
Тогда с тобою многое
Удастся нам понять.
Личностные:
личностное
самоопределение и
построение жизненных
планов во временной
перспективе.
Регулятивные:
Постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того что
известно, с тем что не
известно.
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
2.
Формулиро
вание
темы
урока,
постановка
цели (5
Ставят цели,
формулируют
тему урока.
Проводит беседу,
которая подводит
детей к теме
урока.
Озвучивает тему и
цель урок.
Уточняет
Назовите тему прошлого урока.
-На прошлом уроке мы говорили о
водных богатствах.
- Давайте, мы с вами вспомним,
что такое водоемы?
(Водоемы – это хранилища воды,
которая необходима всему живому.
Познавательные:
самостоятельное
выделение
познавательной цели,
формулирование
проблемы.
Коммуникативные:
мин)
Цели:
Подведение
детей к
теме урока
и
постановке
задач.
понимание
учащимися
поставленных
целей урока.
Выдвигает
проблему.
А
для
растений
и
животных,
которые
там
живут
еще
и
единственный дом).
-
Можно ли назвать водоемы
богатством земли?
(Да. Они украшают землю, радуют
красотой. Люди здесь отдыхают,
купаются,
загорают,
по
воде
путешествуют, перевозят грузы. Из
водоемов берут воду, без которой не
обойтись в быту и на производстве).
Тест-презентация.
- Что относится еще к природным
богатствам?
(Воздух,
почва,
растения,
животные,
полезные
ископаемые).
- Я предлагаю Вам послушать
сказку. Из этой сказки вы поймете,
о чём мы будем говорить на уроке
сегодня. Готовы слушать? Итак,
внимание!
- Под землей, в темноте, где ничего
не видно, попробуй - отличи
полезное от бесполезного. А ведь
каждому хочется быть полезным.
- Я - соль земли, - говорит соль, -
без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные:
целеполагание.
алюминиевая руда?- Кастрюли то
делают из алюминия. Без кастрюли
никак.
- А на чем варить будете? –
Интересуется уголь? - Без топлива
в этом деле не обойтись.
- Между прочим, обо мне тоже не
следует забывать,- говорит
железная руда, которая дает
железо для лопат. - Прежде чем
кашу варить, нужно вас всех из
земли выкопать.
- Вы уже догадались, о каких
природных богатствах мы будем
говорить сегодня?
- О чем спорили между собой
полезные ископаемые?
- Что бы вы им сказали, если бы
участвовали в споре?
- Как вы думаете, почему полезные
ископаемые так называются?
- Какова тема нашего
сегодняшнего урока? (Полезные
ископаемые)
- Какая цель урока может быть
поставлена в связи с темой?
(познакомиться с полезными
ископаемыми, их свойствами)
- Что мы будем делать для
достижения цели?
(работать с учебником,
дополнительной литературой и
т.д.)
- Что вам хотелось бы узнать по
этой теме?
Изучение
новогомате
риала( 20
мин.)
Цели:
выявление
обучающим
ися новых
знаний,
развитие
умения
находить
ответы на
проблемны
е вопросы,
подведение
детей к
самостояте
льному
выводу
Составляют план
достижения цели
и
определяют
средства.
Отвечают на
вопросы учителя.
Выполнение
практической
работы по
группам.
Выдвигает
проблему. Создает
эмоциональный
настрой на
работы.
Организует
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
Беседа, сообщение
нового матер.
Работа в парах Работа с картой.
- Откроем физическую карту
России на стр. 58-59 учебника.
- Рассмотрим условные
обозначения полезных ископаемых:
читают названия полезного
ископаемого и находят значок на
карте).Карточка №2
- А теперь посмотрим на карту
Оренбургской области и назовем
полезные ископаемые нашего края.
Практическая работа. Карточка
№3
- Вспомните, как называют людей,
изучающих недра земли и
отыскивающих полезные
ископаемые?(Геологи)
- Сегодня вы сами побудете
геологами и проведете очень
серьезную исследовательскую
работу. Работать будем группами.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске
и выборе информации.
Познавательные:
моделирование, решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
выдвижение гипотез и их
обоснование.
Регулятивные:
определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.
На столе у каждой группы лежат
образцы полезных ископаемых.
Ваша задача: определить полезные
ископаемые и заполнить таблицы.
На работу дается 10 минут. По
результату работы каждая группа
должна представить отчет о
результатах исследовательской
работы. Он должен быть
интересным и кратким. Работу
проводим по образцам и
дополнительную информацию вы
получите, работая с текстом
учебника.
Свойства полезных ископаемых
Состояние(жид-
кое,твердое)
Тор
ф
Нефть
(с.150)
Плотное, рыхлое,
сыпучее
Цвет
Прозрачность
Блеск
Горючесть(узнать
у учителя)
Другие свойства
Описание полезных ископаемых
План описа-
ния
Основные сведе-
ния
1.Название
торф
нефть
2.Условное
обозначение
на карте
3.Основные
свойства
(прочитать из
таблицы 1)
4.Примене-
ние
5.Места и
способы до-
бычи в на-
шем крае
Подведение итогов работы -
отчет учащихся.
Закреплен
ие нового
(5 мин)
Цель:
освоение
Устанавливает
осознанность
восприятия,
первичное
обобщение,
Работа по учебнику
- Прочитать текст на стр.158
учебника.
- Что нового вы узнали?( Полезные
ископаемые относятся к неживой
Познавательные:
умение осознанно и
произвольно строить
высказывания.
Коммуникативные:
способа
действий с
полученны
ми
знаниями в
практическ
ой
деятельност
и
побуждает к
высказыванию
своего мнения.
природе и т.д.)
- Человек получает в дар подземные
богатства , использует их. Как вы
думаете, может ли человек
опустошить все подземные
кладовые?
- Как надо охранять подземные
богатства?
- Что же мы называем полезными
ископаемыми?
умение с достаточной
полнотой выражать свои
мысли в соответствии с
поставленными задачами.
Регулятивные: контроль
в форме сличения
способа действия и его
результата с заданным
эталоном с целью
обнаружения отклонений
и отличий от эталона.
Контролир
ующее
задание(5
мин)
Цель:
осознание
каждым
обучающим
ся степени
овладения
полученных
знаний
Осуществляют:
самопроверку
Устанавливает
осознанность
восприятия,
первичное
обобщение,
побуждает к
высказыванию
своего мнения.
Игра «Вопрос из конверта»
Каждый получает вопрос:
1Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из
земли.
2) Все полезные для человека
минералы и горные породы.
- Давайте вспомним, что мы уже
знаем о полезных ископаемых, для
этого поиграем в игру «Верю – не
верю).
1)Верите ли вы, что полезные
ископаемые – это неживая природа?
2)Верите ли вы, что природные
скопления полезных ископаемых
называют месторождениями.
3)Верите ли вы, что полезные
Регулятивные:
выделение и осознание
того, что уже усвоено и
что еще подлежит
усвоению, осознание
качества и уровня
усвоения; контроль,
коррекция.
Личностные:
личностное
самоопределение и
построение жизненных
планов во временной
перспективе.
ископаемые бывают в твёрдом,
жидком и газообразном состоянии?
4)Верите ли вы, что гранит
относится к жидким полезным
ископаемым?
5)Верите ли вы, что природный газ
относится к газообразным
природным ископаемым?
6)Верите ли вы, что крупнейшее
месторождение газа находится в
Оренбургской области?
пород?
7)Верите ли вы, что торф и
каменный уголь используют как
топливо?
8)Верите ли вы, что в Оренбургской
области есть месторождения
различных полезных ископаемых?
7.
Рефлексия
учебной
деятельнос
ти на уроке
(3 мин)
Цель:
соотнесени
е
Формулируют
конечный
результат своей
работы на уроке,
называют
основные
позиции нового
материала и как
они их усвоили.
Отмечает степень
вовлеченности
учащихся в работу
на уроке, подводит
итог урока. Дает
комментарии к
домашнему
заданию.
Комментирует
-Какова была цель урока?
- Удалось ли нам достигнуть по-
ставленной цели?
- На все ли поставленные в начале
урока вопросы мы с вами ответи-
ли?
- Как вы думаете, пригодятся ли
вам в жизни полученные знания о
полезных ископаемых?
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
Личностные:
установление учащимися
значения результатов
своей деятельности для
удовлетворения своих
поставленн
ых задач с
достигнуты
м
результатом
, фиксация
новых
знаний,
постановка
дальнейши
х целей.
самооценку
учащихся.
- Что на уроке у вас хорошо получи-
лось?
-Над чем надо поработать?
потребностей, мотивов,
жизненных интересов.
Домашние задание.
1.
Прочитать текст на с.149-159 учеб-
ника.
2.
Выполнить задание 2,4 на с.71,73
рабочей тетради.