Напоминание

Потенциал внеурочной деятельности в формировании культуры межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Автор: Карабаева Анастасия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №27
Населённый пункт: г. Мытищи
Наименование материала: Статья
Тема: Потенциал внеурочной деятельности в формировании культуры межличностных отношений детей младшего школьного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Потенциал внеурочной деятельности в формировании культуры

межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования (ФГОС НОО) предусматривает преобразования в

организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая

представляется

как

неотъемлемая

часть

образовательного

процесса

начальной школы [10].

Так, ФГОС предполагает выделение особого места, пространства и

времени

в

образовательном

процессе

для

проведения

внеурочной

деятельности младших школьников. При этом внеурочная деятельность

характеризуется

новой

актуальностью,

так

как

стандарт

закрепляет

обязательность ее проведения с целью достижения школой нового качества

образования. Отмечается, что внеурочная деятельность дает возможность

детям выбирать область интересов и развивать свои творческие способности.

Важным моментом является то, что для школы внеурочная деятельность

обязательная, а дети имеют право выбора [10].

Необходимо

заметить,

что

в

начальной

школе

внеурочной

деятельности уделяется особенное внимание, поскольку это время, когда

дети начинают определяться со своими личностными интересами. В связи с

этим школа и родители должны способствовать решению этой задачи, давая

возможность ребенку пробовать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Таким

образом,

внеурочная

деятельность

представляется

как

образовательная деятельность, которая осуществляется в форме, отличной от

классно-урочной, и направляется на достижение планируемых результатов

освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования [1].

Во внеурочной деятельности обучающихся объединяются все виды

деятельности школьников, которые позволяют решать задачи их воспитания

и социализации. С этой целью начальная школа предлагает такие виды

внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста:

Игровую деятельность;

Познавательную деятельность;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательную деятельность;

Художественное и социальное творчество;

Трудовую деятельность;

Спортивно-оздоровительную деятельность;

Туристическо-краеведческую деятельность [4].

Заметим, что для достижения воспитательных результатов разных

уровней, формы внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте

должны способствовать формированию следующих аспектов:

1.

Целостный

и

социально

ориентированный

взгляд

на

мир,

учитывающий разнообразие природы, культуры и народов.

2. Эстетические потребности, ценности и чувства.

3. Навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных

ситуациях, умение бесконфликтного общения.

4. Установка на ведение здорового образа жизни.

5. Способность принимать и сохранять цель и задачи учебной

деятельности.

6. Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия с

поставленной задачей, искать наиболее эффективный способ достижения

необходимого результата и т. п. [7].

Большое

значение

в

формировании

культуры

межличностных

отношений у обучающихся начальных классов имеет внеклассная работа.

Это мощное средство воспитания, ведь именно в ходе внеклассной работы

младший школьник раскрывает себя, свои предпочтения, умения, ценности,

убеждения. Внеклассная воспитательная работа - разнообразная деятельность

учителей,

воспитателей,

направленная

на

воспитание

учащихся

и

осуществляемая во внеурочное время [8].

Педагог в ходе внеурочной деятельности может непринужденно

общаться с обучающимися и формирование культуры межличностных

отношений

здесь

проходит

легче.

Во

время

внеклассной

работы

осуществляется

развитие

инициативы

младших

школьников,

изобретательности,

творческих

способностей

и

задатков,

широко

используются интересные формы и методы работы. Воспитательная работа

во внеклассное время выполняет ряд педагогических функций:

- осуществление разностороннего воспитания;

- воспитание общественной и познавательной активности;

- пробуждение интереса к различным областям знаний и видов

деятельности;

- выявление и развитие способностей;

- культурная организация свободного времени;

- профессиональная ориентация;

- регулирующее воздействие массовой информации [9].

При организации внеклассных комплексных мероприятий учитель

может предложить такие формы работы: сюжетно-ролевые игры, конкурсы,

викторины, заочные путешествия в страну искусств, творческие минутки,

времена искусства, инсценировки и театрализации произведений искусства.

Внеклассная воспитательная работа позволяет широко использовать

разнообразные формы работы со школьниками, которые делятся на

массовые, групповые и индивидуальные. Большую роль в воспитании

культуры межличностных отношений имеют внеклассные комплексные

занятия или дела - мероприятия. Они сочетают различные методы и приемы

воспитательной работы. При проведении занятий дети могут проявить себя в

том, что лучше всего получается, попробовать себя в разных ролях. Дети

вместе

с

педагогом

продумывают,

проводят

и

заключают

занятия,

способствует

развитию

ответственности,

инициативы,

творчества,

самооценки [6].

Большое воспитательное воздействие на культуру межличностных

отношений дают массовые мероприятия. Массовый характер деятельности

включает детей в систему разнообразных отношений, дети сближаются,

лучше относятся друг к другу, обогащается их опыт взаимоотношений,

пробуждается чувство ответственности за коллектив. Интерес детей к

внеурочной деятельности растет, если весь школьный коллектив занят

увлекательной общественно полезной работой. В такой общей коллективной

деятельности есть на кого равняться, есть с чем сравнивать результаты своих

усилий и достижений.

Младшие школьники особенно охотно привлекаются к массовым

общешкольным мероприятиям. Следует стремиться к тому, чтобы ученики 1-

4 классов принимали активное участие в общешкольных праздниках,

фестивалях,

выставках,

рейдах,

смотрах,

конкурсах

и

спортивных

соревнованиях. Но правильный выбор организационных форм еще не

определяет

их

воспитательной

эффективности.

Необходима

соответствующая организация внеклассной работы. Это значит, что в ходе

проведения внеклассного мероприятия между детьми должны сложиться

отношения, воспитывают в них культуру поведения, дисциплинированность

и взаимную требовательность. Поэтому учитель должен детально продумать,

как будет проходить внеклассное мероприятие, какими будут отношения

детей в совместной деятельности [3].

Значительное место во внеурочной деятельности занимает игра.

Ребенок 6-10 лет нуждается в активной, бодрой и радостной деятельности, в

острых переживаниях. Ценность игры как вида и формы организации

деятельности заключается в том, что ребенок сам выбирает способы решения

возникающих практических задач и благодаря этому активно действует,

учится управлять собой в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Практически любая внеурочная деятельность может включать элементы

игры или быть организовано в форме игровой деятельности. Дети играют на

утренниках, на занятиях кружков и клубов по интересам, в походах и на

экскурсиях. В игровой форме проходят конкурсы, викторины, спортивные

соревнования [2].

Во

внеурочной

деятельности

при

формировании

культуры

межличностных отношений используются общие методы воспитания и

обучения школьников.

1. Методы формирования сознания личности. Это учебные, этические и

эстетические беседы, наблюдения, рассказы, чтение и обсуждение книг,

статей из журналов, демонстрация кинофильмов, видеофильмов. С помощью

этих методов вооружают учащихся знаниями, разъясняют им нормы и

правила поведения, формируют понятие, развивают чувство, учат оценивать

поступки и применять знания на практике.

2. Методы организации практической деятельности, формирование

трудовых умений и привычек. Это упражнения, поручения и соревнования. С

помощью этих методов организуют деятельность, поступки и поведение

детей. Все методы воспитания и обучения в практике воспитательной работы

используются

в

единстве.

Разъяснения

и

приучения,

убеждения

и

упражнение, оценка и поступок, слово и дело едины и неделимы в процессе

формирования сознания и поведения детей [5].

Учебные беседы. В учебной беседе сообщаются новые знания,

разъясняются интересные для детей научные факты, дается инструктаж по

выполнению задания. В зависимости от дидактической задачи различают

следующие беседы: вводная, беседа-сообщение новых знаний, беседа-

инструктаж.

Требования к учебной беседе на внеклассных занятиях такие же, как и

к

беседам

по

предмету:

содержание

бесед

должен

соответствовать

подготовленности и запросам учащихся; вопросы должны быть четко

сформулированы, чтобы побуждать учащихся к умственной активности,

самостоятельности в доказательствах и выводах. К беседе готовятся не

только учитель, но и ученики. Они заранее знают тему беседы, подбирают

материал, продумывают свои ответы, используя для этого рекомендованную

литературу, активно участвуют в беседе [4].

Этические беседы. Назначение этической беседы заключается в том,

чтобы дать учащимся знания о нормах и правилах поведения, сформировать

нравственные

понятия.

Беседа

-

словесный

способ

воспитательного

воздействия, а убеждения словом эффективно тогда, когда они вызывают

переживания. В ходе беседы дети высказывают свои суждения и сами

приходят к выводам о том, как надо и как не надо вести себя в обществе. К

каждой этической беседы учитель и ученики готовятся заранее.

Дети

подбирают

для

бесед

рассказы,

сказки,

стихи,

рисунки,

пословицы. Учитель составляет план беседы. В нем указываются тема, цель,

материал, вопросы и задачи, определяются понятия, которые должны быть

усвоены, и требования, школьниками должны быть выполнены. Для

усвоения правил поведения детям предлагаются задачи нравственного

содержания. Живой интерес вызывают беседы по сказке или рассказа, надо

продолжить, по листу, на который надо дать ответ, высказать свои

пожелания. Очень убедительные для детей беседы с игровыми конечностями

и инсценировками [1].

Этические беседы должны быть действующими. Каждая беседа

завершается точно сформулированным правилом или требованием, которое

надо выполнять в повседневных делах и поступках.

Занятия нравственного воспитания закрепляют устойчивые формы

поведения и формируют культуру межличностных отношений. Поступки,

которые

вызывают

чувство

радости,

успеха,

самоутверждения,

при

многократном

их

повторении

переходят

в

потребность,

моральную

привычку. Упражнения в нравственном воспитании используются в единстве

с

приучением

и

требованием.

Детей

приучают

к

товарищеской

взаимопомощи, организованности, честности, вежливости, аккуратности, к

самоконтролю за своими действиями и поступками.

Главная

особенность

внеклассного

педагогического

процесса

заключается в том, что он строится на взаимном сотворчестве педагогов и

детей, на их дружбе и духовной общности, на признании самоценности

личности ребенка, на взаимопомощи и взаимной заинтересованности в

общем успехе и результате деятельности. Поэтому первейшей задачей

внеурочной деятельности является создание таких психолого-педагогических

условий, при которых ребенок смог бы реализовывать хотя бы минимум

товарищеских ожиданий. Это дает основания полагать, что внеурочная

деятельность явление более воспитательное, чем дидактическое, что его

важным моментом является не столько познания, сколько духовные

отношения. Итак, внеурочную деятельность нельзя отождествлять с учебной.

Перед ней не ставится задача разработать государственный стандарт общего

образования. Ее логично рассматривать в русле социальной коммуникации,

как

процесс

социально-педагогического

взаимодействия,

в

которой

важнейшую роль играют феномены эмпатии, аттракции, рефлексивной

саморегуляции и тому подобное.

Таким образом, современные стандарты образования определяют

стратегию социального проектирования и построения системы образования,

которая

основывается

на

системно-деятельностном

подходе,

предусматривающем в качестве результата обучения личностное развитие

ребенка, отвечающее потребностям современного общества.

Младший школьный возраст является наиболее положительным в

нравственном

воспитании

личности.

В

этом

возрасте

закладывается

фундамент нравственного развития, происходит усвоение моральных норм и

правил

поведения.

Эффективным

методом

нравственного

воспитания

младших школьников является внеурочная деятельность, которая в том числе

способствует

воспитанию

дружеских

отношений

среди

школьников.

Воспитанию

межличностных

отношений

младших

школьников

во

внеурочное время способствуют: этические беседы на эту тему, экскурсии,

пример педагога, трудовая деятельность, встреча с известными людьми,

благотворительные акции, массовые праздники (дни, недели музыки, театра,

детской книги, концерты, олимпиады, конкурсы), проектная групповая

деятельность, театрализованные формы работы (ситуационно-ролевая игра,

сюжетно-ролевая игра и другие), квесты, тренинги, ведение блога и другие.

Список использованной литературы

1.

Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие

отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: Моск.

психол.-социал. ин-т, 2017. – 416 с.

2.

Быкова С.В. Особенности формирования социального опыта

младших школьников средствами внеурочной деятельности // КПЖ. 2020.

№3 (140).

3.

Завражнов В.В. Социально-психологические аспекты развития

межличностных отношений младших школьников со сверстниками / В. В.

Завражнов, М. В. Чагина. // Молодой ученый. – 2017. – № 49 (183). – С. 424-

426

4.

Запевалова

Т.В.

Формирование

коммуникативной

культуры

учащихся

на

уроках/

Т.В.

Запевалова//

Вестник

Новосибирского

государственного педагогического университета. - 2013. - № 1. - С. 30-41.

5.

Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений.

– СПб.: Питер, 2018. – 576 с.

6.

Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании

личности школьника. Психологические особенности формирования личности

школьника. – М.: Педагогика, 2003. – 175 с.

7.

Кушнеревич

И.А.

Проблемы

организации

внеурочной

деятельности в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2017. – №3 (26).

8.

Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрест. –

М., 2009. – 413 с.

9.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. –

М.: Педагогика, 2016. – 143 с.

10.

Лукьяненко Е. С., Линецкая О. А. Проблема межличностных

отношений младших школьников со сверстниками // Евразийский Союз

Ученых. – 2015. – №5-3 (14).