Напоминание

"Герои нашего времени" патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Бухтеева Зоя Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №27
Населённый пункт: Мытищи, Московская область, Мытищинский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Герои нашего времени" патриотическое воспитание младших школьников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья на тему «Герои нашего времени» (патриотическое воспитание

младших школьников).

Тема

"герои нашего

времени"

является

весьма

актуальной

в

контексте современного общества и воспитания молодежи в России. В

настоящее

время

уделяется

значительное

внимание

формированию

личности молодых людей, что обусловлено стремлением к воспитанию

граждан, способных на созидательную и ответственную деятельность в

обществе, для этого необходимы яркие примеры, которые могут служить

ориентиром для подрастающего поколения. Современные герои – это не

только великие лидеры и исследователи, не только те, кто совершил

подвиги, известные на весь мир, это также люди, работающие в наиболее

важных и часто недооцененных областях: спасатели, врачи, учителя,

волонтеры и ученые. Они каждый день вносят свой вклад в улучшение

жизни

общества,

часто

оставаясь

за

кулисами

больших

новостных

заголовков. Их преданность делу, мужество и способность действовать в

экстремальных условиях делают их истинными героями нашего времени.

В этой связи все большее значение приобретает изучение образов

героев

современности,

которые

могут

вдохновлять

молодежь

на

достижения, самосовершенствование и активную жизненную позицию,

такие

примеры

помогают

развивать

у

детей

и

подростков

целеустремленность,

трудолюбие, патриотизм, а

также способствуют

формированию у них чувства ответственности за свое будущее и будущее

своей страны.

Это, в свою очередь, требует создания соответствующих

образовательных

и

воспитательных

программ,

направленных

на

знакомство молодежи с достижениями современных героев, их вкладом в

развитие общества и государства, а так же традиционными ценностями.

Важно разрабатывать методы и подходы, позволяющие молодым людям не

только узнавать об этих личностях, но и анализировать их поступки,

принципы и ценности, давая возможность учиться на их примере.

По мнению О.Н. Володина, традиционные ценности представляют

собой нравственные стандарты, которые формируют взгляды граждан

России на мир, передаются из поколения в поколение и являются основой

для развития общенациональной гражданской идентичности и единства

культурного

пространства

страны.

Эти

ценности

способствуют

укреплению

общественного

согласия

и

находят

свое

уникальное

выражение

в

духовной,

исторической

и

культурной

эволюции

многонационального российского народа

1

.

Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий

основы

государственной

политики

для

поддержки

и

усиления

традиционных

духовных

и

моральных

ценностей России.

Данный

документ,

опубликованный

на

портале

правовой

информации

и

вступивший

в

силу

в

день

подписания,

признает

эти

ценности

фундаментом

российского

общества,

способствующим

сохранению

суверенитета страны, укреплению единства ее многонационального и

многоконфессионального населения,

а

также развитию человеческого

потенциала. В указе перечислены такие ценности, как жизнь, человеческое

достоинство, права и свободы, патриотизм, ответственность за судьбу

Отечества,

высокие

моральные

идеалы,

семейные

ценности,

продуктивный труд, предпочтение духовного над материальным,

гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,

уважение к исторической памяти и единство народов России

2

.

М.М. Тимошенкова подчеркивает, что с раннего возраста важно

начать формировать у детей, даже в самой упрощенной форме, осознание

значимости их страны в их жизни и

в мире в целом. Специалисты,

1

Володин О. Н., Лузгина А. А. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И

УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ //Вестник Прикамского социального института. – 2023. – №. 1 (94). – С.

179-184.

2

Указ Президента Рф от 9 ноября 2022 г. No 809 “об утверждении основ государственной политики по

сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”

работающие с младшими школьниками, сталкиваются с трудностями в

создании у детей в возрасте 7–10 лет элементарного понимания своей

малой и большой родины, однако, несмотря на эти трудности, работа в

этом направлении является крайне важной для воспитания в ребенке

чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории и культуре, что

является ключевым в формировании гражданина и патриота, а также в

развитии у него чувства собственного достоинства и положительных

качеств.

В современном

мире,

где

люди

часто

теряют

моральные

ориентиры, важность такого воспитания становится особенно актуальной

3

.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом начального общего образования России, определены ключевые

личностные

результаты

обучающихся,

включающие

готовность

и

способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и

познанию, а также основы гражданской идентичности, более того, в

стандарте

указывается

на

необходимость овладения

универсальными

учебными действиями, которые обеспечивают ключевые компетенции для

умения учиться.

Помимо

этого,

в стандарте

описывается

"портрет

выпускника

начальной школы", который включает в себя следующие личностные

качества: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение к ценностям

семьи

и

общества;

любознательность

и

активное

познание

мира;

способность к самоорганизации и ответственность за свои действия;

доброжелательность

и

умение

слушать

других;

соблюдение

правил

здорового и безопасного образа жизни

4

.

В области патриотического воспитания в России значительный вклад

внесли многие ученые и педагоги, среди них: А.В. Азарова, А.И. Мурзин,

3

Тимошенкова, М. М. Актуальность патриотического воспитания младших школьников / М. М.

Тимошенкова // Научный альманах. – 2021. – № 5-1(79). – С. 122-124. – EDN FNKVKU.

4

ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от

11.12.2020) Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15785

И.Л. Нестерович, С.Н. Филипченко изучали генезис развития патриотизма

как общественного явления, начиная от любви и уважения к семье и

соотечественникам,

вплоть

до

государственного патриотизма.

Исторические фигуры, такие как А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г.

Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, также

вносили свой вклад в разработку идей патриотического и гражданского

воспитания. К.Д. Ушинский разрабатывал идеи нравственного воспитания

человека-патриота, подчеркивая важность воспитания в духе народности и

любви к Родине, а также выделял важность культуры, быта, истории и

традиций в формировании патриотизма. В.И. Вернадский акцентировал

внимание на значимости использования примеров из реальной жизни и

местного

краеведческого

материала

для

воспитания

личности,

подчеркивая связь воспитания

с

изучением жизни, идей и

истории

человека.

Патриотическое воспитание

учеников начальных

классов

через

внеурочные

мероприятия

играет

ключевую

роль,

так

как

они

предоставляют более привлекательные и разнообразные формы обучения

по

сравнению с

обычными уроками,

однако существует недостаток

методических материалов для учителей начальных классов по проведению

патриотического

воспитания

вне

урочного

времени.

Внеурочная

деятельность включает различные виды занятий, не связанных с учебой,

направленных на воспитание и социализацию учеников

5

.

Принципы

организации

внеурочной

деятельности

по

патриотическому воспитанию включают:

5

Головин, И. Ю. Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших

школьников / И. Ю. Головин, В. В. Комарова, С. А. Перекальский // Образовательное пространство

детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов VI

международной научно-практической конференции, Коломна, 27–28 мая 2019 года. – Коломна:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

"Государственный социально-гуманитарный университет", 2019. – С. 110-117. – EDN RRBMXX.

1.

Направленность

на

формирование

универсальных

учебных

навыков.

2.

Взаимосвязь между учебной и внеурочной деятельностью.

3.

Добровольность выбора программ.

4.

Использование существующего опыта школы в организации

внеурочной деятельности.

5.

Изучение

и

применение

успешных

методов

организации

внеурочной деятельности.

6.

Учет потребностей учащихся и их родителей.

Интерактивные уроки и обсуждения:

1.

Ролевые

игры

-

ученики

могут

вжиться

в

роли

известных

героев, реконструируя их действия и принимая решения, что

помогает лучше понять мотивы и действия героев.

2.

Интерактивные презентации - использование мультимедийных

презентаций

и

интерактивных

досок

для

демонстрации

историй и достижений героев.

3.

Викторины и игры - организация викторин и образовательных

игр на тему героев для повышения интереса и вовлеченности

учеников.

4.

Круглые столы и дебаты - организация дискуссий, где ученики

могут высказывать свои мысли и мнения о героях, их

поступках и значениях.

5.

Анализ биографий - изучение жизненных путей реальных

героев, обсуждение их вклада в общество и личных качеств.

Тематические проекты:

1.

Исследовательские проекты - ученики могут самостоятельно

изучать

истории

выбранных

ими

героев,

проводить

исследования и представлять результаты в виде проектов.

2.

Творческие

задания

-

создание

художественных

работ,

литературных сочинений или мультимедийных презентаций,

посвященных теме героев.

3.

Общественные инициативы - организация мероприятий или

кампаний, вдохновленных действиями героев, направленных

на решение актуальных проблем (волонтерство).

Конспект занятия: "Герои вокруг нас" (внеурочная деятельность для

3 класса)

Цели занятия:

1.

Познакомить учеников с разнообразными примерами героизма

в повседневной жизни (экскурсия в местный музей).

2.

Развить у учащихся понимание того, что героизм может

проявляться

в

разных

формах

(отвага,

мужество,

жертвенность, забота).

3.

Стимулировать развитие эмпатии и уважения к героям СВО.

4.

Развивать командное взаимодействие и навыки общения у

учеников.

5.

Поощрять критическое мышление и творческий подход к

анализу историй героев.

Материалы и оборудование:

Презентация с изображениями героев ВОВ, СВО.

Карточки

с

описаниями

реальных

историй

проявлений

героизма.

Бумага, карандаши, цветные маркеры.

План занятия:

1.

Введение (10 минут):

Обсуждение

с

учениками:

"Кто

такой

герой?" и "Какие качества делают человека героем?". Краткое введение в

тему занятия.

2.

Интерактивная

презентация

с

современными

героями

СВО

(20

минут): Экскурсия в музей, посвященный героям Второй мировой войны, с

последующей демонстрацией интерактивной презентации о современных

героях специальной военной операции. В ходе мероприятия обсуждение

вопросов:

"Какие

профессии

представлены

в

музее

и

в

презентации?

Каким образом эти люди вносят вклад в общество?"

3. Работа в группах (20 минут): Разделение класса на малые группы

(команды)

по

4-5

человек.

Каждая

команда

выбирает

одного

героя

из

предложенных

карточек

(которые

проявили

отвагу,

мужество,

жертвенность, заботу и тд). Задача: Команды должны составить список

героических

поступков

на

основе

информации

в

презентации

и

своей

фантазии, связанных

с выбранным

героем,

у каждой

команды есть 10

минут

на

составление

списка

ситуаций

или

поступков,

которые

направлены на благо общества. По истечении времени команды по очереди

зачитывают свои списки.

5.

Заключение (5 минут):

Подведение итогов занятия. Рефлексия:

"Чему

мы

сегодня

научились?

Как

мы

можем

быть

героями

в

нашей

жизни?"

.

Обсуждение:

Какие

уникальные

героические

поступки

были

перечислены

каждой

командой?

Анализ:

Почему

эти

действия

можно

считать

героическими? Награждение

команды, которая

составила

самый

длинный и оригинальный список.

Дополнительные заметки:

Важно обеспечить поддерживающую и

позитивную атмосферу на занятии. Стимулировать учеников к активному

участию и выражению своих мыслей. Обратить внимание на то, что

героизм

не

всегда

связан

с

грандиозными

поступками,

он

может

проявляться в повседневных действиях помощи и поддержки.

Сравнение структуры занятия "Конспект занятия: 'Герои вокруг нас'"

с занятием на сайте "Разговоры о важном":

Мотивационная часть:

"Герои вокруг нас": введение с обсуждением определения

героя и его качеств.

"Разговоры о важном": работа с фото- и видеоматериалами,

беседа для принятия темы занятия.

Основная часть:

"Герои вокруг нас": интерактивная презентация с экскурсией и

групповая работа, включающая анализ историй героев.

"Разговоры

о

важном":

обсуждение

презентации

о

современных героических поступках и творческое задание

"Открытка герою".

Заключительная часть:

"Герои вокруг нас": подведение итогов с рефлексией о том, как

ученики могут проявлять героизм в жизни.

"Разговоры о важном": обобщение материалов занятия и

подведение итогов.

Занятие

"Герои

вокруг

нас"

имеет

преимущества

благодаря

сочетанию посещения музея и групповой работы, экскурсия в музей

обогащает

учеников

живыми

примерами

героизма

и

связывает

исторические события с реальными местами и артефактами, что усиливает

эмоциональное восприятие и понимание темы. Групповая работа, в свою

очередь, способствует активному обсуждению и коллективному анализу,

что развивает командные навыки и критическое мышление. Такой подход

позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему героизма, делая

обучение интерактивным и практическим.

Патриотическое воспитание в начальной школе является ключевым

аспектом формирования целостной личности, оно способствует развитию

у детей глубокого уважения к своей стране, истории и культуре, что важно

для

создания

сильного,

единого

общества.

Через

патриотическое

воспитание младшие школьники учатся ценить свои корни, развивают

чувство

ответственности

и

приверженности

своему

народу,

такое

воспитание также помогает в развитии нравственных качеств, таких как

честность, доблесть и альтруизм, воспитывая будущих граждан, готовых

вносить свой вклад в благополучие и развитие своей страны.