Автор: Бухтеева Зоя Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №27
Населённый пункт: Мытищи, Московская область, Мытищинский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Герои нашего времени" патриотическое воспитание младших школьников
Статья на тему «Герои нашего времени» (патриотическое воспитание
младших школьников).
Тема
"герои нашего
времени"
является
весьма
актуальной
в
контексте современного общества и воспитания молодежи в России. В
настоящее
время
уделяется
значительное
внимание
формированию
личности молодых людей, что обусловлено стремлением к воспитанию
граждан, способных на созидательную и ответственную деятельность в
обществе, для этого необходимы яркие примеры, которые могут служить
ориентиром для подрастающего поколения. Современные герои – это не
только великие лидеры и исследователи, не только те, кто совершил
подвиги, известные на весь мир, это также люди, работающие в наиболее
важных и часто недооцененных областях: спасатели, врачи, учителя,
волонтеры и ученые. Они каждый день вносят свой вклад в улучшение
жизни
общества,
часто
оставаясь
за
кулисами
больших
новостных
заголовков. Их преданность делу, мужество и способность действовать в
экстремальных условиях делают их истинными героями нашего времени.
В этой связи все большее значение приобретает изучение образов
героев
современности,
которые
могут
вдохновлять
молодежь
на
достижения, самосовершенствование и активную жизненную позицию,
такие
примеры
помогают
развивать
у
детей
и
подростков
целеустремленность,
трудолюбие, патриотизм, а
также способствуют
формированию у них чувства ответственности за свое будущее и будущее
своей страны.
Это, в свою очередь, требует создания соответствующих
образовательных
и
воспитательных
программ,
направленных
на
знакомство молодежи с достижениями современных героев, их вкладом в
развитие общества и государства, а так же традиционными ценностями.
Важно разрабатывать методы и подходы, позволяющие молодым людям не
только узнавать об этих личностях, но и анализировать их поступки,
принципы и ценности, давая возможность учиться на их примере.
По мнению О.Н. Володина, традиционные ценности представляют
собой нравственные стандарты, которые формируют взгляды граждан
России на мир, передаются из поколения в поколение и являются основой
для развития общенациональной гражданской идентичности и единства
культурного
пространства
страны.
Эти
ценности
способствуют
укреплению
общественного
согласия
и
находят
свое
уникальное
выражение
в
духовной,
исторической
и
культурной
эволюции
многонационального российского народа
1
.
Президент России Владимир Путин подписал указ, утверждающий
основы
государственной
политики
для
поддержки
и
усиления
традиционных
духовных
и
моральных
ценностей России.
Данный
документ,
опубликованный
на
портале
правовой
информации
и
вступивший
в
силу
в
день
подписания,
признает
эти
ценности
фундаментом
российского
общества,
способствующим
сохранению
суверенитета страны, укреплению единства ее многонационального и
многоконфессионального населения,
а
также развитию человеческого
потенциала. В указе перечислены такие ценности, как жизнь, человеческое
достоинство, права и свободы, патриотизм, ответственность за судьбу
Отечества,
высокие
моральные
идеалы,
семейные
ценности,
продуктивный труд, предпочтение духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
уважение к исторической памяти и единство народов России
2
.
М.М. Тимошенкова подчеркивает, что с раннего возраста важно
начать формировать у детей, даже в самой упрощенной форме, осознание
значимости их страны в их жизни и
в мире в целом. Специалисты,
1
Володин О. Н., Лузгина А. А. ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ И
УКРЕПЛЕНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ //Вестник Прикамского социального института. – 2023. – №. 1 (94). – С.
179-184.
2
Указ Президента Рф от 9 ноября 2022 г. No 809 “об утверждении основ государственной политики по
сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”
работающие с младшими школьниками, сталкиваются с трудностями в
создании у детей в возрасте 7–10 лет элементарного понимания своей
малой и большой родины, однако, несмотря на эти трудности, работа в
этом направлении является крайне важной для воспитания в ребенке
чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории и культуре, что
является ключевым в формировании гражданина и патриота, а также в
развитии у него чувства собственного достоинства и положительных
качеств.
В современном
мире,
где
люди
часто
теряют
моральные
ориентиры, важность такого воспитания становится особенно актуальной
3
.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования России, определены ключевые
личностные
результаты
обучающихся,
включающие
готовность
и
способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и
познанию, а также основы гражданской идентичности, более того, в
стандарте
указывается
на
необходимость овладения
универсальными
учебными действиями, которые обеспечивают ключевые компетенции для
умения учиться.
Помимо
этого,
в стандарте
описывается
"портрет
выпускника
начальной школы", который включает в себя следующие личностные
качества: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение к ценностям
семьи
и
общества;
любознательность
и
активное
познание
мира;
способность к самоорганизации и ответственность за свои действия;
доброжелательность
и
умение
слушать
других;
соблюдение
правил
здорового и безопасного образа жизни
4
.
В области патриотического воспитания в России значительный вклад
внесли многие ученые и педагоги, среди них: А.В. Азарова, А.И. Мурзин,
3
Тимошенкова, М. М. Актуальность патриотического воспитания младших школьников / М. М.
Тимошенкова // Научный альманах. – 2021. – № 5-1(79). – С. 122-124. – EDN FNKVKU.
4
ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от
11.12.2020) Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15785
И.Л. Нестерович, С.Н. Филипченко изучали генезис развития патриотизма
как общественного явления, начиная от любви и уважения к семье и
соотечественникам,
вплоть
до
государственного патриотизма.
Исторические фигуры, такие как А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г.
Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, также
вносили свой вклад в разработку идей патриотического и гражданского
воспитания. К.Д. Ушинский разрабатывал идеи нравственного воспитания
человека-патриота, подчеркивая важность воспитания в духе народности и
любви к Родине, а также выделял важность культуры, быта, истории и
традиций в формировании патриотизма. В.И. Вернадский акцентировал
внимание на значимости использования примеров из реальной жизни и
местного
краеведческого
материала
для
воспитания
личности,
подчеркивая связь воспитания
с
изучением жизни, идей и
истории
человека.
Патриотическое воспитание
учеников начальных
классов
через
внеурочные
мероприятия
играет
ключевую
роль,
так
как
они
предоставляют более привлекательные и разнообразные формы обучения
по
сравнению с
обычными уроками,
однако существует недостаток
методических материалов для учителей начальных классов по проведению
патриотического
воспитания
вне
урочного
времени.
Внеурочная
деятельность включает различные виды занятий, не связанных с учебой,
направленных на воспитание и социализацию учеников
5
.
Принципы
организации
внеурочной
деятельности
по
патриотическому воспитанию включают:
5
Головин, И. Ю. Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания младших
школьников / И. Ю. Головин, В. В. Комарова, С. А. Перекальский // Образовательное пространство
детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов VI
международной научно-практической конференции, Коломна, 27–28 мая 2019 года. – Коломна:
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
"Государственный социально-гуманитарный университет", 2019. – С. 110-117. – EDN RRBMXX.
1.
Направленность
на
формирование
универсальных
учебных
навыков.
2.
Взаимосвязь между учебной и внеурочной деятельностью.
3.
Добровольность выбора программ.
4.
Использование существующего опыта школы в организации
внеурочной деятельности.
5.
Изучение
и
применение
успешных
методов
организации
внеурочной деятельности.
6.
Учет потребностей учащихся и их родителей.
Интерактивные уроки и обсуждения:
1.
Ролевые
игры
-
ученики
могут
вжиться
в
роли
известных
героев, реконструируя их действия и принимая решения, что
помогает лучше понять мотивы и действия героев.
2.
Интерактивные презентации - использование мультимедийных
презентаций
и
интерактивных
досок
для
демонстрации
историй и достижений героев.
3.
Викторины и игры - организация викторин и образовательных
игр на тему героев для повышения интереса и вовлеченности
учеников.
4.
Круглые столы и дебаты - организация дискуссий, где ученики
могут высказывать свои мысли и мнения о героях, их
поступках и значениях.
5.
Анализ биографий - изучение жизненных путей реальных
героев, обсуждение их вклада в общество и личных качеств.
Тематические проекты:
1.
Исследовательские проекты - ученики могут самостоятельно
изучать
истории
выбранных
ими
героев,
проводить
исследования и представлять результаты в виде проектов.
2.
Творческие
задания
-
создание
художественных
работ,
литературных сочинений или мультимедийных презентаций,
посвященных теме героев.
3.
Общественные инициативы - организация мероприятий или
кампаний, вдохновленных действиями героев, направленных
на решение актуальных проблем (волонтерство).
Конспект занятия: "Герои вокруг нас" (внеурочная деятельность для
3 класса)
Цели занятия:
1.
Познакомить учеников с разнообразными примерами героизма
в повседневной жизни (экскурсия в местный музей).
2.
Развить у учащихся понимание того, что героизм может
проявляться
в
разных
формах
(отвага,
мужество,
жертвенность, забота).
3.
Стимулировать развитие эмпатии и уважения к героям СВО.
4.
Развивать командное взаимодействие и навыки общения у
учеников.
5.
Поощрять критическое мышление и творческий подход к
анализу историй героев.
Материалы и оборудование:
Презентация с изображениями героев ВОВ, СВО.
Карточки
с
описаниями
реальных
историй
проявлений
героизма.
Бумага, карандаши, цветные маркеры.
План занятия:
1.
Введение (10 минут):
Обсуждение
с
учениками:
"Кто
такой
герой?" и "Какие качества делают человека героем?". Краткое введение в
тему занятия.
2.
Интерактивная
презентация
с
современными
героями
СВО
(20
минут): Экскурсия в музей, посвященный героям Второй мировой войны, с
последующей демонстрацией интерактивной презентации о современных
героях специальной военной операции. В ходе мероприятия обсуждение
вопросов:
"Какие
профессии
представлены
в
музее
и
в
презентации?
Каким образом эти люди вносят вклад в общество?"
3. Работа в группах (20 минут): Разделение класса на малые группы
(команды)
по
4-5
человек.
Каждая
команда
выбирает
одного
героя
из
предложенных
карточек
(которые
проявили
отвагу,
мужество,
жертвенность, заботу и тд). Задача: Команды должны составить список
героических
поступков
на
основе
информации
в
презентации
и
своей
фантазии, связанных
с выбранным
героем,
у каждой
команды есть 10
минут
на
составление
списка
ситуаций
или
поступков,
которые
направлены на благо общества. По истечении времени команды по очереди
зачитывают свои списки.
5.
Заключение (5 минут):
Подведение итогов занятия. Рефлексия:
"Чему
мы
сегодня
научились?
Как
мы
можем
быть
героями
в
нашей
жизни?"
.
Обсуждение:
Какие
уникальные
героические
поступки
были
перечислены
каждой
командой?
Анализ:
Почему
эти
действия
можно
считать
героическими? Награждение
команды, которая
составила
самый
длинный и оригинальный список.
Дополнительные заметки:
Важно обеспечить поддерживающую и
позитивную атмосферу на занятии. Стимулировать учеников к активному
участию и выражению своих мыслей. Обратить внимание на то, что
героизм
не
всегда
связан
с
грандиозными
поступками,
он
может
проявляться в повседневных действиях помощи и поддержки.
Сравнение структуры занятия "Конспект занятия: 'Герои вокруг нас'"
с занятием на сайте "Разговоры о важном":
Мотивационная часть:
"Герои вокруг нас": введение с обсуждением определения
героя и его качеств.
"Разговоры о важном": работа с фото- и видеоматериалами,
беседа для принятия темы занятия.
Основная часть:
"Герои вокруг нас": интерактивная презентация с экскурсией и
групповая работа, включающая анализ историй героев.
"Разговоры
о
важном":
обсуждение
презентации
о
современных героических поступках и творческое задание
"Открытка герою".
Заключительная часть:
"Герои вокруг нас": подведение итогов с рефлексией о том, как
ученики могут проявлять героизм в жизни.
"Разговоры о важном": обобщение материалов занятия и
подведение итогов.
Занятие
"Герои
вокруг
нас"
имеет
преимущества
благодаря
сочетанию посещения музея и групповой работы, экскурсия в музей
обогащает
учеников
живыми
примерами
героизма
и
связывает
исторические события с реальными местами и артефактами, что усиливает
эмоциональное восприятие и понимание темы. Групповая работа, в свою
очередь, способствует активному обсуждению и коллективному анализу,
что развивает командные навыки и критическое мышление. Такой подход
позволяет более глубоко и всесторонне изучить тему героизма, делая
обучение интерактивным и практическим.
Патриотическое воспитание в начальной школе является ключевым
аспектом формирования целостной личности, оно способствует развитию
у детей глубокого уважения к своей стране, истории и культуре, что важно
для
создания
сильного,
единого
общества.
Через
патриотическое
воспитание младшие школьники учатся ценить свои корни, развивают
чувство
ответственности
и
приверженности
своему
народу,
такое
воспитание также помогает в развитии нравственных качеств, таких как
честность, доблесть и альтруизм, воспитывая будущих граждан, готовых
вносить свой вклад в благополучие и развитие своей страны.